55. Снова в Кумаси
Читать весь цикл статей: Вначале была Африка
Аннотация серии статей

Автор этой книги - один из молодых переводчиков «первой волны» - начала 1960-х годов. Этих людей не манила валюта и длинные рубли. Они понятия не имели о «сертификатах», «бонах», «чеках Внешпосылторга»… Им устраивали сцены встревоженные родители, прекрасно помнившие сталинские времена, терзали партийные «выездные комиссии». Но страна потихоньку избавлялась от клаустрофобии, и они просто хотели увидеть мир. Из скромных квартир, общаг и убогих коммуналок разлетелись по свету мальчишки и девчонки, которым едва перевалило за 20. Они попали туда, где на зубах скрипел песок, где воздух обжигал, как горячий пар, где неведомые болезни трясли и ломали даже здоровенных мужиков, где сильны были предубеждения, лицемерие и глупость… Они просто хотели увидеть мир. Мир оказался таким, и они приняли его без нытья и условий. Их хладнокровие гасило истерики, их улыбки примиряли противников, их уловки и хитрости помогали находить выход из безнадёжных тупиков. Странная профессия – переводчик. У каждого переводчика есть Родина, интересы которой он помогает отстаивать, где его помнят и ждут. Но нет у него чужого неба. Его небо – это небо планеты Земля, и работает он для того, чтобы так было для всех. Итак, Валерий Максюта отправляется домой. В Африку.

Что изменилось вокруг? Брожу по городу. Знакомлюсь с историей ашанти и Кумаси. На холме Бантама. Кто же они такие - короли Ашанти?

Не пора ли мужчинами статьЯ снова поселился в Кумаси, куда мы приехали для окончательной доработки южного конца ЛЭП. За прошедший год здесь мало что изменилось. Меня сразу же радостно узнал садист-официант. Он первым делом сообщил, что у него родился сын, за что получил от меня один фунт. Все так же из котловины доносились повизгивание флейт и дробь барабанов, уговаривавших новобранцев стать, наконец, мужчинами. Только тренировал их теперь негр. В юности время наполнено событиями и переживаниями. Кажется, что и всё вокруг кипит жизнью и меняется.

Я ходил по городу с ощущением новизны, перемен и удивлялся, что все осталось по-прежнему. Вот с этого места мы с лихим Кофейником начали бешеную погоню за пэйвуман. Кофейник и сейчас стоял на том же месте и заигрывал с посудомойками, будто целый год никуда не отлучался. Вот здесь стоял наш автобус, где Магги заняла для меня место рядом с собой. Из этих дверей «Кингзвея» она вышла и побежала к родственнице за платьем, чтобы я не терял ее в темноте. На месте, где она успокоила больного ребенка, все так же сидели мамми, а по площади прогуливались строгие полицейские.

На базареНе знаю, чего я ожидал от этих прогулок. Может быть, хотел удостовериться, что все теперь по-новому и у меня теперь совсем новая жизнь. Но прошло довольно мало времени, всё осталось на прежних местах, а у меня в области сердца опять шевельнулось ненавистное ощущение тупого кола. Я справился с ним очень быстро, хотя еще совсем недавно оно могло бы вызвать у меня чуть ли не панику. Все было ясно: ощущение новизны и перемен исходило от меня самого. Я побрел обратно. Задержался на базарчике сувениров, купил лук со стрелами. Ко мне прицепился продавец масок, утверждавший, что у него лучший в Кумаси выбор.

Масок было действительно очень много, но почти все – имитация бенинской бронзы или их деревянные копии. Цены он называл очень кусачие. Одна маска по стилю резко выделялась – такой я раньше не видел. Высокая цена опять удивила меня.

В лавке- Ну как же, маста! Это же черное дерево. Их находят при раскопках. Они прочнее железных.

Он показал мне несколько песчинок, въевшихся в древесину. Но маска была легкой.

- Сам ты – черное дерево, - сказал я, - это wo-wo. Эту маску сделали год назад и зарыли в землю на полгода. Так что надо было просто достать ее из ямы, а не устраивать раскопки, если, конечно, мастер по пьянке не забыл, где он ее закопал. 

Мои познания ошеломили продавца. С полминуты он смотрел на меня, выкатив глаза, а потом назвал цену раза в четыре ниже первоначальной и добавил:

- Wo-wo, надо же, wo-wo!
Я заплатил и пошел, а сзади слышалось: Надо же,
wo-wo…

(Wo-wo – это ашантийское название какого-то дерева с легкой жилистой древесиной, из которого делают топорища, ручки молотков и т.п. Одно из двух-трех, которые я знал.) 

Работа в лесу шла очень успешно. Все знали свое дело. Мы были снабжены аэроснимками, полученными от президентских вертолетчиков и прошедшими достаточную расшифровку. Переводческой работы в буше почти не требовалось. Я легко мог сказать ребятам, что мне хотелось бы провести этот день в городе по собственным делам, и они почти наверняка не отказали бы мне. Я этим и пользовался. Совесть моя была чиста: я-то знал, как к ним попали эти аэроснимки.

Я повадился ходить в кумасинскую библиотеку, где всё еще, уже по инерции, интересовался, не находил ли кто-нибудь в Западной Африке гигантский клад конкреций с алмазами. Уже давно мне было известно, что Тед в Гану не вернется, и что карта утрачена безвозвратно: его отец навел порядок в бумагах сына и выбросил всё ненужное, в том числе и карту. Но очень уж не хотелось расставаться с этой феерической мечтой.

Девушка-воинПрочитал я там и краткую историю ашанти, которая меня давно интересовала. Оказалось, что ашанти известны с XV века, когда они жили на побережье океана, с завистью поглядывая на более северные, холмистые территории с приятным климатом и плодородной землей. Наконец, во второй половине XVII века они собрались и двинулись на север под руководством короля Комфо Аноче. С боями они дошли до красивой холмистой местности, где Комфо Аноче велел разбить лагерь. Под огромным деревом «аси» воины расстелили ему шкуры и пригласили на отдых. Король пришел в восторг от открывшегося ему с холма вида.

Он достал меч, вонзил его в землю по самую рукоять и сказал: «Здесь, kum asi (под деревом аси), будет моя столица. Ашанти будут господствовать здесь до тех пор, пока мой меч останется вонзённым в эту землю!» В лесу во время перерыва я похвастался своими новыми познаниями перед рабочими. Они оценили мой интерес к их истории. Наперебой стали рассказывать, что меч короля Аноче до сих пор торчит из земли в Кумаси на холме Бантама.

На холме Бантама- Его тащили трактором, бульдозером – не смогли вырвать!
- Тремя бульдозерами сразу…

Я хотел было спросить, кому это пришло в голову пытаться бульдозерами выдрать из земли национальную святыню, но не стал портить песню.

Холм Бантама находится почти в центре Кумаси. На нем располагается большая и современная больница, где оперировали Леву Грызунова.

Я ездил туда его устраивать. В этот раз я пошел туда налегке и быстро отыскал ровную площадку плотно спрессованной земли метрах в пятнадцати от огромного дерева. Но, конечно, оно не могло здесь стоять с XVII века, хотя, возможно, и называлось «аси».

Меч Комфо АночеВ центре площадки вертикально торчал короткий железный штырь, похожий на рукоятку меча с круглым, типичным для ашантийских клинков, эфесом. Поверхность штыря блестела, наверное, от множества рук, тех, кто пожелал его выдернуть. Естественно, я тоже ухватился за него, но особенно напрягаться не стал: не хотел, чтобы ашанти потеряли эти земли. Площадка находилась с задней стороны многоэтажного корпуса в парке. Никаких памятных или пояснительных знаков вокруг не было. И ни души. Я походил вокруг, полюбовался видом, который некогда очаровал Комфо Аноче.

Правда, сейчас пейзаж был покрыт сплошным одеялом из домов, но все равно было красиво Я снова подошел к мечу. Поковырял щепкой землю вокруг эфеса и на глубине одного сантиметра наткнулся на монолитную бетонную поверхность. Я шёл домой и думал, что некогда ашанти были храбрыми и свирепыми воинами. Сейчас, в основном, хитрюги и лентяи. Но, с другой стороны, не терять же им такие земли. Уж больно много развелось вокруг бульдозеров!

Форт КумасиНа протяжении XIX века ашанти дважды громили английскую армию, отбрасывая ее назад в прибрежные колонии. В 1873 году ашанти, видимо, уверовав в свою непобедимость, сами вторглись в колонии, но были отброшены на север. Их столица была сожжена, после чего в империи начались внутренние распри, и ашанти потеряли вкус к захватам новых территорий. Воспользовавшись этим, в 1895 году английская армия вновь вторглась в их империю и оккупировала ее почти без сопротивления. Этим был положен конец разбоям и грабежам, которые мешали торговле «север-юг».

Король Осеи Туту Премпе был, по требованию англичан, низложен и увезен в Англию. Его дворец взорвали, а из бывших дворцовых камней англичане построили форт, который и ныне ограничивает с одной стороны центральную площадь Кумаси.

Покорение ашантиНо к 1900 году у ашанти кончилось терпение хорошо себя вести, и они восстали. Англичане заперлись в форте, а по Кумаси прошли погромы, окончившиеся массовыми человеческими жертвоприношениями на Бантамском холме, как при независимости. Бантамский холм до англичан был культовым центром империи, где процветали человеческие жертвоприношения. На холме находились дворец и усыпальница королей. Здесь лилось много крови. Особенно страшным был праздник Бантамы (5 февраля). Королю приходилось в этот день потрудиться. С рассветом он шел в усыпальницу. За ним несли трон.

Там на полках лежали скелеты его предшественников, кости скелетов были заботливо скреплены золотыми проволочками. Скелет предшественника действующего короля сажали на трон. Здравствующий монарх подходил к нему с чашей крови только что убитого человека и заводил разговор о новостях и событиях истекшего года. При этом он щедро смазывал кости свежей кровью. Неподалеку оркестр играл любимые мелодии усопшего короля. Потом – следующий скелет, и так до ночи. Ночью при свете факелов начинались публичные жертвоприношения под кроной священного дерева. Там стояли огромная чаша и специальный высокий шест с крючьями.

Связанную жертву, чаще всего пленного или преступника, тащили к чаше. У жертв были широко открыты рты, так как их щеки были проткнуты длинными ножами. Дважды ревели трубы: Смерть! Смерть! Три удара в барабаны: От-ру-би! Голова падала, и звучал один тяжелый удар. Затем отрубленную голову насаживали на один из крюков специального шеста. В конце действа накопившуюся в чаше кровь выливали на корни священного дерева. Последний такой праздник прошел в 1900 году в дни ашантийского восстания. Когда восстание было подавлено, англичане взорвали священное дерево. Бывший король ашанти (асантехене) Премпе вернулся на родину только через 28 лет. Он принял христианство, цивилизовался и до своей смерти еще два года процарствовал как кумасихене. В 1925 году на престол вступил Осеи Туту Премпе II. Он-то и правил в Ашанти, когда я там был.

На площадиОднажды воскресным утром я оказался у городского стадиона. Там на площади толкалось, переходило с места на место множество народа. «Матч?» - подумал я. Но ворота были распахнуты настежь, и билетов не продавали.

- Что здесь происходит? – спросил я полицейского.
- Здесь будет «
durbar» - ответил он.

Такого слова я не знал и, увидев недоумение на моем лице, пояснил: Король Премпе II вернулся на родину после долгого лечения в Европе и теперь хочет видеть свой народ.

Продолжение следует

Статья просмотрена: 3678
Рейтинг статьи: 6
Bookmark and Share
Страны: Гана
Валерий Максюта
Валерий Максюта, 14.01.2012 в 10:08
Источник изображений: Из архива автора и открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 5 )
 Богомолова
Интересно! В 70-е годы мой муж тоже увлекался африканскими масками, вырезал их из дерева, старил марганцовкой, шлифовал. несколько штук у нас храняться до сих пор. Даже есть миниатюрный значёк в виде маски. Я носила его как брошку и это было даже предметом некоторой зависти подруг.
Рассказ Валерия вызывает ощущение почти нереальности того, что происходило так недавно по историческим меркам, когда существовали такие дикие обряды, как человеческие жертвоприношения!
 Федорченко
Валерий, искренне благодарю за фантастические мгновения, проведенные с Вашей книгой.
 Максюта
Спасибо, ребята. Рад, что смог рассказать вам что-то занимательное.
 Федорченко
"занимательное" - совсем не то слово. Интересное, познавательное, захватывающее, волнующее, пугающее, заставляющее думать..... Спасибо!
 Печенегов
Право, очень любопытно, познавательно и по-настоящему интересно! Спасибо, Валерий! Ждем новых увлекательных рассказов!
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо