Вкусная крыса. Вокруг джунгли, а мы — на рынок, т. к. имеем право. Что продаётся на рынке? Разнообразие и некоторые приятные неожиданности. Лайм для Буи, улитки — для меня.
Пёсик Агбеньо (а его звали Пис, т.е. мир) оклемавшись после укуса змеи, поймал вместе с неграми крупную "крысу". Это была не городская помоечная крыса, а довольно крупный грызун, больше напоминающий морскую свинку. И поймали её, в сущности, негры. Когда все бросились её ловить, Пис бросился к норе и принялся яростно её раскапывать. Его с трудом оттащили, и он принял участие в заключительной фазе погони. "Крысу" изловили и приготовили, а затем и съели, поджарив кусочками на костре. Один достался и мне. Мясо было поджаристым, вкусным и сочным.
Работа не клеилась. Слава психовал. Попадалось очень много гигантских деревьев, которые приходилось обходить, а это сильно усложняло работу. Один и тот же ручей на протяжении 100 метров пересекли три раза. Гуща адская. Чуть не напоролись на гнездо ос. Вовремя увидели.


Внешне гнездо напоминало небольшую дыню с шевелящейся коркой. Мы сделали факел из сухих листьев на длинной палке, зажгли и сунули под гнездо – работать в таком соседстве было действительно опасно. Почти все осы погибли в первые же секунды. Оказалось, что шевелящаяся корка была плотным слоем ос. Когда они упали, обнажилась конструкция домика: несколько параллельных округлых лепёшек сот из папье-маше без внешней оболочки. Вместо неё – живые осы. Домик располагался на молодом деревце сантиметрах в тридцати от земли. Когда мы сбросили обгоревший домик в ручей, над ним ещё долго висела стайка уцелевших ос, но нас они не трогали, хотя мы долго возились на этом месте.
Домой решили возвращаться, выйдя напрямик на суньянскую дорогу. Единственный проходимый путь через джунгли лежал прямо по руслу ручья, который в общем тек куда надо, но очень петлял. Мы шли гуськом по узкому коридору. Под ногами вода – то по щиколотку, то почти по колено. Сверху - гигантские листья одичавшего банана, папоротники, лианы, а высоко-высоко, почти под облаками – кроны лесных исполинов – совершенно другой мир. Ручей повел нас не совсем туда, куда хотелось, но свернуть с него не было никакой возможности: вокруг плотная, ни чем не пробиваемая чаща.
К счастью, наткнулись на пересекавшую ручей тропинку. Мы – по ней: вверх, вверх… Наконец появились деревца какао, колы, кофе – значит человек близко. Сначала шли заросшие, запущенные плантации, потом более посещаемые и, наконец, дорога, но довольно далеко от места встречи с грузовиком. Пришлось идти пешком. Мы выглядели как после купания в одежде. Снизу мокрые от ручья, сверху – от пота. Все облепленные паутиной, трупиками муравьёв и прочей живности.
Вот так выглядела наша работа в джунглях:
Рынок и маленькие праздники живота
Снова пятница. После работы решили ехать в Буи. Надо было порадовать буян подарками. Мы с Бавой (тем самым шоферюгой, который считал меня великим знатоком языка ашанти) развезли ребят и направили колеса к рынку. В 7:50 были на месте и увидели пустую площадь. Бава напрягся и родил гипотезу, что все будут на местах в 8:00. Я представил, как в эти последние 10 минут сотни невесть откуда появившихся мамми, толкая и давя друг друга, ринутся по своим торговым местам… Нет. Бава явно был не прав. Но нам повезло. Случайный прохожий пояснил, что сегодня в Течимане большой базарный день, и все, наверное, там. Это примерно в 20 милях в сторону Кумаси. Когда-то я покупал там машину. Ни секунды не колеблясь, я изрёк: «M’yenko Techiman!» и мы пустились в погоню за базаром. Течиман расположен среди пологих лесистых холмов. Неровный пологий склон одного такого холма, лишенный леса, и приютил базар. Мы вышли из машины и стали осторожно пробираться вглубь него, лавируя между столами, подстилками, лотками и навесами.
Главный товар на рынке – бананы. Тут их – златые горы! Ими же усыпана вся земля вокруг, но никто их не берет, разве что какая-нибудь отбившаяся от мамы кроха поднимет, слопает и поковыляет дальше. Бананы покупают сразу «банчами», т.е. целыми гроздьями, выросшими на одном кусте. А рядом – плантен – ещё более огромные банчи. Плантен – это крупный банан, который жарят или варят для приготовления фуфу. Вкус картошки и аромат банана.
А сколько ямса вокруг! Оказывается, существует множество его сортов, радикально отличающихся по виду друг от друга: один похож на дубину Геракла с популярной скульптуры, другой – на огромную серую морковку, третий – на руку прокажённого с культяпками пальцев, даже на женьшень… А дальше – зелёные ребристые стручки бамии (окру) всех размеров и форм – от маленьких, как молодая морковка, до больших, закрученных в спираль… Фиолетовый кокоямс, батат, кабачки всех цветов радуги, серовато-розовая кассава, запоздалые плоды манго, уже немного сморщенные, гуава…


А вон там можно поесть с бананового листа, сидя на корточках: плантен или ямс, жаренные в кипящем пальмовом масле, кенке или фуфу с огненной подливкой, пончики, разные виды дочерна копчёного мяса, явно импортные, - прямые поставки из ада. А тут рыбные ряды. Их выдаёт резкий запах. Рыба вяленая, рыба горячего копчения, насаженная на деревянные шампуры за голову и хвост, рыба солёная, полуразложившаяся… О, а вот копчёные креветки! Вещь отменная, но и не дешёвая… И снова бананы, бананы, бананы…
Мы ищем ананасы, апельсины и атуа
Впервые я попробовал атуа в лесу несколько дней назад. Это маленькие, похожие на алычу плоды с очень крупной косточкой. Мякоти мало. На вкус – я: айва, Виктор: вишня или земляника, Слава: ничего себе. На зубах остаётся легкая оскомина. Прекрасно утоляют жажду.
Вместо атуа мне предложили какие-то семечки. Оказалось: акатуа – не то. Нет, спасибо, девочки. К сожалению, для ананасов не сезон, апельсины тоже почти отошли. Купил их шесть штук на шиллинг – это очень дорого! В качестве подарков для буян купил одно авокадо, 30 штук гуавы, много помидоров и перцев разных видов. Рискнул купить на 9 пенсов треть мешка из-под муки «Робин Гуд» с лаймами. Мы все их видели, но никогда не брали, считали какими-то недозрелыми лимонами-недомерками. Как мы ошибались! Лайм оказался самостоятельным фруктом с тонкой кожицей, под которой под давлением находился сок, похожий на лимонный, но более концентрированный и более цитрусовый. Несколько дней спустя мне в Буи устроили триумф, т.к. выяснилось, что лайм прекрасно отбивает сивушный вкус и запах местных «екатеринки» и «Гана-джина».
Ну а сейчас мы с Бавой, купив ещё кое-какие мелочи для собственного потребления, направились обратно в Венчи. Дома я сварганил великолепное блюдо, рецепт которого я всю жизнь держал в секрете. Но теперь уже мне ничего не жалко. Готовьте и ешьте.
Улитки по-лэпмански
Купите у какой-нибудь мамми 5 – 6 живых улиток примерно по полтора кулака каждая – это оптимальный размер. У другой купите кулёчек молотого красного перца. Далее необходимы помидоры – 2 гигантских или 3 очень больших. Потяните носом и пойдите на запах красного пальмового масла, желательно неочищенного. Купите его в бутылочке из-под кока-колы 0,33 литра – этого хватит раза на два. По дороге домой нужно прихватить хорошую луковицу и небольшую головку чеснока. И, конечно, лайм. Но можно и лимон. Придя домой, помойте улитки, настройтесь на философский лад и бросьте их в кипяток.
Они будут протестовать, шипеть, а потом даже погибнут, но так уж устроен наш мир: все в нем жрут друг друга. Выньте улитки из домиков, подцепив вилкой. (Другой способ – разбить домики. Так выход больше, но домики дьявольски крепки!) Гальюн в домиках располагается сзади. Выбросьте его.
Хорошенько промойте тушки улиток и нарежьте их на мелкие кусочки – мельче, чем для бефстроганов. Посыпьте их солью, поперчите, вывалите в кипящее масло, подлейте немного воды и закройте крышкой. Пусть тушатся на медленном огне. Тем временем мелко нарежьте лук и отложите в сторонку. Порежьте кубиками или ломтиками помидоры, мелко нарежьте или раздавите несколько зубчиков чеснока и ткните вилкой улитки. Если ваша кулинарная интуиция подсказывает, что они готовы наполовину, высыпьте туда лук. К этому времени вода должна уже практически выпариться, и лук будет жариться на пальмовом масле. Когда лук станет коричнево-золотым, вывалите в сковороду помидоры с чесноком, закройте и ждите. Теперь уже недолго.
На гарнир подайте жареный крупными дисками ямс. Можно и рис
Подаётся прямо в сковороде и поливается соком лайма или лимона, порезанного на кусочки, похожие на апельсиновые дольки. К кушанью желательно холодное питу. Незабываемые минуты гарантирую всем своим достоянием. Однако, чтобы случайно не испортить себе удовольствие, необходимо иметь в виду следующее:
- Будьте крайне осмотрительны с африканским перцем, не превращайте наслаждение в долговременный ужас.
- Пальмовое масло можно заменить другим растительным маслом, а питу – пивом. Будет вкусно, но… не то.
- При изготовлении блюда в сковороде образуется много вкуснейшей подливки, которую желательно вымакать мягким белым хлебом. Неземной вкус подливки может заставить вас потерять бдительность. Не теряйте бдительности! Не кусайте себя за пальцы! Это может сильно испортить удовольствие.
Продолжение следует
нет?!
Да я просто пошутила, Шурика из "Кавказской пленницы" вспомнила.
на радость бычкам, зеленушкам и ласкирям), пальцами сильно стискиваешь то место, где начинается хвостовое оперение, и - хоп!- прекрасное, свежайшее белое мясо примерно на полсантиметра высовывается из панциря. Тут его легко вытаскиваешь и живьём съедаешь. Ощущение - специфиццкое!