С берега снова налетел ветер, на этот раз он все усиливался и крепчал. Беспрерывная работа гребцов – а весла летали, как от электрического мотора, ни к чему не приводила – катамаран не продвинулся вперед ни на шаг, его только все дальше и дальше относило в открытое море, оставляя берег все дальше и дальше.
Катамаран шел под парусами с северной части Байкала вдоль западного побережья. У острова Ольхон в Малом Море предстояла смена экипажа, первый состав возвращался домой, а его заменял второй, то есть мы. Конечная цель задуманного маршрута – дойти до устья Ангары, далее по реке - до Иркутска, затем загрузиться на поезд и ехать домой. Конструкция катамарана – две резиновые гондолы в шитых чехлах, металлические элементы палубы, мачта, парусная оснастка, два весла, руль - была изначально сконструирована, разработана, создана и построена силами местного туристического клуба «Тропари» во главе с организаторами и вдохновителями идеи парусных походов Аркадием Мацкевичем и нашим капитаном Юрием Зайковым. По парусной оснастке и ходовым характеристикам катамаран мало уступал современным яхтам своего класса, имея явное преимущество – в сложенном состоянии представлял собой комбинированную конструкцию:
тележка-рюкзак по габаритам чуть больше туристического и мог транспортироваться, как обычный багаж, любым видом транспорта – хоть железнодорожным, хоть автобусным. Мечта туриста. Другое достоинство – практическое отсутствие преград на пути – глубокая или мелкая вода, по ветру и против ветра, штиль – все катамарану ни по чем. На последний случай тягловой силой служили весла двух гребцов. Основной способ плавания в открытом море – каботажный, в пределах видимости берега.
В основном на маршруте погода нам благоволила: безветрия было мало и часто на ход ставили бабочку – это когда ветер дует в три паруса: грот, спинакер, стаксель. Проплывают рядом белоснежные суда, тюлени, нерпа. Вода чистая и прозрачная – черпай кружку за бортом и пей, живописные берега, ветер в паруса – что еще надо?
Стоял август, урожайная пора и в один из светлых погожих дней решили сделать на берегу короткую остановку, радиалку, насобирать кедровых шишек – деревья росли недалеко от воды. Лазили по соснам и с их вершин наблюдали, как сквозь синеву и ширь Байкала просматривался противоположный берег с устьем великой сибирской реки Селенги.
Насобирав шишек и перекусив, пошли дальше. Экипаж – четверо мужиков, девушка Таня Марченко, собака капитана (породы эрдельтерьер), которая спала с нами в палатке и от этого ногам по ночам было тепло. День чудесный, солнце, из одежды на нас – плавки. Постепенно берег стал превращаться в недоступную сплошную каменную стену, так близко к воде подступали высокие скалы.
Неожиданно со стороны берега налетел шквальный ветер, немного повредивший наш парусник. Прибились на гальку мелководья для ремонта. Закончив, двинулись дальше. На случай штормов стаксель и спинакер обычно убирают, ставят штормовой парус, под ним и пошли. Предполагалось, что, как только найдем брешь в береговых скалах, где можно поставить палатку и найти дрова для ужина, встанем на отдых. Но у погоды были, видимо, свои планы. И они кардинально поменяли наш маршрут.
С берега снова налетел ветер, на этот раз он все усиливался и крепчал. Беспрерывная работа гребцов – а весла летали, как от электрического мотора, ни к чему не приводила – катамаран не продвинулся вперед ни на шаг, его только все дальше и дальше относило в открытое море, оставляя берег все дальше и дальше. Время шло, где-то далеко, вдоль нашего берега, шел дизельный кораблик. Поравнявшись с нами, он какое-то время постоял вровень с нами а потом, видимо оценив обстановку и свои силы, пошел дальше своим курсом, несмотря на подаваемые ему сигналы.
Мы остались с морем один на один. Встал вопрос – что делать дальше? Все попытки продвинуться вперед вдоль берега были тщетны. Ветер дул в борт, не стихая, и когда-то спокойная гладь озера превратилась в беспрерывную череду длинных штормовых валов. И конца этому не было видно.
Общим голосованием принимается решение – отдаться на волю судьбы и ветра. Капитан с махом закладывает руль и катамаран, ломая все писанные законы и правила хождения на подобных судах и байкалокораблевождения вообще, поворачивается кормой к берегу, становясь на новый курс – в открытое море, в неизвестность.
Солнце зашло, наступила ночь. В ее мраке штормовые валы огромными холмами возникали с одного борта, проходя под килем и уходя вдаль с другого борта. Шторм не утихал. Гребцы, периодически меняя друг друга, в одних плавках (никто не был готов к подобному развороту событий) лопатили на веслах всю ночь, больше для согрева и включенности в процесс. Впереди – неизвестность. Мы не знали, что ждало нас впереди: как поведет себя вдали от берега ветер, дувший в корму, не возникнут ли там впереди новые ветровые коллизии, что вообще ждет там по курсу…. Мы, странники, были отданы на волю стихии. Но, к счастью, ветер все время дул в корму и весь ночной путь нам в лицо светила яркая Луна…. Незабываемая картина – переходить ночной штормующий Байкал по лунной дорожке. Как потом выяснилось, прошедшее нами расстояние в ту ночь составило 42 км с гаком.
Но ночь постепенно стала сдавать позиции. Наш берег уже давно скрылся за горизонтом и все четче стали виды огни другого берега. Возникло новое опасение – не попасть и не запутаться в рыбацких сетях, которые могли быть у берега. Но наш туристический бог благоволил нам и на этот раз.
…Сошла с неба благоволившая нам Луна, стих ветер и вместе с ним - штормовые валы, приближающийся берег стал просматриваться в обе стороны. Только пена прошедшего шторма повсюду. Весла парусника крутились в уключинах.
Наконец, берег, твердь под ногами, пьяные от шторма, вымотанные в буквальном смысле, мы вытаскиваем катамаран на сушу и валимся рядом. Все – и осознание и понимание произошедшего пришло потом, когда стали возвращаться силы, а с ними обычная и привычная жизнь. А тогда было единственное ощущение всеобъемлющей земной тверди. Местные рыбаки, всю жизнь проведшие на байкальских берегах, не могли поверить нашему рассказу, что вот так просто в штормовую ночь можно пересечь бескрайнее море от берега до берега. Но с нами это случилось! Позже Юра говорил, что не сомневался в живучести катамарана: в конструкции из титановых сплавов был заложен многократный запас прочности. И все обошлось – швы не разошлись, узлы не распустились, оверкиль не случился и в сетях не запутались.
И как всегда осталось одно желание – в наше мирное время, пока есть здоровье и носят ноги – ходить в походы.
Сергей Юдинцев,
обладатель титула «Золотой Экспедиционер»
Всемирной Энциклопедии Путешествий
Восхищен мужеством участников события. Они боролись и победили.Вот почему наш народ победил в страшной войне.
Евгений Кузнецов.