Путевой дневник велоэкспедиции «Селигер-2010»-5. Страна озер
Аннотация серии статей

В 2010 году команда искателей приключений на велосипедах решила отправиться на озеро Селигер и исток Волги. 21 человек, колесо в колесо, выехали из Орла...

Исток Волги – полтора метра и уже на другом берегу

Невозможно - лишь громкое слово, за которое прячутся слабые люди, им проще выжить в этом мире, чем найти в себе силы его исправить.

День 12
14 июля 2010
Нилова Пустынь

День 11Утро началось поздно, так как сегодня дневка, и никуда спешить не надо. Проснувшись, позавтракав, каждый занялся своими делами. Стирали, купались, ребята  раздобыли удочку и дружная компания отправилась на рыбалку. Станислав Юрьевич рассказывал, что неподалеку от места стоянки есть мелкое озеро и подвижная земля. Женя Калинина и Даша Стремоухова решили сходить и посмотреть это чудо. Блуждали они долго по лесу, но так и не отыскали подвижную землю, зато наткнулись на огромную поляну черники. Евгения Калинина:

«Черники было столько, что нам и во сне не могло столько присниться, да она еще и крупная оказалась!» Вечером жители Осташкова рассказали ребятам, что их велоэкспедицию показывали по Тверским новостям. Всех охватило чувство гордости за проделанный путь и достижение цели. Вот и пролетела половина похода.

По стране озерПо стране озер

День 13
15 июля 2010
Расстояние 49 км
Нилова Пустынь – мост над рекой Полоновка

День 13Утро. Как же не хотелось уезжать ребятам с этого великолепного озера... Но впереди их ждут новые приключения и, конечно же, трудности. Все следующие три дня предстояло ехать по полнейшему бездорожью. Первые 20 км пути были еще ничего, а потом путешественники въехали в лес. Поначалу всем было весело и даже нравилось ехать в тени деревьев, слушать пение птиц. Но затем настроение стало ухудшаться, дорога в лесу стала портиться, под ногами был сплошной песок, ехать стало тяжелее. Колесо «танцевало», велосипеды заносило...

Кто-то останавливался и шел пешком, в общем, скорость была небольшая. В лесу ребятам встретился старец, он был крайне удивлен тем, как они вообще тут едут, если даже идти довольно сложно. Как оказалось, это было только начало, дальше – хуже. Впереди ребят ожидал участок, где велось строительство дачного поселка. Дарья Стремоухова: «Там песка было больше чем по щиколотку.

День 13Понятное дело, ехать по такому песку не возможно и нам пришлось идти пешком и тащить велики, которые все равно никак не хотели ехать. Сил тут оставлено было немало!» Как оказалось, и это еще не предел. Дальше велосипедистов поджидала дорога вся в мелких, нескончаемых бугорках, кочка на кочке. Через час поломки уже происходили постоянно – то прокол колеса, то спица сломается. Многих огорчал тот факт, что по этим кочкам предстояло ехать еще 3 дня. Одним словом магия цифр – 13 день похода. На ночевку остановились рядом с речкой Полоновкой.

Это было вознаграждением за прошедший сложный день. После такой дороги большое удовольствие залезть в воду и ополоснуться. А что еще для счастья надо??? Поужинав, все дружно улеглись спать, ведь завтра предстоял не менее сложный день. И только дежурные не спят, несут свою вахту, охраняют лагерь.

День 14
16 июля 2010
Расстояние 60,5 км
мост над рекой Полоновка - исток Волги, деревня Вороново

День 14Ночь пролетела незаметно, спали все как убитые. Не успели заснуть, как уже слышится крик дежурного – «Подъем!» Позавтракали, собрали волю в кулак - и в путь. Впереди  ждет исток реки Волги, а дорога опять же, не сахар. Ехали очень медленно, велосипеды постоянно ломались, прокол за проколом. Да еще и оводы облепили с головы до ног - не давали спокойно передвигаться, . Потихонечку, не спеша, ближе к вечеру велосипедисты наконец-то добрались до самой северной точки путешествия – до истока Волги. С этого момента можно считать, что начинается путь домой.

Облившись водой из источника, которая взбодрила и придала нам сил, они двинулись в сторону дома. Проехав совсем чуть-чуть стали на ночевку за деревней Вороново, через которую протекает река Волга в виде ручья шириной в полтора метра.

День 15-16
17-18 июля 2010
Расстояние 50 км
исток Волги, деревня Вороново - Слобода (между озером Селигер и озером Белое)

По стране озерПервая половина дня прошла в движении. Путешественники переместились на озеро Белое, где будут отдыхать целых два дня. Это последняя стоянка на Селигере. Как всегда разбили лагерь, пообедали. Чтобы немного развлечься, неунывающие и энергичные студенты решили сыграть «свадьбу». Тут же начались приготовления к торжеству. Решили даже приготовить торт из печенья, сгущенки и черники. Получилось довольно-таки неплохо! Придумали сюжет мероприятия, различные конкурсы, выбрали жениха и невесту, попа, дьячка, свидетелей, - все по-настоящему!)))

Следующий день был завершающим, это были последние часы проведенные в стране озер. Дежурные готовили праздничную кашу, варили рис со сгущенкой. Ребята купались, отдыхали, прощались с Селигером, ведь никто не знает, когда они еще раз, вот такой разнородной и веселой компанией попадут в это замечательное и такой немаловажное для каждого православного половника место.

Впечатления участников после завершения похода: Фищюков Александр

Фищуков АлександрОб экстремальных велопоходах я узнал в 2009, тогда набирали народ для поездки по маршруту Орёл – Новороссийск – Орёл. Я сразу загорелся желанием поехать, но, к сожалению, не было возможности. В 2010, как только услышал о наборе, сразу же подал заявку, хотя на тот момент еще не было точного маршрута – для меня было не так важно КУДА ехать, главное было проверить себя в этом испытании. Собственно с июня все и началось: маршрут был выбран окончательно Орёл – озеро Селигер – Орёл, группа сформирована, каждому были присвоены должности.

Так я, например, был в ремонтной бригаде и помощником врача, короче чинил, как технику, так и людей. Практически целый месяц мы приводили велосипеды в порядок, тщательно перебирая, протирая и смазывая все механизмы, ремонтировали их на совесть, так как исправная техника – одна из основных составляющих успешного похода. Велосипеды успели привести в порядок в намеченные сроки. Начались сборы снаряжения.

По стране озерПо стране озер

Все, что было указанно в выданном нам списке, удалось найти без труда. Когда наступила ночь перед днем выезда, не знаю как у остальных, но лично у меня бодрость духа была на высоте. Неумело собрав кофр, я лёг спать в предвкушении приключений. Сбор был в 9:00 возле ОрёлГТУ, подъем должен был быть в 7:00, так как мы договорились поехать сразу небольшой группой к университету. Забыл сказать, что живу я с двумя друзьями - Женьком и Саней, - с ними же вместе занимаемся системой ГРОМ, и если Женёк ехал в поход, как и я, - в первый раз, то Саня уже, так сказать, ветеран в этом деле, он нам подсказывал, что и как лучше сделать. Ну, так продолжим. На утро я поставил 3 будильника, последний был на 7:00 все три я выключил на автомате и продолжал спать дальше. В 7:20 я практически услышал крик Сани: «Ты едешь в поход или нет?»

Подскочив, я собрался за пару минут. Хотя утро было хмурое и пасмурное, настроение у меня оставалось на высоте. Взяв кофры, мы выдвинулись в гараж, там, закрепив кофры на велосипеды и распределив оставшийся груз (еду и запчасти), выдвинулись к университету, проехав пару километров. Тут случилась первая небольшая поломка (у Сани пробило заднее колесо). Я бы не сказал, что нам потребовалось много времени, чтобы заклеить прокол, но, тем не менее, нас это задержало, и мы немного опаздывали. Оставшиеся 8 км до университета мы проехали без происшествий. Вот мы все и собрались! Кто-то радовался, кто-то немножко волновался, кого-то посещали мысли «зачем же и куда же я еду?», но на этот вопрос был только один неопределенный, я бы даже сказал авантюристический ответ, - навстречу приключениям!

По стране озерПо стране озерДень 13

Сделав пару снимков, дав интервью, мы выехали колонной, подбадривая друг друга. На протяжении всего пути техника сильно не подводила, были мелкие поломки типа проколов, поломанных спиц, ну и так где-то, что-то от нагрузки разбалтывалось, в основном "средний" ход, но это всё практически мгновенно ремонтировалось и мы продолжали путь. У тех, кто следил за своим велосипедом и проверял его на каждом переходе, проблем было, конечно, меньше, но некоторые ленились, и приходилось делать вынужденные остановки, это нас тормозило и отнимало лишние силы. За весь поход никто не заболел, что, конечно, радует, у некоторых правда, иногда, опять же от нагрузки, болели суставы на ногах, но благодаря нашему доктору Дашке, все быстро восстанавливались, и мне, как ее помощнику, даже не было работы.

По стране озерПо стране озер

Дашка справлялась, только в конце похода, когда она была вынуждена покинуть нас и уехать отдыхать, на меня полностью перелегли ее обязанности, но это, никак не повлияло на состояние участников похода, - все добрались до дому живыми и здоровыми. На погоду тоже жаловаться не приходилось, - была и жара, и дождь, и ветер в лицо, и парочка холодных ночей, но все было в пределах терпимого - это, конечно, мое мнение. Да и от комаров я ожидал большего, москитная сетка и спальный мешок меня полностью спасали ночами, а вот всякие спреи и аэрозоли не помогают абсолютно. Самое тяжёлое, что было, на мой взгляд - это русские дороги, а они были разнообразные: спуски и подъемы, щебенка и песок, асфальт, грунтовка и полное бездорожье, которое запомнилось особенно по пути на Волговерховье.

Но со временем навыки езды увеличиваются, привыкаешь к любой дороге, практически не замечаешь, что под колесами, только едешь и смотришь на колесо впереди идущего и стараешься держать дистанцию. Наверно, самая больная тема - еда, здесь больше всего разногласий, кому-то было много, кому-то мало, кому-то в самый раз, хотя всё делилось поровну. Питание было трехразовым: с утра - легкий сладкий завтрак, когда с чаем, когда без. В обед - супы с хлебом или сладкие каши, на ужин - каши с тушенкой, хлебом и салом. Лично мне этого вполне хватало. Вот читаете вы сейчас этот рассказ, и вам кажется, что все было прям так легко, а на самом деле понять, как там было, может только тот, кто проходил подобный путь. Это сейчас, спустя несколько дней, я печатаю этот рассказ, вспоминаю пройденный путь - да вроде бы и не тяжело было, ведь смог же, ведь прошел же, значит - это посильно, а значит и не так уж трудно, а ведь только так ты можешь познать возможности своего тела и духа, точнее - их малую часть. Потому, что были такие моменты, когда едешь и вроде бы силы уже на исходе, уже организм говорит: «Куда хоть дальше-то?», - но ты не сдаешься и продолжаешь путь, и через некоторое время откуда-то берутся силы и открывается второе дыхание, и ты немного удивляешься, что еще можешь.

Едешь дальше, ситуация повторяется и открывается и третье, и четвертое дыхание и т.д., и оказывается, что это была банальная лень. А только сильный человек может себя заставить её преодолеть, особенно под такими факторами, как жара, ветер, дождь или общая усталость. И теперь я с уверенность могу сказать, что все ребята, которые прошли это испытание, - сильные люди. Я сам, пройдя этот путь, удивился своим возможностям.

Да и не только своим, - так с нами ездил Стас, ему всего 13 лет, но он ехал со всеми наравне. Или взять тех же девушек, пусть у них было меньше груза, пусть они делали меньше физической работы, но мы держались все вместе, как одна семья, друг за друга, помогая друг другу, и МЫ ВМЕСТЕ преодолели этот путь.

Лично у меня после этого похода немного изменились взгляды на жизнь и отношение к некоторым вещам. Говорится, что лишь потеряв что-то, ты понимаешь, как тебе это было дорого. Так и здесь мы на месяц потеряли все то, что у нас было: дом, друзей, родных, всех тех, кто нас окружал, ушли от привычных проблем и суеты, что вокруг. Когда ты начинаешь с товарищем делить кусок хлеба, да так, чтобы ему досталось больше, чтобы он был сыт и завтра поднялся полон сил и поехал, а о себе думаешь в последнюю очередь, зная, что как бы тебе плохо не было, чтобы не подводить группу, ты должен встать и выполнить поставленную задачу.

И тут начинаешь видеть вещи, которые тебя и раньше окружали, но ты их не замечал. Только в походе я понял, что такое взаимовыручка, осознал, сколько для меня сделали родные и близкие мне люди. Даже отношение к природе стало другим - раньше я проходил мимо и не обращал внимания на такую красоту. Подводя итог всего вышесказанного, советую каждому человеку сходить в поход подобного типа, и обязательно дойти до конца, как бы тяжело не было, но на этом не останавливаться, а продолжать путь самосовершенствования.

Продолжение следует

Федорченко
Очень красивые фотографии!
 Тюрин
Алексей Тюрин 27.04.2011 в 23:26 (ссылка)
У Фищукова Александра много впечатлений:) Но всё точно описал!
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.