Хроника велоэкспедиции: день второй. Колыванский камнерезный завод.
Аннотация серии статей

Как часто мы зачитывались историческими книгами о великих путешествиях, о людях посвятивших себя исследованиям новых земель, изучению вершин и глубин нашей планеты. Нам было интересно, что движет этими людьми, и что влечет их в дальние страны. Наше внимание привлёк человек, который был в наших местах почти 200 лет назад, и нам захотелось, увидеть и понять чем же привлёк его наш Алтай, и почему из всех территорий нашей необъятной родины для своего путешествия он выбрал именно его. Речь идет о немецком естествоиспытателе энциклопедисте, географе и путешественнике Александре фон Гумбольдте. Мы попытаемся повторить путь экспедиции этого выдающегося ученого и путешественника от Барнаула до Змеиногорска, и побывать в местах, которые посетил Гумбольдт за время своего пребывания на Алтае.

Мы продолжаем наш путь. Следующая точка маршрута поселок Колывань, там находится знаменитый камнерезный завод. Еще в Европе Гумбольдт познакомился с работами колыванских мастеров, и конечно находясь так близко, он не мог отказать себе в возможности посетить место, где рождаются эти шедевры. «Мрачная, дикая, величественная «дорога гигантов» ведет к Колыванской фабрике, знаменитой фабрике, чьи яшмы и порфиры Гумбольдт видел в парижском Тюильри, во дворце прусского короля, а недавно и в Петербурге, в Зимнем дворце. Он ходит среди рабочих, он стоит подле – нет, он стоит под яшмовыми вазами-колоссами, одна четыре, другая семь аршин в поперечнике…» из книги Вадима Сафонова «Александр Гумбольдт».

Колыванские райдеры.Утро второго дня. После завтрака решаем еще раз быстро забраться на ближайшую горку, оглядеть окрестности, сделать пару фотографий на память, как же здесь красиво. Инструктор Саня как всегда лезет в гору с велосипедом, иногда мне кажется, что он  и спит с ним в обнимку. Кидаем последний взгляд на озеро, что дало нам такой гостеприимный приют, пора выдвигаться в путь. Здесь мы прощаемся с машиной сопровождения, наш маршрут для нее просто не проходим, она пойдет в объезд, теперь мы встретимся с ней только в Колывани. С собой берем перекус и запас воды с изотоником. Чтобы добраться до поселка Колывань нам необходимо преодолеть отроги Колыванского хребта. Хребет тянется более чем на 100 километров вдоль границы с Казахстаном, с северной и западной сторон, его окружают предгорные равнины. На юге хребет переходит в невысокие Кипешные горы (именно так они именуются на старых картах), с юго-восточной стороны лежит долина реки Белой, за ней начинается Тигирекский хребет. Как таковой дороги до Колывани здесь, как и в прежние времена нет, поэтому ищем полевые дороги и охотничьи тропы. В нескольких километрах от поселка находится высшая точка Колыванского хребта – гора Синюха ее высота 1210 метров, она то и станет для нас основным ориентиром в пути.

Природа Горной Колывани необычайно красива. Склоны хребта покрыты черневой тайгой, вершины сопок безлесны, богаты зарослями кустарника, многочисленные поляны усыпаны цветами и земляникой, трава местами стоит по пояс. Яркая зелень радует глаз, а воздух пропитан запахом ягод и разнотравья.

Природа Горной Колывани.Каменные блины.

На земляничной поляне.Броды Колывани.

Полевая дорогаДорога постепенно набирает высоту, то превращаясь в узкую еле заметную тропу, то спускаясь в небольшие заболоченные ложбины, обойти их невозможно приходится форсировать вброд. Наш путь все время, идет по открытому месту, солнце палит уже нещадно, отбирая все силы, но стоит дороге свернуть к деревьям или кустарнику инстинктивно начинаешь ускоряться, пытаясь быстрей добраться до спасительной тени. Но спасение это обманчиво, как только попадаешь в тень, тебя тут, же атакуют полчища насекомых, и это не только комары, которые, ни сколько не бояться жары, но еще и оводы, их укусы очень болезненны, а главное репеллента они практически не бояться. Жара усиливается, кожа зудится от укусов насекомых и разъедающего ее репеллента, интересно как спасались от назойливых кровопийцев путешественники времен Гумбольдта. Вот как в своих записках описывает борьбу с насекомыми где-то в Барабинской степи, сопровождавший Гумбольдта адъютант Дмитрий Ермолов: «Нам надо было в самые сильные жары (кои здесь на севере несравненно еще ощутительнее) окутывать всю голову употребляемыми в Сибири сетками от неимоверного множества комаров и мошек, и переносить, таким образом, всю несносность жары и пыли, не выходя из полузакрытого экипажа».

Я значительно отстала от ребят, как всегда в неподходящий момент напомнила о себе старая травма колена, поврежденные пару лет назад связки, не дают крутить педали, откликаясь сильной болью. Со мной только инструктор Катя подбадривает и поддерживает, хорошо, когда рядом надежные ребята. Как же жарко. Почему-то в памяти всплыл водный поход 10-ти летней давности: конец апреля, река Чуя, мороз 5 градусов, спасжилет покрыт тонкой корочкой льда, весло примерзает к перчаткам, как же тогда хотелось летней жары, и реально казалось, что уже мысли о ней согревают. Вот и сейчас мысли о том холоде и ледяной воде помогают двигаться вперед, так интересно устроен мозг человека – всегда помогает пережить трудности, в нужный момент, подкидывая правильные воспоминания.

Речка Локтевка, единственный источник чистой воды за весь жаркий деньПостепенно мы с Катей догоняем ребят, они ждут нас у реки Локтевки. Это левый приток Чарыша, берет начало на Колыванском хребте у подножья горы Синюха, речка мелкая, вода в ней очень холодная и долго находиться в ней не возможно. Конечно же, нас это не останавливает, лезем купаться в ледяную воду, уровень воды в этом месте примерно по колено, течение довольно быстрое, чтобы освежиться приходиться ложиться на живот и сопротивляться течению, чтобы не унесло. Короткий бодрящий отдых, но как много сил он нам придал. Саня с Катей поторапливают ребят, мы сильно отстали от графика маршрута, музей истории камнерезного дела уже закрыт, но нас там все еще ждут. Вброд переходим полюбившуюся нам речку Локтевку, и выезжаем на трассу, машина сопровождения уже ждет в условленном месте, нас встречает водитель Костя обеспокоенный нашим опозданием. Быстро устраиваем походный обед, и снова в путь, далее движемся уже по асфальту.Короткий привал.

Итак, преодолев более 40 километров пути, перепад высот в 332 метра и жару в 37 градусов, мы въезжаем в поселок Колывань.

Верстовой столб на въезде в Колывань.На въезде в Колывань гостей встречает подобие верстового столба. Это серый гранитный столб высотой 3 метра увенчанный вазой из красного гранита. На столб нанизаны три куба из черного диабаза, на них нанесены названия городов, в которых есть изделия колыванских мастеров.

Колывань – является одной из старейших деревень на Алтае, ее основателем является уральский предприниматель Акинфий Демидов. В 1728 году на берегу реки Белая, он открыл медеплавильный завод, вскоре рядом вырос поселок. В 1799 году медеплавильный завод был закрыт, оставшуюся после него плотину решили использовать для камнешлифовальной фабрики, перенесенной сюда из поселка Локоть. Фабрика начала работать в 1802 году, с этого момента поселок Колывань из медеплавильного превращается в камнерезный.

Проходная Колыванского Камнерезного заводаНа фоне памятной доски посвященной визиту А.Гумбольдта на камнерезный завод.

Экскурсию по колыванскому «Музею истории камнерезного дела на Алтае» для нас проводит директор Панина Ольга Борисовна. В музее подробно освещена история развития горнорудного производства и камнерезного дела на Алтае. Располагается музей рядом с камнерезным заводом, в здании старой рисовальной школы, когда-то здесь готовили специалистов для Колыванской шлифовальной фабрики.

В цехе Колыванского камнерезного завода.В цехе камнерезного завода, изучаем как собирается мозаичное панно.

Зал готовых изделий колыванского камнерезного завода, мозаичный престол для монастыря.Каменная палитра. Музей истории камнерезного дела.

Основная часть экспозиции посвящена истории камнерезного завода, имеется большая коллекция поделочных камней с местных месторождений: яшма, кварцит, порфир, гранит. В залах музея размещены изображения  и уменьшенные копии известнейших изделий, изготовленных колыванскими мастерами, и хранящимися в различных музеях мира. На стенах небольшая портретная галерея: управляющие заводом, мастера-камнерезы и другие важные персоны, так же здесь представлены одежда и предметы быта жителей Колывани прошлого века.

Зал готовых изделий колыванского камнерезного завода, мозаичный трон для монастыря.В Колыванском музее камнерезного дела.Наш замечательный экскурсовод по камнерезному заводу Панченко Екатерина Васильевна

Отдельный зал музея посвящен большой Колыванской вазе или «Царице ваз», это самое известное произведение, созданное в Колывани. Изготовлена ваза из зелёно-волнистой яшмы, вес ее 19 тонн, высота с пьедесталом – 2,57 метра, большой диаметр составляет – 5,04 метра, малый – 3,22 метра. Хранится «Царица ваз» в Эрмитаже и является самой большой в мире вазой из яшмы.

Колыванская царица-ваз в Эрмитаже. фото Александра Неустроева с сайта ФотоКтоОчень интересна история ее создания, продолжительностью 30 лет. В 1815 году на Ревневской каменоломне был найден монолитный 11-ти метровый участок зелёно-волнистой яшмы. В 1819 году от него удалось отделить целый кусок длиной 8,5 м, который был разделен на две неравные части. Пригодной для работы была признана большая часть камня, имевшая длину 5,6 м. В Петербург было отправлено описание и чертеж добытого монолита яшмы. 21 ноября 1820 года из Кабинета Александра I пришёл ответ с предписанием изготовить из данного камня эллипсовидную чашу, по рисунку архитектораХолл музея камнерезного дела в Колывани. А. И. Мельникова. Работу начали в феврале 1828 года. Камень был вытащен к камнетесному сараю и поднят на метровую высоту, более 100 каменотесов делали его первичную обработку, после чего в 1830 году глыбу уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули на 30 верст в Колывань. На фабрике рабочие продолжили обтёску чаши, после чего с 1832 по 1843 годы создавалась ёмкость чаши, полировалась ее поверхность, наносился орнамент. Для вазы был изготовлен пьедестал, в котором просверлили отверстие для стального пирона, соединяющего постамент с ножкой чаши.

В феврале 1843 года чашу погрузили на сани, запряженные 154-мя лошадьми, и отправили в Барнаул, а далее на Урал. Там, на Уткинской пристани реки Чусовая вазу погрузили на баржу и в течении полугода сплавляли по системе рек: Чусовая – Кама – Волга – Обводный канал – Нева до Санкт-Петербурга, в то время это был стандартный маршрут доставки грузов с Алтая в северную столицу. К сожалению, для такого грандиозного творения как Колыванская ваза в Петербурге места не нашлось, она просто не помещалась не в одно имеющееся здание, баржа с чашей несколько лет стояла на Фонтанке у Аничкова моста. В 1845 году вазу было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа, в течение 4-х лет для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место. Здесь же к вазе добавили украшение – бронзовый венок из дубовых листьев.

Памятная табличка на стене здания камнерезного завода в честь визита  в 1829 году Александра Гумбольдта.Во время визита Гумбольдта «Царица ваз» находилась еще на стадии первичной обработки на Ревневской каменоломне, но чертежи и модель для нее уже были в Колывани. «Здесь видели мы собрание разного рода моделей с резьбою; они сделаны или из красного воска, или алебастра; между прочими и алебастровую модель овальной чаши, которая будет в 7 аршин в длинном своем диаметре, а камень, из коего она будет приготовляться, есть зелено-волнистая яшма и имеет 9 аршин длины. Такая вещь по одной уже своей огромности должна будет считаться редкостью» – из воспоминаний путешественников.

Так что можно сказать, что Гумбольдт был, одним из первых кто узнал о предстоящем рождении великого шедевра колыванских мастеров. Ныне изображение «Царицы ваз» красуется на гербе Алтайского края став символом природного богатства алтайской земли и великого таланта ее мастеров.

Цех распилки камнерезного завода Огромные камнерезные машины.Далее нас ждет экскурсия на Колыванский камнерезный завод, во времена Гумбольдта он назывался «Колыванская шлифовальная фабрика». О визите Гумбольдта, напоминает памятная доска на стене завода, изготовленная из черного диабаза, на ней изображен портрет великого ученого и надпись на русском и немецком языках гласящая: «В августе 1829 года Колыванский камнерезный завод посетил великий немецкий ученый – естествоиспытатель и путешественник барон Александр фон Гумбольдт».

Знаменитые гости провели на фабрике один день, они наблюдали за работой мастеров, общались с художниками, изучали природные характеристики декоративных камней, которыми так богат Алтай. Их удивляли и восхищали увиденные здесь готовые и еще находившиеся в процессе изготовления изделия из камня: «Из выламываемых в окрестностях порфиров и яшм (главнейшие из них я имею) на здешней гранильной фабрике выделываются разные украшения царских палат, из коих удивляли самого Гумбольдта и нас вазы: из яшмы в 7-мь аршин в диаметре и в 4 аршина в диаметре из красной яшмы (стоит казне 15 ООО рублей и работается 7-мь лет), 16-ть порфировых колонн, из коих каждая стоит в работе по 7 ООО рублей, и проч. Здесь также огромная коллекция порфиров и яшм». Из частного письма адъютанта Дмитрия Ермолова "Переезды с Александром Гумбольдтом по Сибири 1829 год».

Больше всего Гумбольдта интересовало техническое оснащение фабрики, а именно: система передаточных механизмов от водоналивного колеса к шлифовальным станкам.

Холл музея камнерезного дела в Колывани.Экскурсия по Колыванскому камнерезному заводуСторожевая башня на территории  музея камнерезного дела в Колывани.

Строилась фабрика по проекту и под непосредственным руководством Филиппа  Васильевича Стрижкова. Еще в 1793 году он изобрел сверлильный станок, который позволил сократить время изготовления каменных ваз в 10 раз. Сын мастерового Алтайских медеплавильных заводов, Стрижков был не только изобретателем и механиком, но и прекрасным художником, мастером-камнерезом, а также отличным руководителем. Это позволило ему очень быстро, всего за два года с 1801 по 1802 построить шлифовальную фабрику совершенно нового типа, далее он руководил ею в течение первых десяти лет. По замыслу Стрижкова обработка камня осуществлялась машинами, приводимыми в движение энергией воды, для этого и пригодился пруд бывшего медеплавильного завода. Изобретенный Стрижковым сверлильный станок облегчил и ускорил обработку камня, это позволило колыванским мастерам выполнять не возможные до той поры работы, к примеру: вазы стали делать полыми внутри. Это значительно отличало Колыванскую фабрику от двух имеющихся на тот момент в стране Петергофской и Екатеринбургской фабрик, и давало возможность делать более масштабные вещи.

Стол чиновника 19 век. Колыванский музей истории камнерезного дела.Вот как описывает удивительные по тем временам механизмы, посетивший фабрику незадолго до Гумбольдта, статский советник Иван Иванович Брыков: «Работы производятся здесь водою речки Белой, которая повыше фабрики запружена плотиною. Плотина поднята довольно высоко, так что высота воды равняется окнам второго этажа. Вода выходит из нее чрез небольшое отверстие в чугунную, под углом согнутую трубу, и спускаясь сначала вниз, а потом поднимаясь по законам гидростатики опять вверх до высоты ровной в плотине, входит, таким образом, в самое фабричное строение и падает на большое наливное колесо до трех саженей в диаметре, движущее посредством шестерней многие меньшие колеса и железные валы со станками и колесами, для обтачивания и распиливания камней определенными. Шестернями приводятся в движение или самые камни, укрепленные между двумя колесами, на шпилях в средине их идущих, и трутся о щетки, смачиваемые наждаком; или колеса, к коим работник, подставляя ошлифованный камень, полирует его. Станки посредством коих и наждака в одно и то же время высверливаются и полируются чаши с внутренней и наружной стороны, равно как станки для шлифования плоских камней служащие, движутся также колесами, имеющими сообщение с главным колесом».

Сейчас шлифовальные станки приводятся в действие электричеством, а вода из пруда крутит демонстрационное водоналивное колесо в музейном варианте, смывает каменную пыль в цехах и используется для охлаждения различных механизмов.

Мы попали сюда в выходной день и все стадии удивительной обработки камня мы не увидим. Но как говорит наш экскурсовод по заводу Панченко Екатерина Васильевна, в этом есть не мало, преимуществ: в рабочем цехе тихо, нет пыли и мы можем зайти в те помещения, куда в рабочее время вход запрещен по правилам техники безопасности, нам позволено все трогать руками, и мы никому не мешаем.

Сегодня на Колыванском камнерезном заводе выпускают технические и художественные изделия из камня: вазы, шкатулки, письменные приборы, картины и иконы в технике флорентийской мозаики. Изделия востребованы как в  нашей стране, так и за рубежом.

Экспозиция Колыванского музея истории камнерезного делаКамень на Колыванском камнерезном заводе используют в основном местный, добывается он здесь же в Горной Колывани. Как и во времена Гумбольдта добывают его практически вручную, не всякая техника подходит для работы в горах. На сегодня главной сырьевой базой завода являются несколько месторождений: это Ревневское месторождение зелено-волнистых, мелко-струйчатых и парчовых яшм, Белорецкое - кварцитов, на Коргонском добывают порфиры и порфириты. Все три месторождения разрабатываются с начала 19-го века, а открыты они были еще раньше.Будущее панно, заказ для школ Алтайского края к 1-му сентября. В цехе камнерезного завода.

Во времена Российской Империи «Колыванская шлифовальная фабрика» являлась одним из поставщиков Императорского кабинета, выступая символом царского двора, вазы Колывани расходились по миру в качестве дипломатических подарков. Более 900 искусных изделий колыванских мастеров можно встретить в музеях многих городов России и столиц мира, в одном только в Эрмитаже хранится 89 колыванских работ.

Колыванский музей истории камнерезного дела. Стенд камнерезного  завода.На сегодняшний день Колыванский камнерезный завод имеет богатую историю продолжительностью более чем 217 лет, и является единственным в России действующим памятником промышленного производства. В летние месяцы, двери завода открыты для всех желающих воочию увидеть, как рождаются великолепные шедевры местных мастеров. Колыванский завод и сегодня продолжает удивлять и восхищать своими творениями, ведь алтайский камень – особенный, он имеет очень редкие расцветки, по красоте и прочности равных ему в мире – практически нет, а благодаря таланту колыванских мастеров из него рождаются настоящие произведения искусства, которые поистине вечны.

Ночевать решаем на озере Белом, еще 8 километров крутим педали по шоссе, и разбиваем лагерь на берегу красивого озера. На ужин у нас великолепный борщ в исполнении инструктора Кати. Теперь можно искупаться и отдохнуть, глядя на уходящее за Синюху солнце.

Прощальный взгляд на Колыванское  озеро и в путь.У костра не стихают разговоры, всех впечатлила сегодняшняя экскурсия на завод, ребята спорят о будущем камнерезного завода, о том, как расширить рынок сбыта продукции, как можно сократить ручной труд на добыче камня для завода. Очень многое изменилось со времен визита Гумбольдта, но что-то осталось неизменным. Более романтичные товарищи обсуждают пройденный сегодня маршрут, красоту природы Горной Колывани, доброту и отзывчивость встречавшихся нам людей готовых ждать запоздалых туристов, и с такой любовью рассказывающих об истории родных мест.

Спускается ночь, и небесный планетарий вновь начинает свой показ, планеты выстраиваются в ряд, ближе к полуночи большой красной звездой восходит Марс, он кажется неимоверных размеров, и это понятно ведь до самого яркого астрономического события этого лета – великого противостояния Марса остается всего 11 дней.

Продолжение следует

Дополнительная информация к циклу статей

Верстовой столб на въезде в Колывань.

Читать цикл статей: По следам Гумбольдта на Алтае

Статья просмотрена: 731
Рейтинг статьи: 3
Bookmark and Share
Страны: Россия
Ольга Пфлюг
Ольга Пфлюг, 9.05.2019 в 12:00
Источник изображений: Екатерины Жаворонок, Юлии Копыловой, Сергея Шурутова, Елены Околеловой, Дмитрия Макаренко, Ларисы Гофман, Елены Собко
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 3 )
 Вайнберг
Молодец Ольга! Она умеет не только организовать и провести интересное туристское путешествие, собрать вокруг себя интересующихся ее и общим делом людей,но еще и красочно,четко все это описать.Это ли не
настоящая культура нашего туризма!
 Печенегов
Замечательная статья! Интересная и насыщенная не только полученными впечатлениями, но и историческими фактами и упоминаниями известных людей России. Много раз бывал на Алтае, но, к сожалению, не знал, что в Колывани бывал Александр фон Гумбольдт. Кто бывал в Эрмитаже, тот однозначно любовался знаменитой и великолепной Колыванской царь-вазой. Когда бывал в Берлине, посещал Берлинский университет имени Александра Гумбольдта. К своему стыду, не знал, что он путешествовал и по нашей стране. Статья толково написана и богато иллюстрирована. Спасибо большое, Ольга! Будем ждать продолжения Ваших исторических изысканий.
 Печенегов
Статья настолько заинтересовала, что захотелось познакомиться с Горной Колыванью. Нашел интересный фотоальбом с её видами:
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%8C%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B5&stype=image&lr=213&source=wiz
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо