Джомолунгма - в переводе с тибетского означает «Божественная (qomo) Мать (ma) Жизни (lung - ветер или жизненная сила)», названа так в честь бонской богини Шераб Чжаммы. Непальское имя Джомолунгмы - «Сагарматха» - означает «Мать Богов». Коренные названия предполагают и изначальное восприятие, а также формируют личное отношение. Кому в голову придёт штурмовать Божественную Мать Жизни? Или – покорять Мать Богов? Бред ведь. Перед Матерью – только почтительно колени преклонить. Или вознести к престолу Богов личное своё мужество, самоопреодоление. Недаром же такие имена дали сыновья этой предельно не ласковой земли величественному Чуду.
Но есть у Чуда еще одно имя, английское – Эверест. Англичанин же (Эндрю Во) и предложил, – в честь своего предшественника, сэра Джорджа Эвереста, руководителя геодезической службы Британской Индии в период 1830-1843. Практичный британец Во, что называется, «одним махом семерых побивахом» - и сэру польстил, и британской короне угодил, и себя, любимого, в истории оставил с помощью столь удачного предложения. Заодно и заронил в европейские умы мысль о покорении. Сэру Джорджу на макушку взобраться – это ж вам не Мать Богов штурмовать… Правду сказать, «штурмовые идеи» возникли значительно позже, в двадцатых годах прошлого столетия. Опять же, у британцев. В мелодике этого имени - «Эверест» -для моего славянского уха звучат и «эврика», и «крест», и даже «ave» - если прислушаться. Ну вот, кто за крестом, кто за открытием, кто за неувядаемой славой – и тщатся вступить на плешь «сэра Джорджа».
Умный в гору не пойдёт?
Это теперь каждый школьник в курсе, что на вершине Эвереста ветра мощнейшие дуют, скоростью аж до 200 километров в час. Температура ночью падает ниже -60С. Дышать там практически нечем – мертвая зона, всего около трети кислорода, необходимого для жизнедеятельности человека, содержится в атмосфере высокогорья. Но все эти знания приобретены экспериментальным путём. Эксперимент датируется 1921 годом – именно тогда британские альпинисты провели разведывательную экспедицию. По результатам этой разведки, на следующий, 1922-й, год англичане Джордж Финч и Джеффри Брюс двинулись на штурм. Шли с запасом кислорода, потому и сумели достичь высоты 8320 метров. Но макушка сэра Эвереста показала соотечественникам обидную фигу.
Не таковы, однако ж, британцы, чтобы спасовать перед чьей-то там туземной матерью! Альпинист Нортон в 1924 дошёл до уровня 8565. Близок пик – да не враз запрыгнешь, недаром же последние 300 метров покорители вершин единодушно именуют «самой длинной милей на Земле». Вслед за Нортоном попытку штурма высоты предприняли в том же году Джордж Мэллори и Эндрю Ирвин. До сих пор специалисты спорят, смогли ли эти двое достичь вершины. С одной стороны, высоту в 8600 считают взятой этими альпинистами. С другой стороны, полагают, что Ирвин и Мэллори погибли уже при спуске с вершины.
Обе точки зрения имеют свою доказательную базу. Однако споры не прекращаются. На тело Мэллори случайно наткнулись в 1999, спустя 75 лет после гибели. Никаких неопровержимых свидетельств покорения Эвереста (типа – фотоплёнки) при нём не обнаружили, так что приоритет Мэллори-Ирвина фактически не установлен.
Свой след в истории покорения оставил в 1934 и некий джентльмен Морис Уилсон. В деликатные тридцатые подобных джентльменов именовали «эксцентриками», в грубоватые наши дни без затей обозвали бы товарища Уилсона шизиком. Не имея ни опыта восхождения на сложные вершины, ни даже элементарной альпподготовки, Уилсон положил на всех своё большое британское убеждение в том, что он будет вознесён на вершину сверхъестественными силами. Эдаким божественным лифтом – вжжжик! – и вознёсся, и вот уже плюёшь через губу на тех, кому места в лифте не досталось.
Шиз-то он шиз, а вот до семи с лишком тысяч таки добрался. Там и почил, бедолага. Более поздними (и более реалистично смотрящими на мир) экспедициями на высоте около 8500 была обнаружена палатка, хозяином которой некоторые считают именно эксцентричного джентльмена Мориса. Мол, выпал из своего «лифта», скатился на полтора километра вниз… Короче, обе версии имеют право на жизнь, а Морис Уилсон – на вечную память.
Кстати, о спорах. До сих пор человечество стопудово не уверено, какова же высота самой величественной вершины мира. В разные времена назывались разные числа, возраставшие по мере совершенствования измерительной аппаратуры.
В результате, с 8 апреля 2010 официальная высота Эвереста фиксируется на отметке 8848 над уровнем моря, высота твердой породы составляет 8844. А недавно итальянский геолог А. Десио, используя самую навороченную современную радиоаппаратуру, провел максимально тщательные измерения вершины и установил, что высота Эвереста составляет не 8848, а 8872,5, то есть, на 25 м выше, чем принято считать официально. Китайцы почему-то сильно обиделись и очередное «подрастание» Джомолунгмы не признали.
Более трёх десятков лет продолжались попытки штурма высочайшей вершины мира, порядка 50 экспедиций принимали в них участие. Первыми (документально подтверждёнными) на самой высокой точке планеты отметились шерп Тэнцинг Норгей и новозеландец Эдмунд Хиллари.
Официальные первопокорители шли в кислородных аппаратах, успех экспедиции обеспечивали более тридцати шерпов – проводников и носильщиков. Эпохальное событие произошло 29 мая 1953. Правда, дорогу через Южное седло разведали швейцарские альпинисты, но у Матери Богов собственное мнение на сей счёт. Имена Норгея и Хиллари облетели весь мир, «первородство восхождения» за этими двумя. Но таинственный магнит по имени Эверест не ослабляет своего притяжения. Попытки взобраться на "крышу мира" (или хотя бы приблизиться к ней) предпринимают порядка 20 тысяч человек ежегодно.
Зачем? Владимир Шатаев, тренер Спорткомитета СССР, как-то в сердцах высказался, что:
|
...самая высокая вершина превратилась в место паломничества туристов, авантюристов и просто не совсем здоровых людей, алчущих славы. На Эверест, мечтая прославиться, идут шизофреники, безногие, диабетики и просто богатые люди, которым не хватает адреналина и эмоций в обычной жизни. |
|
Сказано резковато и не совсем, наверно, справедливо, хотя доля истины тут есть. Сам-то Шатаев, кстати, готовил первую советскую экспедицию 1982. И на вершине лично стоял. Неужто лишь из-за мечты о прославлении?
Мне думается, что большинством людей движет желанием стать первыми, проверив себя на сгиб и излом, дружбу – на прочность, самомнение – на вымораживаемость и устойчивость к гипоксии. Люди хотят стать первыми – что ж тут плохого? Казалось бы, о каком первенстве после 29 мая 1953 года может идти речь. А вот может – и всё тут!
Краткий список многочисленных первых
Весной 1975 Эверест впервые штурмует женская экспедиция. Но чуток не доштурмовывает. Не потому, что женская, а потому что…
- Первая женщина, поднявшаяся на Джомолунгму, - японская альпинистка Дзюнко Табэй (Junko Tabei; 1976).
- Первая россиянка, достигшая вершины, - Екатерина Иванова (1990).
- Первыми без кислорода на всём протяжении маршрута дошли до вершины итальянец Рейнхольд Месснер и немец Питер Хабелер (1978)
- Первым в период муссонов, по северной стене, в одиночку (без помощи носильщиков-шерпов) в альпийском стиле, без кислорода восхождение на Эверест совершил уже названный Рейнхольд Месснер. Путь от базового лагеря, находящегося на высоте 6500, до вершины был проделан всего за три дня. Ещё один мировой рекорд, кстати.
Первая советская экспедиция (май 1982) впервые поднялась на «крышу мира» по юго-западному склону, считавшемуся ранее непроходимым, а советские альпинисты Сергей Бершов и Михаил Туркевич первыми совершили ночное восхождение (4 мая).
- Самым пожилым альпинистом, которому удалось постоять на высшей горной вершине земного шара, стал 76‑летний непалец Мин Бахадур Ширчан (25 мая 2008). Аксакала сопровождали горные проводники.
- Самый юный покоритель Эвереста – 13-летний американец Джордан Ромеро, совершил восхождение вместе с отцом 22 мая 2010.
- В 1999 гражданин Непала шерп Бабу Шири впервые провел на вершине 21 час, без кислорода. Если вспомнить, что мертвая зона (резкое падение кислорода в воздухе) начинается уже на высоте 7925, то почти суточное пребывание в двух шагах от космоса можно считать подвигом мирового значения.
- В 2001 на вершину Эвереста впервые взошёл незрячий альпинист, американец Эрик Вейхенмайер. В его активе к той поре значилось покорение всех самых высоких горных пиков на всех семи континентах.
|
Поднявшись на семь самых высоких гор семи континентов, я надеялся показать людям, что цели, которые могут казаться недосягаемыми, на самом деле вполне достижимы. |
|
‑ говорил Вейхенмайер в одном из многочисленных интервью.
Достойный ответ Шатаеву, не находите?
Что только ни вытворяли на плечах и макушке «сэра Джорджа» многочисленные разноплемённые экстремалы: и на горных лыжах скатывались, и на сноуборде; порхали вниз на планёре и реяли над вершиной на дельтаплане; с парашютом десантировались и вертолёт сажали. И всё же – зачем они это делают, если не для славы? Какая в том корысть? Самое время спросить об этом нашего героя, профессора Анатолия Ежова.
У каждого свой Эверест
Что лично поимел Анатолий Николаевич от пребывания на Эвересте? Троекратное перевыполнение ранее намеченного плана, горловое кровотечение вследствие перегрузки ослабленного гипоксией организма, пять грыж межпозвоночных дисков, воспаление лёгких и глубокое моральное удовлетворение. Скажете, что так не бывает? У Ежова это скорее правило, нежели исключение. Он в очередной раз отработал на пределе возможностей организма. И опять этот предел чуточку подвинулся – в сторону расширения. Если учесть, что в конце декабря Ежова испытывала Антарктида (или это Ежов испытывал Антарктиду?
Вопрос вообще-то дискуссионный, да), в феврале – итальяно-швейцарские Альпы, а в начале апреля он уже ставил свои мировые рекорды на Эвересте, без подготовки, без обязательной акклиматизации, то поневоле задумаешься на тему – а мой-то предел каков? Задуматься, конечно, несложно, а вот реально испытать – многим слабо. Ну, ладно, не буду расписываться за грамотных, но вот лично мне – слабо. Сидим в президентском кабинете Ежова в МИУ, кофеёк попиваем, смотрим фотографии.
Анатолий повествует о недавней своей экспедиции. Не лекцию читает о Гималаях в целом и Джомолунгме в частности – тепло, почти родственно, словно о любимом своём Витебске говорит. Анатолий уже побывал на самых высоких географических точках континентов, оставалась самая высокая - мировая. На вершину ему нельзя: по местным, эверестовским, правилам, возраст (64) ограничивает предельную высоту - 5200 - уровнем базового лагеря на северном склоне горы. Но будь Ежов лет на тридцать моложе, раз в десять сильнее физически – всё равно на вершину не пошёл бы.
Он никогда не планировал этого восхождения. Принципиально. Почему?
Любого примет Эверест,
На нём полно свободных мест.
Я ж не могу идти по трупам,
Что вмёрзли в склон его окрест.
Анатолий Ежов, «Рубаи»
Такое у человека жизненное кредо – не ходить по трупам. Ни фигурально, ни, тем паче, реально. А на плечах Эвереста – более трёхсот погибших. Точной статистики нет – нереально учесть. Заваленные лавинами, сорвавшиеся в трещины при восхождении или спуске, окоченевшие на лютом горном морозе, убитые жестокой высокогорной гипоксией – все они там, и покорившие, и не дошедшие. У каждого был собственный Эверест – кто-то крест свой взвешивать пытался, по силам ли придётся, кто-то рвался в небо, к не представимому на равнине простору.
Насчёт подъёмности своего креста Ежов, как истинно православный человек, никогда не сомневался – Господь непосильной клади не взвалит. А вот обозначить, хотя бы приблизительно, границы предела возможностей – это интерес и личный, и научный. Посему его маршрут был таков: Москва – Катманду (столица Непала) – Лхаса (центр Тибетского автономного округа КНР) – Эверест, Северное седло.
Продолжение следует
Не знаю, возможно А. Ежов и известен в Мире, может он и герой, но вот Володя Балыбердин точно прославл советский спорт и о нём и о том героическом восхождении знают альпинисты всего мира!