3. Яндомозеро и его деревянная жемчужина – церковь во имя святой великомученицы Варвары: Дошли!
Аннотация серии статей

Забытое наследие - проект, при осуществлении которого проводятся мероприятия мемориального характера с элементами экстремального туризма. Цель – показать корреляционную связь между ростом бездуховности, цинизма, вседозволенности, недопустимо примитивными представлениями о своих исторических корнях, а также национальных, нравственных и религиозных ценностях. Мероприятия проходят в форме экспедиций к разрушающимся или разрушенным историческим объектам, расположенным в труднодоступных местах.

Посмотрите: поле, где ковыль, кажется, не колышется, а дышит, внезапно кончилось… Поляна на плоской скальной гряде, поросшей вековыми мхами. С одной стороны – чащоба, с другой – просветы прозрачно-серого озера, чуть видимого за неплотной стеной рябин и кустарника – в обрамлении скелетов высохших по непонятной причине можжевеловых кустов в два человеческих роста. Они стоят, воздев к бесстрастному свинцовому небу руки, лишь в пальцах которых еще теплится зеленая жизнь, и в этой бессмысленной мольбе столько знакомого, человеческого, горя…

Яндом-озеро. Вид из базового лагеря. Фото Александра ФедорченкоДвадцать пять километров нам предстоит пройти пешком с рюкзаками, по труднопроходимой лесной дороге, после дождя наверняка превратившейся в преддверие дантова ада. Но, чу! Проехать, оказывается, можно, - и аж до самой Варваринской церкви. Об этом нам с хитрецой поведал добрый пейзанин из Типиниц - последней на пути нашего следования деревни в 5-6 домов. Дома в Типиницах столетние (и старше), возведены по-северному добротно, в 2-3 полноценных этажа, некоторые – с балконами. Видно, что предки наши не временщиками жили на этой земле. Бревна в обхват, высокие оконца, резьба, да и размеры домов впечатляют, - здесь жили СЕМЬИ, собираясь за ужином в просторных горницах. Какой же запас прочности был у всего того, что делали наши деды! С тоской смотрю я в окно московской квартиры на другую сторону улицы, где пару дней назад гастарбайтеры закончили косметический ремонт сталинского красавца-дома.

Леса еще не сняли до конца, а штукатурка под осенним дождем уже плывет, осыпается… Страна откатов движется к закату своей истории. Но это – лирическое отступление, а пока я смотрю на обитателя Типиниц и что-то в его облике говорит мне: его я точно уже видел… К сожалению, память избирательна и мы, обрадованные географическим напутствием аборигена, движемся в путь по не такой уж и непроходимой дороге в глубь карельской тайги. Но развернуться на дороге уже нельзя.

Карельская тайга. Ягель. Фото Александра ФедорченкоКарельская тайга. Фото Александра Федорченко

Связь со спутниками установлена. Отставные диверсанты на марше. Фото Александра Федорченко

Проехав километров 10, убеждаемся, что двигаться вперед невозможно. Назад – тоже. Коммандер принимает решение бросать транспортные средства на подвернувшейся лужайке и дальше двигаться своим ходом. Искренне надеясь, что в глухой тайге машины будут в безопасности, мы экипируемся и в виде верблюдов или владимирских тяжеловозов выступаем. Я со священным ужасом смотрю на Коммандера, который при живом весе килограмм в 70 и возрасте 55, спокойно управляется с 30-килограммовым рюкзаком. Стенсен тоже не давал маху, но конечно не так, как совсем недавно - по высокогорью при собственном весе в 80 кг с 62-килограммовым рюкзаком. И тут я вспоминаю, на кого был похож пейзанин!!!

Фаюстов М. Иван СусанинИван Сусанин. Портрет работы М. И. Скотти. 1851

М. И. Донец - Иван СусанинСтарт. Дальше на джипах не проедешь. Фото Александра ФедорченкоПамятник Ивану Сусанину. С сайта panoramio

Рёв двигателей практически оглушает. На практически нехоженую лесную тропу вылетает тройка квадроциклов, на которых восседают дюжие молодцы. Наши спецназовцы профессионально подбираются. В голове бьется: «Нас предали!». Однако это – не поляки Дмитрия Самозванца, не НАТОвский десант и не агенты ЦРУ из анекдота. Это искатели приключений из Петрозаводска гоняют по лесу, распугивая белочек. Они совершенно не удивлены, встретив нас, и любезно поясняют, куда нам путь держать.

Яндом-озеро. Вид из базового лагеря. Фото Александра ФедорченкоПосмотрите: Через три коротких привала и десять километров пути мы выходим из тайги, вздыхающей осенней свежестью, перекликающейся неизведанными звуками, переливающейся фантастическими красками летне-осеннего разнотравья, удивляющей гигантскими ледниковыми валунами, поросшими столетними мхами и нежнейшим ягелем.
Перед нами – бескрайнее небо с вычерченными твердой рукой Всевышнего облаками, ковыльное поле и небесная гладь Яндом-озера. И – поклонный крест.

Предзакатное невысокое солнце дает невиданные мной раньше тени и краски, дополняющие нереальную картину спокойствия, вечности и какого-то неземного удивления. Поневоле подумаешь о мудрости удаляющихся от суетности монахов-схимников и прозорливых старцев, хотя существование последних отрицает мой школьный друг, один из видных деятелей и теоретиков современной РПЦ протоиерей Алексий (Уминский), мотивируя это тем, что в церковной иерархии чина «старец» нет.

Яндом-озеро. Поклонный крест. Фото Александра ФедорченкоЯндом-озеро. Поклонный крест. Фото Александра Федорченко

 

Яндом-озеро. Поклонный крест. Фото Александра ФедорченкоНе доходя километров трех до Яндомозерских церквей, в центре полуострова, на небольшой возвышенности стоит деревянный крест, укрытый от дождя двускатной кровлей. Он не старый – возобновили его местные жители несколько лет назад, "потому как стоял здесь давно". В честь какого события, уже никто не помнит. Такие кресты называют обетными или поклонными в зависимости от события, побудившего к его возведению. Обетным крест назывался потому, что и строился он по обету: если у крестьянина в жизни происходило неприятное событие, то он, моля Господа о помощи, обещал (давал обет) сходить паломником по святым местам, отслужить молебен, поставить крест (часовню) в благодарность за избавление, за помощь.

Ставились кресты и в честь каких-то знаменательных событий в деревне. В Карелии и Архангельской области крестами обозначали места "гари" старообрядцев. Бывало, что крестами святили неблагоприятные, вызывающие боязнь места, слывущие прибежищем нечистой силы, места в которых "пугает", "конь не идет", "коровы обратно поворачивают". Такими часто слыли места, связанные со слиянием или истоком рек, с высотками, мостиками, перекрестками дорог. Крест на Яндомозере тоже стоит на перекрестке, но уже не дорог, а едва заметных тропинок, идущих между разваливающимися срубами старых домов.

 

Карелия 2000 - Русский Север

Бабочки нас не боятся. Приручаю... Фото Александра ФедорченкоПоклонный крест я вижу впервые в жизни и поначалу принимаю его за часовенку. Коммандер разъясняет, что же это такое на самом деле. Откуда он всё это знает, - в очередной раз я диву даюсь и думаю о том, с какой же тщательностью при советской власти готовили кадры спецслужб. Забегая вперед, скажу, что за вечерней трапезой Коммандер, уступая настойчивым просьбам боевых товарищей, читал нам наизусть стихи… Рабиндраната Тагора… на бенгали! А Кобзаря – на чистейшей западеньской мове… О знании иных языков Коммандер, со свойственной ему скромностью, умолчал.

Берег Яндом-озера притягивает, как магнит. Судя по всему, вода довольно холодна, но так и тянет туда бултыхнуться. Рядом с нами – два явно жилых дома, срубленных на совесть лет 150-200 назад, но ныне уже не выдерживающих – нет, не груза лет, - стиля и бессмысленности жизни обитающих в них людей. Вокруг - заросшие молодым леском поля, на которых возделывался хлеб, вспоминается и пейзаж до Типиниц - разрушенные, растащенные по кирпичику фермы и коровники – на прилавках сельпо привычные Кока-Кола, Швепс, водка и хлеб, который бессовестные отечественные капиталисты пекут, очевидно, исключительно из генно-модифицированной сои. Нет ни работы, ни школ, ни клубов. Нет смысла жизни.

Яндом-озеро-1. Фото Александра ФедорченкоЯндом-озеро

Истинное православие России, как и государственность, так и не смогло возродиться с уходом СССР, уступив место торгашеским отношениям «батюшков» с паствой, гонкой новорусских духовников за престижными иномарками, часами стоимостью в десятки тысяч долларов и убранством храмов, которым они кичатся друг перед другом, как братки новыми виллами. «Видел бы ты мою фазенду» - как-то похвастался мне архимандрит (о его имени я умолчу), заместитель Патриарха (название должности, конечно, условное, - я не силен в церковной терминологии, но по аналогии со светскими учреждениями титул правильный), наливая водочки под икорочку в гостях у егорьевского благочинного, чья фазенда тоже поражала воображение, а стол вызывал удивление, хотя - «сиживали за столами, сиживали!» Даже видавший виды отец архимандрит удивился: «Ну и икра! Крокодилья, что ли?».

Конечно, далеко не все служители современной РПЦ таковы. Много среди них и тех, к кому я отношусь с глубочайшим уважением, - подвижников, молитвами которых не погибла еще Русь. Например, к крестившему меня игумену Аристарху, с 1996 года безропотно служащащего Богу на краю географии, - в Биробиджане, затем - еще дальше - в поселке Эльбан Хабаровского края… В декабре 2011 года сотоялось наречение архимандрита Аристарха (Яцурина) во епископа Николаевского, викария Хабаровской епархии.

Аристарх, епископ Николаевский, викарий Хабаровской епархииНаречение архимандрита Аристарха во епископа Николаевского, викария Хабаровской епархии

Разведка, проведенная возле первого дома, показала, что он, хоть и обитаем, но не всегда. В данный момент хозяева отсутствовали, и уже не первый день. Приняли решение разбить бивуак на полянке между домом и озером, у подгнившей, но крепкой пока еще деревянной пристани. Стенсен, удобно расположившись, уже развесил на можжевеловом кусте шерстяные носки и прочую промокшую барахляндию.

Русь... Фото Александра ФедорченкоРусь... Фото Александра Федорченко

Но тут появившийся из второго домика джентльмен сообщил, что поблизости есть местечко и поживописнее. Конечно же, я сразу догадался об истинных, как я думал, причинах проявленной заботы. Сбагрить подальше докучливых туристов, которые, если и не дадут по башке, то упрут что-нибудь, или, глядишь, дом подожгут... А уж нагадить вокруг – так это просто в обязательном порядке, - вот что подвигло этого доброго человека на обстоятельный рассказ, как найти заветное место. Но… Не надо плохо думать о людях, в который раз сказал я себе, увидев…

Исчезнувшая Россия. Яндом-озеро. Варваринская церковь. Фото Александра ФедорченкоПосмотрите: поле, где ковыль, кажется, не колышется, а дышит, внезапно кончилось… Поляна на плоской скальной гряде, поросшей вековыми мхами. С одной стороны – чащоба, с другой – просветы прозрачно-серого озера, чуть видимого за неплотной стеной рябин в обрамлении скелетов высохших по непонятной причине можжевеловых кустов в человеческий рост. Они стоят, воздев к бесстрастному свинцовому небу руки, лишь в пальцах которых еще теплится зеленая жизнь, и в этой бессмысленной мольбе столько знакомого, человеческого, горя…

Угрюмо перекатывает Яндом-озеро невысокие волны, разлившись до горизонта и отражая бескрайние небеса. Тростники, негусто сгруппировавшись у немного выдающегося в озеро «носа» скалы, похожего на спину уже не бегемота, а стремительной касатки, склоняются под порывами еще теплого, но отнюдь не летнего ветерка… А на горизонте, над зубчатой стеной деревьев, уже виднеются башни древней Варваринской церкви. Дошли!

Стенсен. Фото Александра ФедорченкоПока ждем Стенсена, проклинающего всё и вся, и пакующего у первой, неудачной, стоянки, сохнущую одежду, мы с Адмиралом успеваем искупаться. Вода мягкая, обволакивающая, дно с одной стороны, - у скалы, уходящей в озеро, - каменистое, но идти можно, с другой – пляжный песок, метров 30 по колено в ласковой, хоть и с небольшой волной, воде. Обустройство лагеря отнимает не так уж и много времени. Темнеет, на небе зажигаются скупые огоньки северных звезд. На наших головах – фонарики. Коммандер недрогнувшей рукой разливает по кружкам огненную воду. Закаменевшие лица гуронов, апачей и могикан как будто высечены из тяжелого гранита Аппалачей… Боже мой! Какие гуроны? Какие Аппалачи? Это просто умопомешательство от свежего воздуха и странного, манящего запаха… Что это? Володя порывается выложить на общий стол (найденные поблизости доски), таинственный и здоровенный кусок чего-то, обернутый серебряной фольгой…

И под одобрительным взглядом Коммандера разворачивает его… О, чудо Великого Маниту!

Володя и Коммандер. Фото Александра ФедорченкоПосмотрите: На деревянной разделочной доске, притягивая к себе алчные взгляды, лежит истекающая соком и распространяющая окрест запредельные запахи копчения, таежных трав и первоестественности бытия, домашняя буженина. «Сам стрелял, сам готовил», - скромно потупившись и не выпуская изо рта трубку, окутываясь облаками вишневого дыма, как Гитчи Манито на вершине Красных камней, - бурчит Володя. Товарищи! О каких женщинах и их ножках вы будете говорить, пусть даже с канадскими лесорубами, в такой момент?! Какие звания и госнаграды могут привлечь вас в такую минуту?! Обратите ли вы внимание на посулы яхт и карточек на бейсбол, когда на столе (назовем так) перед вами лежит домашняя буженина из натурального, добытого на охоте кабана-сеголетка? Нет! Никаких ножек, кроме кабаньих, умеренно нашпигованных чесночком. Никаких званий, кроме звания голодного человека!

Никаких румпелей, кроме зековского кинжала с наборной ручкой!

Вот она, высокая и единственно стоящая внимания, поэзия и правда настоящего мужчины. Это я вам говорю.

Яндом-озеро. Вид из базового лагеря. Фото Александра ФедорченкоТолько что разбили базовый лагерь. На горизонте справа - очертания Варваринской церкви. Фото Александра Федорченко

Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий

Рабиндрана́т Таго́р (бенг. রবীন্দ্রনাথ ঠাকুর, Робиндронатх Тхакур 1861—1941) — индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель. Его творчество сформировало литературу и музыку Бенгалии. Он стал первым среди неевропейцев, кто был удостоен Нобелевской премии по литературе (1913).

Бенга́льский язык, или бенгали (бенг. বাংলা Bāṇlā) — язык бенгальцев, один из языков индоарийской ветви индоевропейской языковой семьи. Распространён в индийском штате Западная Бенгалия и в Бангладеш, кроме того, носители языка живут в индийских штатах Ассам, Бихар и Орисса.

«Кобза́рь» (в современной украинской орфографии - Кобзар; в орфографии прижизненных изданий Шевченко - Кобзарь) — название сборника поэтических произведений Тараса Шевченко.

Справка подготовлена по материалам Википедии

Продолжение следует

Дополнительная информация к циклу статей

Цикл статей "Забытое наследие. Яндомозеро и его деревянная жемчужина – церковь во имя святой великомученицы Варвары" - часть большого цикла "Забытое наследие". Так сказать, мини-сериал в большом сериале, - многочастевая статья лишь об одной уникальной экспедиции.

Статья просмотрена: 8912
Рейтинг статьи: 17
Bookmark and Share
Страны: Россия
Александр Федорченко
Источник изображений: Из архива автора и открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 54 )
 Галина
Страна огромная,история богатая у каждого краешка земли, но мы почему то не бережем что имеем.
 Федорченко
Все сохранить невозможно, куда лучше не искажать того, что было.
 Федорченко
А вот в нелюбимой мной Америке каждый плевок какого-нибудь Томаса Джефферсона хранят, как зеницу ока, потому, что ИСТОРИЯ. А в Германии? Там культ истории. И сохраняется ВСЁ не государством, а гражданами.
 Федорченко
Не верю, что так хранят. Мексиканцев напустили туда (США), они им устроят свою историю.
 Федорченко
Насчет планов мексиканцев не знаю. Все остальное видел собственными глазами, неоднократно.
 Федорченко
Предполагаю, что Вы не жили там, а были в качестве гостя. Вот Вам и показали лучшую сторону.
 Федорченко
Мне, конечно, показывали то, что хотели, чтобы я увидел. Но смотрел-то я сам, непредвзято. Имеющий глаза увидит и то, что скрыто. Рекомендую почитать на досуге: http://planetguide.ru/entry/several/17/?order_by=2
 Федорченко
Ссылку посмотрела, статьи читала. Считаю, что там хорошо, где нас нет!
 нерсесова
Этим летом, кажется, по 5-му каналу показывали документальный фильм о генерал-лейтенанте Русской Императорской армии Густаве Маннергейме. Остатки знаменитой линии Маннергейма сохранились до сих пор. То, что фины хранят свои памятники не удивило, поразило то, что сохранили часть окопа и блиндаж вражеской стороны (наших войск). Берегут, ухаживают, заменяют сгнившие брёвна. Для них это важно, сохранить память о Советско-финской войне. С горечью скажу, что очень часто у нас подобные исторические места пытливые граждане легко превращают в общественные туалеты ...

p.s. О Густаве Маннергейме подробно написано в Википедии, почитайте, очень интересно.
 Федорченко
Олечка, Вы неправы. Вы ведь там не были, как же Вы осмеливаетесь судить о том, чего совершенно не знаете? Мы с мужем пробыли в командировке в США с 1991 по 1992 год. Жили среди американцев и я достоверно могу сказать Вам, что они свято хранят всё, что хоть как-то связано с историей страны. Оберегают это и культивирют в своих детях.
 Федорченко
"..Страна откатов движется к закату своей истории. ..." Так каждое поколение, скорее всего считает, а мы все живем и живем!
 Федорченко
Распалась великая Империя, но это давно было, хотя и в новейшей истории (Генрих Боровик, к примеру, здравствующий и сегодня, приятельствовал в Нью-Йорке с Керенским). Погибла страна СССР, это уже на памяти нашего поколения. Теперь Российская Федерация последние дни доживает перед распадом на мелкие княжества. А обыватели, конечно, все живут и живут. И размножаются. Им по барабану, где это делать.
 Соколов
Браво, Александр! Аплодирую!!! (Не размножению обывателей, а ярости ответа).
 Федорченко
«…убранством храмов, которым они кичатся друг перед другом…» - пусть лучше так, чем отправлять деньги в Швейцарию. А так и храм ухоженный и прихожанам есть куда прийти и еще много пользы, которая на первый взгляд не видна!
 Федорченко
Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, — с одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен.

Святой Преподобный Серафим Вырицкий
 Федорченко
Наше правительство не позволит нам иметь столько денег, чтобы сбылось пророчество, потому что вырастет уровень инфляции. Считаю, что это пока ложная тревога.
 ?????????
????? ????????? 8.01.2012 в 22:48 (ссылка)
Мне кажется, автор говорит о том, что не наличие благ отвращает людей от Бога. Но о том, что поклоняясь «золотому тельцу» люди, не обязательно сказочно богатые, разрушают собственную душу.
С исчезновением социалистической идеологии, на смену ей, пришел культ денег, ставший для многих смыслом и целью существования.
 Федорченко
В переводе на современный язык слова св. Серафима Вырицкого звучат, очевидно, так (это я так думаю): современное массовое увлечение ариереев хозяйственными работами, украшательство храмов, забота о их реконструкции и позолоте куполов отвращает их от служения Богу - отвращает от борьбы за настоящую духовность (конец "перевода"). Сам же я не думаю, что Христу, да и истинно православным людям нужно, чтобы купола обязательно были покрыты сусальным золотом, а машина у Патриарха была не хуже, чем у верховного муфтия. А духовности у большинства современных иерархов не вижу... Если не сказать большего. Зато с хозяйственностью и бизнесом всё в порядке.
 Федорченко
Один из читателей Энциклопедии высказал мнение, - не в комментах к статье, - дескать, "автор рассуждает о гибели государства, о забвении традиций. А ведь за всем этим наблюдает из окна роскошного джипа!" Так как формально человек прав, считаю нужным ответить на эту, довольно оригинальную трактовку моих статей о Варваринской церкви. Ни роскошного, ни скромного джипа у меня нет, я вообще не имею машины (и водить не умею даже). А вот участники ежегодных экспедиций "Забытое наследие" такие джипы имеют. Все они - успешные люди, не олигархи, но и с голоду не умирают. Работают, у многих - свой бизнес, но эти люди ни у кого ничего не украли, не "прихватизировали". А то, что они, зарабатывая деньги, не спускают их в казино и на Багамах, а пытаются посильными способами привлечь внимание к истории Отечества, русским традициям - честь им и хвала! Ну, и мне тоже :)))
 Буль
Как много вопросов и мыслей вызвала статья Александра! Оказывается, очень серьёзные проекты осуществляются под эгидой ВЭП! Неравнодушные к соей родине люди в эстремальных условиях путешествуют к старым заброшенным святым местам...С огромными трудностями посещают их останки, рассказывают об этих местах нам... И сразу вопрос: посылаются ли эти отчёты в какие- нибудь комитеты, думы, епархии? Удалось ли хоть чуть заинтересовать общественность? Может были первые планы или попытки пробовать поддержать гибнущее? Само движение, его цели и участники не могут не вызывать восхищения! Удивляет широта интересов автора статьи и его способности к путешествиям в экстремальных условиях! До этого мы привыкли читать о цивильных ( и тоже ОЧЕНЬ интересных) поездках по Америке, Испании и т.д.) Как всегда статья написана прекрасным языком. и дополнена прекрасными фото красивейших мест... Но, вот с выводами и настроениями автора я согласиться не могу. Хочется верить, что мы потихоньку выбираемся из мракобесия. Очень трудно и очень потихоньку, но вокруг можно заметить изменения в настроении НЕКОТОРЫХ людей. Возможно, путь, предначертанный России не так безнадёжен и мрачен, как думает автор. Уже ведь появились клубы и проекты, о которых так красочно рассказал нам Александр.
 Федорченко
Уважаемая Натстеп!
В предыдущей, 2-й части цикла статей о путешествии к Варваринской церкви я уже отвечал на вопрос, аналогичный поставленному Вами. Процитирую: "Цикл экспедиций "Забытое наследие" - это всего лишь попытка неравнодушных людей привлечь внимание к проблеме. Конечно, ни финансовых средств, ни иных возможностей восстановить храмы, куда раз в год идут экспедиции "Семидесятой широты", у отставных офицеров нет. Смысл этих походов - открыть свою душу прекрасному, увидеть истинные чудеса русской культуры, исчезающие, как утренний туман, с территории теперь уже полумифического государства. И, может быть, хоть одно сердце задеть этим".
Относительно Вашего мнения о том, что "налаживается", ответом может служить сама статья, особенно ее 3-я часть, именно та, к которой сейчас и пишутся комментарии. Вот мое мнение, мнение очевидца, а не телезрителя: "Рядом с нами – два явно жилых дома, срубленных на совесть лет 150-200 назад, но ныне уже не выдерживающих – нет, не груза лет, - стиля и бессмысленности жизни обитающих в них людей. Вокруг - заросшие молодым леском поля, на которых возделывался хлеб, вспоминается и пейзаж до Типиниц - разрушенные, растащенные по кирпичику фермы и коровники – на прилавках сельпо привычные Кока-Кола, Швепс, водка и хлеб, который бессовестные отечественные капиталисты пекут, очевидно, исключительно из генно-модифицированной сои. Нет ни работы, ни школ, ни клубов. Нет смысла жизни.".
 Буль
Александр, всё, что Вы написали в своей статье, а потом и продублировали в ответе на мой коммент, всё так, всё ясно и печально! Я же говорю о вере в то, что м.б. что-то может измениться. Конечно, очень нескоро и очень постепенно. Но, разве может быть иначе, если 70-т лет ломали, развращали народ?! Сейчас Россия шарахнулась в другую сторону, от социализма, Эффект маятника никто не отменял. Я ищу в нашей действительности ростки духовного возраждения, и, надо сказать, иногда их вижу.Например, даже в создании клуба "Семидесятая широта". Конечно, пытаться что-то восстановить силами клуба абсолютно нереально, но, может быть стоит отправлять материалы экспедиций в какой-то журнал, или оформлять стенд с этими материалами для привлечения внимания более широких масс? Когда-нибудь ведь начнут появляться ещё энтузиасты возрождения своей земли и, возможно, даже меценаты. Да, свою историю надо знать и любить! Но это очень сложно чувствовать в условиях революций, переворотов и издевательств над целым народом. Очень хочется верить в то, что мы справимся. Тем более, что уныние является одним из тяжких грехов.
 Федорченко
При советской власти, - во время которой, как Вы пишите, "ломали и развращали", - Варваринскую церковь несколько раз реставрировали, для этой и других реставраций готовили научные кадры, сам я стал человеком, получившим великолепное образование в двух Университетах, совершенно бесплатно. Я работал на телевидении, а не в зомбоящике, журналист - была почетнейшая профессия, была страна профессионалов и социальных гарантий. Не буду вдаваться в бесконечные споры о чекистах-людоедах, кровавом Сталине и проч. Я СВОЕЙ стране, - той, которой уже нет, - благодарен.
 Соколов
Хочется верить, что мы потихоньку выбираемся из мракобесия."///////////// Эх, Наталья Степановна! И где Вы живёте?...Святая наивность! Всё ещё надеется!...Живут же люди!





Йети съел этот комментарий
Йети съел этот комментарий
 нерсесова
Уважаемый Александр, подписываюсь под каждым Вашим словом!!!
Моему сыну 13 лет, в какой стране он будет жить дальше!?...
Помнится, в Иннете бурно обсуждалась реплика нынешнего министра образования Фурсенко: " в Советском союзе задачей было вырастить человека-творца, наша задача - вырастить грамотного потребителя..."
(цитировала по памяти, не дословно, но суть такова). Потребители выращиваются весьма успешно.Как-то беседовала с замечательной девушкой, окончившей с золотой медалью школу, - она понятия не имела кто такой Мазепа! Нынче она учится в Университете, учреждённом нашим премьером для выращивания грамотных управленцев...
Об нынешнем уровне образования можно судить по этому видео:
http://vkontakte.ru/video24585430_160531510
 Федорченко
Я вскоре после возвращения из экспедиции выступал перед студентами 2 курса факультета международной журналистики МГИМО, где когда-то сам учился. 80 человек не знали, не только, как называется должность руководителя ЮНЕСКО, но и что такое ЮНЕСКО вообще. Не знали и фамилии действующего министра иностранных дел РФ. Но к Варваринской церкви и нашему путешествию это, честно говоря, отношения не имеет.
 Буль
Александр, я не понимаю, какие могут быть споры о " кровавом Сталине, чекистах- людоедах и проч"? Что, на этот счёт существуют разные мнения? А "развращали" людей в первую очередь, я считаю, всеобщим лицемерием. Чего стоит выражение: "Депутат - слуга народа!" :- ((( Сюда же относятся и продуктовые распределители, и телефонное право, кстати, и при поступлениях в ВУЗы. и проч., проч.И всё это при лозунгах "всеобщее равенство". Бесплатная медицина бесплатно выдавала больничные, лечились сами кто как мог. Я, конечно, имею ввиду простую медицину, для всех. По какой-то же причине продолжительность жизни при этой бесплатной медицине упала ниже некуда... В общем, общество разваливалось на глазах, нравственность людей падала... И как она могла не падать, когда простому человеку поесть колбасы можно было всего в 2-х городах "той страны, которой уже нет"? Бедные люди ВСЕМИ способами, забыв о нравственности, попадали в эти города. И кто их может за это обвинить? Я очень люблю свою страну, очень давно предвидела её крах, переживала за народ, ещё тогда, когда первых младенцев начали находить в мусоропроводах... Может быть, именно поэтому теперь надеюсь на непростое и нескорое изменение к лучшему. Кстати о джипах. Я вот уже несколько лет не совсем свободно передвигаюсь. Недавно ещё я жила в центре, и чтобы попасть в Некрасовский сад, переходила улицу с палочкой и двумя таксами на поподке. Переходила вне зоны перехода, правда, это было место всеобщего нарушения правил. Всегда стояла посередине,спокойно ожидая возможности перейти дорогу, и НЕОДНОКРАТНО, останавливались машины, давая мне такую возможность. Всегда это были или джипы, или другие,тоже дорогие машины. Уже теперь, в новом районе, если я останавливаюсь даже просто оглядеться вокруг, ко мне часто подходят незнакомые люди и спрашивают, не нужна ли мне их помощь... Очень приятно, что подходят и взрослые,и девушки, и молодые люди. Нет, я надеюсь, что лучшие времена для моей страны всё же настанут.
 Полад-Заде
Завидую тем, кто предлагал Вам помощь. Я живу в поселке под Москвой, до ближайшей автобусной остановки 2 км. Дорога разбитая и вечно грязная. Езжу на машине. Предлагал пешим детям, девушкам подвезти - на меня смотрели с ужасом, как на педофила или маньяка и поспешно отказывались. Бросил, не притормаживаю.
 Федорченко
Уважаемая Натстеп!
О депутатах: мой отец был депутатом. Кроме привилегии пахать по 24 часа в день, не имел больше ничего. Был слугой народа в полном смысле слова. О медицине: в экспедиции в Кара-Кумах меня укусил москит - переносчик пиндинской язвы. В Европе эта болезнь неизвестна и не лечилась. Меня безо всякого блата лечили и вылечили. Более того, некоторые врачи (я лежал в Боткинской, на кафедре тропической медицины) прививали себе опасные болезни, чтобы изучать их, - но мы почему-то только о Луи Пастере читали. Об образовании: я учился в МГИМО. Так там специальные квоты были: на производственников (ребят с заводов), на отслуживших в армии. Никакого блата у них не могло быть, но их было процентов 25-30. О колбасе: я ни в каких распределителях не состоял. Но питался, уверяю Вас, хорошо. Не ел сервелат из ГМО, не пил 100 сортов фальсифицированного пива. Ел отличного качества отечественные продукты. Да, не было такого разнообразия, как сейчас. Не уверен, что оно нужно. Планета с 1980-х уже не восстанавливает свои ресурсы. О том, что нравственность в СССР была на низком уровне, сегодня в стане педофилии, практически тотальной проституции, коррупции и продажности, гибели культуры, царства зомбоящика и Дарьи Донцовой - просто смешно слушать. Вы пишите, что бедные люди, забыв о нравственности, любыми способами пытались переехать в Москву. Докладываю Вам: никаких нравственных преступлений для жизни в Москве иногородним совершать было не нужно. Никаких таджиков-гастарбайтеров тогда не было. Хотел в Москву - нанимался на стройку, через 3-5 лет - получи бесплатную квартиру. Моя бабушка работала простой уборщицей и бесплатно получила прекрасную 2-х комнатную квартиру! Воистину, вспоминаю Яна Гуса: когда его уже привязали к столбу перед сожжением, из костра выпала вязанка хвороста. Одна добрая старушка поправила ее. Ян Гус с костра с сарказмом заметил: Святая простота...
 Федорченко
Конечно, каждый видит то, что он хочет видеть. Попробую восстановить справедливость по последнему комментарию, т.к. я пока ещё живой представитель семьи Багашевых-Федорченко. Да, мой муж был депутатом районного совета нашего района. Естественно, он не имел таких благ, как теперешние депутаты, но получал ежемесячный продуктовый паёк и талон в магазин на всякие продажи недоступных товаров, которые не депутаты дожидались в очередях годами. Квоты в вузах были, согласна, но обычный выпускник школы поступить туда, практически не мог, и моему сыну для поступления пришлось ГОД платить репетиторам из МГИМО, готовившим его к поступлению. В продуктовом распределителе состоял мой отец, занимавший ответственный государственный пост и половину своих "талонов на обеды и ужины" отдавал в нашу семью, вот почему мы питались хорошо. Моя свекровь работала уборщицей в гараже Верховного совета, и именно там она получила квартиру после 5 лет работы, в то время, как обычные люди, живя в жутких условиях, стояли в очередях на жильё по 20 и более лет, а ставили на очередь только тех, у кого жильё было не более пяти метров на человека. Для того, чтобы купить фрукты ребёнку (кроме яблок, апельсинов и бананов ничего не было) приходилось стоять в очереди по 2-3 часа в Москве, а в других городах и этого не было. Люди со всего Союза ехали в Москву за продуктами, где можно было хоть что-то купить. А помните хрущёвский кукурузный хлеб? Давали по одной "булке" на руки и, чтобы купить на всех, я стояла с грудным ребёнком на руках в очереди за тем хлебом...Давайте будем объективны, говоря о прошлом и настоящем. И тогда и сегодня было от чего придти в ужас и чем гордиться.
 Буль
Глубоко уважаемый мною Александр! Я согласна, то положительное, о чём помните Вы было, во всяком случае, это было обозначено. Но, поверьте, было и то, о чём пишу я. Коммент И.Ф. очень доходчиво всё ставит по своим местам. Мы видели жизнь, с разных, вероятно, точек зрения. Поверьте, я много видела, думала и очень расстраивалась. Вижу, думаю, сравниваю и сейчас. Конечно, вижу то отрицательное, что видите и Вы, расстраиваюсь, но объясняю это (стараюсь объяснить) трудностями переходного момента. Кроме того, надеюсь на то, что пути наши предначертаны. Но, мы должны понимая и ценя положительные моменты сегодняшней жизни( не видеть их нельзя), стараться сохранить духовность хотя бы в себе и вокруг себя. И не отчаиваться ни в коем случае. Фраза" Страна откатов движется к закату своей истории" может возникнуть в сознании после мучительных раздумий, и, думаю, с мыслью, "дай Бог, чтобы я ошибался." Она же , брошенная авторитетным, уважаемым человеком в массы как вердикт, сеет панику, агрессивность, уныние и нежелание пытаться изменить жизнь к лучшему. Абсолютно уверена, что Ваш папа был ОЧЕНЬ нравственным человеком и много трудился на благо других людей. Уверена в этом, имея некоторое представление через Контакт о сегодняшней жизни членов Вашей семьи.Но и водитель джипа, удерживающий за собой целый ряд машин, чтобы помочь слабому, тоже, считаю, человек нравственный. Хотя и современный, успешный бизнесмен Я вокруг вижу достаточно таких людей, и, именно поэтому надеюсь на наше будущее. .
 ?????????
????? ????????? 10.01.2012 в 22:08 (ссылка)
Автор без всяких аллегорий, документально, но с хемингуэевской выразительностью, показывает угасание русского севера. О православных храмах не нужных РПЦ, о людях ненужных государству и еще о многом, о чем больно читать.
При чем здесь джипы?
Йети съел этот комментарий
Йети съел этот комментарий
 Федорченко
Уважаемая Ирина Михайловна!
С интересом прочел Ваш ответ на мой комментарий. Смешно читать о привилегиях отца, получавшего за каторжный труд авоську помидоров. Вот уж, действительно, есть с чем сравнить сегодня. Об оплате репетиторов - святая правда, были. Спасибо. При чём тут это? Речь шла о БЕСПЛАТНОМ ОБРАЗОВАНИИ, и о возможности поступить в престижнейший ВУЗ безо всякого блата целым КАТЕГОРИЯМ граждан и учиться там абсолютно БЕСПЛАТНО! А не о подготовке к поступлению в ВУЗ. О получении Вами продуктовых заказов из распределителя. Но при чем тут и это? Я пишу о своей самостоятельной жизни, которую я, слава Богу, вел с 20 лет без Ваших пайков. Да и дедушка к тому времени давным-давно был на пенсии и никаких пайков не имел. О том, что простая уборщица пусть трижды гаража Верховного Совета могла иметь привилегии в распределении квартир - не смешите меня! Вы пишите, что "обычным" людям приходилось стоять в очереди по 20 лет. Считаю это неправдой, но пусть так. Сегодня КУПИТЬ квартиру , как Вы выразились, "нормальный" человек не сможет и за 10 пожизненных сроков. В те годы, если нужда была в жилплощади сильной, человек шёл на стройку и квартиру получал в 3-5 лет. О "недоступных" товарах. Хорошо помню, как решил приобрести такой товар в обычном магазине, и как Вы к этому отнеслись. "Ботинки "Саламандра"? - ты с ума сошел!" однако в четвертом по счету магазине за 40 рублей без очереди и блата я нужный товар приобрел. Как покупал и продукты, и замечательные вещи - в обычных магазинах, безо всякого блата.
В начале перестройки я беседовал с директором одного театра, который жил в Смоленске. От "партии и правительства" он получил шикарную трёхкомнатную квартиру, регулярно ездил за рубеж, имел все мыслимые блага. Я спросил его, что за памятник стоит у него перед домом. Его аж перекосило: "Это памятник коммунистическому убийце!" - с шекспировской страстью, в духе времени, прорычал он. Но из квартиры, полученной от "убийц", не выписался, блага не вернул... О кукурузном хлебе и тех лишениях, которые были в стране, которую я не знал, так как родился в 1959, судить не могу, но считаю, если бы не было лишений, войну бы не выиграли, страну с колен не подняли бы. А сейчас удивляюсь - какая же прочность была! 20 лет уничтожают, раскрадывают государство - а еще держится на старом ходу что-то... Наталия Степановна! Оторвите восхищенный взгляд от пропускающего Вас джипа! Вокруг посмотрите!
Однако всё же не понимаю, какое это отношение имеет к Варваринской церкви...
 Полад-Заде
Все были уверены в том, что получат образование, мед. обслуживание, работу и пенсию. Была уверенность в завтрашнем дне, а у многих и "вера в светлое будущее".
Наталия Степановна писала: "...м.б. что-то может измениться....". Может быть, да, может быть что-то, может быть изменится, только в какую сторону? А может быть и нет.
 Павлова
С удовольствием прочитала статью,написанную доступным и понятным языком,хорошо иллюстрированную и интересную.А еще очень позновательную.Спасибо,Александр!
 Печенегов
Дискуссия получилась, безусловно, интересная! Попробую покороче. Не отрицая напрочь мнения Наталии Степановны и Ирины Михайловны, всё же больше разделяю позицию Александра!
Да, были проблемы в те годы! Но, в целом, народ был добрее и честнее (в основной своей массе!). Не было столько жулья, беспредела, откровенной бессовестности!
Чтобы там не говорили о «блатных», я имел возможность без протекции и денег поступить с первого захода в престижный ВУЗ и получить БЕСПЛАТНОЕ образование. Ехал сдавать вступительные экзамены с тяжелым деревянным чемоданом. А перед этим, после выпускных экзаменов в школе, месяц работал на пилораме, чтобы заработать деньжат на билет до Томска. Но тогда многие жили небогато.
Между прочим, не без труда, но мне удалось «урвать» (за многолетний, добросовестный и полезный труд, естественно) БЕСПЛАТНУЮ квартиру! Ответьте: «Кому это теперь дозволено?». Разве что чиновникам всех мастей и окрасок!!!
Специально не касаюсь темы «сталинизма» и т.п. История рассудит! Были и не менее «кровожадные» Правители Земли Русской (Иван Грозный, Петр Великий, ЕБН со товарищами…). Ещё не ясно, кто причинил Большее Зло Российскому народу и Российской Государственности. Я не состоял никогда ни одной партии. Были и среди коммунистов карьеристы и подонки. Но была хоть какая-то ИДЕОЛОГИЯ НРАВСТЕННОСТИ у народа, которую, как известно, всегда можно испоганить и извратить. А потом заменить на идеологию – «Урвать побольше «бобла». Неважно, каким способом!
Спасибо, Александр, за Позицию! СОГЛАСЕН!!!
Йети съел этот комментарий
 Федорченко
Я несколько раз беседовал с ЕБН по телефону и один раз длительно встречался лично. Помню свое потрясение после этого (я был в то время всего лишь скромным редактором программы "Время", правда, это было другое телевидение и другая программа, и другое к ней отношение было). Выйдя от ЕБН, я подумал: "И это чмо руководило ОБКОМОМ партии! Ему же свекловодческую бригаду нельзя было доверять!" Но, к сожалению, к кадровым решениям ЦК КПСС я отношения не имел. Впрочем, назначение ЕБН было, скорее, не из ЦК КПСС, а из, как сейчас говорят, обкома. Вашингтонского.
 Башарина
С удовольствием прочитала рассказ, не во всем согласна с автором, но читать было очень интересно.
И теперь не по теме. Вот мы все восхищаемся нашими дедами, родителями, как нам было легко жить, получать бесплатное образование, бесплатные квартиры, бесплатную медицину. И это правда, я согласна. Но был тотальный дефицит и блат. И если в Москве и Ленинграде можно было что то купить, простояв пол дня в очередях, то например у нас в Новосибирске . таких очередей не было, все покупали или по блату или по талонам, которые выдавали не на всех предприятиях. И был еще один выход покупать на барахолке, но только уже намного дороже. Я первые джинсы купила за 170 руб!!!! При своей зарплате 8оруб. Ну да и ладно, жили же как то и с голоду не померали и одеты были и обуты!!! Удивляет другое, откуда в миг появилось так много злых, жадных, циничных людей. Откуда в нашем многонациональном и таком интернациональном обществе появилось так много националистов, фашистов и просто нетерпимых людей!!!! Почему НАШИ люди, ради своего благополучия, карьеры пускаются во все тяжкие и в то же время все оказались такими верующими, не стыковка какая то получается!?
Значит что то не так было в нашем государстве, если мы сами выросли и вырастили таких потомков. И олигархи наши выросли у нас, и в школу ходили, были октябрятами, пионерами, комсомольцами и т.д. Это же не американский десант, все наши люди.
Потому что каждый день в школе, на работе в ВУЗе, мы видели и слышали одно, а реальная жизнь нас сталкивала совсем с другим.... Вот и получился нынешний результат : чем богаче, тем круче, ну а если у тебя нет денег- то ты лох! Естественно большинство молодежи хотят быть крутыми!!!
Йети съел этот комментарий
Йети съел этот комментарий
Йети съел этот комментарий
Йети съел этот комментарий
 Федорченко
В старой Англии была такая фраза: "Овцы съели людей". Не буду вдаваться в подробности и расшифровывать её понятийно-исторические корни. Людям, обывателям (не хочу никого обидеть, - я и сам обыватель в значительной мере, и с респектом отношусь к герани на подоконнике) свойственно "за деревьями не видеть леса". Говоря о жизни в СССР, все вспоминают, как мало было колбасы, а джинсов не было вообще. При этом единицы понимают, что колбаса и танки - вещь несовместимая. Чтобы иметь хорошие танки, не приходится иметь ассортимент колбас. А без хороших (на то время) танков все мы, друзья, кушали бы не колбасу, а брюквенную похлебку и ездили бы не в Турцию отдыхать, а в газенвагене к крематорию, или бегали бы из одного барака в другой в каком-нибудь Освенциме. Мне возразят, что и так "полстраны сидело, полстраны охраняло". Это не так, статистика сегодня со всей беспощадностью вбивает в грязь сочинения Солженицына и основанные на них домыслы. За годы "кровавых сталинских репрессий" (когда аресты и казни были действительно массовыми) было уничтожено, уж такой глагол употреблю, НЕ БОЛЕЕ 1 млн человек (точнее, чуть больше 700 тысяч человек). А в той же Америке, - по статистике - уничтожено было за 200 лет ее существования 15 миллионов человек (ну, чтобы быть точным, более 14,5 млн). Об этом не знает просто никто - историю у нас преподают по учебникам, переписанным почище тех, о которых писал Оруэлл. Так что отсутствие ассортимента колбас - всего лишь плата за то, что на наши головы, как на головы абсолютно мирных жителей Хиросимы и Нагасаки (там не было никаких военных формирований) не упали американские атомные бомбы... И джинсы из этой же истории. Но даже те, кто об этом говорит (о джинсах и колбасе), например, Наталья Башарина из нестоличного Новосибирска, на чей коммент я отвечаю, соглашаются - "были обуты-одеты, с голоду не умирали".
 Печенегов
Согласен!
 Федорченко
Теперь о живоглотах современности, переродившихся из вчерашних пионеров и октябрят. Да, они прилетели не с Луны и не были засланы ЦРУ, они выросли именно в пионерском лагере "Орленок" (Дзержинец, Ленинец и пр.). Вопрос не в том, какими они стали, а в том, какими им позволила стать изменившаяся реальность. Я много раз наблюдал, как ведут себя чинные и обремененные западным воспитанием англичане и немцы (про американцев и не говорю) у нас, - что в СССР, что в РФ. Ведут себя, как хамье, как последнее быдло. Куда же девалась "западная культура"? А никуда. Они знают, что ТАМ за нарушение общественной морали - штраф, наказание. А здесь для них никакого наказания нет (сейчас и для новых русских люмпенов тоже нет наказания). И все нормы многовековой "западной культуры" с них, как шелуха с лука, слетают. В современной нам России, государственной политике, нет ни идеи, ни морали, ни нравственности. Однако запрос от гражданского общества (а нет от проплаченной политической второсортицы) на перемены есть, и это хоть какую-то надежду оставляет.
 Кузьмина
Дорогие мои, раньше была стабильность! Мы не боялись рожать детей! На мой взгляд это самое главный показатель стабильности!
 Башарина
Не знаю насколько я самодостаточна, но я не считаю себя лохом. А писала я про настрой нынешней молодежи, ее идеалы, а не про свои идеалы! То что сейчас самое главное быть богатым и успешным, это по моему аксиома, так считают очень многие люди и соответственно, часто по этим качествам и оценивают людей! Для меня самое главное качество в человеке, это его природная мудрость, такт и чувство юмора, самоирония! И еще я не люблю спорить, мы все люди взрослые и нас очень трудно в чем то переубедить.
Йети съел этот комментарий
 Полад-Заде
Черт, как же здорово ты пишешь!
Спасибо за статью.
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо