...И сердце готово к вершине бежать из груди
Читать весь цикл статей: Горы далёкие...
Аннотация серии статей

Почти все мужчины должны были идти в спасательную экспедицию, а женщины, взяв всё снаряжение, спускаться обратно на базу. Погибли люди - это самое страшное. До сих пор с содроганием вспоминаю вес этого рюкзака, с которым нам пришлось идти вниз. Я весила тогда чуть больше 50 кг. Вес рюкзака перевалил за 30 кг. С большим трудом мы добрались до базы, а на следующий день смена заканчивалась, и это неудавшееся восхождение оказалось последним для меня.

На работе я долго выведывала, есть ли альпсекция и как в неё попасть. Старалась участвовать в различных соревнованиях и, наконец, меня приняли в эту заветную секцию!!! Начались тренировки, поездки в Царицино, где мы абсолютно варварски занимались «скалолазанием» по старинным кирпичным стенам. Теперь даже не могу вспомнить ни руководителя, ни кого-либо из членов этой секции, но в результате мне удалось сдать необходимые нормативы и, - о счастье, - я еду в альплагерь «Торпедо» на Северный Кавказ, расположенный в Цейском ущелье, в Северной Осетии!

Фото автораС шутками и доброжелательным подтруниванием друг над другом ребята рассказывали о сложнейшем восхождении, с юмором говорили о промахах, хотя каждый из них мог оказаться смертельным, и не только для того, кто ошибся. Моё первое восхождение - вершина «Пик Николаева» (в шутку её называли «Пикник», т.к. считалась она нетрудной для восхождения и на неё водили новичков). В те времена в альплагерь, где готовили альпинистов, попасть было непросто . После техникума я работала в Зюзино в НИИ Автоматики и Приборостроения, а жила в Ватутинках, в военном городке «36-й километр».

Скальный участокПоездка через Владикавказ (г. Орджоникидзе), затем по горной дороге через г. Алагир вдоль Цейского ущелья. Нижний лагерь «Торпедо» находился на высоте примерно 2200 м над уровнем моря. Из стационарных строений - столовая и несколько деревянных домиков для персонала и инструкторов, сами мы жили в больших палатках, удобства все - на улице. Но это абсолютно не пугало, главное, что теперь я смогу заниматься альпинизмом и участвовать в настоящем восхождении. Первая неделя обычно посвящена акклиматизации и тренировкам. Утром подъём, умывание и прочие водные процедуры – на горной речке, где температура воды, стекающей с ледника, примерно +4C.

После завтрака - тренировки: бег, скалолазание, отработка ледовых и снежных маршрутов. Что представляло собой альпинистское снаряжение того времени, могут представить только те, кто хоть раз надевал тяжелейшие ботинки с толстой подошвой и металлическими шипами, наклёпанными на неё, кроме того, на ледовых участках восхождения к ним привязывались специальными ремнями так называемые «кошки». Какие пуховики?! У кого что есть: свитера, тяжелые ватные куртки, выдаваемые со склада брезентовые штаны и мечта альпиниста - брезентовая штормовка! И вот завтра – восхождение! Подъём в 3 часа утра, чтобы успеть вернуться в лагерь засветло, затем нудная пилёжка до промежуточной стоянки, где, немного отдохнув и оставив рюкзаки, мы начали восхождение на «Пикник», которое запомнилось такой же пилёжкой сначала по скалистой тропе, потом по снегу. И вот, мы на вершине! Ничего прекраснее я в жизни не видела, чем вид с покорённой вершины!

Спуск дюльферомНесмотря на усталость, хотелось петь и читать стихи: «Кавказ подо мною…» Спуск по сравнению с подъёмом казался весёлой прогулкой и, несмотря на предупреждение инструкторов о том, что большинство несчастий с альпинистами случается на спуске, мы, пьянея от восторга, бегом спускались вниз, на снежных участках ехали стремительно на «пятой точке». Вернулись на базу часов в восемь вечера, где самой большой наградой был горячий душ, который полагался только после возвращения с вершин. За восхождение всем участникам выдали значок «Альпинист СССР», который открывал возможности восхождений на более сложные вершины. Вернувшись в город, я жила только тем, что снова поеду в горы. Сдавала кровь, накапливала отгулы и ехала в горнолыжный лагерь зимой, а летом – опять альплагерь и опять Цейское ущелье, только верхний лагерь «Цей», хотя условия проживания там были немного хуже, чем в «Торпедо», но атмосфера была неповторима! Сюда почему-то гораздо чаще приезжали знаменитые альпинисты. Они обычно между восхождениями выполняли работу инструкторов.

Володя Волох, Юра Сизый – это только те, кого я помню. Но невозможно не рассказать об одном инструкторе, о котором я всегда вспоминаю только с чувством восхищения и уважения! И просто не представляю, какими словами можно описать эту женщину! Первый раз я увидела Эльвиру Шатаеву, когда она с группой возвращалась с очередной вершины пятой категории сложности. Ребята выглядели очень усталыми, но лицо Эльвиры - маленькой, хрупкой женщины, светилось каким-то вдохновенным светом. Утром следующего дня мы увидели нечто невероятное в условиях лагеря и тогдашнего быта в нём. На построение выбежала элегантная, прекрасная женщина. Она шла бодрым, каким-то пружинистым шагом и выглядела потрясающе: снежно-белые эластичные брюки в обтяжку, невероятной белизны куртка и причёска с модным тогда начёсом! Её вид, а особенно одежда, вызывали некоторую зависть у женской части группы, это поймёт только тот, кто помнит о совдеповском дефиците. Мужчины же не смогли сдержать изумления и восторга, хотя здесь, в горах, восторг вызывали совсем другие вещи.

Возвращение с восхождения в лагерь«Ну что, господа участники, начнём разбор полётов» - сказала Эльвира. С шутками и доброжелательным подтруниванием друг над другом ребята рассказывали о сложнейшем восхождении, с юмором говорили даже о промахах, хотя каждый из них мог оказаться смертельным и не только для того, кто ошибся. Незаметно разговор перешёл на другие темы, но больше других мне запомнился рассказ Эльвиры о своей жизни. Поражала какая-то внутренняя свобода этой женщины, её увлечённость всем, чем она занималась. А чем только она не пробовала заниматься. Работала на фабрике, водителем трамвая, увлекалась коньками и другими видами спорта, но по-настоящему, - безумно - только альпинизмом.

Однажды, чтобы доказать себе и всем, что единственное, что ей нужно в жизни это горы, Эльвира обрила голову. «У меня было множество друзей» - рассказывала Эля, - «на вечеринках ребята подходили ко мне, общаться нам было очень интересно, но меня поразило то, что никто из них ни разу не пригласил меня танцевать, все они видели во мне только друга, но никак не женщину! Это оказалось настолько неприятно, что с тех пор я больше не проводила подобных экспериментов и всегда, в любых тяжелейших обстоятельствах, стараюсь оставаться женщиной».

Промежуточный лагерьНа следующий день нашей группе предстояло восхождение на вершину «Пик Вильс», кажется, 3Б категории сложности. Сначала надо было подняться в промежуточный лагерь и там переночевать, восхождение предстояло утром. В это время пронёсся слух (нет, не «к нам едет ревизор!») - в лагерь, навестить жену перед поездкой за границу приехал председатель федерации альпинизма Владимир Шатаев. Утром, перед выходом на вершину, я случайно услышала разговор нашего инструктора Юры Сизого с Шатаевым, Владимир просил дать ему в связку «какую-нибудь девочку», чтобы «сбегать» на вершину (альпинисты знают, что на восхождение нельзя выходить в одиночку).

Видимо моё невероятно сильное желание пойти на восхождение в связке с самим Шатаевым каким-то образом передалось Юре, и он предложил почему-то именно меня! Это было самое незабываемое восхождение в моей жизни, несмотря на то, что мне здорово попадало от Владимира за не очень умелую страховку на снежных участках, но я удостоилась похвалы за хорошее прохождение скального маршрута. Через четыре года Эльвира Шатаева, жена Владимира, погибла в горах при спуске с пика Ленина. Владимир очень долго добивался разрешения на спасательную экспедицию, чтобы найти и похоронить тело жены и других участниц этого восхождения, в котором принимали участие только женщины. Он получил это разрешение благодаря невероятному упорству и помощи друзей. Об этом я прочла в «Литературной газете» много позже. Хочу добавить, что женщинам приходилось доказывать свою состоятельность в альпинизме, мужчины постоянно обсуждали вопрос, нужно ли женщин вообще допускать на сложные восхождения, подтрунивали над ними, но неизменно помогали. Может, в качестве такого «доказательства» Эля Шатаева, вопреки протестам Владимира, решила организовать чисто женскую команду для одного из труднейших восхождений на семитысячник по очень сложному маршруту.

На покорённой вершинеЖизнь моя, тем не менее, всё больше меня угнетала. Работа, учёба, автобус, редкие походы на мероприятия.… Очень хотелось кардинально всё и сразу изменить в своей жизни и, как ни странно, именно в этот момент представилась такая возможность. Мамина подруга, работавшая в Ленинградском механическом институте (Военмехе), обещала помочь с переводом на дневное отделение, об учёбе в дневном вузе я мечтала давно, но после техникума обязана была отработать три года по распределению, поэтому училась в вечернем институте. Уже в сентябре, начав учёбу уже на пятом курсе МИРЭА (Московский институт радиотехники, электроники и автоматики), я увольняюсь с работы, беру академическую справку в институте и уезжаю в Ленинград– родной город мамы, о котором мечтала с детства. В Ленинградском Военномеханическом институте (ЛВМИ или Военмех) меня приняли только на 3 курс из-за разницы в программах. Сначала я очень из-за этого переживала, но потом поняла, что учёба в дневном вузе лишние два года – это подарок судьбы.

Глядя на ребят на лекциях, я думала о том, что они даже не подозревают, как они счастливы потому, что могут только учиться, что в 15.00 каждый свободен и не надо с 8.00 до 17.00 быть на рабочем месте вне зависимости от того, есть работа, или нет, а если её нет, то надо делать вид, что занят важным делом! Почти сразу стала узнавать, есть ли в институте альпсекция. Конечно же, как и почти во всех вузах, секция альпинизма была и очень большая. Здесь я познакомилась с замечательными людьми, многие из которых потом стали асами альпинизма, такими, как Лёня Трощиненко, Витя Жак и другие замечательные ребята.

Продолжение следует

Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 17 )
  Беленькая
Восхищаюсь отвагой Тамары ! У Вас на всю жизнь осталось счастье покоренной вершины, там вы познали цену дружбы. А это дорогого стоит. Забывается все "и риск, и неимоверный труд" , а вот ощущение ,когда "сердце готово бежать из груди", -всегда с тобой !
 Любушин
Тамара, восхищаюсь Вашим мужеством! Испытываю смешанные чувства от прочитанного: сожаление от того, что так и не довелось побывать в горах и скорбь от того, что в горах погибают такие хорошие люди... Спасибо за рассказ, сразу вспомнил и "вибрамы" за 11 рублей, и брезентовые штормовки и абалаковские рюкзаки с большим верхним клапаном...Как давно это все было. Но какие чудесные были времена.
 Федорченко
Моя жизнь всегда была полна встречами и дружбой с интересными, талантливыми, порядочными людьми, но никогда среди них не было бесстрашных героев, истинных путешественников. И вот,благодаря ВЭПу, я познакомилась с необыкновенными людьми какого-то другого измерения. Читая таких авторов ВЭП, как Владимиров, Любушин, Воронин, Печенегов и некоторых других, я воспринимала их, как НАСТОЯЩИХ мужчин, способных на героические поступки. Но я и подумать не могла, что среди моих интернетовских подруг есть такие героини, как Тамара Богомолова. Она всегда казалась мне спокойной, скромной и глубокопорядочной. Тамара и горы? Нет. Это совершенно невозможно сказала бы я, услышав подобное. И ВОООООТ!!! Какая необыкновенная судьба. Какой волнующий рассказ! Преклоняюсь. А дальше? А что же дальше? Будет ли продолжение?
 anti
Татьяна anti 4.12.2010 в 17:47 (ссылка)
Вот и у меня сразу же возник вопрс: а что же было дальше? Альпинисты особые люди.У меня тоже нет знакомых альпенистов.Я помню в детстве фильмы про физиков и альпенистов.Всегда казалось,что они необыкновенные.Мне кажется и отношения к жизни у этих людей другое.Всегда ценятся дружба и порядочность.Я была много раз в горах( я не альпинист),но однажды в горах увидела радугу...зрелище...не передать!!! Тамара наверное такую необыкновенную красотищу наблюдала! А эдельвейсы? Видели? Расскажите пожалуйсто!
 Соколов
Тамара - отлично!... Дальше-то что?
 Кузьмина
Все интересно! Но вопрос тот же: "что дальше было?"
 Воронин
Тамара, респект! Спасибо, прочитал с большим интересом.
 Книжникова
Тамара, ждем, ждем продолжения!
Надо сказать, я просто ошеломлена тем, что узнала о Вашем увлечении горами, Вашим бесстрашием и отвагой! Для многих из нас альпинизм - это так необычно, сопряжено с такими трудностями, физическими нагрузками, испытанием характера! Это почти как полет в космос!
 Chulkova
Lyudmila Chulkova 4.12.2010 в 21:17 (ссылка)
Тамара, совершенно потрясена Вашим рассказом. Разве можно было подумать, глядя на Ваши фотографии в контакте, что Вы отважная восходительница вершин! В молодости я часто ходила в походы, помню и тяжелые рюкзаки, и усталость, когда кажется, что хватит - больше не пойду. А через несколько дней после возвращения из очередного похода опять походный "зуд"... Но это по ближайшим к Москве областям, горы были только в мечтах. А Вы воплотили свои мечты в реальность, завидую и восхищаюсь. Как и все, с нетерпением жду продолжения !
 Богомолова
Спасибо всем моим дорогим читателям за столь высокие оценки, думаю, я не совсем их заслужила. Читая в ВЭПе рассказы Владимира Владимирова, Сергея Печенегова, Валерия Максюты, Сергея Воронина, Анатолия Саврана, Сергея Любушина, Ирины и Александра Федорченко и многих ещё замечательных авторов, даже начала сомневаться, стоит ли опубликовывать эти заметки, но Ирина настояла. Да и заметки эти больше не обо мне, а о замечательных людях, которые мне встречались в горах постоянно. Видимо горы отторгают эгоистов и предателей, без взаимопомощи там просто не выжить, поэтому и дышится там так легко и в прямом и в переносном смыслах.
 Антонова
Тамара, завидую и восхищаюсь! Обязательно пишите еще. Пусть в наше время появляется больше людей, которых будут манить вершины! Я побывала в горах, в Архызе. Во время учебы в ЛЭТИ познакомилась с горными туристами (это не альпинизм, не так опасно и высоко). Пусть мы и не поднимались выше 3000 метров, но красота, величие гор в моей памяти всю жизнь. Как и те ситуации, в которые мы попадали порой. И готовность любого из нас подставить другу плечо (вот сейчас думаю - а выдержало бы то плечо?). Одним из руководителей каф. физкультуры у нас был Леонид Трощиненко. Он вел альпинистскую секцию, среди моих друзей были люди, хорошо его знавшие. Уважение к нему было огромно. Светлая память!
 Кутенина
Тамара! С удовольствием прочла Ваш рассказ и надеюсь на продолжение. Вы, безусловно, смелый и увлеченный человек, причем человек нашего поколения. В то время альпинизмом занимались очень активно, в том числе девушки. У нас в МЭИ тоже была альпинистская секция. Я-то человек абсолютно неспортивный, а мой муж Юра занимался альпинизмом много лет, я же только волновалась за него. Он тоже тренировался в Царицыно, как и все московские альпинисты. А потом ему пришлось и покорять вершины, и хоронить друзей. Очень многие из тех, с кем он начинал, погибли. Поэтому я знаю об альпинизме не понаслышке. И вздохнула с облегчением, когда он перешел на горные лыжи. И всегда в горах вместе с ребятами были отважные девчонки, такие, как Тамара.

Печенегов
С большим интересом прочитал статью. Рассказ навеял мне воспоминания далекой молодости. В 60-ые годы прошлого века молодежь очень увлекалась туризмом и альпинизмом. Подмосковные электрички в выходные дни были битком набиты ребятами и девчатами в штормовках с огромными рюкзаками и с неизменной гитарой. Это были родственные души из параллельных миров альпинизма и туризма. Однако, вопреки законам геометрии, эти параллели часто пересекались. Особенно у туристов - горников и альпинистов. В совместных походах по Подмосковью альпинисты с гордостью и ностальгией вспоминали о своих восхождениях. Это было трогательно и романтично. К сожалению, мне так и не довелось побывать в альплагере. Я дружил с братьями – близнецами Борисом и Николаем Волковыми. Это были спортсмены экстра-класса. Николай – мастер спорта по горному туризму (Николай погиб в 1981-ом году при возвращении из сложного восхождения на Памире). Борис – один из самых заслуженных в стране туристов-лыжников. Как шутили в те годы: «Борис ходит по горизонтали, а Николай – по вертикали». Мне довелось много ходить с Борисом по Сибири и Заполярью. Так случилось, что до альплагеря я так и не добрался. Однажды, правда, поднимался на Пик Топографов в Восточных Саянах (3000 м). Немножко завидую Тамаре, что она испытала это, ни с чем несравнимое чувство «окрыления» после восхождения на вершину. Ждем от Тамары новых рассказов!
 Буль
Огромное спасибо Тамаре! Я снова побывала в своей далёкой молодости... Нет, альпенизмом я не занималась, но побывала в Цейском ущелье в 1960-м году в составе группы горного туризма... Тот же воздух, утренняя зарядка, водные процедуры в той же обжигающей речке.Ещё поход на ледник, прозрачный лёд под ногами, преодаление расщелин, усталость и радость от возвращения в лагерь. Но, для меня это был лишь эпизод, а вот Тамариной любовью к альпенизму, преданностью ему, её целеустремлённостью и мужеством я просто восхищена! Интересно, где же было начало этой любви? Какую роль эта любовь съиграла во всей её жизни? Я, конечно, очень-очень жду продолжения!
 Харьковец
Тамара, хочется Вас обнять и пожать Вашу руку!
Молодец Ирочка Федорченко, что уговорила Вас поделиться с нами воспоминаниями о тех, теперь уже далеких, годах молодости, когда так хотелось проявить себя в чем-то необычном, волнующем душу! А альпинизм - это то, настоящее, где каждый человек как на ладони.
Говорят, что люди, достигшие вершины, реально соприкоснувшиеся с опасностями, в широком ассортименте представленными в горах, становятся "хрониками", их безумно тянет магнит все новых и новых восхождений!!!
Альпинисты, да и, пожалуй, туристы. предпочитающие знакомиться с красотами нашей планеты, закинув за плечи рюкзак и, взяв в руки палку, - это особое племя людей любопытных, часто простодушных, восторженных, но не громких. Это люди с характером!
У моего мужа был друг еще со школьных лет, который много ходил по горам Саян, в районе Байкала. Обладая к тому же золотыми руками, он сам строил катера (по-моему их было два), и ходил на них по Байкалу, Братскому морю-водохранилищу.
И был у него приятель - такой же "бродяга". Вся молодость прошла в походах! Пришла старость, а с ней болезни и невозможность путешествовать. И как-то он уговорил Володю взять его в поездку на Ольхон (остров на Байкале), чтобы хлебнуть Байкальского воздуха, увидеть Байкальские дали, услышать плеск Байкальских вод... Рано утром встал Володя, а друга в палатке нет. Вышел, солнце только-только осветило розово-золотистым светом небо, тихо, спокойно! Огляделся. Да, вот он друг - сидит на самом краю обрыва, прислонился к маленькой кривой сосенке, любуется, наверное, восходом. Подошел, тронул за плечо, а друг уж и не дышит. Не стало друга!
Вечная память людям, ушедшим от нас в горах и на тропах, лучшим среди нас!
Спасибо, Тамара!
 Богомолова
Татьяна, я рада, что мои заметки навеяли воспоминания о замечательных людях, "бродягах". Ваш рассказ потрясает,особенно об уходе друга Вашего мужа. Видимо в самые критические минуты жизни надо быть там, где ты чувствовал и чувствуешь себя счастливым, и спасибо Вашему мужу, что он помог другу и поехал с ним на этот прекрасный остров.
Спасибо, милые друзья!
Награды вряд-ли стою я.
Я написала опус свой
Как разговор с самой собой.
Чтоб может быть когда-нибудь
Мой правнук смог бы заглянуть
В свой навороченный смартфон,
Когда однажды вспомнит он
О дальних предках, о семье,
Сыгравших роль в его судьбе.
И всё ж приятно сознавать,
Что вам понравился рассказ
Я благодарна сотню раз!!!
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.