Конечной точкой нашего путешествия был Посольский Спасо–Преображенский мужской монастырь. Меня до глубины души потрясла его драматическая история. Поразили факты служения интересам России, беспримерного подвига служителей и «первой посольской миссии». С позволения иеромонаха Луки нам представилась возможность близкого ознакомления с историей этих святых мест.
На Посольской косе почти всегда дует ветер. Здесь присутствует какой-то особый поморский дух. Порою кажется, что попадаешь в другое время, когда на байкальских просторах курсировали большие парусные баркасы и «дощаники». Первое моё знакомство с «посольским» берегом, косой, заливом и проливом («Прорвой») состоялось в 1989 году во время путешествия на парусно–моторном тетрамаране. Мы не подозревали тогда, что так привяжемся к этим неповторимым местам, как будет тянуть в сторону этих берегов. И не знали тогда удивительную историю этого места. Измотанные сложнейшим сплавом по реке Снежная, пройдя все её глубокие каньоны и 114 мощных порогов, наша группа соорудила из двух потрёпанных рекой катамаранов тетрамаран, поставив на степс семиметровую мачту с парусным вооружением типа «бермудский грот», шверт, руль, подвесной мотор и - вырвалась на просторы Байкала, двинувшись к устью реки Селенга.
Через пару дней (для нас – заслуженной «расслабухи»), наше «судно» причалило к песчаной косе, чтобы починить гик, сломанный накануне порывом ветра во время движения бейдевинд (под острым углом против ветра). Оказалось, что за песчаной косой находится большой залив, в котором можно укрыться от шквалистого ветра, а заодно и искупаться. Быстро перенесли тетрамаран через косу в залив и наспех временно отремонтировав гик, мы пересекли залив и причалили к дальнему его берегу для днёвки. С акватории мы не поняли, что оказались вместо берега – на острове, окружённом с западной стороны - заливом Сор, с восточной – Посольским заливом. Северный берег, как оказалось, спускался к проливу Прорва, соединяющему Байкальский Сор с Посольским Сором и оба залива – с Байкалом.
Наутро, озадачив ребят приготовлением завтрака, мы с Николаем Чулковым пошли в северном направлении вдоль берега (повторяю, - не догадывались, что находимся на острове) на рекогносцировку. Из оружия я имел при себе телескопический спиннинг с блесной (хотел по пути поймать щучку на обед), Коля - одностволку и пару патронов с дробью (чтобы добыть к обеду утку, если повезёт, - до сих пор ружьё в походе лежало мёртвым грузом). Шли быстро, шлёпая по зоне прибоя, чтобы не забираться в заросли.
Вдруг мы увидели быстро скачущего навстречу нам человека на лошади, который, увидев нас, спешился. Глаза его были настороженно–испуганные, во время разговора с нами он всё время нервозно оглядывался. Человек предупредил нас, что здесь обитает огромный бык–производитель, доставленный сюда на лето, и что ранее бык, который уже растоптал землянку с рыбаками, был куплен за огромную «валюту» для улучшения местного поголовья скота. Далее незнакомец запрыгнул на лошадь и был таков…


Мы с Колей поняли, что рыбалки не будет и продолжили путь вдоль берега к Посольску, чтоб купить продуктов (повторю, что мы не подозревали, что находимся на острове). И вот, из–за кустарника мы увидели быка. Он был действительно громаден, он рычал что-то по–своему, но нас не учуял. А мы информацию испуганного человека всерьёз не восприняли... Двинулись на север в сторону Посольска. Рассказывали анекдоты, хохотали… Не думали, что скоро нам будет совсем не до смеха… После полуторакилометрового чавканья по болоту поднялись на возвышенность, с которой снова увидели быка… Он был в километре от нас. Внезапно гигант нас заметил. Далее был кросс с препятствиями до самого берега. …Впоследствии мы с Колей признались друг другу, что бегать так быстро нам ещё никогда не приходилось.
Возвышенность круто спускалась к проливу Прорва. Бычара загнал нас к воде, а сам рыл копытами землю на верху берега, явно готовясь к броску. На противоположном же берегу пролива бригада посольских рыбаков, сев в большой баркас, пыталась завести мотор, который всхлипывал и не заводился. Рыбаки сразу увидели нас и бычару, мы приготовились плыть вплавь через пролив. Но, наконец, мотор завёлся. В это же время бык, поднимая пыльную бурю, понёсся в атаку. Рыбаки успели… Сказали, что нам крупно повезло, сказали, что были и неудачники, в том числе затоптанные в землянке рыболовы.
А далее по живописнейшей косе несколько километров мы брели до самого Посольска, видели стоящие на рейде сейнеры и бывший чешский траулер. Местные жители рассказали о том, как в прежние времена чехословаки хищнически грабили байкальские акватории, о том, какие здесь бывают шторма. Мы узнали, что были зарегистрированы волны высотой в 11 метров, и про быка тоже получили информацию: каждое лето его отвозили на остров, при этом жители «материковой части» психологически отдыхали, ибо бык представлял реальную угрозу и для здоровья, и для жизни. Пытались даже его убить, но это не получалось из–за особой живучести быка, а также немыслимой дороговизны животного.


Увидели мы и православный храм на берегу, в руинах. И так стало обидно… От местных жителей узнали, что это был мужской монастырь… Захотелось узнать об этом монастыре подробнее и обязательно ещё раз побывать здесь. Закупив продуктов, мы добрались до ребят, а вскоре, пообедав, вышли в акваторию за зону прибоя…
История Посольского Спасо–Преображенского монастыря началась в начале 1648 года. Монгольский хан Цысан направил в Москву посольство во главе со своим помощником Седиком, «чтобы принять хана и его народ в подданство России...». Царь Алексей Михайлович благожелательно принял послов и удовлетворил просьбу хана, повелев послать ответную посольскую миссию в монгольскую сторону, к Байкалу. В конце 1649 года посольская экспедиция во главе с послом, тобольским боярином Ерофеем Заболоцким, выехала из Тобольска и к осени 1650 года добралась до берегов Байкала.
Везли и казну, с экспедицией ехал и монгольский посол, переводчик и промышленные люди.
Но на миссию напали ясачные люди хана Тарухая–Табуна, которому посольство везло жалование. Погибли 8 человек из 20 членов миссии (Ерофей Заболоцкий и его сын Кирилл, подъячий Василий Чаплин, казаки: Василий Бессонов, Терентий Соснин, Яков Скороходов, Афанасий Сергеев и промышленный человек Сергей Михайлов). Захватить казну грабители не смогли, т.к. казаки оказали яростное сопротивление. В конце концов казаки смогли отогнать разбойников (их было более 100) и забрать тела своих товарищей.



Царь Алексей Михайлович болезненно воспринял донесение об убийстве членов миссии на берегах Байкала. Им было принято решение отправить туда отряд казаков во главе с енисейским боярином Петром Бекетовым, для строительства в Забайкалье острожных крепостей. При этом Бекетову было заповедано «приводить здешних людей под государеву царскую высокую руку, и привет к ним и ласку держать...». До этой экспедиции Петр Бекетов уже ходил с отрядами в Якутию, на север Забайкалья, к Охотскому побережью. И вот теперь, как и все русские первопроходцы, шедшие в новые земли для расширения границ России для славы ее и просвещения местных народов светом православной веры, Бекетов направился на восток и пересек Байкал.
Осенью 1652 года самый крупный за историю 17 века казачий отряд первопроходцев в 300 человек на тридцати суднах-дощаниках высадился в заливе Прорва близ места захоронения убиенных послов. Бекетов планировал после высадки дойти до устья Селенги и там основать острог. Но отсутствие строевого леса и некоторые другие причины помешали исполнить этот план. Из-за неясности дальнейшего пути и приближения холодов было принято решение зазимовать в Прорве, заложив здесь острожное поселение. В своих сообщениях енисейскому воеводе Петр Бекетов называл его «острожком» и «новым государевым зимовьем на Усть-Прорве реке», как тогда называлась река Большая Речка. Острожек явился первым пунктом этой экспедиции первопроходцев. Перезимовав, отряд казаков ранней весной 1653 года ушел на восток и основал город Читу и несколько острогов, закрепивших за Россией территорию Забайкалья. Православная часовня над могилами убиенных послов и жилища, поставленные казаками, три десятилетия использовались приплывавшими сюда рыбопромышленниками, а затем перешли в собственность Посольской обители.
Материалы Московского Патриархата Бурятской митрополии
Улан-Удэнской и Бурятской епархий
Сначала, в 1651 году, на этом памятном месте возникла Пустынь для обитания монахов. А уже в 1681 году на месте убиенной российской миссии под началом посла – тобольского боярина Ерофея Заболоцкого был основан Посольский Спасо–Преображенский мужской монастырь. Основателями монастыря были 12 монахов Темникского Санаксарского монастыря во главе с игуменом Феодосием и иеромонахом Макарием. Они составили ядро первой Забайкальской миссии, присланной по повелению царя Фёдора Алексеевича и с благословения патриарха Иоакима. Главной целью основания и всей дальнейщей деятельности Посольского монастыря являлась просветительская деятельность среди бурят, монголов и тунгусов (якутов).
Монастырь служил щитом Руси и оплотом Православия на этих далеких от Москвы землях. Благодаря приходу Русской Православной Церкви в Забайкалье Россия продвинулась глубже на Восток, не дав закрепиться на Дальнем Востоке Китаю, Монголии, Японии. А село Посольское приобрело значение ворот России в Азиатско-Тихоокеанский регион в конце 17-го - начале 19-го веков, став крупнейшим портом Байкала, важнейшим административно-хозяйственным центром Забайкалья.
Средства на строительство обители пожертвовал Григорий Афанасьевич Осколков – основатель русской миссии в Пекине. Следуя обратно в Россию, Осколков скончался 10 декабря 1714 года в степях Монголии. Его тело доставили в монастырь и захоронили, позднее над могилой была построена каменная часовня. В 1761 году по распоряжению сибирского губернатора Ф.И. Соймонова у монастыря были построены гавань и маяк. Длительное время Посольский морской порт был крупнейшим на Байкале, и имел важное стратегическое значение. После пожара 1769 года, истребившего почти все здания обители, был заложен собор во имя иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы. Строительство этого ныне древнейшего храма Бурятии было окончено в 1778 году. В 1812 году освящена существующая и доныне церковь во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1820 году окончено построение каменной ограды вокруг монастыря и заложен храм в честь святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.



Расположение обители близ залива Прорва с его портом являлось до середины 19 столетия причиной ее посещения многими известными государственными и общественными деятелями на их пути из Прибайкалья в Забайкалье, Китай, Монголию и обратно. Особое внимание уделяли монастырю с его некрополем убиенных послов российские дипломатические миссии, которые принимали здесь послов из других государств.
С 1862 года в обители находился центр Забайкальской духовной миссии и епископская кафедра Селингинского викарства, впоследствии перенесённые в в областной город Читу. При монастыре было открыто миссионерское училище, которое готовило мальчиков-бурят к миссионерскому служению. С 1862 по 1880-е годы миссионерами было крещено более двух тысяч бурят. В 1901 году монастырь преобразован из мужского в женский. После революции 1917 года обитель закрыли, все ее сооружения кроме двух храмов, в 1930-е годы разобрали и вывезли. Архив монастыря погиб в 1917 году, во время пожара архиерейского дома. Остатки архива игуменья Фатина вывезла в Верхнеудинск. В конце 1950-х был разрушен световой этаж и купола Спасо-Преображенского собора. До времени регистрации здесь в 1995 году православного прихода монастырь использовали под клуб, школу и больницу психически больных детей.
В 2000 году Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение возродить Спасо-Преображенский Посольский мужской монастырь на Байкале, и уже в 2002-м в монастыре зазвонили новые колокола.




Интересно ознакомиться и с результатами экспедиции музея Бурятского Научного Центра СОРАН, которая работала в мае-июне 2002 года. Экспедиция проводила археологическую экспертизу территории монастыря; поиск руинированных объектов, имеющих особое значение для истории монастыря, некогда составлявших монастырский комплекс, - с последующей реконструкцией. Установлено место захоронения российского посольства, обнаружены остатки первой деревянной церкви, каменных часовен над могилами посольской миссии и Г.А. Осколкова, размеры и конструкция монастырской ограды.
Были обнаружены остатки часовни над могилами послов и сами могилы, причем они до нашего времени не были разграблены и не подвержены вандализму!
После посещения монастыря стало по-настоящему тоскливо: как же диаметрально противоположно изменился менталитет тех, кому положено блюсти государственные интересы России – тогда и сейчас. Не щадили живота своего во имя государева дела послы российские, а теперь заповедные берега Байкала прихватывают себе депутаты Госдумы... Возник и такой вопрос: почему два-три столетия назад на Байкале процветало судоходство, грузовые и гражданские перевозки? Теперь же вся инфраструктура рассыпалась… Отвечают на этот вопрос, прикрываясь термином «экология», не зная его истинного смысла. Например: «Чтобы не нарушать экологию, чтобы она не была грязной…». Какая белиберда, примитивность… Как может быть экология грязной? Экология – это наука, изучающая закономерности взаимосвязей между организмами и окружающей средой (энергетические, субстратные, информационные). По смыслу получается так, чтобы наука не стала грязной! И это так думают в Минтрансе!






Как возможно решить проблему гражданских и грузовых перевозок на байкальской акватории? Для этого, по, нашему мнению, надо, чтоб не нарушать баланс между организмами и средой, чтобы не загрязнять окружающую среду (а не экологию), нужно построить, используя современные технологии, парусный байкальский флот для гражданских перевозок. Но для этого надо шевелить мозгами, привлечь специалистов, которые ещё остались, и не деградировали ещё до экономистов и юристов… Кому–то покажется эта мысль утопией, но найдутся и энтузиасты, - что, некому в космической стране? Здесь не сиюминутная выгода. Наши граждане должны видеть уникальные природные комплексы своими глазами, иначе, как любить страну, если её не знать? «Патриотизм начинается с познания Родины» (М.И. Калинин).





