Окончание экспедиции «Дембельский аккорд» или «экспедиция в поисках вчерашнего будущего дня» туральпгруппы «Ураган» по Восточным Саянам под эгидой Всемирной Энциклопедии Путешествий
Читать весь цикл статей: Второе дыхание группы УРАГАН
Аннотация серии статей

Группа сложилась более 30 лет назад. Название получила в 1987. Тогда, в начале полярной ночи, на первопрохождении в осенне–зимнем межсезонье в горной системе Пай–Ёр (Полярный Урал), попала в ураган. Пропурговали четверо суток, при ветре 60 м/сек., когда из–за отсутствия глубокого снежного покрова и фирна невозможно вырыть снежную пещеру или построить стену из снежных кирпичей. А потом - преодолели маршрут. Сложные пеше-горные, пеше-лыжные, пеше-горно-водные походы высокой сложности в разных уголках страны - ежегодно. В 2000 г. руководитель УРАГАНА получил тяжёлую производственную травму, стал инвалидом, но с Божьей помощью восстановился. Стал подниматься и на сложные вершины. Сегодня УРАГАН продолжает свой путь.

Цель нашего путешествия – район хребта Пограничный (Большой Саян), исследования подходов к безымянным пикам, которые мы планируем поименовать пиками «Всемирной Энциклопедии Путешествий», «Станислава Покровского», «Анатолия Кирпищшикова», проведение разведки восхождений, исследования растений горно–лугового пояса в частности цветковых с фотосъёмкой, изъятие растительного материала для интродукции для дальнейших исследований, описание Аршан–Хемского водопада и сбор описаний минеральных источников и их видеофотосъёмка, наконец, первосплав на катамаране от слияния рек Дунды–Гол, Дарыл и Хойто–Гол по реке Сенца до Хадаруса, а дальше – обычный сплав по уже пройденной реке до нашей автомашине, оставленной в 5 километрах выше по течению Сенцы от бывшего аэродрома Порт–Ока.

Питьевой источник от сердечно-сосудистых заболеванийНа взгляд многих путешественников, кто не раз побывал в Восточных Саянах, всё самое интересное здесь находится в Окинском районе Бурятии, вернее, в её самой отдалённой и ненаселённой части. Именно там есть чему подивиться; целебным термальным, не имеющим аналогов в мире, минеральным источникам (Чойган, Хойто-Гол, Халун-Уган, Тесский, Сарикта-Гольский, Ара-Шутхулайский); хребту Пограничный, где множество сложных и безымянных вершин, где самое мощное горное оледенение Восточной Сибири; высоким водопадам (Дабатинский - 120 метров, Аршан-Хемский - более 60 метров, Тесский (Тиссинский), где мощная река сжимается в пятиметровой скальной щели); уникальной горно-луговой растительностью, где некоторые виды растений ещё не занесены биологами в определители растений; экосистемами, где влияние человека практически отсутствует и где хозяева территорий - лишь медведи. Именно туда и лежал маршрут нашей новой экспедиции.

Встретившись с Томиловым Сергеем, моим другом, одноклассником и опытным спортивным туристом, мы решили в 2018 году отметить свои круглые значимые даты в серьёзном путешествии – экспедиции в Восточных Саянах, ибо нам в сём году исполнилось по 60 лет. Для нашего города, да и для многих промышленных уральских городов дата в 60 лет является настоящим Рубиконом, который отмеряет жизнь и время. Для мужчин это порог пенсионного возраста, до которого, к сожалению, далеко не все доживают, а если и доживают, то дальнейшая жизнь протекает недолго, ввиду израсходования жизненных ресурсов на вредных производствах Урала. Не хочется о грустном, но, посмотрев друг на друга, мы с Серёгой поняли, что из опытных путешественников – наших сверстников, практически никого не осталось, многие до пенсии не дожили, а среди них были более, чем достойные люди – ярчайшие личности. Мы с Серёгой отработали честно, как и большинство наших знакомых, порой на износ, всю жизнь работали (у обоих непрерывный трудовой стаж превышает сорокалетний рубеж), учились, занимались спортом, общественной работой и спортивными путешествиями. Государство оценило наши труды пенсией в 13–15 тысяч рублей. Несмотря на это, решили во что бы то ни стало реализовать наши спортивные и экспедиционные планы.

И своя ноша тянетВпадение притокаБыл и такой способ передвижения 

Мы давали себе отчёт в том, что мы не в возрасте высших достижений, что ресурс наш поистощился, но мы и знали, что в экстремальных условиях порой у организма открывается «седьмое дыхание», и если оно открывается, то человек выдерживает максимальные нагрузки. Ну, а, если нет, то, ему уже никто не сможет помочь, особенно в дикой ненаселённой местности.

Залом номер 2, который также пришлось обносить по бурелому, ибо троп не былоЗагрузка катамаранаДолина реки Дунды-ГолГруппа близ перевальнорй перемычки в поросли баданаВысокая скоростьГорячие ручьи

Почему для экспедиции мы выбрали именно этот отдалённый район Восточных Саян, причин тому множество: – практически нетронутая природная среда, это важно для изучения горно–луговой растительности; на маршруте множество уникальных мест, например, минеральные источники – Чойган, красивейшие и целебные, находятся на границе Тувы и Бурятии; наконец, район путешествия был выбран в Окинском районе Бурятии – самом отдалённом от цивилизации. Здесь люди еще не утратили высших человеческих качеств, таких, как взаимовыручка, и считающих изворотливость, расчётливость и подлость пороками, а не вариантами менеджмента. Они смогли выжить в жесточайших условиях в период горбачёвско–ельциновской вакханалии, когда государство бросило регион на произвол судьбы, уничтожив малую авиацию с системой аэродромов. А в Окинский район с Большой Земли можно было только добраться только на самолёте. Ныне можно добраться через перевал по сложной гравийной длинной дороге.

Наша экспедиционная палатка в ЧойганеОчяередной порог

Именно в этот край. где живут суровые, настоящие люди, среди которых комфортно и есть взаимопонимание, нас и потянуло. Именно поэтому мы и назвали экспедицию: «В поисках вчерашнего будущего дня», потому, что хотели, чтобы и в будущем люди имели такие качества. Там медицина доступна, источники, до которых добираются, также доступны для всех и за них никому платить не надо!

Слияние Хойто-Гола и Дунды-Гола, отсбда и начался сплавУ катамаранаРасчёски по берегамПрозрачная СенцаПришлось зачалить у очередного заломаПорожистый участокВ горячем источникеМножество питьевых источников вытекает у самого берега ореки

До Окинского района, то бишь до начала маршрута экспедиции, добирались на личном автомобиле (Ниссан Альмера, 2005 года выпуска), - в одну сторону около 5000 тысяч километров, порой по очень сложным дорогам. Именно так можно добраться туда с наименьшими финансовыми затратами, но огромными физическими и волевыми усилиями.

Подъём нашего автомобиля на Окинский перевалИ верхом приходилось добираться

Нас стартовало трое:

  1. Томилов Сергей Викторович, могучий волевой путешественник, за плечами которого и шестёрочный маршрут на Таймыре, и сплавы по Кавказским рекам, и сложные путешествия в зимних условиях по Северному Уралу, и горные, по Горному Алтаю.
  2. Юдинцев Сергей Семёнович, опытный путешественник: участие и в плавании на катамаране по Байкалу, и по Забайкальской реке, экспедициии в Приэльбрусье. Неоднократно рисковал жизнью в длительных командировках в горячих точках.
  3. И я – автор этого путешествия, знаток Больших Саян, но с отягощённым медицинским анамнезом по трудовому увечью в том числе, человек с ограниченными физическими возможностями, но, в своё время слыл виртуозом в технике и тактике сплава по горным рекам и владению горной техникой.
Юдинцев Сергей на привалеТяжёл подъёмТомилов Сергей на марше

Цель нашего путешествия – район хребта Пограничный (Большой Саян), исследования подходов к безымянным пикам, которые мы планируем поименовать пиками «Всемирной Энциклопедии Путешествий», «Станислава Покровского», «Анатолия Кирпищшикова», проведение разведки восхождений, исследования растений горно–лугового пояса в частности цветковых с фотосъёмкой, изъятие растительного материала для интродукции для дальнейших исследований, описание Аршан–Хемского водопада и сбор описаний минеральных источников и их видеофотосъёмка, наконец, первосплав на катамаране от слияния рек Дунды–Гол, Дарыл и Хойто–Гол по реке Сенца до Хадаруса, а дальше – обычный сплав по уже пройденной реке до нашей автомашине, оставленной в 5 километрах выше по течению Сенцы от бывшего аэродрома Порт–Ока.

Водосборы сибирские на горном плато близ перевала Чойган-ДабанГорноколосник колючийАконит не имеет противоядия, но сказочно красив

Некоторые итоги экспедиции, выводы и рекомендации:

  1. На автомобиле произведена заброска к началу экспедиционного маршрута из Каменска–Уральского (Свердловская, Курганская, Тюменская, Омская, Новосибирская, Кемеровская, Иркутская области, через Красноярский край, по Республике Бурятия в Окинский район, через водораздельный перевал между бассейнами рек Иркут и Ока к слиянию реки Сенеца с Окой (Ахой).
  2. Заброска на вездеходе-трёхоснике «Урал» до долины реки Дунды–Гол.
  3. Переход через перевал Чойган–Дабан с долины реки Дунды–Гол в долину реки Аршан–Хем и к минеральным источникам Чойган.
  4. Подъём к Аршан–Хемскому водопаду с целью видеофотосъёмки и описания.
  5. Произведена фотовидеосъёмка большинства минеральных источников Чойган.
  6. Произведена разведка и изучен рациональный маршрут восхождений на пики «Анатолия Кирпищикова», «Станислава Покровского», пика «Всемирная Энциклопедия Путешествий».
  7. Произведена фотосъёмка редких цветковых растений горно–луговой растительности в районе хребта Пограничный.
  8. Впервые произведён сплав на катамаране по реке Сенца с самих истоков от слияния рек Хойто–Гол, Дарыл и Дунды–Гол до стандартного сплава от устья реки Хадарус (Буруун–Кадыр–Ос).
  9. Изъят растительный материал для транспортировки с целью интродукции в Уральском регионе для изучения.
  10. Произведена фото и видеосъёмка верховий реки Чёрный Иркут и разработан вариант сплава по этой реке для учебно–практического семинара по системе подготовки гидов и экспедиционеров «Ураган» Всемирной Энциклопедии Путешествий.
Средняя часть Аршан-Хемского водопадаСо склонов открылся вид нга Аршан-Хемский водопадСнежные кулкары пика Чойган

Выводы:

  1. Все три пика без альпинистского снаряжения без применения горной техники не взять. Для осуществления данного проекта необходимо иметь время на акклиматизацию штурмовой группы и ожидание благоприятной погоды для восхождения в запасе не менее семи дней, например, ожидание погоды можно прозводить на территории минеральных источников Чойган, или в верховьях реки Хэлгин. Восхождения возможны только при ясной и безветренной погоде.
  2. При наличии финансов лучше заказать вертолёт от Иркутска до Чойгана, это сэкономит время для ожидания благоприятной погоды и акклиматизации. Чем больше времени будет положено в лимит для ожидания погоды, тем более благоприятен успех восхождений.
  3. Сплав по реке Сенца крайне сложен на участке от устья реки Хойто–Гол до устья реки Ара–Шутхулай из–за большого количества завалов (заломов), «расчёсок», деления русла на рукава. На этот участок сплава следует отводить не менее 3 дней. Имеется высокая опасность попадания плавсредства и гребцов под залом. Следует учитывать, что рядом троп не наблюдается, и выйти к тропе не удастся на данном участке из–за бурелома на берегах, где скорость передвижения пешком будет равняться не более 200 метров в час. Следует учитывать, что находиться в ледяной воде придётся значительное время, целесообразны для того гидрокостюмы, хотя вряд, ли их удастся сохранить без повреждения и порывов.
  4. Участок реки от устья Ара–Шутхулай до устья реки Хадарус – самый интересный, именно целесообразно производить сплав от Ара–Шутхулая; заломов немного, много мощных шивер, перекатов, а также имеется мощный сложный порог напротив реки Буйштыг с мощной струёй, навалом на правобережную скаду, с мощными бочками и валами до двух метров. На этом участке сплав интересный, спортивный, места красивые, много крупного хариуса. Ниже впадения реки Хадарус сплав становится неспортивным, и лучше его закончить после впадения последнего.
  5. При проезде на автомобиле через город Кемерово, надо быть бдительным, - «подставы» со стороны ДПС. С уходом Тулеева, указателей проезда через город практически не осталось, пробки, заторы на улицах города, но ДПС не утруждают себя работой, шантажируют автомобилистов с номерами других регионов. Приходится ехать через город, объездной нет, указателей и разметки необходимой нет. Но проезд через этот город всегда вызывал проблемы.
  6. В Окинском районе особенно москвичам не следует афишировать местожительство и вести себя хорошо во избежание неприятностей, неминуемых «есть за что». А так - люди очень отзывчивые, интеллектуальные, интеллигентные, которые в трудную минуту не откажут в помощи. В Орлике медперсонал очень квалифицирован и доброжелателен, за что ему – Большое Спасибо!

Чёрный Иркут, очень опасный порог с подмытой скалойЦентральная поляна минеральных источников Чойган

 ждёт от Степана Кирпищикова большую статью по результатам экспедиции группы «Ураган»

Дополнительная информация к циклу статей
Статья просмотрена: 357
Рейтинг статьи: 4
Bookmark and Share
Страны: Россия
Степан Кирпищиков
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 5 )
 Вайнберг
Как всегда попажен умелой организацинней и проведением экспедиционных походов "уроганцев".Это главные факторы не только обеспечения безоварийности, но и их успешности.Молодец, Степан, так держать!
Р.Вайнберг
 Кирпищиков
Спасибо, уважаемый Рахмиль!
По мере возможности стараемся не потерять базовое то, без которого невозможно организовывать и проводить путешествия. Правда сложностей для их реализации хватает, причём они нарастают. Несмотря на это пытаемся планировать и дальше. Да и по большему счёту есть нам с кого пример брать пример; с Вас, например, ибо Ваши проекты реализуются.
 Печенегов
Прекрасная статья из разряда "Спортивные путешествия"! Обстоятельно и толково написано! Не скрою, особенно приятно то, что большой знаток Большого Саяна не теряет уважительного и любовного отношения к этому замечательному району Восточных Саян, который оставил и у меня неизгладимые и восторженные воспоминания лет давно минувших. Греют душу упоминания географических названий знакомых мест.
Заслуживают уважения цели и задачи экспедиции, среди которых планирование поименовать пики Большого Саяна («Всемирной Энциклопедии Путешествий», «Станислава Покровского», «Анатолия Кирпищикова»). Я имел честь в восьмидесятые годы прошлого века общаться с выдающимся организатором и участником ряда уникальных путешествий, известным тележурналистом Станиславом Покровским. Самые светлые и добрые воспоминания о нем храню в своей памяти.
Автор немного лукавит, говоря о возрастном "Рубиконе". На таких "стариков", как он и его сподвижники, следует равняться и удивляться их спортивными достижениями в возрастной категории 60+.
Выводы, сделанные по результатам экспедиции, считаю важными и полезными. Это относится как к оценке сложности восхождения на поименованные пики, так и к особенностям сплава по, казалось бы несложной, реке Сенце. По своему опыту знаю, что при сплаве по горным рекам особую опасность представляют вовсе не мощные пороги, а как раз завалы и заломы. В них погибло немало водников на реках Сибири. Важны и другие выводы и рекомендации.
Одним словом, большой респект Вам, Степан Анатольевич, за статью! Желаю Вам и Вашим друзьям-единомышленникам совершения новых интересных экспедиций, неиссякаемого оптимизма и спортивного долголетия!

 Кирпищиков
Как всегда после Ваших комментариев, Сергей Михайлович, оптимизма становится больше. По этому иногда рассеиваются некоторые сомнения относительно возможностей по реализации экспедиционных проектов иногда вопреки прогнозов весьма пессимистических авторитетных экспедиционеров. Конечно не просто проводить подобные мероприятия в нынешнее время. Я не имею совсем ввиду возраста. Достаточно напомнить аргументацию И.П. Неумывакина о том, что наибольшая выносливость для организма человека наступает лишь к 65 годам, а у кого, то и намного позднее.
Так, что надо нам стараться несмотря ни на что делать то, что задумано, иногда очень давно и не оглядываться ни на возраст (возраст - это весьма относительная величина и точка отсчёта может быть на десятилетия позже даты рождения), ни на возможные финансовые сложности и стараться поддерживать здоровье на уровне (а здоровье есть не приговоры в виде диагнозов навешанных ярлыков алчных докторов, а комфорт внутри и снаружи, как физический, так и психологический, душевное спокойствие и равновесие).
 Печенегов
Браво! Так держать!!!
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо