Арсеньев в Лазовском районе. Часть-4
Читать весь цикл статей: Первые экспедиции В.К. Арсеньева
Аннотация серии статей

Легендарный исследователь Дальнего Востока, всемирно известный писатель Владимир Клавдиевич Арсеньев, не перестаёт удивлять и очаровывать своим наследием. Казалось, что за многие годы все его творческое наследие было собрано, изучено сотнями исследователей. Материалы Арсеньева опубликованы во множестве газет, журналов, статей, книг. Но, оказывается, ещё много не открыто, не исследовано, малоизученно и мало известно. Это касается, в первую очередь, самых первых экспедиций Арсеньева 1902-1905 годов по южному Приморью и его последующих секретных экспедиций.

Продолжая внимательно перечитывать книгу В.К. Арсеньева «Китайцы в Уссурийском Крае. Очерк историко-этнографический.», переходим к разделу «Опиум и врачевание», где есть информация и про Лазовский район.

Олег Вороной в тайге Приморья«В Китае опиум известен со времён Танской династии, куда он был впервые завезён арабами в качестве снотворного средства. Первый императорский указ о запрещении курения опиума последовал в 1729 году. В Уссурийском Крае опиум появился очень недавно – именно, в 1870-х годах. Прежде всего он появился в Ханкайском и Суйфунском районах, затем на реке Сучане и в верховьях Уссури и позже всего в прибрежном районе (в Засучанье). По свидетельству переселенцев-старожилов, раньше опия было мало, но с 1900 маковые плантации начинают сильно возрастать в числе.

Культурой мака для сбора опиума занимались раньше одни китайцы, а теперь этим занимаются и корейцы. Это занятие представляет из себя большую выгоду. Под посевы мака китайцы снимают у местного русского населения огромные участки земли и уплачивают за это большие деньги. И эти цены на землю сильно возрастали:

  • в 1900-1905 годах 5-8 рублей за десятину,
  • в 1906-1909 годах 7-10 рублей за десятину,
  • в 1910-1911 годах 10-15 рублей за десятину,
  • в 1912 году 50-60 рублей за десятину,
  • в 1913 году 90-100 рублей за десятину.

А цены на опиум наоборот падали: с 2 рублей 50 копеек в 1900-м году за один лян (16-я часть китайского фунта, который равнялся 120 русским золотникам), до 70 копеек в 1913 году. О количестве же земли, занятой плантациями мака в одном только Ольгинском уезде (куда входил Лазовский район), можно судить по донесениям Военного Губернатора Приморской области. В 1906 году количество десятин, засеянных маком, доходило до 80 из 200 разработанных под пашни. В 1912 году под мак было разработано 3.500 десятин!

Прельстившись высокой платой, крестьянское и казачье население сдаёт лучшие свои земли под посевы мака. Бывали случаи в Цемухинской волости, что крестьяне сдавали под мак пашни с хорошими всходами: поля, покрытые зелёными всходами, перепахивались. Подённая плата у сборщиков мака доходила до 3 рублей в сутки…»

Да-а-а… Как тут революции не произойти? В книге В.К. Арсеньева «Краткий военно-географический и военно-статистический очерк Уссурийского Края. 1901-1911.» есть информация про другие китайские промыслы в Лазовском районе:

  1. «Трепанги (Хей-сын). Суточный улов одной лодки в среднем 120 трепангов, что даёт 6 фунтов сухого продукта. Стоимость на месте 1 рубль, в Чифу около 2 рублей.
  2. Морская капуста (Хей-цай). Один пучок сухой морской капусты продаётся на месте по цене до 1 руб. 50 коп. В Китае 6-7 копеек за фунт.
  3. Морские крабы (Тахе-за-хеию). Суточный улов, около 500 штук, варится в котлах, очищается и высушивается на солнце. Во Владивостоке цена 1 руб. 50 коп. за фунт.
  4. Маленький рачок (Сия). В массе ловится около устьев рек, квасится в сосудах, продаётся как соус. В Китае 5 копеек за фунт.
  5. Большой гребешок (Мати-каля). Мускулы варятся и сушатся. В Китае 3 руб. за фунт.
  6. Каменный лишай (Шито-пи), т.е. каменная кожа. В массе собирается в Засучанье (Лазовский район) и отправляется в Китай, цена 7 коп. за фунт.
  7. Древесные грибы (Хый-цай). Собирается в дубняках, для чего специально валятся деревья. Цена одного фунта 1 руб. 50 коп.
  8. Женьшень…»

Вот что пишет о женьшене Владимир Клавдиевич Арсеньев:

  Женьшень. Фото:и Олег Вороной…Я остановлюсь немного на Жэнь-шэне. У китайцев есть множество легенд о его происхождении. Вот одна из них, её чаще всего можно услышать в Уссурийском Крае. Жэнь-шэнь – это корень, который только есть один на всей земле; он может превращаться и в человека, и в тигра, и в птицу, и во всякое другое животное, поэтому никто его найти не может. Если человек увидал в лесу какого-нибудь зверя, какое-нибудь растение или даже неодушевлённый предмет, например, камень, и сильно его испугался, и если этот предмет тотчас же пропал из глаз – это был Жэнь-шэнь. Тогда надо молиться, запомнить это место и в будущем году прийти сюда за корнем.

Раньше Жэнь-шэнь жил в Китае, и никто не знал о его существовании. Но вот Великий пророк Лао-цзы открыл его целебную силу и указал людям его приметы. Жэнь-шэнь бежал к северу в гористые страны. Учёный Синну-Хонди ( в другой статье Лао-Хань-Ван – князь старых китайцев) при посредстве других целебных трав открыл его местонахождения. Тогда Жэнь-шэнь скрылся в Уссурийском Крае. Прошло много веков. И вот три брата Ванганго, Касавон и Лиу-у пошли к берегам Великого Океана искать этот чудодейственный корень. Там они заблудились и погибли. С тех пор души их бродят по тайге и перекликаются между собою.

Каждый жень-шеньщик, если услышит эти стоны и крики, никогда не пойдёт в их направлении и непременно свернёт в сторону, а если он рискнёт туда идти, то ничего не найдёт и наверное заблудится.

Чтобы спастись от преследования людей, Жэнь-шэнь наплодил множество корней, себе подобных – «Пан-цуй», как говорят китайцы. Вот почему такой «Пан-цуй» чем ближе будет к истинному Жэнь-шэню, тем больше похож на человека, тем больше он размерами, сильнее в нём сила и тем дороже он ценится…

…Другая легенда говорит так: в восточной Маньчжурии, в горах Нанган-Шаня жили два знаменитых рода Си-лян и Лян-серл, вечно враждующих между собою. Представителем рода Си-лян был знаменитый воин Жэнь-Шэнь; он защищал слабых, угнетённых, отличался удивительной храбростью, был справедлив и великодушен. Он унаследовал от своих предков все душевные их богатства.

Сон-ши-хо из рода Лян-серл был редкой красоты мужчина, смелый, энергичный. Он сделался хунхузом, собрал толпу разбойников и с ними совершал нападения на соседей. Жэнь-Шэнь давно собирался усмирить Сон-ши-хо, но жизненные пути их нигде не встречались. Но вот Сон-ши-хо вздумал сам напасть на Жэнь-Шэня. Судьба покровительствовала последнему. Сон-ши-хо был взят в плен, закован в цепи и посажен в глубокую яму. Долго томился Сон-ши-хо в заточении и, вероятно, погиб бы, если бы ему на помощь не пришла красавица Ляо, сестра Жэнь-Шэня. Ляо влюбилась в разбойника, освободила его из ямы и убежала с ним из дома брата. Как только Жэнь-Шэнь узнал об этом, он бросился за Сон-ши-хо в погоню и скоро догнал его в диком ущелье Сяо-ли-фаня. Услышав за собой погоню, Ляо спряталасьв кусты, а Сон-ши-хо приготовился к единоборству. Оба врага вступили в страшный бой. Силён был Сон-ши-хо, но искусен и ловок был Жэнь-Шэнь. Он нанёс Сон-ши-хо смертельный удар в грудь. В это время Ляо окликнула брата. Жэнь-Шэнь обернулся, и это его погубило. Собрав остаток своих сил, Сон-ши-хо глубоко в горло Жэнь-Шэню вонзил свой острый меч. И Жэнь-Шэнь, и Сон-ши-хо – оба упали мёртвыми. Долго оплакивала красавица Ляо своего возлюбленного и своего брата; плакала она до тех пор, пока не завяла красота её и пока она не засохла так же, как засыхает растение, а на том месте, где падали её горючие слёзы, вдруг выросло удивительное растение «жень-шень» - источник жизни.

Другие китайцы говорят, что Жэнь-Шэнь зарождается из молнии: вверху за облаками царство духов, владеющих всеми силами природы и посылающих на землю дожди, гром и молнию – огонь и воду. Эти две стихии есть два начала жизни: добро и зло, свет и тьма, огонь и вода, движение и покой находятся в вечной вражде между собою, и эта вражда создала гармонию. Если в то место, где из земли бьёт холодный источник, дающий чистую, прозрачную воду, ударит молния, источник иссякает, а могучая сила небесного огня превращается в другую, чудесную силу – в Жэнь-Шэнь. Здесь появляется растение жизни…

…Только чистый непорочный человек может найти Пан-цуй; это недоступно для человека, ведшего ранее жизнь безнравственную, это недоступно для того, кто постоянно причинял людям зло и обиды. В мгновение ока растение исчезнет, корень глубоко уйдёт в землю, гора, где рос Жэнь-Шэнь, начинает стонать и колебаться и из зарослей выходит грозный охранитель лесов – тигр.

Завидев Жэнь-Шэнь, манза-искатель кидает в сторону от себя палку и, закрыв глаза рукою, с криком бросается ниц на землю:

«Пан-цуй, не уходи, - кричит он громким голосом. – Я чистый человек, я душу свою освободил от грехов, сердце моё открыто и нет худых помышлений».

Только после этих слов китаец решается открыть глаза и посмотреть на растение…

…Китайцы обладают удивительной способностью с первого взгляда определять качество корня и сразу сказать, где он рос – на берегу моря или в бассейне Уссури. Определённой цены на женьшень нет. Она колеблется от нескольких рублей до нескольких тысяч. Двадцать корней примерно стоят от 500 до 2000 рублей. Цена на Жэнь-шэнь зависит от места, где корень найден, от того, насколько он мочковат, от его величины и от того, насколько он похож на человека. Жэнь-шэнь всегда в цене, потому что спрос на него превышает количество, имеющееся на рынке. Ежегодно в Уссурийском Крае этим промыслом занимаются около 30000 человек китайцев – они добывают около 4000 корней.

Один фунт Жэнь-шэня стоит 250-270 рублей. Лет двадцать тому назад китайцы вывозили отсюда женьшеневых корней около 50 пудов на 550000 рублей. В настоящее время, вследствие лесных пожаров промысел этот упал до 3-4 пудов… (данные на 1912 год - ).

 

В начале книги «Китайцы в Уссурийском крае. Очерк историко-этнографический.» в разделе «Очерк физико-географический» у Арсеньева есть такое описание.

  Средняя высота Сихотэ-Алиня около 3000 футов, но отдельные вершины поднимаются значительно выше. Так, например, пик Лоонелаза (в истоках реки Судзухе) – 5500 футов…  

Олег Вороной в тайге ПриморьяОлег Вороной в тайге ПриморьяОлег Вороной в тайге Приморья

А ведь это наша гора Сестра так раньше называлась! Как это переводится? Порывшись в русско-китайских словарях, удалось установить примерное значение этого названия: Настоящая Императорская Выдающаяся Вершина. (Точное название надеюсь установить, когда удастся отыскать на старых картах иероглифы этого названия, хотя, на самом деле, оно имеет маньчжурское, а не китайское происхождение.) Действительно, эту гору, вторую по высоте в Приморском крае после горы Облачной, в отличие от других высоких вершин, видно издалека и со всех сторон. Другие горы на местности в Южном Приморье так не выделяются.

Гора Мокруша называлась Иммудынза. С китайского: Инь-Мао-Дин-Цзы. Переводится как Серебряная Вершина. Почему серебряная? Кто подскажет?

Река Киевка (Судзуха) на древней карте 1735 года Д,Анвиля, «6-й особый лист Китайской Тартарии», отмечена под названием СИВАН. Хотя сам Д,Анвиль и Н.Я. Бичурин называли её ЭМУЛА-БИРА. На русских картах издания 1850-1860 годов она указана ЕМУЛИ-БИРА.Что это означало? Кроме этого удалось отыскать, что в китайской географии начала 18 века река Киевка известна под названием ЭМУЛИХЭ. Редкий случай, чтобы река имела столько названий! Это: ШУЦЗЫХЭ, СИВАН, ЭМУЛА-БИРА, ЭМУЛИХЭ. Бира – это эвенкийское слово, означает просто река. Неужели здесь и эвенки жили? Сразу возникает интересное предположение: Сиван – Син-Ван - княжеское озеро, Эмулихэ – Ин-му-лу-хэ – долина серебристых изюбрей.

А река Чёрная (Тауха) называлась Да-у-хе: Пятая большая река. Это считая с реки Артёмовки на восток. Но и у неё было местное до китайское ОРОЧЁНСКОЕ НАЗВАНИЕ: РЕКА САГДЫ-УГУ. Что означает ДЕДУШКИН КАМЕНЬ. Действительно, в устье реки сохранилась древняя мастерская по изготовлению жерновов. (12-й, а может даже и 10-й век!)

Река Соколовка (Сяуха) означает: Пятая малая река. Она (оказывается!) имела до китайское ОРОЧЁНСКОЕ название РЕКА УГУ, что означает РЕКА КАМЕНЬ. Не из-за острова Орехова она так называлась, что напротив впадения реки УГУ в море? А может и вправду там лежала древняя каменная плита?

Удалось найти так же предшественников В.К. Арсеньева, изучавших наш Лазовский район. Это, кроме известного всем путешествия в 1867-1869 годах Н.М. Пржевальского, экспедиция этнографа С. Брайловского, объехавшая в 1896 году долины рек Сучана и Судзухе. Это геологические изыскания горного инженера Д.Л. Иванова с 1888 по 1894 годы по рекам Сучан, Судзухе, Таухе. Кроме этого, в 1888 году в одно вёрстном и двух вёрстном масштабах военные топографы засняли весь Южно-Уссурийский край от Китайской границы до рек Улахе и Судзухе включительно.

Конечно же, Владимир Клавдиевич внимательно изучал всё что известно о Лазовском районе (Засучанье), прежде чем отправлялся к нам в разные экспедиции. И, конечно же, всё, что узнавал, отправлял по инстанциям. Уверен, что очень много интересного о Лазовском районе будет непременно найдено. Даже по древнейшей истории уже есть новая информация, описанная Арсеньевым, но об этом в следующей статье.

Олег Вороной в тайге ПриморьяОлег Вороной в тайге Приморья

Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий

Ханкайский район - тут имеется ввиду территория приханкайской низменности.
Суйфунский район - имеется ввиду долина реки Раздольной.
река Сучан - ныне река Партизанская.
Засучанье - нынешний Лазовский район.
Цемухинская волость - нынешний Шкотовский район.
Чифа - китайский крупный торговый дореволюционный центр.
ЕМУЛА-БИРА  - древнее орочонское название реки Киевка,  переводится как «Река одержанной победы».

Статья просмотрена: 3464
Рейтинг статьи: 3
Bookmark and Share
Страны: Россия
Олег Вороной
Олег Вороной, 16.07.2016 в 13:05
Источник изображений: Из архива автора и открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 0 )
У этой статьи нет ещё ни одного комментария
Напишите комментарий и Вы будете первым
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо