Часть 20: Экспедиция ЧЕРТОВО КЛАДБИЩЕ-2014. Третья волна. Сергей Ростовцев
Аннотация серии статей

Чёртово кладбище - одна из самых загадочных аномальных зон России. Уже более ста лет эта чёрная поляна будоражит умы нескольких поколений исследователей, пытающихся отыскать её в глухой приангарской тайге. Взрыв на Подкаменной Тунгуске в 1908 году, после которого в тайге и была обнаружена аномальная зона, дали основания предполагать, что эти два явления взаимосвязаны. Одиночными исследователями предпринимались попытки разгадать тайну чёртовой поляны. Но даже три волны поискового интереса в новой истории к этому гиблому месту, растянувшиеся на три десятка лет, не позволили определить место локализации аномалии. Интерес к этому феномену не угас и по сей день. Как и тридцать лет назад, отчаянные поисковики вновь и вновь идут в тайгу, чтобы отыскать чёртово кладбище.

В предыдущей части «Истории легенды» вы узнали о начале Третьей Волны исследовательских инициатив в теме «Чёртова кладбища», объединившей старое и новое в этой теме. Это была первая совместная экспедиция, которая собрала участников всех трёх Волн во главе с Владимиром Жатковым. Но такое положение дел оказалось не долгим, «волна» выбросила меня на мель уже по окончании экспедиции 2012 года. Поэтому новую экспедицию я организовывал самостоятельно, выходя в тайгу для поиска «Чёртовой поляны» уже в одиночку.

Заседание на тему чёртова кладбищаПосле экспедиции 2012 года я взял тайм-аут, - обдумать всю ситуацию, связанную с провалом экспедиции. Но следующий год не прошёл даром. Судя по тому, что собранный мной в 2013 году хронологический материал получился очень даже неплохим, я надеялся, что кроме меня и пары поисковиков, заинтересованных в продвижении этой темы, к поиску «Чёртовой поляны» подключатся и другие исследователи. Но не тут-то было! Google, после недолгих колебаний, проиндексировал обновлённую страницу с моего сайта. И с тех пор она стала лидером посещаемости в этой теме.

Удивляюсь, что ранее никто до меня не соизволил даже собрать весь имеющийся материал, разбросанный по сети и как-то его структурировать. Большинство довольствовалось обрывками несвязных историй из журналов, которые не давали представления о том, что же на самом деле происходит на Кове. А мистические похождения команды Ремпеля в 1991 году до последнего времени являлись образчиком того, как нужно подходить к поиску и обоснованию разного рода аномалий.

Безусловно, своей личной победой считаю окончание коммерческого использования "феномена «Чёртова кладбища»" группой Ремпеля. Он до сих пор ни прямо, ни косвенно не ответил на ряд закономерных вопросов по теме «Чёртова кладбища», чем фактически окончательно обрушил свой авторитет и доверие к нему, как к специалисту (считаем нужным информировать читателей, что Александр Ремпель опубликовал несколько своих полемических комментариев в ряде предыдущих статей Сергея Ростовцева в этом цикле - ). Хотя это была загадка из загадок. И оставить без внимания его версию я никак не мог, хоть и понимал, что раскрытие тайны "поляны Ремпеля" никак не приблизит меня к разгадке самого феномена. В любом случае экспедицию я решил посвятить именно второстепенным задачам, в большей степени касающимся тайны "места затянутого проволокой". В этот раз судьба распорядилась так, что мне пришлось фактически в одиночку выезжать в тайгу. Надежды на моего напарника Дениса Алехновича не оправдались, однако на горизонте замаячил ещё один персонаж, который оказался не случайным человеком во всех этих делах.

Человека этого я знал с 2012 года. Это был кодинец Виталий Рогожников - в своём кругу Сквош. Он уже более семи лет ходил сплавами на Кову и считался одним из самых знающих те края людей. Получилось так, что наши маршруты частично совпали, поэтому нам обоим оказалось выгодно идти вместе. Мы договорились встретиться 15 сентября в деревушке Карамышево и дальше продолжить сплав на его катамаране до Чембы, откуда я посуху вернулся бы домой. До заимки я добирался давно известной дорогой: Братск-Седаново-База лесорубов-Карамышево и был на месте уже 14 сентября. На моё счастье не пришлось преодолевать семикилометровый участок дороги от базы лесорубов. Местный фермер Василий подвёз меня на тюнингованном УАЗе, а заодно ещё и приютил на ночлег в своём доме. Оставалось только дождаться Сквоша и вместе с ним отправиться вниз по Кове, к местам моих исследований.

Сплавщик Виталий СквошКарамышево

Карамышево ещё в 19 веке являлась ключевой деревней на Кове, в которую крестом сходились дороги, идущие с Червянки и Ангары. В настоящее время она опустела и там находится лишь фермерское хозяйство Василия Сафонова. Василий выкупил здесь с десяток гектаров земли, обустроил неплохое хозяйство: куры, утки, кролики, до прошлого года были и лошади. Помимо этого, во дворе немало техники: трактор, мощная электростанция, пропановый резак, бензогенератор, моторная лодка и прочее. В общем, неплохая база для проведения поисковых работ в районе, как это было в период Первой Волны. Обустроившись в доме, я переговорил с Василием и его подсобником Лёхой на предмет «Чёртова кладбища». Василий не мог вспомнить, чтобы на Кове были перегонные трассы для скота, а вот червянский тракт являлся более приспособленным для этих дел.

15 сентября. Полдня прошло в ожидании Сквоша и его напарника. И надо было нам отправиться проверять сети, когда в Карамышево пришли наши гости? Оказалось, Сквош взял с собой на сплав напарника. Ребята крутанулись по заимке и, никого не обнаружив, оставили записку и отбыли ниже по течению на Турсуновскую курью (залив в 5 километрах от Карамышево). Узнав о таком казусе, Василий предложил подбросить меня на своей моторной лодке, чему я был безмерно рад, иначе бы безнадёжно отстал, и мне пришлось бы в тайге прыгать с берега на берег для проверки своих версий. Я быстро собрался, и мы двинулись в погоню за сплавщиками. Минут через десять нагнали их у большого пляжа недалеко от залива. Здесь и произошла моя знаковая встреча со Сквошем. Знаковой она стала по причине того, что без этих ребят я ухайдакался бы в тайге в ноль. А так - около половины пути к Чембе мне удалось пройти на лодке, попутно отрабатывая свои версии и отдыхая от таёжных блужданий, пока мои попутчики занимались рыбалкой.

Василий, после недолгого разговора, попрощавшись, отбыл в Карамышево. Я же остался с моими новыми попутчиками. Сквош оказался весёлым парнем, который за многие годы одиночных сплавов расслабился настолько, что не брал с собой даже петард для отпугивания зверя. Ещё я был очень впечатлён его профессиональной камерой с большим и тяжёлым объективом. Такой набор стоил ему уйму денег. Это обстоятельство меня серьёзно удивляло, так как любой неудачный сплав, особенно в весенние месяцы, был чреват риском утопить, залить или разбить это чудо буржуйской техники.

Мы организовали лагерь на берегу реки и провели вечер в разговорах. Второй человек оказался соседом Виталика Валентином и сам напросился в сплав по Кове, мечтая поймать царь рыбу - тайменя. Его наличие в команде стало вторым удачным "совпадением" в этой экспедиции.

Встреча на ЭльбеСплав команда

Дело в том, что на одном из порогов Сквош потерял винт от своего мотора и дальнейший свой путь продолжил на буксире напарника. Если бы его не было, со Сквошем мы вообще бы не встретились, а мне пришлось бы преодолеть весь путь пешком, трижды переправляясь с одного берега Ковы на другой, что в сложившихся условиях было нереально.

16 сентября. Маршрут на этот день был уже утверждён. От Турсуновской курьи мне необходимо было максимально коротким путём проверить одну точку в тайге на правобережье Ковы. На одном из сайтов на двух языках под заголовком "Devil Glade" были обозначены точные координаты «Чёртова кладбища».

Хоть это место не подходило ни под одну версию, я всё же решил закрыть возможности для дальнейших манипуляций со стороны различных любителей чертовщинки. Сайт показался мне неглупым, поэтому я лишний раз и напряг себя нехилым переходом километров в 18 по тайге для проверки этой версии. Я, конечно же, не очень рассчитывал, на то, что там окажется «Чёртово кладбище», но отрицательный результат в данном случае тоже был бы уместен, хотя бы для того, чтобы в следующий раз эта версия не мозолила глаза. Да и когда бы ещё я находился так близко от места? Механизм появления подобных точек весьма примитивен, поэтому очень немногие идут на такой подлог:

Некий интернет-хомячок, ни разу не бывавший в тайге, решает сделать рейтинги своему сетевому ресурсу. С этой целью, используя обрывки информации, к примеру, о том, что до «Чёртова кладбища» от Кежмы 200 километров, открывает спутниковую карту Google и штатной линейкой отмеряет в тайгу эти две сотни. Застолбив точку на карте, новоявленный гений копирует координаты и ставит их под левой фотографией призванной визуализировать указанный феномен. Ниже опубликовывается какая-нибудь чужая статья с описанием аномалии в жутких подробностях.

Вот так в наше время штампуются сенсации!

Этот раз мог стать именно таким случаем. Но жребий был брошен и я решил проверить вариант. Договорившись со Сквошем, что прибуду к указанной мной точке выше Дешембинского порога вечером 17 сентября, я получил от Виталика инструкции по прохождению части маршрута. Ему было известно об охотничьей тропе, идущей от северного берега курьи в сторону данного места. Часть пути я и планировал пройти по этой тропе, а после - воспользоваться услугами своего навигатора.

Схема маршрутовТурсуновская курья

Утром ребята высадили меня у тропы, и я осторожно зашагал по узкой дорожке, держа под руками все свои прибамбасы, основным из которых был факел, пропитанный бензином. Тайга была достаточно сырая, и я не боялся сжечь поллеса. Менее, чем за километр от курьи, я действительно нашёл развороченную медведем избушку. Стараясь не издавать лишнего шума, я пошёл дальше по тропе, время от времени натыкаясь на соболиные капканы. Вскоре тропа иссякла и потерялась в дремучих зарослях. Дальше я уже шёл по навигатору, выставленному на искомую точку. Недолго проблуждав по тайге, я увидел вдалеке просвет, сходный с просветом от выруба. Это была достаточно молодая просека с рядами некондиционного кругляка, уходящая в сторону "Devil Glade".

Оказавшись на открытой местности, я с облегчением выдохнул. Дальнейший путь проходил по лесовозным дорогам и вырубам. Я оказался на хорошей трассе, скакавшей по холмам и уходящей куда-то к горизонту. Навигатор указывал точно вдоль дороги. Это была ещё одна "случайная удача". Без неё мне бы пришлось очень тяжело в поиске места, даже при минимальном весе рюкзака. Перепады высот здесь весьма приличные. И 6 километров до точки по слабопроходимой тайге заняли бы весь день. А следующий я бы потратил на дорогу до Ковы.

А так всё обошлось минимальными энергозатратами. Указанная точка действительно находилась почти точно на трассе, а именно: в 30 метрах от неё, и не представляла из себя ровным счётом ничего - обычный лес, без намёка на какую-либо аномалию. Остальные мои блуждания в этот день были вполне предсказуемыми, так как путь к реке проходил по хорошо наезженным трассам. К вечеру я уже спускался по узкой каменистой тропинке по направлению к реке. Недалеко от спуска моё внимание привлекла длинная трещина в земле, длиной около 50 метров и глубиной порядка метра. Очень похожие, но более глобальные разломы я видел в Хакассии по берегам реки Туба. Там однозначно они были связаны с тектоническими процессами, разорвавшими поверхностный слой земли. Может и здесь было что-то подобное?

Часам к семи я вышел к Кове и, пройдя немного против течения, остановился на каменном полуостровке у небольшого переката. Времени было достаточно, чтобы дождаться сплавкоманду. Здесь я и заночевал, укрывшись полиэтиленом.

Точка Devil GladeДешембинская стоянка

17 сентября. Весь день ждал Сквоша и его попутчика, наслаждаясь отдыхом после тяжёлого перехода. В шестом часу вечера вдалеке затарахтел мотор, обозначив присутствие лодки. Я не ошибся, это были они! Погрузившись в лодку Валентина, мы поплыли вниз по течению до устья Дешембы, где и планировали сделать стоянку. Через час мы всей нашей компанией были уже у горы Крестовой, где и остановились на ночлег.

Продолжение следует

Дополнительная информация к циклу статей

Падение тунгусского метеорита

Сергей Ростовцев
Сергей Ростовцев, 10.12.2016 в 02:09
Источник изображений: Фотографии из архивов С. Ростовцева и В. Сквоша
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 0 )
У этой статьи нет ещё ни одного комментария
Напишите комментарий и Вы будете первым
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.