Команда "Арктика": автономная лыжная экспедиция к Северному полюсу
Читать весь цикл статей: У каждого - свой Полюс
Аннотация серии статей

Дневниковые записи штурмана спортивной команды «Арктика» об экстремальных путешествиях в Арктике и разных регионах России. «Арктика», возглавляемая заслуженным мастером спорта Владимиром Чуковым, - признанный лидер среди команд, штурмующих высокие широты: с походов по Таймыру и арктической тундре более двадцати лет назад, по архипелагам Северная Земля, Земля Франца-Иосифа, значительной части акватории Северного Ледовитого Океана. С давних пор вынашивался дерзкий план первого в мировой истории автономного лыжного перехода (без использования технических средств и ездовых собак) от арктических островов до Северного полюса. В результате ряда экспедиций по дрейфующим льдам «Арктика» приобрела необходимый опыт, достаточный для реализации мечты – проложить лыжню на Северный полюс.

Сегодня сбылось то, что вчера казалось призрачной и дерзкой мечтой... Сделав прощальный вираж, вертолет удаляется от нас, унося с шумом моторов беспокойную суету предпоходных дней. Волнения и тревоги, ожидания и сомнения - все позади. Вокруг - бесконечные арктические просторы, голубое небо, да звенящая тишина. А впереди... Нет, в это трудно поверить, впереди путь к Северному полюсу. Мы все еще суеверно боимся произносить вслух слово Полюс, хотя и готовились к этому дню долгие годы.

Тяжела наша ноша...Экспедиция к Северному полюсу предполагает не только хорошую физическую подготовку участников, но, прежде всего, морально-волевую закалку, тактическую грамотность, серьезные знания об оптимальной экипировке участников, рациональном питании, технических средствах обеспечения безопасности – радиосвязи и навигации. История полярных экспедиций идет из глубины веков. Многочисленные исследователи прошлых веков использовали в качестве средств передвижения по льдам, как правило, упряжки с ездовыми собаками.

На смену им в XX веке пришли дирижабли, самолеты, ледоколы, подводные лодки, вездеходы. И только во второй половине прошлого века смелые и дерзкие путешественники стали делать попытки достичь Северного полюса без технических средств передвижения, передвигаясь по дрейфующим льдам на лыжах и снегоступах. Первая Российская лыжная экспедиция состоялась в 1979 году. Команда под руководством Дмитрия Шпаро, стартовав с острова Генриетта, впервые в истории России достигла Северного полюса.

КомандаОднако задача, которую поставила перед собой «Арктика» - автономный (без технической поддержки и периодического пополнения продовольствия и снаряжения на маршруте), была на порядок сложнее. Такая задача неизбежно определяет совершенно неподъемный вес переносимой поклажи (около 100 кг на каждого из участников маршрутной группы), повышенные морально-психологические нагрузки, трудности поиска оптимального пути движения в лабиринте полей торошения льдов и разводий (авиационная или космическая ледовая разведка в автономных экспедициях не предусмотрена).

Попытки автономного достижения Северного полюса на лыжах предпринимались и ранее, например, норвежцем Б. Стайбом в 1964, канадцем Л. Декстером в 1981, англичанами Р. Файнесом и М. Страутом в 1986-88. Однако никому из путешественников достичь цели не удавалось из-за сложной ледовой обстановки, суровых метеоусловий, болезни участников. «Арктика» приняла решение стать первой.

По тонкому льдуНе останавливаясь на многочисленных, трудно решаемых, организационных проблемах автономной лыжной экспедиции к Северному полюсу, хочу рассказать о подготовке маршрутной группы перед стартом к Полюсу. Это, в первую очередь, - физическая подготовка участников. Происходило это так: Каждую неделю, в выходные дни, группа совершала двухдневные походы по Подмосковью. В марш-бросках по сложно-пересеченной местности с буераками и буреломами, по заболоченному бездорожью или глубокому снегу, с полной выкладкой кандидаты на участие в полюсной группе преодолевали по 100 -120 км за два дня.

Физическая и психологическая подготовка участников исследовалась по специальной программе учеными Института авиационной и космической медицины (ИАиКМ). Параллельно штурман осваивал премудрости навигации с помощью теодолита. Навигационных приборов типа GPS в те годы ещё не было. Радист отрабатывал приемы оперативной радиосвязи. Готовился оптимальный набор рациональных продуктов питания, изготавливалось или приобреталось снаряжение (палатки, спальные мешки, лыжи, нарты-сани, лодка, примуса, одежда и другой необходимый инвентарь), тщательно прорабатывался маршрут движения, приобретались и изучались картографические материалы. На последнем этапе подготовки по результатам исследований ИАиКМ и результатам голосования в группе определился состав маршрутной группы. В первых числах апреля 1987 команда вылетела на остров Средний (архипелаг Седова), расположенный вблизи архипелага «Северная Земля», с северной оконечности которого планировался старт к Полюсу.

Итак, экспедиция стартовала!

ПОЕХАЛИ...11 АПРЕЛЯ. Сегодня сбылось то, что вчера казалось призрачной и дерзкой мечтой .... Сделав прощальный вираж, вертолет удаляется от нас, унося с шумом моторов беспокойную суету предпоходных дней. Волнения и тревоги, ожидания и сомнения - все позади. Вокруг - бесконечные арктические просторы, голубое небо, да звенящая тишина. А впереди... Нет, в это трудно поверить, впереди путь к Северному полюсу. Мы все еще суеверно боимся произносить вслух слово Полюс, хотя и готовились к этому дню долгие годы.

Впрочем, достижение Полюса не есть самоцель. Основная задача экспедиции - ответить на вопрос: сколь значительное расстояние по дрейфующим льдам Арк­тического бассейна способна преодолеть на лыжах группа специально подготовленных людей без какой-либо посторонней помощи извне, то есть в ав­тономном режиме, используя лишь свою мышечную энергию, ну, и интеллект, ра­зумеется. Конечный ориентир для решения такой задачи, в принципе, может быть выбран произвольно. Но, с одной стороны, психологический фактор диктует усло­вия наиболее экстремального режима автономности - максимальную удален­ность от средств поддержки в случае аварийной ситуации. С другой стороны, если без лицемерия, великий стимул и могучий внутренний движитель, толкающий нас вперед на Север, - это магическая мысль о возможности достижения Северного полюса.

Стали на ночевкуМноговековая история покорения Северного полюса знает немало примеров, повествующих о героической романтике полярных походов, о полных потря­сающего драматизма и трагедийности судьбах людей, осмелившихся сделать дерзкий вызов природе. Десятки покорителей Полюса увенчаны славой первопроходцев. Сотни погибли в безвестности. Ради чего? Ради славы - скажут некоторые. Да, пожалуй, и ради славы тоже. Но не только, и даже не столько ради нее. А, прежде всего, чтобы сказать своим соплеменникам: “Люди! Вы это можете!” Раскрыть свои возможности для собственного же самосовершенствования.

Не в этом ли высшее предназначение человека, как мыслящего существа?! Этого, к со­жалению, не могут понять задавленные первобытными инстинктами самосохранения и чревоугодия люди, вопрошающие высокомерно: “А кому нужны ваши походы?” К счастью, и в наши дни не перевелись люди, которые по-прежнему стремятся к Полюсу, по-прежнему покоряют его снова и снова. На собачьих упряжках и на самолетах, на мотоциклах и на лыжах, группами и в одиночку, с Западного полушария и с Восточного. Покоряют, потому что человек не может и не должен не покорять кого-нибудь или что-нибудь. Каждый выбирает лишь цель и средства себе по силам и по нраву.

Кристальное чудоПеред нами стоит нелегкая задача. Ни одна надводная полярная экспедиция со времен Кука, Пири и Седова не обходилась на маршруте без поддержки с воздуха. Ни одна! Самолетом, как правило, не реже, чем один раз в две недели, ведется регулярное снабжение арктических экспедиций продуктами питания, снаряжением и ме­дикаментами, бензином, свежей почтой и прочими необходимыми атрибутами, практически, в неограниченных количествах. Кроме того, с самолета производится разведка ледовой обстановки в районе путешествия, что также существенно облегчает задачу продвижения на маршруте.

Понятно, об автономности таких экспедиций не приходится говорить всерьез. Зато их относительная психологическая и, главное, физическая комфортность, по сравнению с автономными группами, сомнений не вызывает. Однако и эти экспедиции, как показала практика, имеют тоже право на жизнь, несмотря на то, что некоторые из них носят сугубо рекламный характер. Наш экспедиционный груз включает 450 кг продуктов питания (из расчета на 45 - 50 дней похода), 40 кг бензина и около 200 кг общественного снаряжения. Сюда входят две лодки, палатка, спальный мешок, радиостанция, навигационный комплект, примуса и посуда, фото-киноаппаратура, научные приборы и документация, санки-волокуши, веревки и другие мелкие вещи. С учетом личного снаря­жения на каждого из десяти участников на старте приходится в среднем по 75 кг полезного груза. Распределяется он примерно поровну между рюкзаком и санками. Санки сделаны из листового алюминия в виде небольшой лодки-плоскодонки. Носовая часть их для большей маневренности имеет плавные обводы и усилена стальной обшивкой, так что они могут выдерживать весьма ощутимые удары при падении с торосов. Поводок санок цепляется к широкому набедренному поясу. Итак, в десять часов по Гринвичу экспедиция стартовала в направлении географического Северного полюса.

12 АПРЕЛЯ. Пройдены первые мили. Погода пока к нам благосклонна. Ясно, безветренно, легкий морозец, -20С. Но тяжелая ноша торопит пульс и сбивает дыхание, особенно в торосах, поэтому приходится часто останавливаться, чтобы перевести дух. Наклон вперед и вдох-выдох, вдох-выдох. И снова вперед. Под шагов монотонный ритм голос внутренний говорит:

Ничего, что соленый пот
Пеленой застилает глаза.
Ничего, что рюкзак тебя гнет,
Режет плечи и тянет назад.
Ничего, что порой сводит ноги.
Нам не надо другой дороги!
Сам себе ты назначил путь,
И с него не сойти, не свернуть!
Просто надо чуть-чуть потерпеть,
Может песню хорошую спеть?

И вспоминаются старые, давно забытые песни. Походные и лирические. Три минуты на песню. Двадцать песен на переход. И так по десять часов в день. Пять до обеда и пять после. Привалы не в счет.

Переправа через полынью16 АПРЕЛЯ. Преодолели на лодках первую полынью. Все обош­лось благополучно, без потерь. Вот только Володя Онищенко слегка замочил ноги, оступившись в воду при высадке из лодки на лед. Но, кажется, он ничуть не расстроился и даже был рад боевому крещению.

19 АПРЕЛЯ. Вслед за первой полыньей последовала вторая, третья, пятая... Потом мы потеряли им счет. Трещины и разводья стали нормаль­ным явлением. Им не было конца. Пришлось изменить тактику движения. Лодки использовали теперь только в крайних случаях.

А именно: когда результаты разведки не оставляли надежд на обход полыньи или наведение моста из льдин в месте ее сужения.

20 АПРЕЛЯ. При переходе участка с тонким, еще неокрепшим льдом, заметенным снегом, провалился в воду Юра Подрядчиков. Провалился основательно, по грудь. Пришлось изрядно потрудиться, чтобы освободить Юру из купели, не потеряв при этом подо льдом его лыжи.    

21 АПРЕЛЯ. Каждый день расписан по минутам. В шесть часов встают дежурные по кухне. В семь - общий подъем. В семь тридцать - завтрак. В восемь часов снимаем лагерь и становимся на лыжи. До тринадцати. На обед отмерено два с половиной часа. Потом снова идем до девяти вечера. После ужина, в полночь отбой.

В минуты “досуга” готовим завтрак, обед и ужин, проводим регулярные сеансы радиосвязи и определяем координаты местоположения, чиним снаряжение и выполняем работы по программе медико-биологических исследований, заряжаем аккумуляторы радиостанций с помощью «солдат-мотора» и перезаряжаем фото- и кинокамеры, сооружаем снежные заслоны вокруг палатки и ведем бесконечные дискуссии. Тем для них всегда хватает. В свободное от “досуга” время одни пишут дневники, другие вспоминают о доме, а вот Володя Онищенко, к примеру, готовится к кандидатскому экзамену по «спецминимуму». Свободного времени не бывает у командора. Володя всегда при деле, всегда впереди, всегда на острие спора. Он - лидер, и этим все сказано.

Ледовая каша26 АПРЕЛЯ. Третий день подряд не показывается солнце. Ориенти­руемся только по компасу. Все вокруг окутано серой и туманной мглой. Види­мость - пятьдесят метров. Теплый западный ветер гонит влажные тяжелые хлопья снега, наметая на наст свежие сугробы. Санки вязнут, как в мокром песке. Каждый шаг дается с большим трудом. Ноги наливаются свинцом, становятся непослушными. Снежные комья липнут к лыжам, сковывают движения. Вдвойне тяжело идущему впереди, поэтому меняемся каждые сто метров. Запорошенные снегом трещины на мутном сером фоне неразли­чимы, а потому еще более коварны и опасны.

У полыней приходится быть осо­бенно осторожным. Кажется, все наши мышцы и нервы напряжены до предела. Но надо идти. Даже при хорошей погоде наст образуется нескоро, а ждать некогда. Идем в обычном режиме: час - час пятнадцать минут - переход, десять минут - отдых.

Привыкший практически весь свой “досуг” посвящать навигационным проблемам, в эти дни я не нахожу себе места. На обеденной и вечерней стоянках обнаруживается вдруг уйма свободного времени. Но это почему-то не радует. Напротив, безучастность к происходящему, вынужденное безделье угнетает и томит. В эти часы на тебя устремлены, как обычно, взгляды товарищей, которым не терпится узнать новые координаты. И ты, кажется, ни кому не нужен и ни кому не интересен. Ты попросту бесполезен. В городской суете подобные мысли редко приходят в голову. Здесь же цена времени, цена каждой секунды возрастает во сто крат. Впрочем, возрастает цена не только времени, но и поступка, слова или жеста, куска сахара или сухаря. Здесь происходит полная переоценка ценностей. Тянет на размышления о сущности бытия. Хочется быть нужным людям.

Продолжение следует

Статья просмотрена: 7525
Рейтинг статьи: 21
Bookmark and Share
Страны: Арктика
Сергей Печенегов
Сергей Печенегов, 27.02.2011 в 10:12
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 19 )
 Богомолова
Невероятно! Прочла на одном дыхании, а в конце чуть не расплакалась! Как мы отвыкли за последнее время от такого взгляда на жизнь, от такого отношения к ней, от того, что целью жизни могут быть не только «бабки»! Помимо того, что Сергей и его друзья даже не подозревают, что они просто ГЕРОИ, каждый из них ЧЕЛОВЕК в самом высоком понимании этого слова!
Даже представить себе трудно, как можно существовать столь длительное время в условиях постоянного мороза 40 градусов и в атмосфере с пониженным содержанием кислорода, а эти ребята ещё и готовились к кандидатским экзаменам, занимались геодезическими исследованиями и т. д. в очень редкие минуты отдыха!
Сергей, пусть это и звучит слишком пафосно, но я искренне восхищаюсь Вами и Вашими друзьями. И как замечательно, что Вы опубликовали здесь свои заметки, в которых за скупыми описаниями переходов просматриваются и невероятные трудности и самая настоящая мужская дружба и взаимовыручка.
Спасибо Вам за этот рассказ и надеюсь на продолжение.

 Печенегов
Спасибо большое, Тамара, за Ваш лестный комментарий! Публикация статей по моим полярным дневникам экспедиций с командами «Арктика» и «Метелица» (всего 6 публикаций) планируется до середины апреля. Если Вас или кого-то ещё заинтересуют видео-аудио материалы по этим экспедициям, я сообщу позднее ссылки на сайты файлообменника, с которых их можно будет скачать, посмотреть или послушать.
 Федорченко
"... НЕ РАДИ СЛАВЫ, РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ!"
Как это замечательно, что в ВЭПе публикуются статьи настоящих МУЖЧИН: Е.Бакалова, В.Владимирова, С.Воронина, С.Любушина, В.Максюты, С.Печенегова...! Побольше бы ТАКИХ авторов!
Сергей! Великолепно! Огромное количество интереснейшей информации, полезных сведений, прекрасный русский язык! Оторваться от чтения нет никакой возможности. Взахлёб прочла два раза, находя что-то новое и интересное! А Ваши стихи! Вот так и надо учить нас - читателей - бороться и искать, найти и не сдаваться! Ценить ЖИЗНЬ во всех её проявлениях! Этот рассказ - настоящая школа жизни и выживания!
"...не до ордена. Была бы Родина с ежедневными Бородино!" Эти стихи М.Кульчицкого о настоящих людях, к числу которых принадлежит и С.Печенегов.

 Печенегов
Ирина! Во-первых, очень признателен за добрые слова, сказанные в мой адрес!
А что касается славы… Мне очень нравится песня Владимира Высоцкого
«Белое безмолвие»
Все года, и века, и эпохи подряд
Всё стремится к теплу от морозов и вьюг.
Почему ж эти птицы на север летят,
Если птицам положено только на юг?

Слава им не нужна и величие.
Вот под крыльями кончится лёд —
И найдут они счастие птичее
Как награду за дерзкий полет!
……………………………………
……………………………………...
Как давно снятся нам только белые сны —
Все иные оттенки снега занесли.
Мы ослепли — темно от такой белизны, —
Но прозреем от чёрной полоски земли.

Наши горла отпустит молчание,
Наша слабость растает как тень, —
И наградой за ночи отчаянья
Будет вечный полярный день!

Север! Воля, надежда, страна без границ.
Снег без грязи — как долгая жизнь без вранья.
Воронье нам не выклюет глаз из глазниц —
Потому что не водится здесь воронья.

Кто не верил в дурные пророчества,
В снег не лег ни на миг отдохнуть,
Тем наградою за одиночество
Должен встретиться кто-нибудь!
В. Высоцкий

А ещё замечательные слова А.П. Чехова, вложенные в уста героини пьесы «Чайка» Нины Заречной: «Главное - не слава, не блеск, а умение терпеть! Умей нести свой крест! И ВЕРУЙ!!!
Великий Фритьоф Нансен говорил, что полярный путешественник должен обладать, по крайней мере, двумя добродетелями – Целеустремленностью и Терпением!
 Федорченко
Мне лично нравится в экспедициях (а не рассказах, - это вторично) Сергея Печенегова то, что они организованы по схеме первых покорителей дальних стран и неизведанного, - настоящих героев, рассчитывавших только на свою силу, смекалку, мужество. Многие раскрученные "путешественники", чьи имена сейчас у всех на слуху, отправляются на тот же самый Северный полюс, подвергая себя невероятным лишениях (для СМИ) в кратких промежутках между сбросами продуктов с вертолётов-самолетов. Достигнув Полюса, - комфортабельно возвращаются назад на авиасредствах. Пожелаю автору статьи здоровья и удачи. Думаю, что жизнь Сергея - это пока ненаписанная "Повесть о настоящем человеке". Никакой Абрамович, Чубайс и Дерипаска, уходя в мир, где не нужны деньги и спецсигналы, не смогут оставить после себя и тысячной доли восхищения и уважения от тех чувств, которые еще оставшиеся в России настоящие люди испытывают по отношению к таким героям, как Сергей.
 Печенегов
Спасибо, Александр! Я, бесспорно, тронут Вашим отзывом и комментариями Тамары и Ирины! Правда заключается в том, что мы никогда не исходили в своих путешествиях из девиза: «Мы идем за орденами. Вся страна следит за нами». И никогда не считали и не считаем себя «героями»! Нам было просто очень интересно «заглянуть за горизонт», приоткрыть для себя исторические тайны полярной романтики! Насладиться необыкновенной суровой первозданной красотой арктических пейзажей.
 Воронин
Сергей! С нетерпением ждал начала публикации Ваших дневников. Конечно же, эта серия статей, благодаря фотографиям, выгодно отличается от поста в Вашем блоге ( к сожалению, этот материал куда-то пропал). Низко склоняю голову перед Вами и другими участниками полярных автономок.
Всех ВЭПовцев поздравляю с новой главой в литературной жизни Всемирной Энциклопедии Путешествий: впервые публикуется материал о профессиональной экспедиции, участником которой был автор - наш товарищ по Энциклопедии!
Сергей, буду очень благодарен, если пришлете ссылки, о которых Вы упоминаете в ответе на комментарий Тамары.
Огромное Вам спасибо за те чувства, которые возникают при прочтении статьи, за стиль изложения, за русский язык и преданность своим идеалам.
 Печенегов
Спасибо огромное, Сергей! Записи в блоге я давно удалил. А ссылки на сайты я позднее пошлю. Пока Вам на профиль, чтобы не засорять портал. К тому же, я не уверен, что можно их размещать в комментариях к публикации.
 Туманова
Сергей, я была очарована еще фотоальбомом ваших экспедиций и, не смотря на замечательные комментарии к тем фото, не хватало немного того, о чем Вы написали здесь. Прожив все свои школьные годы в небольшом северном поселке под Мурманском, я полюбила северные краски на всю жизнь и ваши фото - все это не только красиво, это трудно, сурово и мужественно. Читать было очень интересно! Понравился cтиль повествования. Понравились Ваши чувства во время этой экспедиции, “вынужденное безделье угнетает и томит.”, “цена времени, цена каждой секунды возрастает во сто крат. Впрочем, возрастает цена не только времени, но и поступка, слова или жеста, куска сахара или сухаря”. И еще в наше время, избалованное благами цивилизации, как-то устарело выражение “можно ходить в разведку”, но я хочу сказать: - “С Вами и вашими друзьями по экспедиции МОЖНО ХОДИТЬ В РАЗВЕДКУ”
 Печенегов
Спасибо большое, Людмила! Тронут!
 Буль
С ранней молодости любила читать об экспедициях в Арктику и Антарктиду, Нансен, Амудсен, Скотт... Люди необыкновенных судеб, интересные и ОЧЕНЬ трудные экспедиции. Казалось, что всё это с развитием науки и техники далеко в прошлом, теперь всё проще и легче. Оказалось, что и теперь совершаются почти такие же подвиги, при чём нашими современниками и даже почти нашими знакомыми... Те же опасности, усталость, холод и бесконечное терпение. Спасибо Сергею, читая его заметки, вновь, как и в юности, переживаешь все трудности, с которыми сталкиваются исследователи Севера, и желаешь им удачи!
 Максюта
Да, жива Россия и будет жить, пока есть в ней такие мужики.
 Печенегов
Спасибо всем, моим дорогим читателям, открывшим хотя бы просто из любопытства, опубликованную первую страничку моих незатейливых дневниковых записок! Не обольщаюсь количеством любопытствующих. Это понятно. Слова "Северный полюс" вряд ли кого-то оставят равнодушным. Только этим и определяется, на мой взгляд, "массовость просмотра". Не исключаю, что последующие публикации Вас разочаруют. Так что, м.б., зря вы так щедро преждевременно расточаете свои комплименты. Тем не менее, ВСЕМ ОГРОМНОЕ СПАСИБО не только за добрые отзывы, но и за любопытство к теме повествования!!!
 Гавриленко(Зуйкина)
Спасибо! Мне всё очень понравилось!
 Печенегов
Наталочка! Поздравляю тебя с премьерой и регистрацией на этом замечательном портале! Расскажи всем нашим. Надеюсь, что и ты найдешь темы для своих публикаций. Создай пока свой блог, потом войдешь во вкус.
 Неизвестный
немного безрассудно . но всеже круто. переть за спиной почти 100кг груза . это нечто. и всетаки спутниковая навигация. радиосвязь . всегда может прибыть вертолет на выручку . это как то срубает весь шик на автономность.
 Печенегов
Спасибо за комментарий! Что касается безрассудности… Это для кого как… Не про нас. Мы шли с ясным рассудком и неплохим знанием Арктики, после многолетних тренировок. Если следовать Вашей оценке, то наши предшественники, пытавшиеся достичь полюса, были вовсе безумцами, наперед зная, что вероятность вернуться на Большую землю ничтожно мала. Я преклоняюсь перед участниками полярных экспедиций Ф.Нансена, Г.Седова, Г.Брусилова, В.Русанова и других первопроходцев.
Спутниковой навигации у нас не было. Прочтите внимательнее статью. Мы определялись теми же способами мореходной астронавигации, которыми пользовались наши предки (например, штурман экспедиции Г.Брусилова В.Альбанов). Единственное отличие в том, что они использовали графоаналитический способ расчета координат. А мы программу расчетов заложили в микрокалькулятор, что избавило нас от долгих рутинных графических построений на миллиметровке с помощью линейки и транспортира. У нас в отличие от мореходов не было времени на эти процедуры.
Радиосвязь была. Это верно. Но вертолет, увы, не всегда может придти на «выручку» в сложнейших условиях Арктики. Что касается автономности, спору нет. В дальнейших публикациях этого цикла я высказался по этому поводу. Слово «шик» мне не очень понравилось. Оно не из нашего словаря. Мы не рисовались, а просто шли к поставленной цели, делая попытку хоть отчасти поставить себя в условия первопроходцев прошлых веков.

 Кирпищиков
Спасибо за статью, Сергей! Содержание статей воспринимается совсем по иному, когда события освещаются из первых рук, это основа целостного восприятия событий. За автономными экспедициями к Северному Полюсу мы следили в средствах информации, когда они проходили и подлинно желали искренне успеха всем участникам. Искали и информацию о команде "Арктика" и по другим информационным каналам, расстраивались, если, что-то не получалось, например во время проведения экспедиции под руководством Чукова - Подрядчикова, когда всеми уважаемый Подрядчиков погиб. Радовались, когда у Вас это получилось... Мы отдаём себе отчёт в том, что автономный такой переход (а не с постоянными забросками продуктов, снаряжения, корректировкой маршрута, воздушной ледовой разведкой и т.п.) к Северному Полюсу является подлинным Мировым Достижением. Это логический финал психофизиологической, физической и интеллектуальной подготовки и подлинного мужества.

С уважением,
Степан Кирпищиков
 Печенегов
Случайно посетил свою страничку и обнаружил новый комментарий трёхлетней свежести. Не счел возможным не ответить. Спасибо, Степан, за позитивную оценку нашей экспедиции! Не всё сложилось так, как планировалось, но жизнь очень часто поправляет нас.
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо