По тропе Моисея. Часть-2
Путешествуя в горах Иордании, я имел возможность убедиться в наличии в них карстовых явлений и многих скрытых водотоков с чистой водой. Именно на таких водотоках, которые местные жители умели обнаруживать, основаны многие древние поселения этих мест. Самое известное из них – столица Набатейского царства город Петра. Так что, если знать, в каком месте бить посохом, воду вполне можно получить.

На фото - Валентин Сапунов. Вот так, стоя на этом месте, Моисей воодушевлял свой народ перед последним броском к Земле обетованнойПризнают Мойшу (Моше, Моисея), почти все религии, но более всего почитают, как великого пророка, евреи. Поэтому события его биографии будем цитировать по Талмуду. Историческая наука не располагает точными сведениями о Моисее, но его реальность вполне возможна. Датировка его жития – 12 – 13 вв. до н.э. Моисей был важным чиновником при дворе фараона. Какого именно – неизвестно, и эта неизвестность усложняет датировку. Египетские хроники очень точны. Обстоятельства жизни всех фараонов хорошо описаны, хотя и с идеологическими приукрасами.

Как известно, пророк Моисей (будем его именовать в соответствии с христианской традицией именно так) решил создать свое государство и с этой целью вывел евреев из Египта на территорию Иудеи. Напрашивается аналогия с созданием еврейского государства в ХХ в. Решению Моисея предшествовал разговор с Богом, в котором транслятором был горящий и несгорающий куст.

И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает (Бытие, 2:2).

Такой куст существует. Он называется диптам, или куст Моисея. Это своеобразное растение, выделяющее в большом количестве летучие эфирные масла, обладающие способностью воспламеняться и вспыхивать голубым пламенем на солнце, особенно от капель росы, которые могут работать, как линзы.

Известно, что перед исходом из Египта евреи, по рекомендации Моисея, обобрали египтян, забрали у них золотые вещи и с наворованным имуществом двинулись в сторону к земле Обетованной. Наврядли, такие действия могут быть одобрены с позиций общечеловеческой морали. Но не будем обсуждать политические и идеологические аспекты тех давних событий. Поговорим о реалиях геофизических и экологических. 15 век до н.э. был периодом очередного глобального потепления. Дельта Нила с плодородными землями могла прокормить много людей. Неудивительно, что к этим местам наряду с коренными египтянами тянулись и другие народы. В том числе евреи. По данным историков, на восток от Нила в районе современного Порт-Саида располагалось несколько еврейских поселений. Учитывая определенную негативную специфику их менталитета, трения с египтянами на национальной почве могли иметь место. Пока земли и продуктов хватало на всех, эти трения не приобретали больших масштабов. Но потом тренд глобального климата изменился в сторону похолодания. На этом фоне произошла одна из самых грандиозных катастроф в истории Земли - извержение вулкана Санторин, имевшее место в 1400 году до н.э. Масштабы этого события стали проясняться с 1899 г., после археологических раскопок на Крите, проведенных под руководством британского археолога Артура Эванса. Пытаясь найти остатки описанного в античных хрониках дворца царя Миноса, ученые наткнулись на многометровый слой вулканического пепла. Постепенно размах катастрофы, потрясшей древний мир, стали вырисовываться. Вулкан Санторин находился на юге современной Греции. До сих пор осталась затопленная кальдера размером 7 на 12 км. По оценкам геологов и сейсмологов, объем выброшенного вулканического материала составил более 70 кубических км. Площадь покрытия пеплом составила около миллиона км2, безусловно, задевая Египет. Наличие вулканического пепла в слоях того времени египетские геологи подтверждают. Энергия извержения составила 1027 эрг. Это на пять порядков превышает выработку энергии современным человечеством. Примерно столько же энергии выделится при взрыве 200 000 средних атомных бомб. В результате погибла прото-античная санторинская цивилизация, находившая на юге современной Греции. Некоторые историки считают, что именно эта трагедия дала основу мифа об Атлантиде.

Непосредственно из Египта эта катастрофа из-за кривизны Земли не была видна. Но последствия неминуемо должны были затронуть Египет. После подобного извержения, когда в атмосферу попадают миллионы тонн пыли, температура неизбежно снижается, и надолго. Многие поля могли оказаться засыпанными пеплом и камнями. Все это должно было привести к нехватке ресурсов и обострению конфликтов в обществе. Это, очевидно, и привело к исходу еврейской общины.

Ситуация, сложившая в Египте, описана в пятикнижье Моисея, как Казни Египетские.

И превратилась вода, что в реке, в кровь, и рыба вымерла, и восмердела река… (Тора, Шемот, 7:21-22).

В теплые периоды на поверхности Средиземного моря часто наблюдаются вспышки размножения красных водорослей (Rhodophyta) и бурых (Phaeophita). В них содержится пигмент фикоэритрин, придающий воде красноватый оттенок. Вулкан, безусловно, должен был породить цунами, выплеснувшее воду с водорослями и дохлыми рыбами на северные территории Египта. В результате воды покраснели и стали опасными по санитарным показателям. Вспомним, что произошло дальше.

И вышли лягушки и покрыли землю Египетскую… И появились вши на людях и скоте…И вымер весь скот Египетский…И сделалось воспаление, развивающееся в нарывы на людях и на скоте… (Тора, Шемот, 8: 19 – 27).

Все это можно рассматривать как последствия цунами. Гигантская волна, безусловно, должна была привести к засолению пресноводных водоемов и водотоков дельты Нила. Пресноводные амфибии двинулись на юг в поисках пресной воды. Массовое разложение выброшенной волной рыбы и погибшего в результате бедствия скота стало причиной распространения некоторых насекомых и инфекций.

И был град и огонь, пламенеющий среди града, и побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота…(Тора, Шемот, 9:22-26).

Это тоже бесспорные последствия вулкана. Выброшенные пылевые частицы неминуемо должны были стимулировать образование дождевых и грозовых облаков и обильное выпадение осадков в виде дождя и града.

И напала саранча на всю землю Египетскую (Тора, Шемот, 10:14).

Периодические нашествия саранчи на этот регион происходили регулярно во все времена. В данном случае связи с вулканом могло и не быть.

И была тьма густая по всей земле Египетской три дня… (Тора, Шемот, 10:26).

Это уже совершенно очевидное последствия работы вулкана, который выбросил в верхние слои атмосферы огромное количество пепла и пыли.

Объяснение последней казни Египетской более проблематично.

Господь поразил всякого первенца в земле Египетской и все первородное из скота… (Тора, Шемот, 12:29).

Начинался поход из района Мемфиса – ГизеВпрочем, стихийное бедствие, обрушившееся на страну, неминуемо должно были привести к росту смертности, особенно младенческой и к спонтанным абортам. Как известно, в конечном итоге Моисей вывел свой народ из Египта. И мнение историков, и здравый смысл подсказывает, что указанное в Торе число в 600 000 человек в ушедшей из Египта толпе евреев быть не могло. Далее. Согласно тексту Пятикнижья Моисея, за беглецами помчалось войска, возглавляемые лично фараоном.

И простер Мойша руку свою на море, и отводил господь море сильным восточным ветром, и сделалось море сушей, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы внутрь моря по суше… И погнались египтяне, и возвратилась вода и покрыла колесницы и всадников… (Тора, Шемот, 14:21-28).

В Красном море довольно значительные приливы и отливы, амплитуда которых зависит от положения Луны и Солнца, и так же от ветра. Во время отлива обнажаются большие коралловые отмели, по которым можно перейти если не все море, то, по крайней мере, некоторые заливы. Через несколько часов отмель вновь покрывается водой, и пройти по этому пути становится затруднительно. Погибли ли преследователи (если действительно, евреев преследовали) в водной пучине или нет – сказать трудно. По данным египтологов, ни один египетский фараон подобным образом не погибал (а египетские хроники, повторю, очень полны и точны). Но кто-то из военачальников мог утонуть. По-видимому, здесь имело место наложение другого исторического сюжета. Через сто лет после Санторина в районе южной Греции произошло еще одно извержение, послабее. Тем не менее, оно породило цунами, дошедшее до Египта и вызвавшее жертвы. В их число попало подразделение египетской армии, шествующее вдоль берега (правда, Средиземного моря, а не Красного). В конечном итоге все эти сюжеты породили канву исхода Моисея со своим народом из Египта. Трактуя эти события, нужно помнить важное свойство мифотворения, подмеченное известным польским исследователем Библии З. Косидовским («Библейские холмы», М., Политиздат, 1978): «по мере уплыва лет временное расстояние между памятными событиями сокращается, пока не наступает их синхронность». Так что события, разделенные столетием, авторам Торы вполне могли представиться одновременными.

Как известно, путешествие евреев по Синайской пустыне длилось 40 лет, хотя дистанцию от низовий Нила до Иудеи можно пройти за несколько дней. Известный еврейский анекдот гласит, что участникам платили суточные, потому они удлиняли маршрут. Но это, разумеется, шутка. Самое реальное объяснение событий - другое. Решение, относительного того, какую территорию заселить и какой образ жизни вести, пришло не сразу. Пустыня не совсем бесплодна. Бедуины-кочевники в течение многих столетий выработали способы выживания в пустыне, перемещаясь от оазиса к оазису. Возможно, евреи, не сразу определив цель великого похода, присоединились к бедуинским племенам и вели соответствующий образ жизни, пока не выработали стремление осесть на постоянной территории. В ходе «бедуинского» периода евреи тоже многому научились. Например, собирать манну небесную.

…И вот на поверхности пустыни что-то мелкое, круповидное, как иней на Земле… И сказал Мойша: это хлеб, который дал вам Господь в пищу. (Тора, Шемон, 15:14-15).

Вопрос о манне небесной изучен специалистами досконально (см., например, упомянутую монографию З. Косидовского). В 1927 г. биолог Иерусалимского университета Боденхаймер описал растущую на Синайском полуострове разновидность тамариска, которая весной выделяет сладковатую жидкость, застывающую на воздухе белыми шариками. Иногда эти шарики переносятся на большие расстояния сильными ветрами. Бедуины давно знали об этом растении, и поныне собирают шарики с веток, как ягоды. Один человек может собрать в день до полутора кг – вполне достаточно для утоления голода. И по сей день на некоторых арабских рынках можно встретить это лакомство, которое местное население называет «манн».

И ссорился народ с Мойшей, и говорили: дай нам воды…И сказал Господь: возьми посох свой и ударь в скалу, и выйдет из нее вода…И сделал так Мойша. (Тора, Шемон, 17:2-6.).

Вход в древний город ПетраПутешествуя в горах Иордании, я имел возможность убедиться в наличии в них карстовых явлений и многих скрытых водотоков с чистой водой. Именно на таких водотоках, которые местные жители умели обнаруживать, основаны многие древние поселения этих мест. Самое известное из них – столица Набатейского царства город Петра. Так что, если знать, в каком месте бить посохом, воду вполне можно получить. (На иллюстрации слева: вход в древний город Петра. Слева виден желоб открытого водопровода, берущий начало от источника в недрах горы. Очевидно, таким же источником пользовался народ Моисея во время странствий).

Как известно, в ходе странствий Моисей встретился с Богом и получил от него 10 заповедей, ставших основой норм поведения и законодательства сначала еврейского, а потом и других народов.

Не будем обсуждать вопрос, была ли такая встреча на территории современного Египта или Иордании, и существует ли Бог вообще. Некоторые авторы (В.Зайцев, Э. Деникен и др.) предполагали, что сюжет беседы Моисея с Богом - ни что иное, как контакт с представителями внеземной цивилизации. Здесь комментарии тоже давать трудно, ибо достоверных данных о существовании внеземных цивилизаций не получено до сих пор. Поговорим о вещах более очевидных.

Еврейский народ в библейские времена находился в состоянии поиска своих традиций и образа жизни. Долгое время было даже неясно, кем они станут – кочевниками или оседлыми земледельцами. Поэтому им требовалась идеология и закон. Моисей дал требуемое. Однако на самом деле это было далеко не первое известное человечеству законодательство. Закон вавилонского царя Хамураппи, дошедший до нас на глиняных табличках, намного старше библейских событий. Безусловно, были свои законы и идеология в еще более древних цивилизациях, существовавших 6 тысяч лет назад – Египетской, Мохенджо Даро. Добавлю, что в первичных текстах Торы нет разбиения назиданий Бога на 10 пунктов. Все это появилось много позже. Так или иначе, законодательство появилось, и возник определенный менталитет земледельцев и торговцев, заселивших территорию Иудеи.

Спустя 3 с лишним тысячи лет история повторилась. С 80-х гг. девятнадцатого века евреи стали съезжаться на земли Ближнего Востока. В 1909 г. был основан город Тель-Авив. В 1948 г. он стал столицей нового государства – Израиль. Преемственность его с древней Иудеей более чем условна. По историческим меркам сроки существования и формирования нового государства невелики. На основе генов евреев, славян, англосаксов, арабов, эфиопов начала формироваться новая нация – израильтяне. Это процесс еще далеко не завершен. Даже официальный язык – иврит – еще становится в стадии формирования и становится средством общения с определенным трудом.

Закончить хочу простой истиной. Талмуд, Библия – прежде всего, исторические документы. Не более и не менее того. Соответственно, к ним можно и нужно подходить с научными методами. Моисей, Христос и другие великие учителя человечества – реальные люди, с реальными биографиями и реальными достоинствами и недостатками. И если уж выбирать объект для поклонения, то пусть им станет не конкретная личность, а идея Учителя и то светлое, что есть в каждом человеке и что может условно ассоциироваться с конкретной исторической персоной.

Мнение Энциклопедии:

Энциклопедия, вслед за Мао Цзе-дуном, считает: "Пусть существует сто школ, пусть цветет сто цветов". Мнение Валентина Сапунова - частное мнение автора. Нам показалось интересным дать возможность читателям Всемирной Энциклопедии Путешествий поразмышлять и прокомментировать мнение Валентина Сапунова. Будем надеяться, что его "сакральные путешествия" еще не раз порадуют друзей и постетителей planetguide.ru.

Статья просмотрена: 3453
Рейтинг статьи: 3
Bookmark and Share
Valentin Sapunov
Valentin Sapunov, 20.08.2016 в 02:05
Источник изображений: Из открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 2 )
 Giney
Ruben Giney 20.08.2016 в 12:02 (ссылка)
Превосходно!
 Новиков
Илья Новиков 22.10.2018 в 01:55 (ссылка)
Отличная статья!
Легко читается. Дает полное представление о том, что и как происходило в те времена.
Это лучшее сочетании истории и туризма!
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо