От Иркутска до самого порта Ханх и обратно, что на берегу монгольского моря –озера Хубсугул, до конца 1980–х исправно курсировали большегрузы с полуприцепами и прицепами на базе ЗИЛ–131 отечественного производства. В Монголию везли бензин, а в Россию – крупный рогатый скот… От Култука через Монды в Ханх была проложена грунтовая дорога, в верховьях Иркута проходившая над ущельями. Были случаи, когда бензовозы срывались в пропасть, но такие дороги выдерживали только наши отечественные трёхосники…
В Красноярск автомагистраль не заходит, - выводит на мост через Енисей значительно севернее города, за водохранилищем. От Красноярска до Иркутска расстояние по данной магистрали около 1100 км, дорога неоднородная, полна препятствиями и непредсказуемостью. Участок дороги до города Канск ничем особенным не запомнился, разве, что от развилки на Уяр до реки Рыбная преобладают подъёмы, спуски и повороты. Практически все дальнобойщики ругают почём зря этот город из-за объездной дороги, которая за последние 10 лет не претерпела никаких изменений в лучшую сторону.
По объездной дороге приходится двигаться исключительно на первой передаче, изредка, на коротком участке, – на второй. Объездная дорога состоит исключительно из крупного булыжника, смешанного с крупнейшим щебнем. В ней масса ям и колдобин. Как говорят дальнобойщики, эту территорию не могут поделить и спор о зоне ответственности до сих пор ничем не заканчивается… Мы проезжали здесь и в 2008, 2009, 2011, 2013… Ничего не изменилось, бесхозяйственность процветает.


После объездной идёт хорошая магистраль до почти самого города Тайшет. Конечно, на этом участке ещё масса ремонтных участков осталась, однако это цветочки по сравнению с тем, что раньше здесь делалось в 2008-м!
Тогда, почти 300 километров автомагистрали преодолевались, что называется, на честном слове, - почти до самого Нижнеудинска. Бесчисленные объезды, участки дороги с глубокими колеями, - чуть ли не тракторными. Тогда была опасность посадить легковушки на брюхо, в ясный день, - из-за пыли, поднимавшейся от колонн большегрузов. Даже неба не было видно. Более 100 километров приходилось ползти на перовой и второй скоростях. Самыми коварными участками пути были отрезки между посёлками Верхний и Нижний Ингаш, около посёлка Тины… Страшной дорогой был и путь через сам Тайшет, приходилось ехать через населённый пункт, а также через Замзор, по щебню и булыжнику, т.к. дорога не была ещё построена, или большие участки дороги ремонтировались. Сколько разбитого и оставленного транспорта мы тогда видели у дороги!!! Теперь, думается, это уже достояние истории. Запомнилось, что накануне нашего выезда в 2008 году с высокой трибуны в новостях по ЦТ мы слушали о том, что автомагистраль М–53 уже полностью имеет замечательное дорожное покрытие…


Причём выступал недавно избранный на пост главный гаишник страны, разглагольствовавший, в том числе, и про М–53, которую люди ругали. Он говорил, что не был на этих магистралях никогда, но ему «докладывают». После Тайшета есть отличное кафе под названием: «У Петра», где можно и отдохнуть и послушать интересные истории дальнобойщиков. Тогда именно этого главного гаишника страны они активно обсуждали, говоря: «Вот, как можно руководить таким ведомством, если никогда своими глазами не видел, что тут происходит… Покрутил, бы, хотя, бы раз баранку на этой дороге, понял, бы, что к чему… Имеешь зарплату в 100 раз большую, чем у людей, а толку никакого…».
Ещё интересный факт просматривался. После ужаснейших отрезков дороги по крутым подъёмам по крупному гравию, внезапно появлялись, не больше, чем по 5 километров в длину, участки дороги с идеальным покрытием и даже цветной разметкой…
Как пояснили «дальнобои»: «Это для комиссии, - показать, как дорогу отремонтировали… Привезут ребят вертолётом, высадят, чтоб потоптались лакированными туфельками на свеженьком асфальте…».


Теперь от Канска до Тайшета (точнее, до отворотка на Тайшет) можно ехать спокойно. И по, в основном, хорошему асфальту. Заслуга большая тех, кто делал эту дорогу, явно в непростой местности, среди болот и сложного рельефа. Конечно, такая дорога требует постоянных регламентных дорог и своевременного ремонта,.
В 15 километрах от Нижнеудинска дорога пересекает реку Каменка, она в любую погоду идеально прозрачная, берега красивы. В ней встречаются, опять-таки, по словам местных жителей, таймень, ленок и хариус. Неплохо остановиться на привал и у этой реки.
На участке Тайшет – Нижнеудинск нет ни одного гаишника, и слава Богу! Здесь, в отдалённой местности, они вряд ли нужны, только, разве, что для фиксации ДТП, но, лучше, конечно, чтобы аварии не случались на этом отрезке. Как правило, этот участок проезжают опытные водители-асы, которые отличаются взаимовыручкой, чувством ответственности, дисциплиной. Без взаимовыручки на дальних дорогах не обойтись. Здесь никогда не увидишь «сосунков» (сынков и дочек толстосумов – представителей власти и олигархата) на машинах с зачернёнными стёклами и блатными номерами, представителей зоопарка шоу–бизнеса… «Выделываться» в отдалённой местности не получится – это чревато… Пространства большие, если чего – никто никогда не найдёт. Хорошо, что хоть здесь есть порядок, который поддерживается добрыми традициями самоуправления, а не показными мерами.


Если здесь, кто–нибудь будет безобразничать, подрезать транспорт, подвергать опасности людей, рисоваться, - будет и неотвратимость наказания! Это не город, где папаши-воротилы покупают индульгенцию на правонарушения своих не служивших в армии и не имеющих представления о культуре и воспитании чад!
Радует то, что участок дороги от Нижнеудинска до города Тулун полностью отремонтирован, а ведь ещё в 2013 он отличался большими отрезками грунтовки и объездами… Через Нижнеудинск протекает река Уда, берущая начало в Центральных Саянах, где, высоко в горах имеет пороги очень высокой сложности. В этом городе в начале прошлого века был предан чехами и передан красным выдающийся полярный исследователь, гидрограф, участник спасательной экспедиции Эдуарда Толля – Александр Васильевич Колчак. (Целесообразно учитывать неоднозначность и противоречивость личности Колчака в истории России, – с одной стороны, ученого и исследователя, с другой - те зверства, которые творились по его приказам среди мирного населения и пленных красноармейцев – прим.
). Здесь много исторических зданий старой постройки, есть краеведческий музей.
Сразу за Нижнеудинск начинается подъём с последующим длинным спуском. В 2008-м на этом спуске произошла трагедия, когда из–за неисправности в пассажирский автобус с горожанами, отправляющимися на дачи, врезалась фура… На дорогах, и особенно на подобной, нельзя терять бдительность…


От Тулуна до Куйтуна дорожное покрытие в хорошем, в основном, состоянии, хотя встречаются объезды. В Куйтуне есть блинная с огромным разнообразием блинов, приготовленных по различным кулинарным рецептам, вплоть до персидских. Есть отделение Сбербанка, и хорошее медучреждение, аптеки, гостиницы, вся необходимая инфраструктура для путешественников и дальнобойщиков. Ещё два города встречаются по пути в Иркутск: Черемхово, бывший город горнорабочих (до перестройки), и Усолье Сибирское, здесь виден красивейший православный храм.
Дальнейший участок дороги ничем необычным не выделяется, автомагистраль - хорошего качества, хотя без ремонтных участков дороги и здесь не обходится. Следует отметить, что с середины августа по сентябрь на участке дороги Иркутск–Красноярск, и Красноярск – Новосибирск часты густые плотные туманы в ночные и утренние часы. Иркутск имеет объездную дорогу отличного качества, выходящую на автомагистраль М–55 между Иркутском и городом Шелехов, идущую к столице Бурятии – Улан–Удэ.
После Шелехова начинается горный участок дороги, которая серпантинами поднимается на Приморский хребет. Дорога сложная из–за постоянных поворотов на склонах, подъёмов и спусков, траверсов склонов, но качество дороги на этом участке хорошее. Дорога напоминает Дагомысскую петлю в Сочи, только более продолжительную, особой опасностью отличается серпантин под названием «Тёщин язык», - на подъёме близ Шелехова, и крутой спуск к Байкалу в посёлок Култук. Здесь дорога воистину горная. Было много аварий с падением с высоты крупнотоннажной техники (при отъезде домой мы видели одну фуру, сорвавшуюся с обрыва и перегородившую дорогу). На нижних серпантинах, ведущих к Култуку, на живописных местах с видом на Байкал, есть пара отличных кафе и магазинов с прилавками на открытом воздухе, где продают омуля горячего и холодного копчения…


В Култуке от автомагистрали М–55 отходит тракт, ведущий к озеру Хубсугул в Монголию через Тункинскую долину. Эта дорога наиболее живописна из всех вышеописанных. В ясную погоду с автострады открываются великолепные пейзажи величественных Тункинских гольцов, - с одной стороны широчайшей долины. А с другой – виды Хамар–Дабанской горной страны. Ныне до самой границы с Монголией пролегает асфальтированный тракт. Есть, однако, непродолжительные участки после посёлка Тибельти, где дорога сминалась в складки во время землетрясений и походит на стиральную доску. Также смята дорога в складки при подъёме на водораздельный хребет к границе с Монголией, там местами асфальта вообще нет, или он смят в складки, - также в результате сейсмической активности.
Перед посёлком Харбяты от основной автомагистрали отходит дорога на курорт Аршан, а от посёлка Туран – к курорту Нилова Пустынь. На правом берегу реки Иркут за посёлком Монды автомагистраль раздваивается. Одна часть дороги ведёт на Ханх (Монголия), другая - к посёлку Орлик и бывшему аэродрому Порт–Ока, где слепо заканчивается у посёлка Шаснур.
Участок дороги от посёлка Монды до посёлка Орлик очень утомителен для переезда, ввиду неровной грунтовой дороги, подъёма на водораздельный перевал между бассейнами рек Иркута и Оки. После посёлка Орлик в сторону Порт–Оки дорога ещё хуже и сложнее, пригодна для внедорожной автотехники.


В недавние времена до посёлка Монды и далее - до Ханха, что на берегу Хубсугула, - от Култука проходила грунтовая дорога. По ней круглосуточно курсировали в Монголию бензовозы с полуприцепами и прицепами, а в обратную сторону без перебоев - скотовозы с полуприцепами. В Монгольском Ханхе процветал порт, принимающий большие сухогрузы со скотом, швартовались танкеры с горючим. Ныне порта в Ханхе нет, остались лишь остатки пирсов для больших судов. Все эти машины ходили на базе ЗИЛ-131. Другие машины быстро выходили из строя, например, КАМАЗы и МАГИРУСы. Надёжнее наших машин в те времена не было…
Ныне в Ханхе развивается туриндустрия, появились турбазы и базы отдыха, кафе. Но о Хубсугуле – в другой раз.
Несколько слов об участке автомагистрали М–55 от города Слюдянка до Посольска в сторону реки Селенга и Улан–Удэ. От Слюдянка около 30 км тянется сложный горный участок дороги с траверсами склонов Хамар–Дабана, крутыми подъёмами и спусками. Дорога часто проходит над обрывами, с неё открывается вид на громадную акваторию Байкала. После города Байкальск дорога попроще, но всё же сложна, почти горная. Такой характер дороги - до города Бабушкин, после которого горные склоны понижаются и отходят от магистрали на юг. Вскоре дорога , по ровной местности отходит к Посольску, который стоит у основания песчаной косы.
Хочется вспомнить здесь и о роуминге, об очередных обещаниях с очередной высокой трибуны… Здесь в сотовый связи никто ничего налаживать и не собирается. Поборы, как были, так и есть…
Кстати, во время пересечения границы с Монголией, следует выключать сотовый телефон, даже, если Вы вообще не собираетесь разговаривать, иначе по возвращении увидите кругленькую сумму, вставленную сотовой компанией…


Эта статья не является путеводителем и не несёт краеведческой задачи, иначе здесь был бы указан конкретный километраж и др., описаны достопримечательности в населённых пунктах и природные объекты, находящиеся вблизи.
Это - всего лишь вступление к циклу статей о нашей экспедиции, материал, который даёт представление о автодорогах, по которым мы добирались к району экспедиции.
Продолжение следует
С интересом будем ждать продолжения рассказа об этом своего рода уникальном авто- пеше- водном путешествии, об открытии «Тайны Тункинской долины и Дархадской котловины».