Часть 23: Экспедиция ЧЕРТОВО КЛАДБИЩЕ-2015. С. Ростовцев (продолжение)
Аннотация серии статей

Чёртово кладбище - одна из самых загадочных аномальных зон России. Уже более ста лет эта чёрная поляна будоражит умы нескольких поколений исследователей, пытающихся отыскать её в глухой приангарской тайге. Взрыв на Подкаменной Тунгуске в 1908 году, после которого в тайге и была обнаружена аномальная зона, дали основания предполагать, что эти два явления взаимосвязаны. Одиночными исследователями предпринимались попытки разгадать тайну чёртовой поляны. Но даже три волны поискового интереса в новой истории к этому гиблому месту, растянувшиеся на три десятка лет, не позволили определить место локализации аномалии. Интерес к этому феномену не угас и по сей день. Как и тридцать лет назад, отчаянные поисковики вновь и вновь идут в тайгу, чтобы отыскать чёртово кладбище.

В предыдущей части «Истории легенды» вы узнали о начале моей второй одиночной экспедиции на поиски «Чёртова кладбища». После экспедиции 2012 года, проведённой Владимиром Жатковым, наши пути из-за организационных трений надолго разошлись. Спустя два года я пытался проверить второстепенные версии, не сильно углубляясь в тайгу. И вот теперь, в 2015 году, мне пришлось сильно рискнуть, чтобы в одиночку проверить водораздельный хребет, где, по мнению Александра Симонова, могли остаться перегонные тропы для скота, ведущие к гиблой поляне.

Развалины довоенной избушкиВ седьмом часу, добравшись до Тактыкана, я выставил навигатор на местоположение рожковской избушки. Оказалось, что я выскочил к ручью выше по течению и мне требовалось пройти вниз метров 500, чтобы выйти к зимовью. За сто метров до рожковки я наткнулся на развалины первой довоенной избушки, в которой, видимо, и обитал Рожков во времена промысла. Избушки соединяет едва заметная тропинка, по которой я и вышел к знаменитому зимовью. Избушка егеря с озера мало изменилась с тех пор, как мы в 2012 году впервые в ней побывали.

Дверь плотно закрыта, а у входа - упавшая ель. Мне понадобилось некоторое время, чтобы распилить и оттащить ствол от входа, разбаррикадировать и открыть дверь. В зимовье с 2012 года никого не было. На столе лежала банка тушёнки, прижимавшая записку с описанием нашего маршрута к ручью Шайтанскому, и список членов той экспедиции. Остаток дня я провёл здесь, полностью просушив вещи и отдыхая от многодневных блужданий по тайге. Потом была первая ночь, которую мне удалось провести в комфорте и относительной безопасности.

Избушка егеря на Тактыкане20 сентября. Предстоял большой переход к озеру, где я планировал встретиться со своим попутчиком из города Братск Олегом Ермолаевым. К воскресенью 20 сентября он должен был уже выехать на Камкамбору в коптевское зимовье и подобрать меня на озере. Большую помощь мне оказали на базе лесорубов, указав местоположение новой лесовозной трассы, пересекающей Тактыкан, где-то в 1.5 километрах от Рожковки. Собрав вещи, я выдвинулся вниз по течению вдоль Тактыкана, чтобы найти трассу и по ней выбраться к озеру. Примерно через час пути я действительно вышел на свежую, расчищенную бульдозером дорогу.

Новая лесовозная трассаПройдя на юг, я увидел, как мне и сказали, что дорога разветвляется - один свороток уходил на восток. Через два часа пути по этому ответвлению я вышел в 4.5 километрах от озера на пересечение с центральной трассой. Недолгие мои размышления о том, куда идти, сподвигли меня изменить маршрут и вместо похода на озеро, я направился на юг в коптевское зимовье, где по-любому должен был встретиться с Олегом. За эти пять дней я бесконечно устал от тайги, а перспектива прибавить к маршруту ещё 9 километров совсем меня не радовала.

Поэтому я направился на юг по сети трасс, постоянно сверяясь с навигатором. В пятом часу вечера я вышел к переправе через Камкамбору, по пути осмотрев развалины первой камкамборской довоенной избушки, скроенной по тем же принципам, что и зимовье на Тактыкане. Переправившись через речку, я вышел на зимовье Виктора Коптева, пустовавшее с 2007 года, как умер его хозяин. В избе никого не оказалось и на этот раз. У меня был запас времени, чтобы привести себя в порядок и на следующий день провести ещё один рейд для проверки версии Брюханова возле ручья Тихого.

Версия Брюханова, который в 1952 году вместе с проводником побывал на поляне, расположенной недалеко от заимки Карамышево, заинтересовала меня ещё в 2008 году. В экспедиции 2008 и 2010 годов мы с Денисом Алехновичем выборочно проверили территорию между Мичканом и Камкамборой. В 2012 году я также планировал допроверить эту версию, но тогда не сложилось. Некоторая информация была получена от Жаткова, хотя он не очень-то был воодушевлён этой версией, пояснив, что ещё в 1984 году, когда они с туристами Братского ЛПК опрашивали неожиданно взявшегося свидетеля, Брюханов выказал полное незнание темы и местной географии.

Напомню ещё раз свидетельские показания И.Н. Брюханова с описанием дороги к «Чёртову кладбищу»:

Карта БрюхановаПерешли сухой ручей, затем ручей, на котором мельница стоит. Сразу за ним начинается подъем на хребет. Перевалив через него, пошли на спуск (прошли около километра), путь преградил завал. Перед завалом - тропа в обход. От обходной тропы влево отходит хорошо набитая тропа. Пройдя по ней около километра, с правой стороны увидели просвет, сходный с просветом от выруба. Это и есть "Чертово кладбище".

Вокруг поляны - заросли кукушника... Сама поляна около 100 м, не круглая, а скорее Г- образная. На золистого цвета поверхности земли растет редкий разноцветный мох... очень редкий и мелкий. Сразу за поляной угадывается какой-то ручей - очевидно, приток реки Камкамборы... Само место расположено на небольшой возвышенности. От "Чертова кладбища" до Карамышева не более полутора часов ходу.

В 1984 году группа братских туристов уже по первому снегу проверила 3 из 6 квадратов, но ничего похожего на «Чёртово кладбище» не нашла. Меня же в этот раз интересовал ручей Тихий, единственный приток Камкамборы в этих местах, так как по свидетельству Брюханова: "Сразу за поляной угадывается какой-то ручей - очевидно, приток реки Камкамборы..."

Денис Алехнович ещё в 2010 году выражал желание пройтись по правому берегу Тихого и обшарить примыкающие к нему сопки. Этим я и планировал заняться в нынешний полевой сезон, благо у меня был в запасе ещё один свободный день.

21 сентября. Понедельник выдался достаточно неплохим. Погода стояла отличная - ясное небо, лёгкий морозец. Оставив все вещи и тяготивший меня двухкилограммовый генератор Маркса (генератор импульсов высокого напряжения используется в разнообразных исследованиях в науке, а также для решения разнообразных задач в технике – прим. ), который сломался в первый же день моего путешествия по буреломам, я выдвинулся налегке к устью Тихого. Несколько часов я шёл в удалении от ручья по склону, осматривая все встречающиеся на моём пути сопки, но ничего подозрительного так и не обнаружил. Стоит отметить, что стометровые поляны хорошо рассматриваются со спутника, но никаких проплешин в тайге, даже отдалённо напоминающих «Чёртово кладбище», в том районе нет. Вот и я шёл наугад, в отличие от заранее подготовленных в 2008-2010 гг. координат мест, которые вычислил с помощью Google Earth. Пару часов я проводил исследование этого трёхкилометрового участка тайги, пока не вышел к южной границе квадрата - ручью Мичкан. Этот водоём также упоминается в свидетельских показаниях Брюханова, как "ручей, на котором мельница стоит". Именно эта привязка к реальному строению и, как я смог проверить, достаточно правдоподобно составленная П. Гудожником со слов Брюханова карта местности и дали мне все основания отнестись с доверием к информации свидетеля.
При видимой неудаче этого осмотра, в этот раз мной была подробно осмотрена западная граница четырёхугольника Кова-Мичкан-Тихий-Камкамбора, возле которой, по версии Брюханова, и должна была располагаться «Чёртова поляна». Следующий объект, который мне следовало осмотреть, - так называемая "мельница", которая на поверку оказалась золотым прииском.

Для выполнения этой задачи я вышел на Мичкан примерно в километре от пересечения его с тропой и проследовал частично по камням ручья, а частично и вдоль берега, чтобы не упустить и другие артефакты, указывающие на принадлежность этих строений к тайному золотому промыслу местных жителей. Однако подробный осмотр русла не выявил никаких новых строений на ручье. Деревянный, выдолбленный из цельного ствола жёлоб и остатки небольшой избушки - это всё, что здесь осталось. Сравнив остатки бревенчатого сруба по видеоматериалам экспедиции братского "Космопоиска"- 2002 года и своих экспедиций 2010 и 2015 годов, я заметил странную динамику разрушения строения. В этот раз я почти ничего не нашёл от "мельницы". У меня создалось стойкое ощущение, что сруб элементарно разобрали. В 2002 году на Мичкане возвышался бревенчатый сруб без крыши, в 2010 году мы видели угол избы из 10 венцов, а в 2015 году там уже ничего не было. Видимо кто-то очень не хотел, чтобы тайна "мельницы" вышла за очень ограниченный круг посвящённых.

Золотодобывающий приискДинамика разрушения мельницы

После осмотра Мичкана моя миссия на этот сезон была окончательно выполнена. Я выбрался на тропу и дальнейший свой путь к коптеву зимовью проделал по дорогам, ориентируясь на показания навигатора.

Я уже не ждал особых впечатлений, как откуда ни возьмись появился он - Хозяин тайги. Мы встретились на дороге в километре от зимовья. Медведь встал на задние лапы, то ли для того, чтобы показать своё двухметровое превосходство, то ли из любопытства. Я тоже был крайне ошарашен и от адреналинового вброса громко гаркнул, подняв копьё вверх. Но не успел я зажечь петарду и дымовую шашку, как медведь, широко расставив лапы, прыгнул и, фыркнув, как лошадь, ломанулся на соседний выруб. Наша встреча длилась не более полуминуты, поэтому зафиксировать факт нашей встречи у меня не было возможности. Я уже в который раз задумываюсь о необходимости иметь видеорегистратор или экшен-камеру с креплением на голове, чтобы не занимать руки. Вдогонку медведю я бросил на дорогу петарду и ещё долго шёл к зимовью, оглядываясь, гукая и распевая песни. Посттравматический синдром!

Участники экспедиции я да МарксВ зимовье я пересмотрел средства самозащиты. Основное устройство - разрядник Стива Маркса не оправдал ожиданий. Клеммы питания сломались в первый же час моего путешествия. После этого всё, что не переломал в буреломах, отсырело и стало пробивать уже на первых ступенях. В полевых условиях Маркс показал себя штукой пафосной и весьма нежной, в отличие от петард и дымовых шашек, которые работали безотказно, также как и "быстрый огонь". Литр бензина разошёлся у меня на ура. В общем, как говаривал Маугли, лучшее средство от Шер-Хана - "Красный цветок".

Вот и я попробую в будущем усовершенствовать технологию "быстрого огня" специально для таёжных условий.

22 сентября. Решив больше не ждать Олега, утром я выдвинулся к камкамборскому мосту, недалеко от которого меня и подобрала вахтовка, следовавшая в сторону посёлка на речке Кроватке. Там я узнал, что никто за это время на озеро не выезжал. Не было ни Ермолаева, ни группы Жаткова, который вроде как тоже должен был там быть.

Этот поисковый сезон оказался самым тяжёлым за весь период моих исследований, не только по этой теме, но и полевых экспедиций вообще. Нарушение двухгодичного ритма, когда я выезжал на Кову для проверки накопившихся версий, меня не порадовало. Одного года мне явно не хватило для сбора материала и психологической настройки. Теперь я снова возвращался к формированию экспедиций раз в два года, только уже по нечётным годам, чтобы у меня было достаточно времени обдумать все возможные варианты, составить маршрут, поработать с архивами и иными материалами.

Итоги:

1. Проверен участок Граневого хребта, примыкающий к гари Горелой и расположенный между высотами 433, 408 и 376. Остатков скотопрогонной трассы не обнаружено. Особенностью данной местности является лиственное редколесье без источников воды.
  2. Версия Брюханова. Проверка очередного участка местности вдоль ручья Тихого (притока Камкамборы), также не позволила выявить наличие полян в тайге с высот, откуда виден ручей. Никаких других строений, кроме лотка и почти сгнившей (или разобранной) избушки на ручье Мичкан тоже не обнаружено. Видимо, это всё, что имело отношение к золотому промыслу местных жителей в середине 20 века.

Видеоотчёт экспедиции «Чёртово кладбище»-2015:

Дополнительная информация к циклу статей

Падение тунгусского метеорита

Сергей Ростовцев
Сергей Ростовцев, 11.06.2017 в 01:04
Источник изображений: Фотографии из архива С. Ростовцева
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 0 )
У этой статьи нет ещё ни одного комментария
Напишите комментарий и Вы будете первым
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.