Флотские офицеры А.В. Колчак (1874-1920) и Ф.А. Матисен (1872-1921)
Аннотация серии статей

В кругу любителей необычного популярностью пользуются «Закон двойников» и «Закон теней». Действительно, у выдающихся людей часто возникают «тени», или двойники. Полярники в этом смысле не исключение. Довольно просто для каждой значимой фигуры найти двойника. Гораздо сложнее разобраться в характере взаимоотношений между ними. Первопроходцы: С.И. Дежнёв и М.В. Стадухин; адмиралы: П.Ф. Анжу и Ф.П. Врангель; флотские лейтенанты: А.В. Колчак и Ф.А. Матисен; начальники Арктики: О.Ю. Шмидт и Р.Л. Самойлович, – несть им числа. Известны случаи, когда ведущий становится ведомым, «уходил в тень» (Колчак и Матисен), либо они выравнивались и получали новых двойников (Сомов и Трёшников), иногда противостояние заканчивалось устранением одного из них (Шмидт и Самойлович). Как известно, в пасмурную погоду теней не бывает. Так и у людей. При осложнённых условиях (войны, революции, природные катастрофы) тени и двойники куда-то исчезают, но как только обстановка улучшается и выглядывает Солнце – появляются вновь. На наш взгляд, читателю будет интересно глубже заглянуть в биографии наших знаменитых полярников и, нисколько не копаясь в «жёлтых деталях», понять некоторые зигзаги и неровности в их судьбах.

26-летний лейтенант А.В. Колчак – участник Русской полярной экспедиции Толля в 1900-1903 г.г., в итоге получил титул Верховного Правителя России. Лейтенант Ф.А. Матисен начинал арктическую биографию там же, но массовому читателю он неизвестен. Между тем на первых порах Матисен, будучи на два года старше, обходил Колчака по служебной лестнице и мог служить для него ориентиром. Но уже в ходе Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1909-1915) Колчак вышел вперёд и пальму первенства уже не отдал. Оба были расстреляны, соответственно, в 1920 и 1921 г.г. – по приговору ЧК, не успев полностью проявить себя на арктическом поприще.

А.В. Колчак Фото nickhome.ruА.В. Колчак родился в Обуховском Заводе (пригород Петербурга) в семье военного инженера. В 1894 г. он с отличием окончил Морской кадетский корпус, служил на военных кораблях в Тихом океане. По рекомендации адмирала С.О. Макарова был откомандирован в распоряжение Академии наук, с июля 1900 года – вахтенный офицер, гидролог и магнитолог на яхте «Заря» в составе Русской полярной экспедиции. Вёл маршрутную съёмку, определял астрономические пункты на Таймыре и Новосибирских островах, собирал геологические и биологические коллекции, материалы по строению морских и материковых льдов.
Ф.А. Матисен родился в Петербурге. С отличием окончил Морской кадетский корпус и был удостоен премии им. Адмирала П.С. Нахимова. В 1892-1894 г.г. в звании мичмана служил на Балтике, затем окончил штурманский офицерский класс.

После этого он занял должность младшего штурманского офицера крейсера «Рюрик», который в 1896 году вступил в состав Тихоокеанской эскадры. На Дальнем Востоке Матисен прослужил до 1898 года, затем в звании лейтенанта получил назначение на должность вахтенного начальника транспорта «Бакан», входившего в состав Шпицбергенской градусной экспедиции академика Ф.Н. Чернышёва.

В 1900-1902 г.г. Матисен в звании лейтенанта участвовал в Русской полярной экспедиции старшим офицером «Зари». Во время первой зимовки у полуострова Таймыр он предпринял две успешные санные поездки для уточнения карты архипелага Норденшельда  и побережья полуострова. В феврале 1902 года, после отставки командира Н.Н. Коломейцева и отправки его на материк, занял его место.

Во время второй зимовки в заливе Нерпичьем на о. Котельном Матисен совершил несколько санных поездок для обследования Новосибирского архипелага. Он пытался проехать как можно дальше на север, но был остановлен открытой водой в 7 км от берега. Затем Фёдор Андреевич посетил о. Фадеевский и Землю Бунге, провёл топографические работы на о. Бельковском. Матисен являлся человеком высокой культуры, обладал широким кругозором знаний и интересов, был мастером на все руки. Эти качества роднили его с Толлем и тот предпочитал его Колчаку.

Незадолго перед уходом на о. Беннета Толль вручил командиру яхты подробную инструкцию дальнейших действий и приказ о назначении его начальником экспедиции на случай своего невозвращения. В сентябре 1902 года, после двух безуспешных попыток добраться до островов Новая Сибирь и Беннета, где находились отряды А.А. Бялыницкого-Бирули и А.В. Толля, Матисен, боясь оказаться в ледовом плену и имея ограниченный запас топлива, ушёл в устье Лены. Это решение, как выяснилось позднее, стоило жизни отряду Толля. В бухте Тикси «Заря» была оставлена на зимовку, а экипаж отбыл в Якутск.

Новосибирские острова. Фото www.rgo.ruБухта Тикси. Фото www.булун.рф

По прибытии в Петербург Матисен и Колчак отчитались в Главном гидрографическом управлении, причём доклад делал командир «Зари». Было принято решение об организации срочной спасательной экспедиции на о. Баннета. Но во главе её поставили Колчака, а Матисену поручили добраться до бухты Тикси, снять с «Зари» всё самое ценное и отправить в Якутск. Выполнив эту задачу, он составил первую подробную карту берегов бухты, на паровом катере провёл промеры глубин и сделал вывод о её пригодности для строительства крупного морского порта. За участие в Русской полярной экспедиции Фёдор Андреевич был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени и Малой серебряной медалью Русского географического общества.

…Параллельно, в начале 1903 года, Колчак организовал спасательную экспедицию по оказанию помощи барону Толлю. Вместе с боцманом Н.А. Бегичевым и пятью опытными поморами из Архангельской губернии он выехал в Якутск, затем в Верхоянск, а оттуда – в устье Лены. Сняв с «Зари» судовой вельбот, они на сдвоенной собачьей упряжке дотянули его до о. Котельного. Когда началось таяние льдов и появились разводья, спасатели с трудом добрались на вельботе до о. Беннета, где обнаружили покинутый лагерь Толля, его геологическую коллекцию, документы и некоторые вещи.

С.Ф. Омирова, жена Колчака. Фото img0.liveinternet.ruУбедившись в гибели Толля и его спутников, экспедиция через Якутск добралась до Иркутска. Здесь 18 марта 1904 года состоялась церемония бракосочетания с Софьей Фёдоровной Омировой, на которой свидетелями со стороны жениха выступил боцман Н.А. Бегичев. Через три дня они с Колчаком выехали на Дальний Восток для участия в Русско-японской войне. По прибытии в Порт-Артур Колчак обратился к адмиралу Макарову с просьбой назначить его на активную должность. К этому времени здоровье Александра Васильевича после полярных странствий стало сдавать.

Суставный ревматизм явился результатом продолжительного пребывания в ледяной воде во время похода на о. Беннета и обратно.

Колчак получил назначение на крейсер «Аскольд», а после гибели адмирала Макарова – на минный заградитель «Амур», откуда вскоре был переведён на должность командира миноносца «Сердитый». Ему удалось удачно поставить минную банку на подходах к Порт-Артуру, на которой подорвался японский крейсер «Такосадо». Осенью 1904 года Александр Васильевич перешёл на сухопутный фронт, где командовал батареей морских орудий. Здесь он сражался до сдачи Порт-Артура, был легко ранен, но ревматизм совершенно свалил его с ног. Будучи тяжело больным, Колчак оказался в японском плену, из которого освободился весной 1905 года и через Америку вернулся в Россию. Его боевые заслуги были отмечены двумя орденами и Георгиевским оружием.

Крейсер Аскольд. Фото www.etoretro.ruКрейсер Аскольд. Фото i41.fastpic.ru

…Ф.А. Матисен также участвовал в Русско-японской войне в качестве вахтенного начальника крейсера «Жемчуг», отличился в Цусимском сражении. По завершении военных действий служил командиром миноносца «Прозорливый», старшим офицером крейсера «Диана», однако его связь с Арктикой не прерывалась. Он составил, в частности проект гидрографической экспедиции для исследования моря Лаптевых.

Цусимское сражение. Фото cdn.topwar.ruКрейсер Жемчуг. Фото www.pugachev-studio.ru

…Осенью 1905 года Колчак был откомандирован в Академию наук, где занялся обработкой научных результатов Русской полярной экспедиции. Вскоре в Русском географическом обществе ему вручили Большую золотую (Константиновскую) медаль за проведение спасательной экспедиции на о. Беннета в 1903 году.

В начале 1906 года Колчак вошёл в инициативную группу передовых офицеров, решивших заняться возрождением флота после Русско-японской войны. С его участием была составлена большая записка о необходимости создания Морского Главного штаба. В апреле этот штаб был создан, в него вошёл и А.В. Колчак, получивший звание капитана II ранга. В штабе он стал заведовать Балтийским театром военных действий.

В 1908 году Главное гидрографическое управление выступило с проектом организации Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. В его разработке самое активное участие приняли Коломецев, Колчак и Матисен – как имевшие за плечами опыт полярного плавания. По чертежам инженера Матросова на Невском судостроительном заводе были заложены два однотипных ледокольных транспорта – «Вайгач» и «Таймыр». Они строились под непосредственным наблюдением Колчака и Матисена, им они обязаны своим передовым по тому времени оснащением. Эти же 35-летние офицеры были назначены командирами транспортов, ответственными за их перегонку в 1909 году по южному маршруту во Владивосток, где планировалось создание исходной базы ГЭСЛО.

Во время жесткого шторма в Северном море кочегары матисенского «Таймыра» упустили воду, и произошло повреждение одного котла. Ремонт задержал экспедицию в Гавре на два месяца, за что Матисена сняли с должности и отослали в Сибирский флотский экипаж, в составе которого он командовал на Амуре канонёрской лодкой «Ураган».

Колчак в качестве старшего по отряду успешно довёл транспорты до Владивостока. Конец летнего периода 1910 года был использован гидрографической экспедицией для обследования Берингова пролива и пробного выхода в Чукотское море. По возвращении во Владивосток Александр Васильевич получил распоряжение от Морского министра Воеводского и начальника Морского Генерального штаба Ливена вернуться в Петербург и продолжить работу в Генштабе на прежнем поприще. Колчак вынужден был дать согласие, а на полагающееся ему место начальника ГЭСЛО назначили сухопутного полковника Сергеева. Так он распрощался с Арктикой.

Любимый корабль адмирала эсминец Пограничник. Фото files.balancer.ruВ 1912 г. Колчак перешёл на действующий флот командиром эсминца «Пограничник». В начавшейся Первой мировой войне он проявил себя как мастер минного дела, талантливый командир-организатор, но не лишённый честолюбия человек. В начале 1915 года Колчака произвели в капитаны I ранга, а осенью назначили командиром минной дивизии и дали чин контр-адмирала. Летом следующего года он был переведён командующим Черноморского флота, в ранге вице-адмирала. За короткий срок пребывания на этом посту Александр Васильевич заметно активизировал действия флота.

Заминировав входы из Босфора, он отвадил немецкие эсминцы заходить в Чёрное море. Февральскую революцию Колчак приветствовал, надеясь, что Временное правительство примет действенные меры к укреплению боеспособности армии и флота. Однако обострение отношений с революционными массами вынудили его оставить пост командующего флотом.

В июле 1917 года в составе военной миссии Колчак выехал в США для оказания консультаций по минному делу. Октябрьский переворот он не принял. В Россию возвратился, когда в стране бушевал пожар Гражданской войны. Став Верховным правителем, Александр Васильевич пытался любой ценой вернуть старые порядки и вступил в непримиримую борьбу с большевиками. Последним театром его военных действий стала Сибирь. Потерпев в кровопролитных боях ряд поражений, Колчак вместе с союзниками по Антанте отступил на восток.

15 января 1920 года он был арестован в Иркутске. Две недели шло заседание чрезвычайной следственной комиссии Иркутского ревкома. Неожиданно допросы были прерваны (видимо, по указанию Москвы) и 7 февраля адмирал был расстрелян на берегу Ангары.

…Иначе судьба сложилась у Матисена. В апреле 1917 года он был зачислен в резерв Морского министерства и принял участие в работе Гидрографической экспедиции Восточносибирского района Северного Ледовитого океана. Участники экспедиции выехали из Петрограда в июне 1918 года, но из-за начавшейся Гражданской войны к месту базирования в Иркутск смогли добраться не все. Матисен оказался в Якутске и в начале 1919 года выехал в низовья Лены.

Слово историку Арктики С.В. Попову:

  Ф.А. Матисен. Фото img0.liveinternet.ruСудьба снова привела Ф.А. Матисена в бухту Тикси. Направленный молодой Советской властью для участия в Гидрографической экспедиции Восточносибирского района Северного Ледовитого океана, он оказался на территории, захваченной бывшим его соплавателем по «Заре», теперь кровавым диктатором Сибири адмиралом Колчаком. Матисен, стремясь выполнить данное ему поручение, установил контакт с золотопромышленниками и учёными Сибири и с их помощью организовал-таки в 1919 году небольшую рекогносцировочную экспедицию к устью Лены. К сожалению, ввиду позднего прибытия он смог поработать там всего неделю. Позже кое-кто пытался рассматривать эту экспедицию как чуть ли не сотрудничество с белыми.

Хотя, судя по всему, бывшие соплаватели в годы гражданской войны вообще не встречались. А то, что они стояли по разные стороны баррикады, –  несомненно. Матисен и Колчак никогда не испытывали симпатии друг к другу. Это были совершенно разные люди. Когда Колчак делал стремительную карьеру во флотских штабах, Матисен тянул флотскую лямку на далёких окраинах империи.
 

Попов, 1990, с.104-105

В 1920-1921 г.г. , после падения Колчака, Матисену было поручено возглавить экспедицию для гидрографического обследования дельты Лены и бухты Тикси. В полевой сезон 1920 года было пройдено с инструментальной съёмкой 213 вёрст береговой линии, с маршрутной съёмкой – 70 вёрст, осуществлено 780 вёрст шлюпочного и судового промера, измерено свыше 7 тыс. глубин. Рекогносцировочной съёмкой и промером пройдено около 130 вёрст по Трфимовской и 100 вёрст по Оленёкской протокам, построено несколько десятков разного рода знаков.

Матисен Ф.А. Фото pribaikal.ruОтрядом Матисена были проведены изыскания, на основе которых в 1934 г. приступили к строительству порта Тикси; было открыто Согинское угольное месторождение, которое помогло порту выжить в годы Великой Отечественной войны. В 1921 г. начальником экспедиции стал Н.И. Евгенов, а Матисена с ответственным поручением направили в Дальневосточную Республику. По возвращении он должен был ехать в Петроград за новым назначением, но заболел тифом и скончался 23 декабря в Иркутске. Могила его не сохранилась. Именем Матисена назван мыс в шхерах Минина и пролив в архипелаге Норденшельда. Именем Колчака ещё в ходе Русской полярной экспедиции был назван остров вблизи побережья Таймыра, в 1938 г. переименованый в о. Расторгуева. Только в 2005 г. этому кусочку суши вернули его первоначальное название. 01.09.2009 г. экспедиция МАКЭ под руководством П.В. Боярского установила там памятный знак с барельефом адмирала.

Литература:

  1. Аветисов Г.П. «Арктический мемориал». – СПб., Наука, 2006, с.333-335.
  2. Болотников Н.Я. «Последний одиночка. Жизнь и странствия Никифора Бегичева». – М., Мысль, 1976.
  3. Бурлаков Ю.К. «Биографии участников ГЭСЛО и вспомогательных партий». /Рукопись. – М., АСПОЛ, 2009.
  4. Бурлаков Ю.К. «К Земле Императора Николая II». /  Рукопись. – М., АСПОЛ, 2010.
  5. Бурлаков Ю.К. «Русская полярная экспедиция Э.В. Толля на Таймыр и Новосибирские острова. 1900-1903 г.г.». /Рукопись. – М., АСПОЛ, 2001.
  6. Бурлаков Ю.К. «От Земли Императора Николая II до Северной Земли». /Рукопись. – М., АСПОЛ, 2012.
  7. Бурлаков Ю.К. «Русская полярная экспедиция Э.В. Толя на Таймырский полуостров и Новосибирские острова. Спасательная экспедиция А.В. Колчака (1900-1903 г.г.)». / История Российской Арктики. Учебное пособие // Рукопись. – М., АСПОЛ, 2014.
  8. Бурлаков Ю.К. «Усть-Ленские гидрографические экспедиции Ф.А. Матисена и Н.И. Евгенова (1920-1921 г.г.)». / История Российской Арктики. Учебное пособие. // Рукопись. – М., АСПОЛ, 2014.
  9. Долгова С.В. «Колчак-полярник». / Полярный архив, т. 1. – М., МАКЭ, 2003, с.27-37.
  10. Дронов С.В. «Полярный исследователь Александр Колчак». / Северные просторы. – М., 1989, №6.
  11. Зырянов П.Н. «Колчак». / Серия ЖЗЛ. – М., Молодая гвардия, 2006.
  12. Колчак А.В. «Автобиография»./ Грани. – 1992, №165.
  13. «Колчак Александр Васильевич – последние дни жизни». – Барнаул, 1991.
  14. «Колчак Александр Васильевич (1874-1920)». / Бурлаков Ю.К. «Сто портретов на фоне Арктики». /Рукопись. – М., АСПОЛ, 2013.
  15. Кузнецов Н.А. «Под советским флагом, с именами белогвардейцев на борту: Фёдор Матисен». / Полярный альманах, №1. – М., Паулсен, 2011, с.69-72.
  16. Матисен Ф.А. «Экспедиция к устью р. Лены в связи с использованием Северного морского пути: Краткий отчёт начальника экспедиции». – Иркутск, 1921, 58 с.
  17. «Матисен Фёдор Андреевич (1872-1921)». / Евгенов Н.И., Купецкий В.Н. «Экспедиция века». – СПб., РГМАА, 2012, с. 329.
  18. «Матисен Фёдор Андреевич (1872-1921)». / Бурлаков Ю.К. «Сто портретов на фоне Арктики». / Рукопись. – М., АСПОЛ, 2013.
  19. Мельгунов С.П. «Трагедия адмирала Колчака». – Белград, 1930-1931, т.1-3; переизд. – М., 2004.
  20. Мельников А.В., Масленников Б.Г. «Фёдор Андреевич Матисен (к 100-летию со дня рождения)». / Изв.В20, т.104 – 1972, с.393-396.
  21. «Подлинные протоколы допросов А.В. Колчака и А.В. Тимирёвой». / Отеч. архивы. – 1994, №№5,6.
  22. Попов С.В. «Морские имена Якутии». – Якутск, Кн. изд., 1987.
  23. Попов С.В. «Автографы на картах». – Арх., 1990, с. 104.
  24. Синюков В.В. «Александр Васильевич Колчак: от исследователя Арктики до Верховного Правителя России». – М., Кнорус, 2004.
  25. Смилевец И.Т. «Записки полярного доктора». – Саратов, Приволжское изд-во, 2010.
Дополнительная информация к циклу статей

Бурлаков Юрий Константинович

Юрий Бурлаков  

Цикл статей «Двойной портрет в арктическом интерьере» принадлежит перу постоянного автора Энциклопедии Юрия Бурлакова (Мир мамонта, Полярные экспедиции «врагов народа»). Юрий Бурлаков – выдающийся русский ученый и писатель, исследователь Севера, родился 24.04.1942, он не пользуется компьютером, не имеет электронной почты, не регистрируется ни на сайтах, ни в соцсетях. Поэтому его великолепные материалы выходят на страницах Энциклопедии от имени нашего Отдела информации.

Planetguide.ru выражает огромную признательность Валерию Семенцу, - только с его редакторской и организационной помощью цикл статей «Мир мамонта» смог выйти на страницах Энциклопедии.

В.И. Семенец   Валерий Семенец родился 23.08.1942, москвич. Окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина. Более 4 лет отработал в ОКБ по бесштанговым насосам (добыча нефти), затем - во ВНИИ буровой техники. Работая в институте, принимал активное участие в разработке новых винтовых забойных двигателей для бурения нефтяных и газовых скважин. Имеет ряд авторских свидетельств и патентов (зарубежных). В 1991 возглавил организованную с коллегами фирму, ориентированную на бурение горизонтальных скважин. Строительство таких скважин осуществлялось во многих нефтяных регионах России. Командировки в различные уголки страны оставили неизгладимые впечатления.

Валерий Семенец: "По всей видимости, всё это и заставляет меня совершать новые путешествия. Сейчас несколько отошёл от активной производственной деятельности, но без дела чувствую себя неуютно. А путешествовать люблю!"

Статья просмотрена: 2915
Рейтинг статьи: 3
Bookmark and Share
Страны: Россия
Отдел Информации
Источник изображений: Из открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 4 )
 Федорченко
Хочу заметить, что речь о Колчаке здесь идет, как о полярном исследователе, а не как о предателе России (мундир английский, погон французский, табак японский, правитель омский...) и палаче, признанным Верховным Судом России военным преступником, каковым и я его считаю, хотя мой собственный прадедушка, титулярный советник Капитон Багашев был заместителем (товарищем) министра образования в директории (правительстве) Колчака.
Йети съел этот комментарий
 Печенегов
Статья, безусловно, содержательная и интересная. Она возвращает нас к истории России более чем столетней давности. Однако я ловлю себя на мысли о том, как сложна жизнь, и как трудно порой понять, кто гений, а кто злодей.
В публикациях Ю.К. Бурлакова из цикла "Полярные экспедиции «врагов народа" неоднократно рассматривались материалы Русской полярной экспедиции 1900-1902 г.г., в которой А.Колчак принимал самое активное и полезное участие.
Как известно, история не знает сослагательного наклонения, и трудно сказать, как бы сложилась судьба человека преданного науке, отважного полярника, талантливого организатора и военачальника, не случись в России революций 1917 года. События Гражданской войны разделили биографию Колчака на "до" и "после".
Моя мама, отнюдь не получившая радостных перемен в своей жизни после революции, вспоминала о зверствах армии Колчака в сельской местности Томской губернии в 1920 году. Она была дочерью сельского священника, семья которого оказалась в совершенно безвыходном положении. С одной стороны - преследования и унижения представителями ЧК, с другой стороны - бесчинства бойцов белого адмирала. За кого, спрашивается, богу молиться? Так всегда ли справедливо высказывание А.С. Пушкина о том, что гений и злодейство не совместимы? Не уверен, что А.Колчака следует причислять к гениям, но заслуг его дореволюционных умалять не следует. Не следует причислять его и к борцам за народное счастье. Не думаю, что стратегические планы Антанты разделяло прогрессивное большинство народа Российской империи. Но оставим этот вопрос для профессиональных историков и политиков.
 Кирпищиков
Дуализм присущ многим личностям, а в нестабильные непредсказуемые времена бывает особенно ярко выражен. Зачастую произвол творят за спинами этих личностей. И это происходило не только во времена столетней давности, но происходит и теперь без ведома самих личностей (высоких руководителей), например в так называемой "периферии" (как ошибочно считают). Иногда те, от кого зависит успех мало знают реальное положение "вещей" (что реально там происходит) в силу ложного информирования последних заинтересованных лиц во лжи, либо они сами весьма смутно представляют проблемы в силу своей неосведомлённости. Возможно иногда и с Колчаком А.В. так происходило, иначе трудно понять как смелый, образованный человек с обострённым честолюбием смог стать кровавым диктатором. Статья рассказывает о событиях, когда Александр Васильевич проявлял высшие человеческие качества, например в спасательной экспедиции по спасению Э. Толля.
Даже в настоящее время лыжное путешествие к островам Де-Лонга; к островам Беннетта, Жаннетты и Генриетты было бы высшей 6-й категории сложности. А тогда немногим более века назад гидрограф Колчак проявлял в экспедиции высшие человеческие качества.
... Во времена Гражданской войны Колчаковские подразделения зверствовали и на Урале. Обо всех, ли злодеяниях был осведомлён Верховный Правитель?
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо