eng Всемирная Энциклопедия Путешествий + МГИИТ
 
Туркменистан, Каракумы, храмовый город Гонур-Депе. Маргианская экспедиция
Раскопки Гонур-депе – столичного храмового города страны Маргуш, проведенные экспедицией под руководством Виктора Сарианиди, принесли немало сенсаций, открытий, возможностей решения ряда задач истории древнего мира. Виктор Сарианиди – автор почти 300 научных публикаций, в том числе 35 книг, изданных в разных странах и многих языках. Именно ему удалось не только найти знаменитое Золото Бактрии – более 20 тысяч золотых предметов в могилах таинственных кушан, покоривших Греко-Бактрийское царство, – но и открыть новые эпохи, ранее неизвестные царства, неизвестную ранее ученым древнюю цивилизацию; великолепные памятники архитектуры, огромное собрание удивительных предметов искусства. Храмовый город, хранивший свои тайны в течение 4 тысячелетий под песками Каракумов, был открыт Маргианской археологической экспедиции под руководством В.И. Сарианиди в 1972. Раскопки Гонур-депе продолжаются.

Гонур-депе: фрагмент Маргианской экспедиции
Все статьи о Маргианской экспедиции на страницах Всемирной Энциклопедии Путешеставий

Виктор Сарианиди - nonstop archaeologist

Виктор Сарианиди - nonstop archaeologistИмя Виктора Ивановича Сарианиди известно всем, кто когда-либо интересовался археологией Древнего Востока, археологией Средней и Центральной Азии. Он родился в сентябре 1929 г. в Ташкенте, закончил там же Среднеазиатский государственный университет. Практически всю свою сознательную жизнь работал в Институте археологии РАН в г. Москве, а проводил археологические раскопки в Узбекистане, Афганистане и Туркменистане. Виктор Сарианиди – автор почти 300 научных публикаций, в том числе 35 книг, изданных в разных странах и многих языках.

Именно ему удалось не только найти знаменитое Золото Бактрии – более 20 тысяч золотых предметов в могилах таинственных кушан, покоривших Греко-Бактрийское царство, – но и открыть новые эпохи, ранее неизвестные царства, неизвестную ранее ученым древнюю цивилизацию; великолепные памятники архитектуры, огромное собрание удивительных  предметов искусства. С выделением пятого, Центральноазиатского очага древневосточной цивилизации согласно ныне подавляюще большинство ведущих мировых специалистов, что подтвердила Международная конференция, состоявшаяся в Ашхабаде в 2006 г. За увлеченность полевой работой Виктора Ивановича называют и «львом пустыни» и «nonstop archaeologist». И свой 80-летний юбилей он встречает новыми сенсационными открытиями.

Письмо Виктора Сарианиди во Всемирную Энциклопедию Путешествий

Гонур-депе: фрагмент Маргианской экспедиции

Мозаичная композиция на фасаде Раскопки Гонур-депе – столичного храмового города страны Маргуш, проведенные экспедицией под руководством Виктора Сарианиди, принесли немало сенсаций, открытий, возможностей решения ряда задач истории древнего мира. Так, подтверждено массовое передвижение населения в конце III тыс. до н.э. с Ближнего Востока далеко на восток (практически до современного Синдзяня, долин рек Инд и Сват). Продемонстрирован высочайший уровень мастерства древних зодчих, ювелиров, гончаров, других ремесленников, успешно прививших ближневосточный культурный импульс на своей почве.

Приведены столь убедительные факты родства ритуалов, верований и традиций, бытовавших у древних гонурцев, с таковыми современных зороастрийцев, что их невозможно игнорировать при любом решении вопроса о прародине этой религии. Храмовый город, хранивший свои тайны в течение 4 тысячелетий под песками Каракумов, был открыт Маргианской археологической экспедиции под руководством В.И. Сарианиди в 1972.

Гонур-Депе. Храмовый городГонур-Депе. Схема храмового города

Гонур Депе — самое крупное из выявленных на сегодняшний день более, чем 300 древних поселений в древней дельте реки Мургаб. Современное название города — Гонур-депе (в переводе с туркменского — Серый холм), — был построен в 2300–2250 гг. до н.э. Только центральная часть этого комплекса монументальных сооружений занимала к тому моменту, когда его оставили люди (середина II тыс. до н.э.) около 25 гектаров. В центре города — дворец со множеством огромных парадных помещений, окруженный мощными стенами с квадратными башнями.

Некрополь, копирующий многокомнатные дома знатиНекрополь, копирующий многокомнатные дома знати

За стенами, со всех четырех сторон, — храмовые постройки (в том числе Храм огня, Храм жертвоприношений, комплекс общественных трапез), обнесенные снаружи единым каре стен, также усиленных квадратными  башнями. За пределами стен с юга был устроен огромный бассейн (180 на 80 м и наибольшей глубиной до 2 метров). Меньшие по размерам бассейны располагались с севера и запада комплекса  прямо перед  проходами на  территории крепости. Весь комплекс был окружен еще одной неширокой и поэтому, видимо, невысокой обводной стеной, укрепленной с внутренней стороны пилястрами. Она как бы отграничивала  святое место «жительства  богов» от окружающего его  обыденного  мира людей. На восточном "берегу" главного бассейна в 2004 г. экспедицией было обнаружено несколько уникальных погребений гонурской элиты — «царский некрополь». Пять могил представляли собой полноразмерные, но подземные модели богатых многокомнатных домов, а в два погребения были помещены еще и четырехколесные повозки, и тела слуг, сопровождавших правителя в мир иной.

Некрополь, копирующий многокомнатные дома знатиВ мир иной правителей сопровождали слуги и колесницы

Несмотря на то, что практически все погребальные сооружения были цинично ограблены еще в глубокой древности, экспедиции посчастливилось найти золотые и серебряные сосуды, — жемчужины ремесленного мастерства эпохи бронзы, прекрасные украшения, скорее всего потерянные грабителями во время бегства из некрополя, а также не интересовавшие «джентльменов удачи» тех далеких веков, но бесценные для сегодняшней науки самые ранние в мире сюжетные мозаичные композиции, некогда украшавшие как фасадные стены «домов мертвых», так и объемные ящики, определенными В.И. Сарианиди, как «дарохранительницами», где могли находиться те сокровища, ради которых и тревожился прах умерших. Находки подтвердили существование особого центральноазиатского центра древней цивилизации, который существовал наряду с известными археологически «признанными» центрами цивилизаций — месопотамским, египетским, китайским и долиной реки Инд. А во время работ весны 2009, в непосредственной близости от погребения, был обнаружен котлован с диаметром более пяти метров.

Украшения, потерянные расхитителями гробницМозаичная композиция, украшавшая фасад «дома мертвых» в гробнице 3880

Его глубина достигала 2, 5 метров. О том, что это не рядовое погребение, к счастью археологов, оказавшееся неразграбленным, свидетельствовали и другие признаки. Центральное место на дне погребения занимала четырехколесная повозка, сброшенная в котлован сверху.

Уникальные находки Маргианской экспедицииРядом с повозкой — костяки двух ослов, двух верблюдов, семи человек и семи собак. Там же находились два длинных каменных посоха, концы которых украшали тонкие серебряные обручи, бронзовый светильник на конусовидной подставке, а также три бронзовых предмета, ранее ни на Гонуре, ни на других памятниках Бактрийско-Маргианского археологического комплекса не встречавшиеся: большая совковая лопата (длина «совка» 43, 5 см, ширина — 15 см), уникальный сосуд длиной около метра, состоящий из семи шаровидных емкостей, поставленных одна на другую, а также крупный круглодонный сосуд. Обращает на себя внимание тот факт, что последними (т.е. после всех жертвоприношений, в том числе и человеческих) в котлован были спущены убитые особым способом семь собак. Восьмая была погребена у «входа» в котлован, на глубине всего 0, 5 м от дневной поверхности. Явно не случайно число собак равно семи и совпадает с числом погребенных здесь людей, а также с числом шаровидных емкостей в бронзовом сосуде. К собакам у разных народов было разное отношение. Но важно то, что и у зороастрийцев, и у современных туркмен — потомков древних гонурцев — число семь является священным, а отношение к собакам двойственное: уважительное и пренебрежительное одновременно.

Гонур-Депе. Возраст этой лопаты - полтора тысячелетия!Ворота в дом мертвыхГонур-Депе. Раскопки

Кроме «главного царского некрополя» в 3 м к югу от него, уже за пределами обводной стены, было обнаружено еще одно, несомненно царское, погребение, достаточно точно воспроизводившее план ранее раскопанных гробниц: В южной части прямоугольного котлована 5, 6×4, 5 м находился «дом», к которому с севера примыкал «двор».

Царский некрополь«Дом» состоял из четырех комнат, в которые вели два прохода. В первой и второй с востока комнатах были найдены мелкие фрагменты человеческих костей, а в других помещениях на всей глубине заполнения (1, 6 м) встречались мельчайшие фрагменты золотой фольги, кремневые наконечники стрел, фрагменты кружков и квадратиков из слоновой кости. Погребение также было полностью разграблено. Не удалось найти ни одного целого ценного предмета, кроме большого бронзового сосуда — «младшего брата» найденного ранее. Судя по всему, он остался незамеченным только потому, что стоял в окружении большого числа (почти 30) керамических сосудов, явно не представлявших ценности для расхитителей гробниц. Кроме обычной керамической посуды среди погребальных приношений имелись пять крупных пифосов высотой около метра, по всей видимости, использовавшихся для хранения вина или зерна. Казалось бы, незначительная мелочь: в одном из укромных мест гробницы были найдены аккуратно обработанные камешки.

Шесть из них удивительно точно воспроизводили форму крупных созревших фисташек, девять были просто круглыми шариками, окрашенными в красный и розовый цвет. Три черных камушка напоминали по форме мелкие плоды тутовника. В дополнение к ним здесь же присутствовала усеченная белая с желтыми прожилками каменная пирамидка. Что эти изделия могли символизировать? Были ли они какими-то символами благополучия в земледелии? Или же выполняли сугубо ритуальные функции?

Кувшины из царского некрополя, не прельстившие грабителейГонур-Депе. Загадочные шарики

Но, как и в других гробницах царских особ, найденных на Гонуре, самыми ценными находками оказались мозаичные панно, некогда украшавшими как передний фасад «дома мертвых», так и «дарохранительницу». Несмотря на то, что основная часть композиций включала только растительный и геометрический орнаменты, напоминающие узоры современных туркменских ковров, поражают их цветовая гамма, разнообразие и сочетание различных композиций. Техника изготовления мозаик совпадала с уже известной ранее методикой росписи для царских гробниц: сначала на грунт — слой вяжущего вещества — органическими (красный и черный цвет) красителями наносился рисунок, а затем отдельные его части заполнялись каменными (в основном белыми, иногда желтоватыми, в каких-то случаях розовыми и голубоватыми) вставками. Дарохранительница представляла собой крупный ларь (или ящик) длиной в один метр, а шириной и высотой — 40 см, вся наружная поверхность которого была покрыта узором из крестовидных (в том числе напоминающих мальтийский крест) композиций. Часть фасада дарохранительницы украшена ажурным, производящим впечатление кружев, рисунком из тончайших белых палочковидных вставок. Интересно и обрамление дверного проема — не раз и раньше встречавшийся в царских гробницах узор «ручей среди гор».

Мозаичная композиция «Змеи, побеждающие драконов» из гробницы 3880Уникальные находки Маргианской экспедиции

Но вот самая интересная композиция, видимо, центральная на фасаде «царского дома мертвых»: в загривки двух драконов впиваются змеи, чьи тела обвивают в смертельных объятьях огромные скопления перьев, среди которых скрываются широко разинутые пасти драконов. Одной из уникальных особенностей данной композиции является то, что головы и шеи драконов — двусторонние и состоят из двух вставок с одинаковыми изображениями. Этому может быть только одно объяснение: основная часть картины была сделана на плоскости, тогда как головы драконов и змей выступали над поверхностью стены как рельефы.

Мозаичная композиция, украшавшая фасад «дома мертвых» в гробнице 3880Полученные Виктором. Сарианиди весной 2009 на Гонуре материалы дают пищу для ума не только специалистам, изучающим материальную культуру населения эпохи бронзы. Они подтверждают высочайший уровень искусства и общественного строя Маргианы эпохи бронзы, представляют новые доказательства существования особого, Центральноазиатского центра цивилизации в Каракумах, на территории современного Туркменистана. Открытия, сделанные Маргианской экспедицией под руководством Виктора Сарианиди, без сомнения, раскроют еще не одну тайну древнейших верований, ритуалов и мифов.

Надежда Дубова
Надежда Дубова, 4.07.2009 в 21:01
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 0 )
У этой статьи нет ещё ни одного комментария
Напишите комментарий и Вы будете первым
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо