Рубен Гини в цикле экспедиций АНДИН (“за пределами” или “вне” – арм.): В поисках кайрака Пантусова
Читать весь цикл статей: Андин. Хроники армянских путешествий
Аннотация серии статей

Армянское слово “Андин” дословно переводится как “за пределами” или “вне”. Именно этим словом был назван цикл из трех крупных экспедиций за историческими свидетельствами о следах армян на Шелковом пути и Пути пряностей. Путешествия были приурочены к созданию документального фильма “Андин. Хроники армянских путешествий”, релиз которого состоялся в 2014 году. При поддержке частных инвестиций были осуществлены следующие поездки: АНДИН-1 (2011-2012) Армения, Китай (разведка), АНДИН-2 (2012-2013) Индия, Киргизия, Китай (+Тибет), Мексика, Санто-Доминго, АНДИН-3 (2013) Россия, Франция, Испания, Китай (Юг).

Выхваченный из темноты светом фонарика, он словно ждал нас. Огромный валун не меньше семидесяти килограммов, покрытый запыленным целлофаном. Ждал нас последние сто девятнадцать лет...

Сапсан. По пути в Санкт-Петербург, 20132 февраля 2013 г. группа “Андин”, наконец, добралась до Санкт-Петербурга. На съемки в фондах Эрмитажа было выделено 6 часов. За это время надо было успеть взять интервью у Михаила Пиотровского и отснять в деталях Пазырыкский ковер (самый древний ворсовый ковёр, - IV в. до н.э. Ковер - предмет ожесточенного спора из-за наличия на нем армяно-персидских символов и алтайской символики). Одновременно предстояло выяснить, был ли исполинский валун, названный кайраком Пантусова, той самой находкой, за которой я вел охоту вот уже полтора года.

Впервые про кайрак Пантусова я услышал еще в первый год жизни в Китае, когда пытался найти следы иностранцев на Шелковом Пути - дороги, ведущей из столь знакомого мне Западного мира в Поднебесную, полную загадок и тайн. Черно-белый оттиск, изготовленный Николаем Марром (1865-1934, востоковед, лингвист, занимавшийся в основном сравнительным анализом восточных и западных языков - ) в 1894 году, оставался единственным визуальным подтверждением того, что кайрак, или надгробный камень, с армяно-сирийской надписью, на самом деле существовал. Его обнаружили члены экспедиции Императорской Археологической Комиссии неподалеку от Пишпека (современного Бишкека) вместе с сотнями других памятников. Подумать только - целое христианское средневековое кладбище и сотни камней с эпитафиями на арабском, тюркском, сирийском языках! Встречались также языческие памятники, испещрённые таинственными и манящими рунами степных кочевников. И вот среди них - кайрак с крестом посередине, обрамленный эпиграфическим посланием из далекого прошлого. Мало, кто знал тогда, что рядом с сирийскими письменами начертаны армянские буквы. Более того, они отражали важнейшие сведения - имя усопшего и год его смерти.

Грифон - деталь Пазырыкского ковра. Изображение грифона характерно для Средиземноморских и Ближнеовосточных культур, но не АлтаяОдин из кайраков, с сирийскими писмьенами. Возможно входил в число находок, сделанных экспедицией Пантусова

По распоряжению Николая Пантусова наиболее интересные находки отправлялись в Петербург для дальнейшего изучения. Именно так, преодолев тысячи километров, кайрак Пантусова, как я теперь его называю, попал из центральноазиатского археологического поля прямиком на стол к известному востоковеду Николаю Марру, который как раз занимался классификацией армянских диалектов. Для него не составило особого труда расшифровать надпись. И, если в том, что некий епископ по имени Ованнес почил в 772 году армянского летоисчисления (т. е. в 1323 г.), не было ничего примечательного, то местонахождение самого кайрака ввергло ученого в полное изумление. Армянский епископ в Центральной Азии, на пороге Китая? Ведь, если был епископ, значит существовал епископат. И значит, в регионе проживала достаточно крупная армянская колония. Кто это был - торговцы или бежавшие от религиозных гонений христиане?

В первой половине XIV века Центральная Азия представляла собой конгломерат общин, совершенно разных по своему этническому и религиозному составу. Кроме несториан (приверженцы учения диофизитского толка, окончательно принятого как ересь в 431 году. Многие представители течения бежали на восток, основав колонии в Персии, Индии и в Китае - ), буддистов, христиан и мусульман здесь расселились также представители древних языческих культов. В обычное время эти общины жили и торговали между собой, стараясь избегать конфликтов. Об этом было известно из донесений францисканских миссионеров XIII-XIV вв. - от Карпини и Лонжюмо до Рубрука и Порденоне.

Оттиск кайрака, выполненный Н. Марром в 1894 годуКайрак с именем епископа стал важным аргументом в диспутах, которые вели многочисленные ученые и путешественники, побывавшие в этих краях. Понимая уникальность находки, Марр распорядился изготовить знаменитый оттиск кайрака. Этому изображению суждено было кочевать из одной научной статьи в другую на протяжении последующих десятилетий. Затем наступила новая эра. Россия пережила две революции, прошла через вторую мировую войну и к середине ХХ века стало понятно, что сведения о местонахождении кайрака окончательно утрачены. Но тем интереснее показалось мне это дело. Я смутно ощущал, что кайрак Пантусова каким-то чудом сохранился. Оставалось только найти его. Подобная находка могла не только возродить интерес к исследованиям христианских общин в Китае и Центральной Азии, но также способствовала бы поиску и обнаружению других памятников старины, забытых в обветшалых фондах и хранилищах региональных музеев.

Пишкек (или современный Бишкек) - город, пронизанный ощущением недосказанности. Здесь воздух пропитан самой историей колыбели человечества. Тысячи лет эти земли молча наблюдали за передвижением народов, генетически связанных и с Африканским континентом и с населением Южной Америки. Словно некий археологический магнит, они притягивали многочисленные свидетельства прошлого - от каменных орудий до великолепных образцов письменности, выдолбленных на скалах и выжженных на бамбуковых дощечках. В начале ноября 2012 г., после Индийской кампании, мы с моим ассистентом - китайцем Лео Чуэн Цзы, по прозвищу “Санчо”, вылетели из Пекина в Бишкек, где нас ждала теплая встреча в кабинете вице-президента Академии Наук Киргизии Владимира Плоских. Нашим приоритетом оставалось озеро Иссык-Куль с бухтой Курменты, около района Тюп, где, возможно, находятся руины христианского монастыря армянских братьев, - с прахом апостола Матфея, - одного из четырех евангелистов. Эта легенда требует отдельной статьи, поэтому пока что оставим тему в относительном покое.

Рубен Гини, Владимир Плоских - вице-президент АН Киргизии и китаец _Санчо_ - Лео Чуэн ЦзыНательный крест 19 века. Из музея Кыргызско-российского Славянского Университета

После беседы с Владимиром Михайловичем и его сыном Василием, я решил собрать дополнительные сведения о кайраке. Единственной зацепкой оставался архив Императорской Археологической Комиссии, фонды которой были расформированы после октябрьских событий 1917 года. Большая часть артефактов была отправлена в государственный Эрмитаж, однако ни один реестр не ссылался на нужный нам объект. Никаких сведений о кайраке Пантусова... Завершив съемки на Иссык-Куле, посетив руины Таш-Рабата, потеряв одну из камер и едва уцелев во время инцидента с лодкой, мы вернулись в Бишкек. Перед тем как вылететь в Пекин, я приобрел несколько ценных книг из личной коллекции Владимира Михайловича и решил посетить небольшой закрытый музей при Кыргызско-Российском Славянском университете. Скромная комнатка была обставлена стеклянными шкафами. Среди покрытых пометами времени изделий из меди, остатков керамических сосудов эпохи Тимуридов, позеленевших от воздействия воды акинаков (Короткий меч. Был распространен среди сакских племен, применялся также на территории Персии) и нательных крестов девятнадцатого века, плашмя лежали кайраки. Те самые знаменитые кайраки из экспедиции Николая Пантусова. Во мне немедленно пробудился инстинкт охотника. Вызволив штатив из чехла и проведя съемку, я был приятно удивлен осведомленностью и горячим желанием помочь нам молодого сотрудника музея - Дмитрия Лужанского. Когда мы разговорились с ним на тему христианства в Центральной Азии, я не преминул спросить о кайраке Пантусова – где, по мнению Дмитрия, мог бы находиться этот артефакт?

Находки со дна Иссык-Куль. В музее Кыргызско-российского Славянского УниверситетаБухта Курменты, Тюп, Иссык-Куль, Киргизия, 2012

Дмитрий предложил связаться с хранителем сектора Средней Азии, Кавказа и Крыма отдела Востока Государственного Эрмитажа. Если кайрак не обнаружится и там, значит найти его будет уже практически невозможно. Вернувшись в Пекин, я первым делом занялся получением мексиканской визы. Нельзя было терять ни одного дня. Согласно плану, впереди нас ждали Мехико, Санкт-Петербург, Париж, Малага, города Южного Китая. Малейшее промедление - даже на неделю - могло отсрочить всю экспедиционную цепочку на долгие месяцы, соответственно, оттянуть и выход фильма, ради съемок которого мы так старались. Лишь в декабре, через пять недель после возвращения в Пекин из Бишкека и возни с документами, разрешениями и заверениями, я смог, наконец, вернуться к проблеме кайрака. Направив предварительное письмо сотруднику Отдела Востока, кандидату исторических наук Асану Торгоеву и запросив сведения о камне, я стал с нетерпением ждать ответа. Прошла неделя, вторая, и уже перед самым вылетом в Мексику пришло письмо из Петербурга. Один из валунов, хранившихся в фонде Отдела Востока, по внешнему описанию напоминал кайрак Пантусова. Но был ли этот камень тем самым артефактом, за которым я гонялся столько времени? Уже из аэропорта я связался с Асаном, попросив его прислать фотографию, но выяснилось, что кайрак невозможно сдвинуть с места в виду его тяжести, вдобавок, как назло, он располагается на самой высокой полке в хранилище, и, если мне надо взглянуть на него, придется лететь в Петербург…

Рубен Гини на островке вблизи бухты Курменты. Озеро Иссык-Куль, Киргизия, 2012Деталь креста на стеле из села Улгюр. Внешне перекликается с изображением на кайраке Пантусова. Датирована примерно тем же веком

2 февраля 2013 г. город на Неве отдыхал в снегу - какой контраст по сравнению с Мексикой, откуда я только что вернулся! Не успев перевести дух после перелета и поспав несколько часов в “Сапсане”, я уже несся с оператором из ВГИКа Иваном Купцовым в мастерскую Астахова для аренды техники. При содействии консульства Армении нам открыли полный доступ в хранилища Эрмитажа. Посетители с интересом наблюдали, как мимо стендов, вспотевшие и разгоряченные, мы тащили громадные штативы, разматывали кабели, пытаясь сэкономить каждую минуту из тех шести часов, которые были нам отведены. И вот, наконец, завершив съемки Пазырыкского ковра, побеседовав с Михаилом Пиотровским в его внушительном кабинете с высоченными потолками, в которые упирались, точно скалы, полки с книгами, обтянутыми в аппетитные желто-коричневые обложки, мы, наконец, направились в западное крыло Эрмитажа. За арочными окнами уже сгущались сумерки. Работники музея один за другим покидали здание, спеша домой после рабочего дня. Залы затихали. Эрмитаж медленно погружался в сон.

В арендной студии Астахова. Санкт-Петербург, 2013В арендной студии Астахова. Кинооператор Иван Купцов подбриает фильтры, 2013

Мы шли за нашим проводником по скрипучему паркету. Через метров сто повернули налево, поднялись выше на этаж, потом - еще на один, и вот мы уже на винтовой лестнице, ведущей на самый верх. Казалось, мы карабкаемся на башню какого-то сказочного замка по крутым средневековым ступеням. Наконец, нас ввели в маленькую полутемную комнатку, где стояло несколько человек. Я понял, почему здесь собралось такое количество работников - кайрак уже был спущен на пол.

Иван Купцов на съемках фильма Андин. Хроники армянских путешествий. Санкт-Петербург, 2013У работников на шее висели бирки с именами - на одной я прочитал знакомое имя Асана Торгоева. Он молча подвел нас в огромному камню, прикрытому целлофановым пакетом. У меня забилось сердце. Вот он - момент, которого я ждал столько месяцев. Неужели мы нашли кайрак Пантусова? В темном углу было трудно определить очертания камня. Выхваченный из темноты светом фонарика, он словно ждал нас. Огромный валун, не меньше семидесяти килограммов, ждал нас последние сто девятнадцать лет... Сомнений быть не могло - перед нами лежал кайрак Пантусова! С минуту я просто глядел на него. Нетерпеливый шепот за спиной дал понять, что нужно спешить со съемками. Весть о находке удивила многих. Кайрак особенно заинтересовал специалистов, изучающих историю христианских общин в Центральной Азии и в Китае. Последующие несколько месяцев о нем писали газеты в Армении, в Китае, Канаде, России.

Заговорили об аналогичных находках - Несторианской стеле, крестах с острова Харк, об античных изображениях апостола Фомы якобы с «Т-образным» крестом в руках, на скалах Ляньюньгана. Для сведения: крест с кайрака Пантусова перекликается с аналогичными экземплярами из армянского села Улгюр, датированными XII-XIV вв. Я был удовлетворен. Старая тема получила свежую порцию энергии. А это значит, что впереди могут ждать новые интересные открытия.

Рубен Гини и кайрак Пантусова. Гос. музей Эрмитаж, 2013Первое фото кайрака, сделанное впервые за последние 119 лет. Гос Музей Эрмитаж, 2013

Ведь дело даже не в самом кайраке, а в стремлении человека постигать мир, узнавать правду о своих корнях, уметь страстно желать чего-то и не бояться своих, порой безумных, желаний. Кайрак Пантусова для меня стал символом целеустремленности - бесконечно важной черты характера любого исследователя. Материальная ценность этого исполина оказалась слабее главного противовеса - мыслей о смысле жизни. Мыслей, которые в наше меркантильное время принято считать эксцентричными.

Пекин, 2015

Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий

Энциклопедия предложила Рубену Гини дать стандартные для нашего формата разъяснения малоизвестным терминам, например, «акинак». Но Рубен, хоть и пояснил ряд «препятствий», в некоторых случаях оказался крепким орешком и предложил читателям самостоятельно порыться в словарях (видимо, придется увеличить нагрузку на Википедию).

Дополнительная информация к циклу статей

Цикл экспедиций АНДИН. МИР ШЕЛКОВОГО ПУТИ
На страницу экспедиций Рубена Гини
Андин. Мир Шелкового пути

Статья просмотрена: 3242
Рейтинг статьи: 3
Bookmark and Share
Ruben Giney
Ruben Giney, 24.01.2016 в 01:12
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 1 )
Йети съел этот комментарий
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо