По автомагистралям М–53, М-55 и дальше на восток к району исследований – Тункинской долине. Часть 2
Аннотация серии статей

Завершилась экспедиция «Тайны Тункинской долины и Дархадской котловины» туральпгруппы «Ураган» под эгидой Энциклопедии. План исследований и прохождений выполнен более, чем на 60%. Собраны гериатрические данные о населении долины, проведена фото- и видеосъёмка заповедной долины реки Кынгарга в районе водопадов, долины реки Иркут, монгольского моря – озера Хубсугул, фотосъёмка редчайших цветковых растений, некоторые из которых ещё предстоит определять. Группа собрала уникальные данные о Посольском мужском Спасо-Преображенском монастыре (VII в.) на Байкале. В этом цикле статей мы расскажем об уникальных местах, исторических и краеведческих объектах, рекреационных зонах вблизи бальнеологических курортов с целебными минеральными водами и о многом другом.

От Иркутска до самого порта Ханх и обратно, что на берегу монгольского моря –озера Хубсугул, до конца 1980–х исправно курсировали большегрузы с полуприцепами и прицепами на базе ЗИЛ–131 отечественного производства. В Монголию везли бензин, а в Россию – крупный рогатый скот… От Култука через Монды в Ханх была проложена грунтовая дорога, в верховьях Иркута проходившая над ущельями. Были случаи, когда бензовозы срывались в пропасть, но такие дороги выдерживали только наши отечественные трёхосники…

Участок дороги ниже посёлка Монды в 5 километрахВ Красноярск автомагистраль не заходит, - выводит на мост через Енисей значительно севернее города, за водохранилищем. От Красноярска до Иркутска расстояние по данной магистрали около 1100 км, дорога неоднородная, полна препятствиями и непредсказуемостью. Участок дороги до города Канск ничем особенным не запомнился, разве, что от развилки на Уяр до реки Рыбная преобладают подъёмы, спуски и повороты. Практически все дальнобойщики ругают почём зря этот город из-за объездной дороги, которая за последние 10 лет не претерпела никаких изменений в лучшую сторону.

По объездной дороге приходится двигаться исключительно на первой передаче, изредка, на коротком участке, – на второй. Объездная дорога состоит исключительно из крупного булыжника, смешанного с крупнейшим щебнем. В ней масса ям и колдобин. Как говорят дальнобойщики, эту территорию не могут поделить и спор о зоне ответственности до сих пор ничем не заканчивается… Мы проезжали здесь и в 2008, 2009, 2011, 2013… Ничего не изменилось, бесхозяйственность процветает.

Около посёлка Тины. Федеральная трасса М-53, 2008 годНижнеудинск у моста через реку Уда

После объездной идёт хорошая магистраль до почти самого города Тайшет. Конечно, на этом участке ещё масса ремонтных участков осталась, однако это цветочки по сравнению с тем, что раньше здесь делалось в 2008-м!

Тогда, почти 300 километров автомагистрали преодолевались, что называется, на честном слове, - почти до самого Нижнеудинска. Бесчисленные объезды, участки дороги с глубокими колеями, - чуть ли не тракторными. Тогда была опасность посадить легковушки на брюхо, в ясный день, - из-за пыли, поднимавшейся от колонн большегрузов. Даже неба не было видно. Более 100 километров приходилось ползти на перовой и второй скоростях. Самыми коварными участками пути были отрезки между посёлками Верхний и Нижний Ингаш, около посёлка Тины… Страшной дорогой был и путь через сам Тайшет, приходилось ехать через населённый пункт, а также через Замзор, по щебню и булыжнику, т.к. дорога не была ещё построена, или большие участки дороги ремонтировались. Сколько разбитого и оставленного транспорта мы тогда видели у дороги!!! Теперь, думается, это уже достояние истории. Запомнилось, что накануне нашего выезда в 2008 году с высокой трибуны в новостях по ЦТ мы слушали о том, что автомагистраль М–53 уже полностью имеет замечательное дорожное покрытие…

Парковка у АршанаПарковка у базара пос. Аршан

Причём выступал недавно избранный на пост главный гаишник страны, разглагольствовавший, в том числе, и про М–53, которую люди ругали. Он говорил, что не был на этих магистралях никогда, но ему «докладывают». После Тайшета есть отличное кафе под названием: «У Петра», где можно и отдохнуть и послушать интересные истории дальнобойщиков. Тогда именно этого главного гаишника страны они активно обсуждали, говоря: «Вот, как можно руководить таким ведомством, если никогда своими глазами не видел, что тут происходит… Покрутил, бы, хотя, бы раз баранку на этой дороге, понял, бы, что к чему… Имеешь зарплату в 100 раз большую, чем у людей, а толку никакого…».

Ещё интересный факт просматривался. После ужаснейших отрезков дороги по крутым подъёмам по крупному гравию, внезапно появлялись, не больше, чем по 5 километров в длину, участки дороги с идеальным покрытием и даже цветной разметкой…

Как пояснили «дальнобои»: «Это для комиссии, - показать, как дорогу отремонтировали… Привезут ребят вертолётом, высадят, чтоб потоптались лакированными туфельками на свеженьком асфальте…».

Начало моста через ЕнисейМост через реку Кынгарга

Теперь от Канска до Тайшета (точнее, до отворотка на Тайшет) можно ехать спокойно. И по, в основном, хорошему асфальту. Заслуга большая тех, кто делал эту дорогу, явно в непростой местности, среди болот и сложного рельефа. Конечно, такая дорога требует постоянных регламентных дорог и своевременного ремонта,.

В 15 километрах от Нижнеудинска дорога пересекает реку Каменка, она в любую погоду идеально прозрачная, берега красивы. В ней встречаются, опять-таки, по словам местных жителей, таймень, ленок и хариус. Неплохо остановиться на привал и у этой реки.

На участке Тайшет – Нижнеудинск нет ни одного гаишника, и слава Богу! Здесь, в отдалённой местности, они вряд ли нужны, только, разве, что для фиксации ДТП, но, лучше, конечно, чтобы аварии не случались на этом отрезке. Как правило, этот участок проезжают опытные водители-асы, которые отличаются взаимовыручкой, чувством ответственности, дисциплиной. Без взаимовыручки на дальних дорогах не обойтись. Здесь никогда не увидишь «сосунков» (сынков и дочек толстосумов – представителей власти и олигархата) на машинах с зачернёнными стёклами и блатными номерами, представителей зоопарка шоу–бизнеса… «Выделываться» в отдалённой местности не получится – это чревато… Пространства большие, если чего – никто никогда не найдёт. Хорошо, что хоть здесь есть порядок, который поддерживается добрыми традициями самоуправления, а не показными мерами.

Мост через Белый ИркутДорога

Если здесь, кто–нибудь будет безобразничать, подрезать транспорт, подвергать опасности людей, рисоваться, - будет и неотвратимость наказания! Это не город, где папаши-воротилы покупают индульгенцию на правонарушения своих не служивших в армии и не имеющих представления о культуре и воспитании чад!

Радует то, что участок дороги от Нижнеудинска до города Тулун полностью отремонтирован, а ведь ещё в 2013 он отличался большими отрезками грунтовки и объездами… Через Нижнеудинск протекает река Уда, берущая начало в Центральных Саянах, где, высоко в горах имеет пороги очень высокой сложности. В этом городе в начале прошлого века был предан чехами и передан красным выдающийся полярный исследователь, гидрограф, участник спасательной экспедиции Эдуарда Толля – Александр Васильевич Колчак. (Целесообразно учитывать неоднозначность и противоречивость личности Колчака в истории России, – с одной стороны, ученого и исследователя, с другой - те зверства, которые творились по его приказам среди мирного населения и пленных красноармейцев – прим. ). Здесь много исторических зданий старой постройки, есть краеведческий музей.

Сразу за Нижнеудинск начинается подъём с последующим длинным спуском. В 2008-м на этом спуске произошла трагедия, когда из–за неисправности в пассажирский автобус с горожанами, отправляющимися на дачи, врезалась фура… На дорогах, и особенно на подобной, нельзя терять бдительность…

В Утулике с М-55 можно подъехать к БайкалуВ долину Иркута

От Тулуна до Куйтуна дорожное покрытие в хорошем, в основном, состоянии, хотя встречаются объезды. В Куйтуне есть блинная с огромным разнообразием блинов, приготовленных по различным кулинарным рецептам, вплоть до персидских. Есть отделение Сбербанка, и хорошее медучреждение, аптеки, гостиницы, вся необходимая инфраструктура для путешественников и дальнобойщиков. Ещё два города встречаются по пути в Иркутск: Черемхово, бывший город горнорабочих (до перестройки), и Усолье Сибирское, здесь виден красивейший православный храм.

Дальнейший участок дороги ничем необычным не выделяется, автомагистраль - хорошего качества, хотя без ремонтных участков дороги и здесь не обходится. Следует отметить, что с середины августа по сентябрь на участке дороги Иркутск–Красноярск, и Красноярск – Новосибирск часты густые плотные туманы в ночные и утренние часы. Иркутск имеет объездную дорогу отличного качества, выходящую на автомагистраль М–55 между Иркутском и городом Шелехов, идущую к столице Бурятии – Улан–Удэ.

После Шелехова начинается горный участок дороги, которая серпантинами поднимается на Приморский хребет. Дорога сложная из–за постоянных поворотов на склонах, подъёмов и спусков, траверсов склонов, но качество дороги на этом участке хорошее. Дорога напоминает Дагомысскую петлю в Сочи, только более продолжительную, особой опасностью отличается серпантин под названием «Тёщин язык», - на подъёме близ Шелехова, и крутой спуск к Байкалу в посёлок Култук. Здесь дорога воистину горная. Было много аварий с падением с высоты крупнотоннажной техники (при отъезде домой мы видели одну фуру, сорвавшуюся с обрыва и перегородившую дорогу). На нижних серпантинах, ведущих к Култуку, на живописных местах с видом на Байкал, есть пара отличных кафе и магазинов с прилавками на открытом воздухе, где продают омуля горячего и холодного копчения…

Спуск к Култуку, вид на БайкалОколо Уяра в 100 километрах от Красноярска

В Култуке от автомагистрали М–55 отходит тракт, ведущий к озеру Хубсугул в Монголию через Тункинскую долину. Эта дорога наиболее живописна из всех вышеописанных. В ясную погоду с автострады открываются великолепные пейзажи величественных Тункинских гольцов, - с одной стороны широчайшей долины. А с другой – виды Хамар–Дабанской горной страны. Ныне до самой границы с Монголией пролегает асфальтированный тракт. Есть, однако, непродолжительные участки после посёлка Тибельти, где дорога сминалась в складки во время землетрясений и походит на стиральную доску. Также смята дорога в складки при подъёме на водораздельный хребет к границе с Монголией, там местами асфальта вообще нет, или он смят в складки, - также в результате сейсмической активности.

Перед посёлком Харбяты от основной автомагистрали отходит дорога на курорт Аршан, а от посёлка Туран – к курорту Нилова Пустынь. На правом берегу реки Иркут за посёлком Монды автомагистраль раздваивается. Одна часть дороги ведёт на Ханх (Монголия), другая - к посёлку Орлик и бывшему аэродрому Порт–Ока, где слепо заканчивается у посёлка Шаснур.

Участок дороги от посёлка Монды до посёлка Орлик очень утомителен для переезда, ввиду неровной грунтовой дороги, подъёма на водораздельный перевал между бассейнами рек Иркута и Оки. После посёлка Орлик в сторону Порт–Оки дорога ещё хуже и сложнее, пригодна для внедорожной автотехники.

2009 год группа Ураган в Порт-Оке2009 год участок М-53 у Ингаша

В недавние времена до посёлка Монды и далее - до Ханха, что на берегу Хубсугула, - от Култука проходила грунтовая дорога. По ней круглосуточно курсировали в Монголию бензовозы с полуприцепами и прицепами, а в обратную сторону без перебоев - скотовозы с полуприцепами. В Монгольском Ханхе процветал порт, принимающий большие сухогрузы со скотом, швартовались танкеры с горючим. Ныне порта в Ханхе нет, остались лишь остатки пирсов для больших судов. Все эти машины ходили на базе ЗИЛ-131. Другие машины быстро выходили из строя, например, КАМАЗы и МАГИРУСы. Надёжнее наших машин в те времена не было…

Ныне в Ханхе развивается туриндустрия, появились турбазы и базы отдыха, кафе. Но о Хубсугуле – в другой раз.

Несколько слов об участке автомагистрали М–55 от города Слюдянка до Посольска в сторону реки Селенга и Улан–Удэ. От Слюдянка около 30 км тянется сложный горный участок дороги с траверсами склонов Хамар–Дабана, крутыми подъёмами и спусками. Дорога часто проходит над обрывами, с неё открывается вид на громадную акваторию Байкала. После города Байкальск дорога попроще, но всё же сложна, почти горная. Такой характер дороги - до города Бабушкин, после которого горные склоны понижаются и отходят от магистрали на юг. Вскоре дорога , по ровной местности отходит к Посольску, который стоит у основания песчаной косы.

Хочется вспомнить здесь и о роуминге, об очередных обещаниях с очередной высокой трибуны… Здесь в сотовый связи никто ничего налаживать и не собирается. Поборы, как были, так и есть…

Кстати, во время пересечения границы с Монголией, следует выключать сотовый телефон, даже, если Вы вообще не собираетесь разговаривать, иначе по возвращении увидите кругленькую сумму, вставленную сотовой компанией…

Вид с дороги у ХубсугулаВ пути вдоль Хубсугула

Эта статья не является путеводителем и не несёт краеведческой задачи, иначе здесь был бы указан конкретный километраж и др., описаны достопримечательности в населённых пунктах и природные объекты, находящиеся вблизи.

Это - всего лишь вступление к циклу статей о нашей экспедиции, материал, который даёт представление о автодорогах, по которым мы добирались к району экспедиции.

Продолжение следует

Дополнительная информация к циклу статей

Около дацана рано утром
На страницу экспедиции
"Тайны Тункинской и Дархадской котловин"
2016

Статья просмотрена: 2382
Рейтинг статьи: 4
Bookmark and Share
Степан Кирпищиков
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 2 )
 Печенегов
Уважаемый Степан! На мой взгляд, Вы со своими единомышленниками выполнили большую и серьёзную задачу. Мало того, что многодневный и трудный автопробег "по бездорожью и разгильдяйству", если пользоваться терминологией музыкантов, был лишь интродукцией к стандартному маршруту. Детальная, обстоятельная информация о дорогах Приуралья и Сибири несомненно будет полезна для авто-путешественников. Интересен и Ваш общий анализ транспортных проблем в тех не вполне благоустроенных регионах. Отдельного уважения заслуживают исследования в области краеведения, этнографии и пр., а также фото- и видеосъемка. Надеюсь, что дорожные неудобства и тяготы с лихвой удалось компенсировать удовольствием от очередного общения с любимым краем.
С интересом будем ждать продолжения рассказа об этом своего рода уникальном авто- пеше- водном путешествии, об открытии «Тайны Тункинской долины и Дархадской котловины».
 Кирпищиков
Как жаль, Сергей, что не смогу провести Рождественские каникулы где-нибудь у термального источника в "Тунке". На лыжах, также хочется покататься где-нибудь в долине Икхэ-Ухгунь за Ниловкой, хотя и здесь на них катаюсь регулярно - Слава Богу. Но туда тянет неведомая сила... Спасибо за комментарий. А автотранспорт в этом "не хитром" путешествии был действительно рационален.
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо