Юг России - не только место курортного отдыха и лицезрения природных красот, но и регион с многотысячелетним прошлым. Следы древних культур здесь на каждом шагу. Одно из таких мест - район города Армавира, где обнаружены древние захоронения.
Приходилось ли вам когда-нибудь бывать в Краснодарском крае? Если нет, обязательно посетите этот солнечный уголок России. Но Кубань – это не только обширные зеленые поля, море и курортные городки. Прежде всего, это регион с богатой историей, тайны которой раскрываются исследователям по чуть-чуть, малыми крупицами. А каждое открытие или находка становятся предметом гордости краевых ученых. Есть в Краснодарском крае небольшой городок под названием Армавир, главным ВУЗом которого является АГПУ (Армавирский Государственный педагогический университет). Исторический факультет этого учебного заведения – один из самых востребованных. Это не удивительно. Здесь отличная учебная база и профессиональный преподавательский состав, регулярные археологические практики для студентов. Именно на одной из таких рядовых практик в июле этого года были обнаружены древнейшие погребения.
Для тех, кто никогда не бывал в этих местах, поясним… близ Армавира расположено много различных поселков и станиц. Проезжая мимо них по трассе, каждый может увидеть ряд небольших холмов, на вид ничем не примечательных. Однако историки знают, что большинство из них - это курганы искусственного происхождения, возвышающиеся здесь с древних времен. Сейчас ведется активная работа по постановке этих курганов на учет, как памятников истории и культуры. Существующий реестр показывает, что на данной территории около 300 различных курганов, а также поселений и городищ.
Для исследования одного из подобных искусственных курганов отправилась команда преподавателей и студентов АГПУ, а также ученые специализированного структурного подразделения этого ВУЗа - Центра археологических исследований. Памятник истории находится в селе Вольное Успенского района. От Армавира это совсем недалеко. Руководителем раскопок стал заведующий кафедрой истфака АГПУ, кандидат исторических наук Игорь Басов. Какие-либо археологические работы возможно вести лишь после официального одобрения Министерства культуры РФ. Поэтому организовать экспедицию Басов смог лишь после получения разрешения, или «Открытого листа».
Выбор кургана был обусловлен простыми и логичными доводами. О нем местным историкам было известно с давних пор. В течение многих лет курган разрушался, осыпалась одна из его сторон. Причина - человеческий фактор. Жители ближайших поселений занимались здесь добычей глины и других природных материалов, устроили на этом месте свалку. А еще было заметно, что ранее курган подвергался разграблению. Стало очевидно, что если не предпринять какие-то меры, в скором времени этот памятник древности будет уничтожен полностью. С целью сохранить для истории этот объект, было принято решение провести на нем археологические работы.


Отправляясь на раскопки, археологи не знали наверняка, что их ждет. Как известно, любой из искусственных курганов – это насыпь над чьими-то древнейшими погребениями. Но здесь было три варианта: он окажется нетронутым, или, возможно, разорённым, либо данная насыпь является кенотафом. Так называют пустой курган, насыпаемый без захоронения в нем. Это делали, если человек умирал далеко от дома. По поверьям, такое действие было необходимо, чтобы помочь душе упокоиться с миром.
Курган копали при помощи бульдозеров, которые пластами снимали землю. Специалисты следили за процессом, анализируя структуру открывшихся слоев почвы. Копка производилась вдоль специальных стенок, называемых бровками, которые провели через весь курган. С их помощью археологам станет понятна стратиграфия места раскопок, а именно - как данный курган насыпали. Они позволяют разглядеть срез, по которому можно определить, материк ли это или грунт, насыпанный людьми. Первая бровка была проведена через центр, а две другие по бокам от нее. Копатели определили, что курган насыпали в два этапа: сначала над главным захоронением, а позже вновь пришедшие племена похоронили там своих соплеменников, насыпав еще бо’льший холм. Подобные погребения называют впускными (от слова «впустить»). Археологи опасались одного: поскольку курган ранее разграбляли, а также брали отсюда природные материалы для хозяйственных нужд, то могли уничтожить и исторические артефакты. Но, к счастью исследователей, этого не произошло. Они смогли кое-что найти и сохранить.
Археологами были обнаружены несколько захоронений – центральное и 4 впускных. Основное - наиболее древнее из всех, по предварительному анализу относящееся к Бронзовому веку. Уже на третий день работы была найдена катакомба со сложной структурой, состоящая из входа и погребальной камеры. В ней исследователи обнаружили кости, судя по всему, принадлежащие подростку ростом около 1,5 метра. К сожалению, сохранить их не смогли. При попытке изъять их из земли, они просто рассыпались. Удалось сохранить лишь зубы. Также в могиле нашли остатки керамики. Вероятнее всего, подросток принадлежал к высшим слоям общества. Такой вывод историки сделали, исходя из того, какой курган был для него насыпан, а также из анализа найденного рядом с костями амулета, вернее, того, что от него осталось. Поскольку в те времена люди были бедны, ничего ценного они в погребении оставить не могли. Потому о знатности умершего можно судить лишь по объему труда, затраченного на его захоронение.


Определяя культурную принадлежность, историки сошлись во мнении, что это - широкоизвестная катакомбная культура, а точнее - ее предкавказское ответвление. Что касаемо датировки находок, то тут исследователи высказываются достаточно осторожно. Второй руководитель экспедиции, Алексей Пелих (д.и.н., профессор) называет их лишь приблизительно - 4-4,5 тысячи лет, или 2-2,5 тысячи лет до нашей эры. Подобная версия была выдвинута на основе ряда факторов. Во-первых, захоронение является достаточно типичным, подобный вид курганов являлся распространенным и на сегодня хорошо изученным, поэтому необходимая научная база уже накоплена. О времени захоронения историки судят, основываясь на типологических особенностях обряда погребения, на особенностях керамики, найденной тут же, а также на схеме катакомбы, которая тоже вполне типична для представителей той культуры. Но все же на основе этих данных о возрасте захоронения можно сказать лишь приблизительно, ученые будут проводить более полный анализ всех найденных материалов.
Но не все захоронения вольненского кургана принадлежат одной эпохе. Остальные гораздо «младше» центрального. Например, второе погребение – впускное и было сделано, вероятно, в Среднем бронзовом веке. Останки человека сохранились довольно неплохо. Скорее всего, это был представитель племени сарматов, в его могиле археологи обнаружили бронзовые накладки на ремень.
Третье захоронение армавирские археологи относят к Раннему железному веку. Если быть более точными – к сарматскому периоду – примерно 2 – 2,5 тысячелетия назад. В четвертом погребении содержались останки человека, на которых можно было разглядеть красные пятна. Археологи определили, что это охра. Подобные минеральные краски использовались для обряда очищения. Это символ жертвоприношения. Подобные захоронения делались в бронзовом веке, но, опять же, точные датировки исследователями не называются. На момент нашего посещения раскопок археологи обнаружили уже пятую катакомбу.


Алексей Пелих пояснил, что обнаруженные останки сохранились не очень хорошо. Дело не только в их возрасте, но также и в особенностях грунтового слоя, в котором они пребывали. Местные почвы очень влажные и имеют высокий процент насыщения кислородом, что является гремучей смесью для органических материалов, которые в такой земле очень плохо сохраняются. Но, тем не менее, все костные останки будут сохранены, чтобы потом передать их антропологам. Они уже смогут рассказать о находках гораздо больше – не только определить их точный возраст, но и поведать нам о болезнях людей и даже рационе их питания.
Нас также интересовало, какова этническая принадлежность представителей этой катакомбной культуры? Алексей Пелих пояснил, что исследователи, как правило, стараются обходить эту тему стороной. Причина в том, что известные нам сегодня народы стали формироваться лишь в раннем средневековье. А уж о более древних общностях говорить трудно. Тем более, если у какой-то из них отсутствовала письменность, то едва ли можно утверждать, что она является предком какого-то современного народа. Если начнешь вести разговоры об этнической принадлежности, то невольно возникнет привязка к какому-то народу. По словам археологов, культуру, о которой идет речь, нельзя отнести ни к какому из ныне живущих народов. Можно лишь назвать языковую принадлежность, хотя это тоже сложно и вызывает много дискуссий. Если сказать, что это представители ираноязычной культуры или индоевропейской, например, кое-кто может привязать ее к иранцам или европейцам, а назвать другую языковую семью, опять же привяжут к какому-то современному этносу и начнут додумывать неизвестно что. В связи с этим археологи избегают рассуждений на эту тему, а поясняют все археологической терминологией. С точностью они могут сказать только то, что это предкавказская катакомбная культура (а историки называют не менее семи подобных). По окончании экспедиции все найденные артефакты отправят в музей.
Вероятнее всего - в Армавирский краеведческий. Будет подготовлен соответствующий отчет и в Институт археологии Российской академии наук, где его проверят на предмет точного следования методике и технологии раскопок. Затем документ станет частью архива вышеуказанного института, и каждый исследователь сможет получить к нему доступ. По словам армавирских историков, материалы экспедиции типичны и не сенсационны, но, тем не менее, послужат еще одним кирпичиком общего фундамента здания науки о прошлом, помогут будущим исследователям в их работе.
Курган исследован, но в этих местах еще предостаточно таких, которые лишь в неопределенном будущем раскроют нам свои тайны. Разграблены ли они или нетронуты, пока неизвестно. Ведь и в древности, и сейчас было много охотников за сокровищами мертвых. Сегодня за подобные действия грозит уголовное наказание. Но сказать, какой курган был разграблен, а какой нет, пока нельзя. У археологов есть одно незыблемое правило: не раскапывать то, что еще может сохраниться. «Наш» курган долгое время постепенно рассыпался, и только поэтому его начали исследовать и раскапывать. Чтобы сохранить его тайны для истории и науки.
а вообще, я никого не обвиняла в статье (в том числе и местных жителей) и не собираюсь говорить о каких-то великих достижениях данной раскопки. просто сообщила об очередной археологической экспедиции и находках.
При направлении сообщения, на сайте меня проинформировали, что с такого-то времени публикуются только положительные отзывы и что перед публикацией, идёт проверка соответсвии данному требованию.
Хорошо, что в ВЭП к такому не пришли и демократия.
А Вы Елена, закончили журфак с Вас спрос выше.
При направлении сообщения, на сайте меня проинформировали, что с такого-то времени публикуются только положительные отзывы и что перед публикацией, идёт проверка соответсвии данному требованию.
Хорошо, что в ВЭП к такому не пришли и демократия.
А Вы Елена, закончили журфак с Вас спрос выше.
О Викторе Бушуеве я до этого не слышала, но теперь обязательно почитаю о нем, а также его работы. Благодарю)