Геолог Э.В. Толль (1858-1902) и лейтенант Н.Н. Коломейцев (1867-1944)
Аннотация серии статей

В кругу любителей необычного популярностью пользуются «Закон двойников» и «Закон теней». Действительно, у выдающихся людей часто возникают «тени», или двойники. Полярники в этом смысле не исключение. Довольно просто для каждой значимой фигуры найти двойника. Гораздо сложнее разобраться в характере взаимоотношений между ними. Первопроходцы: С.И. Дежнёв и М.В. Стадухин; адмиралы: П.Ф. Анжу и Ф.П. Врангель; флотские лейтенанты: А.В. Колчак и Ф.А. Матисен; начальники Арктики: О.Ю. Шмидт и Р.Л. Самойлович, – несть им числа. Известны случаи, когда ведущий становится ведомым, «уходил в тень» (Колчак и Матисен), либо они выравнивались и получали новых двойников (Сомов и Трёшников), иногда противостояние заканчивалось устранением одного из них (Шмидт и Самойлович). Как известно, в пасмурную погоду теней не бывает. Так и у людей. При осложнённых условиях (войны, революции, природные катастрофы) тени и двойники куда-то исчезают, но как только обстановка улучшается и выглядывает Солнце – появляются вновь. На наш взгляд, читателю будет интересно глубже заглянуть в биографии наших знаменитых полярников и, нисколько не копаясь в «жёлтых деталях», понять некоторые зигзаги и неровности в их судьбах.

Геолога Э.В. Толля и флотского лейтенанта Н.Н. Коломейцева свела вместе знаменитая Русская полярная экспедиция на Таймыр и Новосибирские острова (1900-1903 г.г.). Первый являлся начальником экспедиции, а второй - командиром экспедиционного судна «Заря». Вместе поработать им пришлось недолго, но сложившиеся напряжённые отношения могли существенно повлиять на ход работ, поэтому этот узел пришлось не развязывать, а разрубать.

Э.В. Толль. Фото l-flow.ruЭдуард Васильевич Толль родился 02.03.1858 в г. Ревель (ныне Таллин), в многодетной дворянской семье. У мальчика рано проявились незаурядные способности. Он успешно окончил гимназию, а затем естественноисторический факультет старейшего в Европе Держского (Тартуского) университета, откуда вышла целая плеяда замечательных учёных, в том числе геологов и географов. В студенческие годы Эдуард Васильевич, зоологией и медициной, принял участие в экспедиции по Средиземному морю, где изучал фауну берегов Алжира и Балеарских островов.

Дерпский университет. Тарту. Фото img-fotki.yandex.ruРевель. Фото img-fotki.yandex.ruБалеарские острова. Фото as-lainer.ruБалеарские острова. Вечер. Фото smileplanet.ru

После защиты кандидатской диссертации был оставлен в Зоологическом институте при университете, где занимался изучением отпечатков древней ископаемой фауны Прибалтики. На печатные статьи Толля обратил внимание видный палеонтолог Ф.Б. Шмидт, пригласив работать в Академию наук, где молодого исследователя зачислили на должность учёного хранителя Геологического музея. Так начался переход Толля из зоологии в палеонтологию, а затем - в геологию.

Таллин - Ревель. Фото img-fotki.yandex.ruТаллин. Фото  simson.com.ee

В 1884 году Эдуарда Васильевича пригласили принять участие в Североякутской экспедиции А.А. Бунге, которая в течение двух лет должна была обследовать вначале побережье Ледовитого океана между устьями Яны и Колымы, а затем Новосибирские острова. Весной 1885 года оба учёных прибыли через Иркутск в Якутск, а оттуда – в Верхоянск, где устроили базу экспедиции на первый год работ. В течение мая-июня Толль выполнил два маршрута в верховья р. Яны для знакомства со строением Верхоянского хребта и в долину р. Бытантай, где раньше А.Н. Шренком был описан труп ископаемого носорога. В июле Бунге и Толль сплавились по р. Яне до селения Казачьего, где у них предполагалась зимовка. До наступления холодов Эдуард Васильевич совершил маршрут до села Булун в низовьях Лены.

Яна. Фото philoxkeramoti.grРека Яна. Фото stihi.ru

Всю зиму учёные готовились к предстоящим полевым работам на Новосибирских островах. На мысе Святой нос они оборудовали резервное продовольственное депо, затем в марте Толль совершил 40-дневную поездку на р. Буор-Юрях для проверки заявки якута О. Слепцова о находке остатков мамонта. В конце апреля в сопровождении двух проводников он отправился через пролив Дм. Лаптева на Новосибирские острова.

Важным его открытием стала разгадка природы встреченного здесь ископаемого материкового льда. Толль стал первым геологом, установившем наличие следов древнего мощного оледенения на арктических островах. Для более широкого охвата наблюдениями Бунге и Толль разделились на две партии, одна из которых занялась сбором коллекции остатков четвертичных животных на о. Большом Ляховском, а вторая – изучением более древних отложений на островах Котельном, Фадеевском и Новой Сибири.

Кроме того, Толля очень волновал вопрос существования загадочной Земли Санникова, которую якобы видели ранее с о. Котельного. Добравшись до северного побережья этого острова, он несколько дней пытался повторить эти наблюдения. И вот в один из дней, 13 августа 1886 года, при совершенно чистом горизонте Эдуард Васильевич отчётливо увидел в северо-восточном направлении контуры четырёх столовых гор, соединённых понижением. По его подсчётам, до него 150-200 км. Этот случай в решающей степени определил весь его дальнейший жизненный путь и сферу научных интересов.

В поисках Земли Санникова. Фото centre-magic.ruЭто тоже река Лена. Фото foto.glavbukh.ruПолуостров Таймыр. Фото vs1969r.narod.ruТаймырский полуостров. Фото static.panoramio.com

В ноябре экспедиция перебралась на материк, откуда двинулась в сторону Якутска. Затем через Иркутск Бунге и Толль выехали в Петербург. Итоги экспедиции сделали Толля известным в Научной среде. Его зачислили в штат Геологического музея Академии наук, а в 1889 году перевели в Геологический комитет. Он занимался обработкой предыдущих наблюдений и геологической съемкой в Прибалтике. Тяжёлое нервное заболевание, вызванное перенапряжением в работе, заставило Толля отказаться от руководства Восточносибирской экспедицией Академии наук. Туда выехал другой полярный исследователь – И.Д. Черский.

После смерти Черского при сплаве по р. Колыме Академия наук вторично предложила Толлю возглавить эту экспедицию. Правда, теперь его задачу ограничили раскопками туши мамонта, обнаруженного несколько лет назад промышленником Я. Санниковым восточнее устья р. Яны. Кроме того, к Академии наук обратился известный норвежский путешественник Ф. Нансен с просьбой обеспечить его экспедицию на «Фраме» ездовыми сибирскими лайками. Для Толля этот круг вопросов показался ограниченным. Дав своё согласие на участие, он затаил мечту о повторении поездки на Новосибирские острова, чтобы завершить недоделанное.

Добравшись в 1893 году через Якутск до Верхоянска, Толль вначале посетил местонахождение мамонта. За прошедшие после находки годы туша сильно разложилась и не представляла особого интереса. Завершив эту тему, Эдуард Васильевич в начале мая выехал из селения Казачьего на Новосибирские острова, где устроил два продовольственных склада для экспедиции Нансена. Одновременно он решил вопрос о доставке в устье Лены с Колымы несколько десятков ездовых собак для норвежца.

Река Лена. Фото club.foto.ruНа реке Лена. Фото img-7.photosight.ru

Вернувшись на материк, Толль в августе сплавился на лодках в устье Лены, откуда перебрался в устье Оленёка, а затем в устье Анабара. Произведя топографическую съёмку Анабарской губы, отряд пересёк по глубокому снегу Таймырский полуостров и вышел к Енисейску. Отсюда почтовым санным трактом Толль добрался до Красноярска, а оттуда – в Петербург.

После этой экспедиции Эдуард Васильевич некоторое время работал в Геолкоме и Геологическом музее Академии наук, обрабатывая собранные материалы. Потом переехал в Юрьев и увлёкся полевыми исследованиями в Прибалтике. Однако любовь к Северу победила. 17 апреля 1898 года Толль выступил с докладом в Русском географическом обществе о проекте экспедиции для поисков Земли Санникова. Пока проект рассматривался в инстанциях, адмирал С.С. Макаров предложил Эдуарду Васильевичу поучаствовать в пробном арктическом рейсе нового ледокола «Ермак».

Юрьев. Фото img-fotki.yandex.ruЛедокол Ермак. Фото lh3.googleusercontent.com

Этот рейс к берегам Шпицбергена прошёл в мае-июне 1899 года, после чего геолог вернулся в Петербург и приступил к организации своей экспедиции. С учётом замечаний академиков – членов РГО проект Русской полярной экспедиции (так она стала называться) приобрёл следующую направленность:

  1. Парусно-моторная яхта (шхуна) выходит из Петербурга, Огибает Скандинавию и движется по Севморпути с запада на восток.
  2. Во время первой зимовки изучается побережье и центральная часть Таймырского полуострова.
  3. В ходе второй зимовки на Новосибирских островах изучаются природа и строение архипелага, предпринимаются попытки поисков Земли Санникова.
  4. Продолжая движение на восток, яхта через Берингов пролив выходит в Тихий океан к Владивостоку.

Надо отметить, что последний пункт появился и не происходил от Толля. Ему была безразлична идея первопроходца Северного морского пути. Скорее всего, инициатором выступил Главный морской штаб, который чувствовал ухудшение отношений с Японией и хотел заранее разведать северный путь на Дальний Восток. Об этом говорит и причисление яхты к военному ведомству, и укомплектование её военным экипажем во главе с лейтенантом Н.Н. Коломейцевым.

Капитан Н.Н. Коломейцев. Фото upload.wikimedia.org… Кто же такой Николай Николаевич Коломейцев? Он родился в 1867 году в Херсонской губернии, в семье военного. Окончив Морское училище, прошёл курс в Кронштадтской астрономической обсерватории. Несколько лет занимался гидрографическим описанием Белого моря, работая в съёмочной партии Беломорской гидрографической экспедиции. В 1893 году под руководством лейтенанта Л.Ф. Добротворского исследовал устье Енисея, затем, выйдя в запас, плавал на судах Добровольного флота из европейских портов во Владивосток и обратно.

После возвращения на военную службу Коломейцева включили в состав Русской полярной экспедиции Толля командиром экспедиционного судна. На нужды РПЭ было выделено 240 тыс. рублей. По совету Ф. Нансена Толль купил в Норвегии подходящую китобойную шхуну, получившую имя «Заря». Зиму 1899/1900 года Коломейцев провёл в Норвегии, руководя работами по переделке и приспособлению судна к полярному плаванию, после чего оно перешло в разряд яхт.

В состав экспедиции, помимо Толля и Коломейцева, вошли лейтенанты Ф.А. Матисен (старший офицер, метеоролог) и А.В. Колчак (второй офицер, гидролог), а также зоолог А.А. Бялыницкий-Бируля, астроном Ф.Г. Зееберг и врач Г.Э. Вольтер. 21 июня 1900 года «Заря» покинула Петербург, через Берген и Тромсё обогнула Скандинавию. Погрузив на борт в Александровске-на-Мурмане запас угля и ездовых собак, экспедиция отправилась в Арктику. На первую зимовку остановились у северо-западного побережья Таймыра. Осенью забросили на собаках запасные склады в несколько точек, а весной совершили более десятка маршрутов с целью картирования береговой линии, определения астропунктов и выполнения магнитных наблюдений.

Участники экспедиции на шхуне Заря. Фото ic.pics.livejournal.comУчастники экспедиции и шхуна Заря. Фото russiancouncil.ru

К тому времени обострились отношения между начальником экспедиции Толлем и командиром яхты Коломейцевым, который считал себя главным на судне, оставляя за Эдуардом Васильевичем сухопутные дела. Видимо, он получил от Морского ведомства указание сконцентрироваться на прохождении Северного морского пути, а работы на Таймыре и Новосибирских островах считал блажью. Коломейцев даже не пускал Толля в ходовую рубку, считая, что у него «дурной глаз». В итоге Толль отстранил Коломейцева от командования судном и направил с матросом Расторгуевым к населённым пунктам в низовьях Енисея, чтобы организовать угольную базу на Диксоне (в принципе, она была не нужна, так как яхта миновала уже этот остров). Командиром «Зари» был назначен Матисен.

Переход Коломейцева и Расторгуева от места зимовки к селу Хатанга через озеро Таймыр начался в феврале 1901 года. Расторгуев вообще-то был каюром с низовьев Яны, хорошо управлявшимся с собачьей упряжкой, но на военном судне его записали в матросы. Путникам дважды пришлось возвращаться к яхте, не найдя вход в долину р. Нижняя Таймыра, который на карте был обозначен схематично (река, вытекающая из озера Таймыр, прорывала горы Бырранга узким ущельем, плохо заметным со стороны приморской равнины). Недовольный их возвращением, Толль в третий раз решил изменить маршрут и велел идти не в Хатангу, а на Диксон-Гольчиху. Успешно преодолев этот отрезок пути, Коломейцев положил его на карту, уточнив очертания полуострова. Из Гольчихи путники на оленях добрались до Дудинки, а оттуда в Красноярск. Там лейтенант закупил уголь и с началом навигации отправил пароход на Диксон, а сам отбыл в Петербург.

…Яхта «Заря» освободилась из ледового плена у берегов Таймыра только в начале сентября. Не заходя в устье Лены, она сразу двинулась к Новосибирским островам и обогнула их с севера. Никакой Земли Санникова обнаружено не было. Попытки подойти к о. Беннета успехом не увенчались, так как остров окружала широкая полоса ледяного поля.

Остров Беннета. Фото zabroski.ruОстров Беннета. Фото www.gpavet.narod.ru

Для второй зимовки выбрали бухту Нерпичью на о. Котельном, где обнаружили вспомогательную партию геолога К.А. Воллосовича. Он добрался сюда из Якутска, где отбывал ссылку, самостоятельно и за лето организовал на островах восемь продовольственных баз. С 1 ноября 1901 года зимовщики начали регулярные научные наблюдения в построенных на берегу павильонах.

В первых числах января 1902 года экспедицию постигло несчастье: от непонятной болезни скончался доктор Вальтер. Он ещё с лета жаловался на боли, подозревая у себя суставный ревматизм, но до последнего дня нёс научную вахту и скончался на берегу в павильоне, за рабочим столом. Теперь нужен был новый доктор, кроме того, следовало посоветоваться с Академией наук о дальнейшем направлении работ. Толль решил вместе с приболевшим Воллосовичем перебраться на материк, откуда можно было послать почту в Якутск и дождаться ответа из Петербурга. Это сидение в Аджергайдахе продолжалось три месяца, вплоть до середины апреля.

5 мая из Якутска прибыл на «Зарю» новый врач В.Н. Катин-Ярцев, отбывавший ссылку за участие в студенческих волнениях. Он привёз с собой большую почту для экспедиции и, главное, инструкции от Академии наук для Толля. Теперь начальник несколько изменил свои планы. На «Зарю», как на средство передвижения, он махнул рукой, решив пользоваться собаками и собственными ногами. Матиссену и Колчаку Толль поручил обследовать район Большой полыньи северной части архипелага, чтобы ещё раз убедиться в отсутствии Земли Санникова. Зоологу Бялыницкому-Бируле надлежало перебраться на о. Новая Сибирь, где проработать всё лето. А сам Толль с Зеебергом и двумя рабочими решил достигнуть на нартах и каяках острова Беннета, откуда их осенью должна забрать яхта, как и отряд Бирули.

В начале июня все три отряда отбыли к местам работ. За время их отсутствия команда «Зари» взялась за освобождение из ледового плена. Это удалось сделать к середине июля, на полтора месяца раньше, чем в предыдущем году. После двух навигаций и зимовок судно сильно поизносилось, бортовые доски потрескались, пакля вылезла из щелей и пазов. Запасов угля осталось очень мало, чтобы рассчитывать на серьёзное участие яхты в третьей навигации. Только через месяц она была готова к активному плаванию.

Погрузив на борт несколько якутских промышленников и ездовых собак, Матиссен взял курс на о. Беннета. Однако несколько попыток пробиться через многолетние льды, которые плотным кольцом окружили остров, не увенчались успехом. Яхте пришлось крейсировать по проливам между островами архипелага, дожидаясь изменения ледовой обстановки. Это дало возможность Колчаку ежедневно проводить гидрологические наблюдения. Однако при постоянных переменах курса и малых ходах запасы угля неуклонно сокращались. Матиссен рассчитал, что его хватит только дойти до бухты Тикси. Посоветовавшись с Колчаком, он принял решение идти в устье Лены, а оттуда организовать поиски отрядов Толля и Бирули.

Барон Э.В.Толль. Фото 2.bp.blogspot.comА.В. Колчак. Фото 40.media.tumblr.com

В бухте Тикси в это время находился привлечённый к работам экспедиции ссыльный поселенец М.И. Бруснев с тремя проводниками-якутами. Кроме того, рядом, на Быковском мысе жил с семьёй норвежский моряк Торгесен, много лет работавший в навигацию рулевым на единственном якутском пароходе «Лена». Его тоже решили привлечь к поисковым работам.

Детальное обсуждение сложившейся ситуации привело к таким выводам: Колчак с Матиссеном срочно возвращаются через Якутск в Петербург, где через Академию наук организуют спасательную экспедицию; яхта «Заря» остаётся на зимовке в бухте Тикси под охраной матроса; Бруснев с помощью местных промышленников проводит зимой поиски исчезнувших отрядов Толля и Бирули на собачьих упряжках. Конечно, теперь, на расстоянии прошедшей сотни лет и накопленного опыта, понятно, что это решение не было совсем правильным. Чтобы искать людей в радиусе 200-300 км, незачем добираться на перекладных до Петербурга за 3 тыс. км, тащить оттуда лодки и матросов. Местные промышленники давно освоили Новосибирские острова, каждую весну и осень ездили туда на собаках для песцового промысла и сбора мамонтовых бивней.

…13 октября речной пароход «Лена» доставил команду «Зари» в Якутск. Дождавшись установления санного пути, Колчак, Матиссен и боцман Бегичев на перекладных отправились в Иркутск, а оттуда железной дорогой в Петербург.

Описание спасательной экспедиции Колчака – тема для отельного разговора, о ней мы расскажем попозже. Отметим только, что она не привела к положительным результатам. Отряд Толля так и не был найден. Считается, что он погиб во время зимнего перехода по морскому льду с о. Беннета на о. Котельный. Отряд Бирули выбрался на материк самостоятельно.

Именем Толля названы две горы на Новой Земле и о. Беннета, мыс в шхерах Минина, залив на Таймырском полуострове.

…Теперь вернёмся к судьбе Н.Н. Коломейцева. В 1903 году он вступил в командование ледоколом «Ермак», но с началом русско-японской войны отправился на Дальний Восток с эскадрой вице-адмирала З.П. Рождественского. Командуя миноносцем, Николай Николаевич блестяще проявил себя в Цусимском сражении и спас штаб эскадры. После гибели миноносца он получил тяжёлое ранение и попал в плен. За храбрость получил орден и золотую саблю.

Цусимское сражение. Фото photo.qip.ruЦусима. Фото s15.postimg.org

В наступившее мирное время Коломейцев участвовал в разработке технического задания на постройку ледокольных транспортов «Вайгач» и «Таймыр» для гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. В самой экспедиции он не участвовал, так как был направлен в Морскую академию. В годы Первой мировой войны командовал дивизией крейсеров на Балтике, Чудской озёрной флотилией, оборонительной линией Псков-Нарва. В октябре 1917 года он был уволен по болезни в звании вице-адмирала.

В начале 1918 года Коломейцева арестовали, после освобождения он эмигрировал в Финляндию. В гражданскую войну выступал на стороне белых, а затем перебрался во Францию. До конца жизни Николай Николаевич вёл активную общественную работу в Совете старейшин и в Совете Георгиевских кавалеров. Погиб он в Париже в 1944 году, попав под колёса американского военного грузовика.

Н.Н. Коломейцев был на 11 лет моложе Э.В. Толля, а пережил его на 31 год. Арктическая часть его биографии ограничилась участием в Русской полярной экспедиции (1900-1901 г.г.), а вторая часть – на ледоколе «Ермак» – была прервана русско-японской войной 1904-1905 г.г. Тем не менее, его именем было названо несколько географических объектов в Арктике: острова в архипелаге Норденшельда, пролив в шхерах Минина, бухта и река на северном берегу Таймыра (причём последние два объекта названы Э.В. Толлем, несмотря на разногласия с командиром «Зари»). Удивительно, что в годы Советской власти эти объекты не были переименованы, несмотря на «белую» окраску адмирала в годы гражданской войны.

Литература:

  1. Аветисов Г.П. «Арктический мемориал». – СПб., Наука, 2006, с. 265-266, 492-498.
  2. Болотников Н.Я. «Никифор Бегичев». – М., 1954.
  3. Бруснев М.И. «Отчёт начальника экспедиции на Новосибирские острова для оказания помощи барону Толлю». / Изв. ИАН, т. ХХ, №5. – 1904, с. 164-194.
  4. Бурлаков Ю.К. «Научные исследования и биографии первопроходцев Новосибирских островов». / Рукопись. – М., АСПОЛ, 2012.
  5. Бурлаков Ю.К. «Отечественные геологи-исследователи Заполярья». / Рукопись. – М., АСПОЛ, 2011.
  6. Бурлаков Ю.К. «По следам первопроходцев Таймыра». / Рукопись. – М., АСПОЛ, 2008.
  7. Бурлаков Ю.К. «Русская полярная экспедиция Э.В. Толля на Таймыр и Новосибирские острова. 1900-1903 г.г.». / Рукопись. – М., АСПОЛ, 2011.
  8. Бурлаков Ю.К., Рудаков В.В., Томтосов А.А. «По следам первопроходцев Якутии». / Рукопись. – М., АСПОЛ, 2012.
  9. Бурлаков Ю.К. «Сто выдающихся экспедиций в Российской Арктике». /Рукопись. –М., АСПОЛ, 2013.
  10. Бурлаков Ю.К. «Русская полярная экспедиция Э.В. Толля (1900-1903 г.г.). / История Российской Арктики. Учебное пособие. // Рукопись. – М., АСПОЛ, 2014.
  11. Визе В.Ю. «Моря Советской Арктики». – М., Главсевморпуть, 1948; переизд. под ред П.В. Боярского и Ю.К. Бурлакова: «Моря Российской Арктики». – М., Европ.изд., 2008.
  12. Виттенбург П.В. «Жизнь и научная деятельность Э.В. Толля». – М., АН СССР, 1960.
  13. Зубов Н.Н. «Отечественные мореплаватели-исследователи морей и океанов». – М., Паулсен, 2013, с.330-334.
  14. Коломейцев Н.Н. «Русская полярная экспедиция под начальством Э.В. Толля». / Изв. РГО, т.XXXVII. – 1902, с. 342-369.
  15. «Коломейцев Николай Николаевич (1867-1944)». /Бурлаков Ю.К. «Сто портретов на фоне Арктики». // Рукопись – М., АСПОЛ, 2013.
  16. Колчак А.В. «Предварительный отчёт начальника экспедиции на Землю Баннета для оказания помощи барону Толлю». / Изв. ИАН, т. ХХ, №5. – 1906, с. 149-157.
  17. Пасецкий В.М. «Находки, которые открывают тайны». Очерк о Э.В. Толле. – М., Транспорт, 1964, 359 с.
  18. Попов-Штарк В.А. «Эдуард Толль». / Сов. Арктика, №10. – 1940, с. 65-71.
  19. «Северная энциклопедия». – М., Европ. изд., 2004, с.954.
  20. Синюков В.В. «Александр Васильевич Колчак: от исследователя Арктики до Верховного правителя России». – М., 2004.
  21. Смилевец И.Д. «Записки полярного доктора». – Саратов, Приволжское изд-во, 2010.
  22. Толль Э.В. «Путешествие на Новосибирские острова». / Материалы к познанию Русского государства и сопредельных стран Азии. Сер. 3, т. 3. – СПб., 1887.
  23. Толль Э.В. «Экспедиция Академии наук в 1893 году на Новосибирские острова и побережье ледовитого океана». / Изд. РГО, т.30, №4. – СПб., 1894.
  24. Толль Э.В. «Проект экспедиции на Землю Санникова». / Изд. РГО. т. 34, №3. – СПб., 1898.
  25. Толль Э.В. «Плавание на яхте «Заря». – М., Географгиз, 1959.
  26. «Толль Эдуард Васильевич (1856-1902)». /Евгенов Н.И., Купецкий В.Н. «Энциклопедия века. – СПб., РГМАА, 2012, с. 333.
  27. «Толль Эдуард Васильевич (1856-1902)». /Бурлаков Ю.К. «Сто портретов на фоне Арктики». / Рукопись. – М., АСПОЛ, 2013.
  28. «Толль Эдуард Васильевич (1856-1902)». / Бревнов А.А. «История Тикси». – Одесса, 2014, с. 148-160, 299.
  29. Троицкий В. «Исследователь Таймыра. ( К 75-летию начала полярного плавания яхты «Заря»)»./ Морской флот. – 1955, №9, с.24-26.
  30. Ципоруха М.И. «Первопроходцы. Русские имена на карте Евразии». – М., ЭНАС, 2010, с. 281-302.
  31. Шумилов А.В., Хмелевский Ю.И. «Склад экспедиции Толля». / Человек и стихия. – Л., Гидрометиздат, 1974, с. 142-144.
Дополнительная информация к циклу статей

Бурлаков Юрий Константинович

Юрий Бурлаков  

Цикл статей «Двойной портрет в арктическом интерьере» принадлежит перу постоянного автора Энциклопедии Юрия Бурлакова (Мир мамонта, Полярные экспедиции «врагов народа»). Юрий Бурлаков – выдающийся русский ученый и писатель, исследователь Севера, родился 24.04.1942, он не пользуется компьютером, не имеет электронной почты, не регистрируется ни на сайтах, ни в соцсетях. Поэтому его великолепные материалы выходят на страницах Энциклопедии от имени нашего Отдела информации.

Planetguide.ru выражает огромную признательность Валерию Семенцу, - только с его редакторской и организационной помощью цикл статей «Мир мамонта» смог выйти на страницах Энциклопедии.

В.И. Семенец   Валерий Семенец родился 23.08.1942, москвич. Окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина. Более 4 лет отработал в ОКБ по бесштанговым насосам (добыча нефти), затем - во ВНИИ буровой техники. Работая в институте, принимал активное участие в разработке новых винтовых забойных двигателей для бурения нефтяных и газовых скважин. Имеет ряд авторских свидетельств и патентов (зарубежных). В 1991 возглавил организованную с коллегами фирму, ориентированную на бурение горизонтальных скважин. Строительство таких скважин осуществлялось во многих нефтяных регионах России. Командировки в различные уголки страны оставили неизгладимые впечатления.

Валерий Семенец: "По всей видимости, всё это и заставляет меня совершать новые путешествия. Сейчас несколько отошёл от активной производственной деятельности, но без дела чувствую себя неуютно. А путешествовать люблю!"

Статья просмотрена: 3459
Рейтинг статьи: 4
Bookmark and Share
Страны: Россия
Отдел Информации
Источник изображений: Из открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 2 )
 Кирпищиков
Тематика интереснейшая, работа огромная. Много белых пятен в арктических исследованиях. Загадочная экспедиция Эдуарда Толля до сих пор будоражит воображение, мысленно перенося к Новосибирским островам. Любая информация о полярных исследованиях очень полезна для всех поколений исследовательского толка. Однако данную тему в последнее время не особенно поднимают, к сожалению. Поэтому огромная заслуга автора и ВЭП в том, что эта информация появилась в СИ.
 Печенегов
История освоения Арктики и судьбы арктических первопроходцев не могут не волновать. Благодаря публикациям Ю.К.Бурлакова при участии Валерия Семенца удается погрузиться в подробности событий тех далеких лет. Спасибо огромное за нелегкий труд поиска материалов в различных источниках и замечательное изложение исторических воспоминаний современников Эдуарда Толля и Николая Коломейцева!
Некоторые дополнения, изложенные в моем комментарии к статье "Спасательная экспедиция А.В. Колчака по оказанию помощи барону Э.В. Толлю (1903 г.)", ранее опубликованной Юрием Константиновичем, в настоящей статье существенно развиты. С большим интересом перечитал обе статьи о многотрудной полярной экспедиции начала двадцатого века. Низкий поклон и великая благодарность всем исследователям суровых арктических просторов за их самоотверженный и по сути бескорыстный труд! Вот с кого нам необходимо брать пример в наш век "золотого тельца"!
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо