Право первопроходца на блеф. Часть 2: Магеллан: подвиг и блеф
Читать весь цикл статей: Право первопроходца на блеф
Аннотация серии статей

Человечество существует, все время двигаясь вперед, расширяя область познанного и освоенного. Это – закон, который позволил людям выйти из звериного состояния и стать существами не просто биологическими, а социально-биологическими. И в этом стремлении идти, открывать новые территории, континенты, планеты кто-то должен быть первым. Ему труднее, чем последователям, идущим на уже готовое. Первому приходится побеждать не только неизведанное и силы дикой природы, но и косность людей, каковым не дано быть впереди и каковых большинство.

Чего добились Магеллан и его спутники своим подвигом? Путь к островам пряностей и в Индию, отработанный в ходе этого плавания, оказался никому не нужным. В дальнейшем по этому маршруту никто не ходил. Была ли доказана шарообразность Земли? О том, что Земля – шар, знали ещё мыслители древнего Египта. Кругосветное плавание в принципе можно было осуществить, если бы Земля имела форму груши, дыни, цилиндра и т.д. Впрочем, убыточным это мероприятие не было. «Виктория» вернулась в Испанию с трюмами, набитыми пряностями. Когда их продали, денег хватило покрыть все понесенные расходы. Матросы получили достойную оплату. Семьи погибших – пенсию. Оставшихся средств хватило на постройку новых кораблей, взамен утраченных.

Чили. Памятник МагеллануДругой великий мореплаватель, имя которого навсегда сохранилось в памяти благодарных потомков – Фернандо Магеллан (1480–1521 – совсем немного). Считается, что он организовал первое кругосветное путешествие. Считается, что это плавание дало неопровержимое доказательство шарообразности Земли. На самом деле все не так. Он не собирался совершать кругосветного путешествия и не совершил его. Он не собирался доказывать шарообразность Земли. И плавание таких доказательств не дало. Но будучи, действительно великим человеком, он хотел сделать нечто значительное с помощью своего ремесла и таланта и войти в историю. Это ему удалось, но, как водится, после смерти. При жизни он не вошел в историю, зато задолго до завершения плавания на одном из островов влип в историю, которая закончилась трагически. Как отмечалось, во времена Колумба и Магеллана, важнейшим движетелем мореплавания были специи.

Выращивать их в Европе еще не научились. К началу деятельности Магеллана после плавания Колумба прошло лишь двадцать лет. Но география успела продвинуться значительно. Существование континента Америка, очертания его берегов в тропических широтах, были известны хорошо. Известно было и то, что между Америкой и Азией имеется океан. Его открыл 25 сентября 1513 года путешественник и авантюрист Нуньес де Бальбоа. Открытие было сделано вовсе не из теоретического интереса к географии. Бальбоа бежал от тогдашних правоохранительных органов, причем преследовали его за вполне реальные преступления. А открытие давало ему некоторый шанс на амнистию.

Экспедиция МагелланаРазмеры океана были ещё неведомы. Попытки пройти в него из Атлантики через предполагаемый пролив сквозь Америку предпринимались неоднократно, но каждый раз упирались в сплошную сушу. Наступает 1517 год. Магеллан, обуреваемый жаждой подвига, ищет спонсоров для великого плавания. Сначала - в родной Португалии. Но, как водится, наталкивается на непонимание и категорические отказы. Тогда Магеллан, можно сказать, предает родину и обращается со своим проектом к королю Испании Карлу V, фактически, переходя к нему на службу.

На заседании королевского совета мореплаватель говорит так: азиатские острова пряностей находятся на краю недавно открытого не очень большого (?) океана. До них намного быстрее добираться не через Индийский океан (путь отработанный, но дальний), а западным путем. Америка не помешает, ибо Магеллан точно знает, что через этот континент есть морской проход.

Откуда такая уверенность? Скорее всего, она зиждется на сообщениях безвестных нам и известных Магеллану мореплавателей, которые дошли до того места, где сейчас находится город Монтевидео (в переводе и испанского «я вижу гору»). Здесь суша круто поворачивает на запад и открывает нечто, напоминающее огромный залив. Может, это и есть искомый пролив? Как опытные моряки не могли уяснить, что вода здесь пресная? Она даже по цвету отличается от морской. Может, оттого, что видели залив (а не пролив!) издалека. Судя по всему, у Магеллана других намеков на морской проход через Америку не было, и он пустил в ход этот сомнительный аргумент. Блеф удался.

ВИКТОРИЯ — единственный вернувшийся корабль экспедиции Магеллана. Деталь карты Абрахама ОртелияКоролевский совет и лично король Испании Карл поверил серьезному настрою мореплавателя. Появились средства. Появилась флотилия из пяти свежей постройки, хорошо оснащенных кораблей. И вот, 20 сентября 1519 года, началось великое плавание. Началось вопреки многим препятствиям, недоверию влиятельных лиц и просто саботажников, ненавидящих все новое и особенно человека, желающего войти в историю. А ведь причин для недоверия было более чем достаточно! Не всю правду сказал великий мореплаватель! И проект во многом смахивал на авантюру.

Путь через Атлантику уже хорошо отработан. Последний отдых перед предполагаемым броском сквозь континент. 13 декабря 1519 года флот вошел в уже ставший знаменитым залив Рио-де-Жанейро. Красивейшего города с тем же названием еще не было, но гавань была. Здесь опять кроется недоразумение. Название в переводе означает «Январская река» или река имени святого Януария. Именно в день памяти этого святого залив открыли португальские мореплаватели. Но никакой реки там не было. Как опытные мореплаватели не уразумели, что вода в заливе соленая, следовательно, большой реки тут быть не может? Или это были не очень опытные мореплаватели?

Отдохнув в известном ныне месте с нелепым названием, флотилия двинулась дальше и дошла до залива Ла-Плата, образованного слиянием двух грандиозных рек: Парана и Уругвай. Именно это место и предполагалось, как начало прохода сквозь Американский континент. Видимо, Магеллан сразу почувствовал, что дело обстоит не так, и реального прохода нет. Да и не мог он не понять, что вода здесь, в отличие от залива Рио-де-Жанейро, пресная, и, следовательно, пролива тут быть не может. Для верности он послал два корабля на разведку. Через несколько дней они вернулись уже с окончательной информацией, что это не пролив, а река, вытекающая из недр неисследованного континента.

Смерть Магеллана на Филиппинах, 1521. Гравюра, 18 векМагеллан был далеко не рядовым человеком. Уверенность в своей правоте, энергия (а может, и пресловутая пассионарность) подсказали ему, что пролив должен быть. Моряки флотилии не были выдающимися людьми. Они поняли, что происходит что-то непонятное, и адмирал толком не знает маршрута. Начались волнения, которые Магеллан жестоко пресекал. История оправдала эту жестокость. Всё же экипаж одного из кораблей счел за благо дезертировать и вернуться в Испанию. С оставшимися кораблями Магеллан дошел до реального пролива, выходящего в новый океан.

Мореплаватель назвал пролив именем девы Марии. Однако, впоследствии историческая справедливость победила, и пролив на картах навсегда стал значиться как Магелланов. С величайшим трудом адмирал провел через него суда, не потеряв ни одного. В дальнейшем это мало кому удавалось.

И вот впереди океан. Истинные размеры его неизвестны, как неизвестна точно форма и размеры Земли. Но Магеллан продолжает блефовать. Он объясняет матросам, что путь до Индонезии и Филиппин совсем недолгий и выходит в неизведанный океан с минимальным запасом продовольствия и пресной воды. В действительности предстоит преодолеть половину Земного шара. Впрочем, направление на Филиппины Магеллан чутьем мореплавателя определяет достаточно точно. Плавание проходит в крайне тяжелых условиях при нехватке продуктов и питьевой воды. Среди моряков - высокая смертность, и к чему это жертвы - оставалось неясно. Повезло мореплавателям в одном. За весь период этой части маршрута не было ни одного серьезного шторма. В результате за океаном закрепилось нелепое название – Тихий. В действительности, шторма здесь случаются ничуть не реже, чем в других океанах. Когда измученные моряки добрались, наконец, до Молуккских островов, стало ясно, что вся экспедиция - сплошное недоразумение, основанное на адмиральском блефе.

Могила Магеллана и памятник его убийце, национальному герою Филиппин,  вождю Лапу-ЛапуПредложенный путь оказался и дальше, и опаснее традиционного, - через Индийский океан. Принесенные жертвы, вроде бы, напрасны. В довершении всего сам Магеллан трагически погиб в незначительной стычке с туземцами. И эта смерть, также, как и все мероприятие, выглядела бессмысленной. Перед смертью адмирал уже понимал, что плавание было ошибкой. Соответственно, и возвращаться следовало старым путем, расписавшись в ошибочности экспедиции. Спутники адмирала, похоронив своего лидера, так и поступили. Сомнительный подвиг завершился 6 сентября 1522 г.

Последний корабль флотилии «Виктория» все же оправдал свое название. Управляемый 18 моряками, он вернулся в Испанию уже без капитана.

Чего добились Магеллан и его спутники своим подвигом? Путь к островам пряностей и в Индию, отработанный в ходе этого плавания, оказался никому не нужным. В дальнейшем по этому маршруту никто не ходил. Была ли доказана шарообразность Земли? О том, что Земля – шар, знали ещё мыслители древнего Египта. Кругосветное плавание в принципе можно было осуществить, если бы Земля имела форму груши, дыни, цилиндра и т.д. Впрочем, убыточным это мероприятие не было. «Виктория» вернулась в Испанию с трюмами, набитыми пряностями. Когда их продали, денег хватило покрыть все понесенные расходы. Матросы получили достойную оплату. Семьи погибших – пенсию. Оставшихся средств хватило на постройку новых кораблей, взамен утраченных.

Вот как описывает триумф возвращения писатель и исследователь великого плавания Стефан Цвейг («Звездные часы человечества»):

  Портрет Фернана Магеллана из галереи Уффици (Флоренция) неизвестного автора, XVII векНа огненных крыльях разносится по всей Европе весть о благополучном их возвращении, сперва возбуждая безмерное изумление, а затем столь же безмерный восторг. После плавания Колумба ни одно событие не вызывало у современников подобного воодушевления. Пришел конец всякой неуверенности. Сомнение, этот злейший враг человеческого знания, побеждено. С тех пор, как судно, отплыв из Сивильской гавани, все время следовало в одном направлении и снова вернулось в Сивилью, неопровержимо доказано, что Земля – вращающийся шар, а все моря – единое, нераздельное водное пространство. Бесповоротно отметена космография греков и римлян, раз навсегда покончено с доводами церкви о нелепой басней о ходящих на голове антиподах. Навеки установлен объем земного шара и тем самым, наконец определены размеры той части вселенной, которая именуется Землей. Другие смелые путешественники в будущем еще восполнят детали нашей планеты, но, в основном, ее форма определена Магелланом, и неизменным осталось это определение по сей день и на все грядущие дни. Земля отныне имеет свои границы, и человечество завоевало ее. Великой гордости преисполнился с этого дня испанский народ. Под испанским флагом начал Колумб открытие мира, под испанским флагом завершил его Магеллан. За четверть века человечество больше узнало о своем обиталище, чем за многие тысячелетия. Началась новая эра – новое время  

За всем этим стояла истина, которую понимали далеко не все «спонсоры» великих. Деяния первопроходцев, пусть даже подкрепленные блефом, в конечном итоге обогащают человечество.

Окончание следует

Valentin Sapunov
Valentin Sapunov, 25.11.2017 в 03:08
Источник изображений: Из открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 2 )
 Оленин
Спасибо, за прекрасную статью. Очень интересно описываете.
 Карамышева
Очень интересная и познавательная статья.Интересные факты о которых раньше не знала.Действительно,деяния первопроходцев обогащают человечество!И это наша история,история мира!
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо