Местами голубая стекловидная поверхность льда переходит в чернеющие промоины полыней. Льдина кажется прозрачной, но всё-таки среди этого пространства существуют места, где лежит, белея и не тая, снежный пушок. Под ним лёд всплыл чуть выше уровня водяного горизонта. Всего на несколько миллиметров. Не захлёстывается и не смачивается перетекающими через край льдины прибойными волнами. Значит, под водой в этих местах толщина ледяного покрова чуть больше и должна измеряться сантиметрами, что повышает шансы благополучного окончания переправы. По белому снежку намечаем маршрут движения.
Бахилы и обувь в зимней тундре и на восхождении
Если вспомнить историю обуви, то получается, что бахилы функционально – это тоже обувь, только облегчённая, предназначенная для защиты ног или основной обуви от неблагоприятной среды. На Руси носили лапти с портянками. Лапоть защищал ступню от механического воздействия почвы. Его подошву плели в три-пять слоёв лыка. Часто чинили. Портянка длиной в два – три метра длиной играла роль тёплого носка и защитной бахилы. Полотно портянки разматывалось в один слой, а потом легко стиралось и сушилось. Другая обувь: сапог или валенок с калошей – почти то же самое, что и бахила, только с более прочным, высоким, твёрдым монолитным голенищем, которое труднее выворачивается наизнанку. Эти свойства обуви полезны, но несколько утяжеляют снаряжение туриста. Поэтому, зачастую приходится выбирать для похода обувь, исходя из сложности препятствий на маршруте.
У французских мушкетёров для защиты от сырости широких полотняных штанин во влажной траве, в кустарниках и болотах сапоги дополняли высокие ботфорты. А, если вспомнить более ранние времена, то древнегреческий учёный и географ Геродот, находясь в причерноморской Ольвии, записывал рассказы скифских купцов о том, что за Бореем жили люди с козлиными ногами, которые нам очень напоминают одежду северного человека в унтах, сшитых из звериных шкур мехом наружу.
Туристы, особенно водники, в весенний период предпочитают в походах носить резиновые сапоги – «бродни». Когда сапог внутри сухой, то с шерстяным носком нога в нём не мёрзнет: шагает человек по холодной воде или по снежному сугробу. Высокий ботфорт не даст лишний раз зачерпнуть внутрь воду и снег. После перехода, на привале резиновую обувь рекомендуют снимать и надевать другую, сухую, более легкую. Ноги должны дышать, чаще проветриваться. От постоянного ношения резины на ногах, говорят медики, может развиться ревматизм. Помня это, в пеше-лыжный поход на осеннее – зимнее межсезонье Полярного Урала, я захватил с собой резиновые бахилы. Это были обрезанные от старого рванного «сухого» водолазного костюма «ноги». Сделанные из тонкой прорезиненной ткани, они по весу и объёму легче рыбацкого сапога, пластичнее, так как имеют более тонкую подошву, занимают меньше места в рюкзаке, легко выворачиваются наизнанку для сушки.
Единственная пара непромокаемой обуви на группу в бесснежных условиях горной тундры оказалась, весьма, кстати. В сырых местах «водолазные ноги» персонально использовались как обыкновенные бахилы. А при переправах через холодные не застывшие ручьи и мелкие речки позволяли обладателю прорезиненных бахил переносить по очереди через водную преграду рюкзаки и остальных участников похода на себе. При этом после очередной переправы все туристы сразу двигались дальше с сухими ногами, не тратя время на переобувание.
Использование лыж
В предпоследний день похода, помню, стояла тихая солнечная погода. Ночью температура опускалась ниже десяти градусов, выпал лёгкий снежок. Днём снег не таял. По лёгкому морозцу шагалось легко. На Севере горизонт закрывал массив горы Рай-Из. Спускаясь на Восток по плато, вышли на грунтовую дорогу, двинулись по ней. В начале зимы, когда почва замерзла, и лёг первый снег, в котором нога утопает всего лишь по щиколотку, сугробы закрывают землю, но не скрывают общий рельеф местности. Дорожная колея чётко выделяется широкой полосой с отсутствием кустарников.
За целый день пути по ней транспорта так и не увидели. Колея, как по компасу, вела в нужную сторону. В том же направлении несколько километров перед нами тянулся след одинокого полярного волка. По дороге пробовали катиться на лыжах. Скольжение отсутствовало. Лыжи продавливали пушистый снег и садились на камни, которые царапали деревянные полозья. Пешком без лыж, оказалось, передвигаться легче. Привычно, взвалив лыжные «дрова» за плечи, отправились дальше. За три километра до реки Собь дорога упёрлась в правый приток незамёрзшей речки Енгаю метров тридцати шириной и ушла на другой берег. Нам тоже предстояло попасть туда. Оценив обстановку, видим, что ледостав только-только начался. Много открытой воды. Поверхность реки покрыта льдом лишь в отдельных местах, в основном у берегов. Предпочтение для переправы оставляем за шиверой. Здесь, в русле, частое нагромождение камней соединённых ледяной коркой от правого берега уходит дальше середины реки и обрывается, а вдоль левого берега узкой полосой метров семи шириной быстро проносится поток чистой воды. Ниже начинается плёс, на котором тонкий лёд зацепился за последние камни шиверы и протянулся широким полем к противоположному берегу.
В предыдущие дни, когда первые снега, выпавшие в конце сентября, днём таяли, а ночью замерзали, вода стояла высоко, и верхушки камней обледенели. Между ними намёрзла тонкая корочка льда. Потом мороз окончательно сковал воду на склонах гор. Сток с берегов в реку прекратился. Уровень упал, а корочка льда, соединившая верхушки обледенелых камней, осталась. Навалившись на камень, можно просунуть под лёд руку и дотянуться до водяных струй. Возле камня толщина льда больше и удерживает вес лыжника с рюкзаком. Опора прочная, хотя очень скользкая.
Между камней лёд тончает, а местами и вовсе отсутствует. Прижавшись ступнёй к каменному основанию, опершись на ледяную корку, зафиксировав лыжу, воткнув остриё палки в лёд, делается осторожный шажок вперёд к следующему камню. Другой палкой фиксируется другая ступня у другого камня. Потом медленно, без резких движений переносится вес с одной ноги на другую. Нельзя соскользнуть в сторону. Там ледок тоньше и хрупок. Далее движения медленно и осторожно повторяются. Также лыжа может фиксироваться в расщелинах меж камнями. Или, случается, носок и пятка лыжи прижимаются к разным камням, а нога при этом опирается на центр лыжи, испытывая её на излом. Чтобы лыжа выдержала это испытание, её следует ещё перед выходом на маршрут заранее протестировать на подобные нагрузки.
В конце шиверы сильная струя главного слива ныряет в глубину плёса, проходит у дна под начавшей обледеневать поверхностью реки и, выныривая вновь, размывает дальнюю кромку льдины в нескольких десятках метров ниже по течению. Сверху течение вынесло на плёс небольшие льдинки, которые взломали передний край ледяного поля и хаотично вмёрзли, показывая своими рёбрами пугающую толщину предстоящей переправы. Местами голубая стекловидная поверхность льда переходит в чернеющие промоины полыней.
Льдина кажется прозрачной, но всё-таки среди этого пространства существуют места, где лежит, белея и не тая, снежный пушок. Под ним лёд всплыл чуть выше уровня водяного горизонта. Всего на несколько миллиметров. Не захлёстывается и не смачивается перетекающими через край льдины прибойными волнами. Значит, под водой в этих местах толщина ледяного покрова чуть больше и должна измеряться сантиметрами, что повышает шансы благополучного окончания переправы. По белому снежку намечаем маршрут движения. Три десятка метров на лыжах, от камня к камню, проходим до открытой воды у противоположного берега. Спускаемся к скопищу нижних камней шиверы. Упираясь ногами в крупные валуны, организуем верёвочную страховку за грудную обвязку. По очереди шаркающей походкой скользим на лыжах по заснеженным участкам, обходя полыньи, стараясь не нарушить целостность ледяного покрытия остриями лыжных палок. Ледяная плёнка, лежащая на поверхности воды, немного пластична и проминается от тяжести тела с рюкзаком, но края кромки достаточно удалены от лыжни, чтобы возмущённая движением вода не захлёстывалась поверх льдины. Скоро преодолеваем оставшиеся пятнадцать метров до левого берега, завершая переправу. Наступали сумерки. Воздух вновь пропитывался морозом. Мы от напряжения разгорячённые и почти сухие. До последнего привала на реке Собь оставалось пройти всего три километра.
Волокуша
Прежде, чем изготовить волокушу, была изготовлена модель из бумаги примерно в масштабе 1:10. Сначала вырезаются заготовки: скользящего днища и корпуса, который составляет цельную конструкцию верха и боковых стенок. Верхний корпус сгибается так, чтобы верх волокуши был такой же ширины как и днище. Длина, ширина и высота берутся по размеру внутренней ёмкости рюкзака. При заброске на маршрут волокуша переносится в рюкзаке, а в ней размещаются остальные вещи. Чтобы согнуть дюралевый лист, следует нагреть линию сгиба до температуры более пятисот градусов.
Только тогда хрупкий металл в этом месте размягчится и при крутом изгибе не треснет. После медленного остывания на воздухе через сутки металл снова восстановит первоначальные свойства. Прямоугольный загиб рёбер на корпусе можно сделать только в передней части для стыка с днищем, тогда задняя часть корпуса выгнется в виде свода, что несколько увеличит объём волокуши. На бумажной модели склеиваются передняя кромка днища и верха корпуса так, чтобы при виде сверху волокуша имела прямоугольную форму. Дюралевая волокуша будет собираться в тоже последовательности. Её боковые стенки должны быть у дна в нижней части вертикальными и продолжаться ниже днища на 1,5 – 2 сантиметра. Эти полозья при движении по косым склонам препятствуют её соскальзыванию в бок. При дальнейшей сборке дно соединяется с боковыми стенками, начиная с дальнего конца. Сохраняя ровной плоскость днища, винтами и гайками постепенно закрепляются стыки, продвигаясь к скруглённому взъёму носа. Когда носовое ребро и часть днища будут соединены, следует оценить радиус переднего скругления. Его можно сравнить с профилем детских саней из магазина. Если он круче или острее, надо сдвинуть места фиксации днища вперёд или назад. После этого перекрепить днище с боковыми стенками заново. Когда корпус и дно соединятся, обрисовать контуры полозьев по всей длине и вырезать.


Варианты изготовления волокуш могут быть разнообразными. Проще сделать отдельно каркас с полозьями и потом обшить его тонким листовым материалом. Можно два днища соединить спереди друг с другом, а потом закрыть бока параллельными стенками. Тогда волокуша может транспортироваться на дне, а, когда перевернётся на какой-нибудь кочке, то потом также и на крыше. Скольжение будет одинаковым. И так далее. Главное, чтобы полозья до самого верха были параллельны. Тогда волокуша будет взбираться поверх кустов и кочек. Если нос у неё будет уже внешних габаритов, то она станет искать узкие проходы, и её с усилием придётся выдирать из зарослей.
У нас в походе самым тяжёлым грузом оказались консервы. Их разместили в передней части волокуши. Задней крышки не было. Поэтому торец затыкали объёмными вещами: палаткой или полиэтиленом. А чтобы они не терялись в пути, вдоль задних кромок были просверлены отверстия, через которые стягивалась шнуровка.
См. часть 1: ссылка
Что себе мы смастерили – с тем в походы и ходили.
А, что себя не оправдало, - то в забвении пропало.