Виктор Барабанов: «Как правильно есть тропические фрукты». Цель очерков — объяснить мало сведущим в питании туристам, как и что нужно (и можно) потреблять в тропиках из специфических фруктов. Очерки имеют документальную авторскую основу и претендуют на некоторую литературность, так как в них активно используются элементы воспомимнаний, обобщений и т.п., но объединяет их то что, все они результат путешествий, деловых и туристический поездок…
Маракуйя... Сортов ее великое множество и вкусовые оттенки, как в хорошем вине, разнятся не только по сортам, но и по месту произрастания. Бразильские - имеют более сильный аромат, в Таиланде мне они показались более сладкими, в Индии их аромат более тонок и разнообразен. Согласится ли со мной тот, кто дегустировал этот фрукт в различных тропиках? Едва ли. Думаю, прелесть маракуйи в том, что каждый откроет в нем свой оттенок вкуса и аромата. Много ее не съешь — костиста и пряно-кисловата. Но она и не рассчитана на «количественное поедание». Итак, как я уже говорил в предыдущем рассказе о гуаве: если пельменная отрыжка не предел мечтаний для вашего гастрономического послевкусия, один из самых замечательных тропических фруктов - маракуйя. Хочу предупредить искателей панацей от всяческих недугов о следующем:.несмотря на то, что по-английски маракуйя называется Passion Fruit (плод страсти), никакими особыми «эротическими» свойствами она не обладает, если не считать эффекта слабительного.
Последнее я утверждаю на основании не только литературных источников, но и личного опыта. Было это на морской рыбалке. Вернее на морской посудине, которую я сотоварищи нанял для охоты на марлина. Шел 1993, а тогда всякий интеллигент, получивший физическую возможность провести вакации на островах в океане, считал своей культурной миссией пройтись по следам Хемингуэя, т.е. попытаться поймать меч-рыбу и побить рекорд нобелевского лауреата по количеству выпитого за вечер дайкири в пересчете на 40-процентный этиленгликоль.
Папу Хэма с его 650 мл за вечер в баре «Эль Флоридита» мы сделали еще в самолете, употребив на «рыло» по 750 Бифиттера, Хенесси и Джемисона во всех возможных последовательностях перекрестного угощения.В отеле мы уже били собственные рекорды, начав формировать в глазах туристического мира теперь уже хрестоматийный образ новорусского туриста. Полетели угарные дни пляжного отдыха. Мы едва вспомнили, что утром следующего дня нами заказана рыбалка. Но причем здесь рыбалка, если речь о маракуйе? Дело вот в чем. У русского человека есть очаровательная черта характера, — он легко может выложить кругленькую сумму за какой-нибудь явный вздор и проявить чудеса скаредности, оплачивая необходимое. Вот и я, обсуждая с гидом вариант рыбалки, и, видимо, спьяну, стараясь блеснуть эрудицией, все требовал, чтобы катер для рыбалки назывался «Пилар», как катер Хэмингуэя, и соглашался заплатить двойную цену за его аренду, если таковой найдется или, на худой конец, будет переименован.
Зато на вопрос, будем ли мы брать пустой катер или снаряженный (речь шла о продовольствии, напитках, стюарде, — тема обходилась в дополнительные 100 баксов), мы дружно заорали: «Да мы на сотню столько «поддачи» с закусем возьмем! А ваш корабельный бар нам на один залп»…Когда же мы опомнились и готовы были поступиться даже двумя лишними сотнями, было поздно. Поэтому, тяпнув для храбрости, мы сами отправились на закуп необходимого для рыбалки провианта. Действительно, на сотню накупили всего море и огромный пакет желтых плодов, по виду напоминающих крупную ранетку «Уральская наливная».
Ранетку эту торговец-негр, познакомивший нас с местными прелестницами-рыбачками, вручил нам c good discaunt. С рыбачками мы решили не расставаться. Дальше начались подвиги, которых знаменитый писатель, насколько мне известно, нигде не регистрировал.
Девчата зажигали по полной программе, что называется, с огоньком. Впрочем, я отвлекся… На катер нас грузили шоколадки-рыбачки, хотя мы и пытались руководить погрузкой. Что дали гвоздя, поняли позже. Из всего провианта, что закупили на рыбалку, у нас оказались две упаковки пива — 24 бутылочки по 0, 25, литровая бутыль рома и пакет с «ранетками», которые рыбачки называли «Passion Fruit» и научили нас, как есть. С пивом они были явно не очень. Но голод не тетка, — в качестве завтрака, ланча и закуся умяли все. К полудню нам с Толиком стало не до рыбалки, и основная тема морской прогулки стала тема посещения гальюна. В туалет бежать надо было мимо капитана, — едва видневшегося из-за штурвала маленького китайца неопределенного возраста, который, поймав мой страдальческий взгляд, широко улыбался и говорил: «Фыр-фыр-фыр? Passion Fruit». Перевожу. Passion Fruit, вы знаете, — это маракуйя. А «фыр-фыр-фыр» — это, когда ею дрищешь. Такие дела. Марлина мы так и не поймали.
Хотя девчата предлагали нам делать «фыр-фыр-фыр» прямо за борт и не отвлекаться от охоты на большую рыбу… Маракуйя замечательна еще и тем, что удобна для употребления в походных условиях. В тропиках подцепить расстройство пищеварения от плохо промытых продуктов — дело обычное. Если учесть, что водопроводная вода повсеместно не пригодна для питья, проблема качественного мытья многих фруктов вырастает в серьезную угрозу. Так вот, с маракуйей, равно как и с другими фруктами, имеющими твердую несъедобную корку, все просто. Ее можно хорошо вымыть под краном с мылом, а потом для проформы ополоснуть питьевой водой. И все. Вперед на мины, как говорил мне знакомый сапер на офицерских сборах, разливая по стаканам технический спирт…Взламываешь зубами корку, отколупываешь часть кожуры подобно тому, как чистят яйцо всмятку.
Твоему взору открывается внутренность фрукта, напоминающая гигантский кусок белужьей икры. Кто не видел белужьей икры, — не страшно, — просто высасываете содержимое, и наслаждаетесь. Косточки можно обсосать и выплюнуть, издав распространенный в тропиках звук: «фыр-фыр-фыр-фыр», в данном случае имеющий принципиально другое значение по сравнению с упомянутым выше. А можно слегка разжевать и проглотить. Косточки не твердые. Вот так. Обязательно попробуйте плод страсти и, как говаривал все тот же знакомый сапер: «Жизнь приобретет некоторый смысл».
Да, чуть не забыл, маракуйя — великолепная вкусовая добавка к прохладительным напиткам. Поэтому даже если вы отдыхаете в отеле по системе «Все включено», не спишите начинать утро с дармового пива, если вы мужчина, или дармового «Айришкрима», если вы дама, тем более, что этот хороший ирландский ликер для русских туристов изготавливают из сгущенки, жженого сахара и дешёвого спирта местные алхимики. Закажите, лучше в платном баре, что нибудь с добавлением свежевыжатого сока маракуйи, со льдом и ломтиками ананаса. С похмелья это настоящее чудо!
Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий: маракуйя
Пассифлора (Маракуйя) / Passiflora Edulis/. Ботаническое название: Passiflora Edulis. Синонимы: Пассифлора съедобная, Passion fruit, страстоцвет, Maracuja, passionflower, carkifelek, charkhi felek, maypop, maypop passionflower, saa't gulu, ward assa'ah, zahril aalaam, granadilla, passionvine, maracoc, apricot-vine, saa't gulu, ward assa'ah, zahril aalaam. Семейство: Страстоцветные (Passifloraceae). Описание: Прежде всего, все пассифлоры - высокодекоративные растения. Это быстрорастущие лианы, цепляющиеся за опору при помощи усиков. Листья, как правило, крупные, обычно рассеченные на 3-5 долей, но встречаются и цельные, у некоторых видов они ярко окрашены. Плод - многосемянная ягода, обычно сочная, но иногда сухая. Цвет: светло-желтый , светло-оранжевый. Аромат и вкус: аромат не выражен. Область произрастания: Бразилия, Австралия, Мексика, Африка.