По автомагистралям страны, к району исследований – Тункинской долине, или размышления: дураки и дороги, которые нас выбирают
Аннотация серии статей

Завершилась экспедиция «Тайны Тункинской долины и Дархадской котловины» туральпгруппы «Ураган» под эгидой Энциклопедии. План исследований и прохождений выполнен более, чем на 60%. Собраны гериатрические данные о населении долины, проведена фото- и видеосъёмка заповедной долины реки Кынгарга в районе водопадов, долины реки Иркут, монгольского моря – озера Хубсугул, фотосъёмка редчайших цветковых растений, некоторые из которых ещё предстоит определять. Группа собрала уникальные данные о Посольском мужском Спасо-Преображенском монастыре (VII в.) на Байкале. В этом цикле статей мы расскажем об уникальных местах, исторических и краеведческих объектах, рекреационных зонах вблизи бальнеологических курортов с целебными минеральными водами и о многом другом.

Средством заброски к району экспедиции выбрали свои автомобили. Недостатки: чрезмерное утомление, возможный отказ техники, потерянное время (от Екатеринбурга до Иркутска на поезде - чуть более двух суток, на автомобиле – четверо суток). Но перевешивают преимущества: нет зависимости от общественного транспорта при его нарушенной инфраструктуре; минимум финансовых затрат; пересечение границы (на арендованном авто не пустят); перевозка тяжёлого снаряжения (байдарки); перевозка исследуемого материала (геологические образцы, гербарий, саженцы для интродукции)... Автотранспорт незаменим. В этой экспедиции мы преодолели около четверти длины окружности Земли.

Хорошая дорога на ОбоАльтернативным вариантом заброски серьёзно рассматривался железнодорожный вариант, с последующей арендой автомобилей в Иркутске. Однако от этого варианта пришлось отказаться из–за невозможности пересечения границы на арендованном автомобиле, т.к. одной из основных целей экспедиции была фотосъёмка цветковых растений на берегах монгольского моря – озера Хубсугул. Заброска на самолете даже не рассматривалась из–за непосильных цен на перелёт и оплату багажа, а также опасности перелётов на иностранных воздушных судах.

Мы больше доверяем отечественной авиации. Фюзеляжи наших самолётов (ТУ-134, -154, ЯК-40, -42, ИЛ-86 и др.) обладают наилучшими аэродинамическими свойствами по сравнению с иностранными образцами. Но авиапарк изношен, авиадетали и «расходники» явно не такого качества, какое было раньше, когда в полной мере работали оборонные предприятия и авиапром был в полном смысле этого слова «на высоте». К сожалению, чиновничество поставило крест на ЯК-42 и ЯК-40. Решение последовало не в пользу отечественной авиатехники, явно из-за коррупционной составляющей. Опасение вызывает и то, что авиаперевозками занимаются не государственные, а частные компании. Идёт экономия на всём: на сроках регламентных работ, на запчастях и комплектующих, на дефектоскопических исследованиях фюзеляжа… Всё это отражается на безопасности полётов.

У Серебряного гусяСюда можно было добраться только на малой авиации. Аэродром Порт-Ока

А цены, - кошмарные! Особенно на внутренних рейсах. Ещё одним доводом против авиаперелета в нашей экспедиции стало то, что местных авиалиний практически не осталось, малая авиация была уничтожена ещё при Горбачёве… Подождём отечественные Суперджеты и среднемагистральные авиалайнеры, выпускаемые Иркутским заводом, тогда повысится безопасность полётов, и, быть может, билеты станут доступны для обычных людей. Очень бы хотелось и того, чтобы всеми перелетами внутри страны занималась государственная авиакомпания.

Об уничтоженной малой авиации можно рассуждать много. Будет ли она восстановлена? Это вопрос открытый. В своё время мы добирались до района экспедиций, где пролегали наши сложные маршруты, в т.ч. в совершенно ненаселённой местности, именно при помощи малой авиации. Заброска часто происходила на бипланах АН–2, - надёжнейших, неприхотливых и экономичных. Управляли этими чудо–машинами пилоты-асы, - те, которые перевозили людей и грузы туда, где не было автодорог, переваливая через высокие перевалы, горные цепи в труднодоступные районы… Как живется ныне жителям этих труднодоступных районов, приходится только догадываться, - дороги до сих пор туда не проложены. А цены на полеты на самолётах малой авиации были доступны для граждан, они были эквивалентны ценам на билеты междугороднего автобусного сообщения.  И инфраструктура малой авиации исчезла.

Серебряный гусь, здесь проходил последний развод лётчиков малой авиацииТеперь приходится использовать свой автотранспорт для заброски к началу маршрута. В 2009-м мы добрались на 11-й десятке (как, - только Богу известно…) туда, где летала малая авиация (Окинский р-н Бурятии) до аэропорта (которого ныне нет) Порт–Ока… Сколько экспедиций принял аэродром, сколько первопроходцев видел - не сосчитать. После реформ народного хозяйства и взрывов патриотизма (исключительно в СМИ), - стало понятно: изучение родного края в экспедициях, формирование духовно богатой молодежи не может конкурировать с ловлей покемонов. Теперь на месте аэропорта на бывшем лётном поле стоит обелиск – «Серебряный гусь», в честь первопроходцев и асов-пилотов, которые сюда летали, а также в честь погибших экипажей. Один из пилотов рассказал о последнем разводе авиаторов при открытии обелиска. Почти все пилоты плакали… Вскоре «пал» и районный аэропорт в Кырене, откуда производилась заброска через Тункинские и Китойские Альпы.

А ведь некогда Кыренский аэропорт принимал воздушные суда и из Улан–Удэ: ИЛ–14, ЛИ–2 (Дуглас), ЯК–40, –42, АН–24. Про вертолёты – отдельная история, но не в этот раз.

Но вернемся к нашей экспедиции. Теперь о преодолении расстояний и часовых поясов на автомагистралях. Много непредвиденных ситуаций и скрытых опасностей таит дорога на автомагистралях, особенно – дорога дальняя. Ныне по главным автомагистралям страны, с Запада на Восток и обратно, плотными колоннами несутся фуры иностранного производства: Рено, Вольво, IVECO, Мерседес, SCANIA, MAN, DAF и многочисленные америкосовские - с длинным капотом. Движение в потоке дальнобойного крупногабаритного тяжеловесного транспорта требует сноровки, и железных нервов. Следует всегда держать интервал, - любое резкое торможение грузового супертяжеловеса может привести к непоправимым последствиям. Манёвры и обгоны – всегда рискованная, но необходимая составляющая вождения. Для этого нужен обзор, анализ ситуации, уверенность в себе и машине, запас мощности и приемистости (запас оборотов) двигателя автотранспорта.

Участок дороги ниже посёлка Монды в 5 километрахУчасток дороги из Монголии в Монды

Иностранные большегрузы захватили автомагистрали страны, и это настоящая автоинтервенция… А ведь каждая закупленная фура кормит иностранного производителя за счёт закупки автозапчастей и блоков, стабилизирует рабочие места за бугром, да и многие фуры развозят по стране товар иностранного товаропроизводителя. При этом неминуемо сокращаются рабочие места для наших граждан. А ведь были когда–то конкурентноспособные свои грузовики на базе ЗИЛ, ГАЗ, КАМАЗ.

2009 год у Тайшета2009 год М-53

Магистрали с Запада на Восток: М–52 и М–53, после Иркутска – М–55. Возможно, теперь как–то не так они называются. Мне пришлось стать свидетелем хроники жизни этих магистралей за последние 10 лет.

Спуск к Култуку, вид на БайкалПеред Красноярском, у моста через реку Большой Кемчуг

Стартуя из Каменска–Уральского, или из Екатеринбурга, нам всегда приходилось «наматывать дурные километры» по Курганской, Тюменской и особенно Омской, областям. В Омской области практически нет никаких достопримечательностей. Однообразная, ровная, низинная местность, часто заболоченная. В населённых пунктах доминирует негативная аура: пустые оконные и дверные проёмы многочисленных загубленных предприятий. На участке Ишим – Омск за последние 5 лет ничего не изменилось, очень много приходится тратить времени на ожидание зелёного сигнала светофора для своей единственной полосы, здесь всегда ремонтируют дорогу. Объездов практически нет из–за болотистой местности. После Омска в районе города Калачинск появляется на некоторое время сухой берёзовый лес, где можно встать на ночёвку. Но в последнее время появилась инфраструктура кафе, даже с охраняемыми стоянками. За небольшую плату здесь можно остановиться на своей машине на ночь, а иногда и в гостинице, которые не всем по карману. Но это уже плюс по сравнению с тем, что было раньше, лет 8–10 назад.

У серпантина к БайкалуУ Большого Кемчуга

Большим плюсом некоторого развития автомагистрали, по сравнению с 2008 годом, является и появление северной объездной дороги Новосибирска и объездной дороги Красноярска. Ранее приходилось тратить много времени и сил, проезжая через эти крупные города. В Кемерово до сих пор нет объездной дороги, приходится ехать через центр города и по центральному мосту через Томь. В Ачинске также нет объездной дороги, равно, как и в Усолье Сибирском Иркутской области.

После Новосибирска однообразие магистрали заканчивается. Местность становится холмистой, появляются хвойные леса. После Кемерово – очень интересная, но сложная дорога до Мариинска. Она изобилует множеством крутых подъёмов и спусков, крутых поворотов, здесь преобладают еловые леса. Мы, как и большинство водителей, благодарны Омангельды Тулееву за то, что здесь самая низкая цена на бензин в стране.

На въезде в Мариинск находится Православный церковный комплекс, возведенный на месте Мариинского ГУЛАГа. Посещение комплекса не оставит равнодушным никого.

После моста через реку Кию в жаркую погоду неизгладимое удовольствие доставит купание. За Мариинском гористая местность отступает, - до Ачинска мимо Боготола (почти 200 километров) идёт ровная скоростная дорога (всего 4 ремонтных участка).

Тункинская долина , мост через Зун-МуринТракт на Монды

Отрезок пути от Ачинска до Красноярска отличается преобладанием дорожного покрытия хорошего качества, дорога преобладает двухполосная с каждой стороны. У моста через реку Большой Кемчуг целесообразно сделать привал, так как русло реки очень красивое, река, по рассказам местных жителей, рыбная. Днём около моста идёт активная торговля дарами тайги вплоть до продажи медвежьего чучела…

Продолжение следует

Дополнительная информация к циклу статей

Около дацана рано утром
На страницу экспедиции
"Тайны Тункинской и Дархадской котловин"
2016

Статья просмотрена: 3335
Рейтинг статьи: 3
Bookmark and Share
Степан Кирпищиков
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 7 )
 Барабанов
Стрепан, я понял так, что Курганскую и Омскую области лучше пересекать быстро и не глядя по сторонам .Да? Грустно, что нужно проехать тыщу километров просто для того чтобы до чего-то путного доехать. Жаль, эти земли соседствуют с моим Абзаково, но я там практически не бывал. Видимо, правильно и делал. А вот по поводу импортных большегрузов могу отметить следующее. У нас на трассах в уральских горах тоже много всяких Вольво и Манов, но когда на перевалах выпадает снег или гололед, под откосами лежат исключительно Камазы и МАЗы))))
 Кирпищиков
И то верно. Наши "большегрузы" уже "отработали своё по той самой причине, о которой Вы прекрасно также осведомлены... Производство грузовиков умышленно загублено. Может новые КАМАЗы поконкурируют ещё? УРАЛы - единственное, наверное, чего не превзошли иностранцы, военный вездеход, что надо, но..., на базе УРАЛ-ов фуры не сделать, предназначение, да и весовая категория другая. Омскую область, действительно лучше быстрее проехать, отпуск, ведь один, хочется посмотреть, что-то диковинное, необычное. А в Абзаково, дочь моя всё время ездит с семьёй на горных лыжах покататься, нравится... Спасибо за отклик, Виктор!
 Печенегов
Очень интересная и полезная статья! Во-первых, мой Вам респект за серьёзные исследования, выполненные Экспедицией! Немного опечалили проблемы с транспортом. Жаль, что похоронена реформаторами "малая авиация", которая давала возможность посещать эти края даже бедным студентам. Импонирует Ваше, Степан, предпочтение по отношению к отечественным самолетам. Не считаю это "квасным патриотизмом". Вы правы, это не только цены на перелеты, но и надежность аэропланов в непростых условиях местности.
Что касается автопробега по трудному маршруту по местам бездорожья, усугубленного разгильдяйством, так это отдельная и, как видимо, вечная тема для нашей горячо любимой Родины.
Своим повествованием Вы мне напомнили мои родные места. Я родился в Тисуле Кемеровской области. От Тисуля до Мариинска рукой подать. Мне, правда, не приходилось колесить на автомобиле по Иркутскому тракту. От Тисуля до Мариинска преимущественно степной ландшафт, насколько я помню. Я частенько добирался паровозами из Прокопьевска и Томска в школьные и студенческие годы. Даже не представляю, где там могут быть крутые подъемы. Однако не подвергаю никакому сомнению Ваше описание. Горные дороги, предполагаю, только на участке от Кемерово в сторону Мариинска. Кемерово значительно южнее, и там, видимо, продолжаются отроги Кузнецкого Алатау. Во время моих детских поездок в Тисуль я неоднократно ездил на попутных машинах на рудник Берикуль. Там горы не слишком высокие, но всё же далеко не равнина. В те времена там добывали золотишко. Мы ходили в тайгу за кедровым орехом и лазали по скалам. Это так, в порядке отступления от темы.
А Вы молодцы! Спасибо! Рассказывайте дальше! С удовольствием будем читать!
 Кирпищиков
Очень рад, Сергей, что повествование напомнило о Ваших родных местах. Сейчас перед глазами та дорога, указатели рек: "Косуль", "Тисуль" - это после спуска с гористого плато, на которое поднимается автомагмстраль на участке между Кемерово и Мариинском. Там действительно подъёмы и спуски крутые и повороты, один за другим, наверху плато, тайга, еловая преимущесвенно, есть и сосна сибирская. Этот участок дороги вдали от "железки". Покупали на этом участке кедровые орешки. Что-то там добывают в карьерах? Говорят, полиметаллические руды, может и аурум всё ещё добывают? Красиво там. А после спуска с плато, где-то в 30 километрах перед Мариинском - интересная красивая степь с цветами, ровный участок дороги продолжительный. А в Кие было приятно искупаться... А в Окинском районе действительно с уходом авиации стало как-то не так. Когда я переехал мост близ устья реки Сенца, когда увидел лётное поле Порт-Оки, то ожидал знакомый звук поршневого авиадвигателя услышать в небесах, но увидел, что аэропорта нет, как и аэродрома, но стоит обелиск, а на бывшем аэродроме растут те-же эдельвейсы...
 Печенегов
Это, вероятно, не тот Тисуль. В тех краях два Тисуля. Тот, в котором я жил, это районный центр. Он находится в 50 км к югу от ж/д станции Тяжин (это между Мариинском и Боготолом). Дорога от Тяжина до Тисуля - лесостепь. А к западу от Тисуля, через несколько десятков км уже начинается гористая местность. Кстати, в Тисуле родился космонавт Алексей Архипович Леонов. В 1976 году он прилетал на свою малую родину. Отдыхал на озере Берчикуль (около 15 км от Тисуля). Там чУдные места таёжные. Я пристроился на мотоцикле в кортеж при встрече земляка в тисульском аэропорту, а потом сопровождал до деревни Листвянка, где он прожил несколько лет от рождения. Снимал его и его семью на фото. Позднее, в 1988 г., проблемы с допуском в погранрайон для проведения экспедиции к СП привели меня к встрече с ним в Звездном городке. Показал ему фотографии, о жизни поговорили. Изредка общаемся с ним. Его городская квартира находится в одном доме с Ириной Соловьевой, с которой путешествовал по Арктике в составе с "Метелицей". Вот так интересно переплетаются места и события в нашей жизни. Извините, что пишу об этом не в личку.
 Кирпищиков
Здорово! Ничего случайного не бывает! Все дороги ведут в Рим! Земля - круглая! Это я к тому, что, прямо в голове сразу не укладывается, всё это подтверждается. Алексей Леонов - впервые вышел в космос, Сергей Печенегов впервые в автономке достиг Северного полюса. 5 августа 1982 года мы взяли влоб по северной стене пик Алексея Леонова, а сейчас общаюсь с Самим Печенеговым, да ещё и с тем, что общается с самим Алексеем Леоновым! Всё неспроста, во всём Принцип Органической Целесообразности, ноосфера существует!
 Печенегов
Ха-ха! Улыбнулся... Шутку понял.
Некоторые подробности визита А.Леонова в Тисуль... Одной из целей визита знаменитого земляка была инспекция готовности района к планируемой встрече американского астронавта Томаса Стаффорда - командира космического корабля "Аполлон", участвовавшего в проекте "Союз-Аполлон" в 1975 г. Тисульские власти построили широкую асфальтированную дорогу от Тисуля до Листвянки (около 15 км). Можно сказать, сельский автобан получился. Так что и русские могут строить дороги, когда надо или когда очень хочется. К сожалению, приезд Стаффорда не состоялся по неизвестным для меня причинам. Но не смотря на это, Томас назвал своего внука Алексеем в честь космического друга. А тот, в свою очередь, назвал свою внучку Кариной, в честь дочери Стаффорда.
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо