Жигулевская кругосветка-3. Рассказы бывалых
Жигулёвская кругосветка – это тематически определённый поход, с точным адресом, обдуманным планом и организацией. Этот поход–фестиваль–спартакиада проходит ежегодно, в мае, на ялах по Самарской Луке. Много историй обычно рассказывает человек бывалый, много повидавший, желающий поделиться опытом, рассказами о своих приключениях. Вот я и записала рассказы «кругосветчиков» со стажем... Сегодня послушаем Александра Горячёва и девушку Елизавету.

Девья гораЕсли идти в солнечную погоду метрах в 50-ти от Молодецкого кургана, можно увидеть протискивающегося плечом вперёд из скалы каменного великана. Так же хорошо видно несколько выступающих из кургана мощных бойниц. Обратите внимание, впечатляет! За Лепёшкой, в устье Усы иногда в лунную ночь из скалы выходит белый старец и предсказывает судьбу. Жесть! Не советую там стоять. По правому берегу Усинского залива, между Строителем и Слободой, есть эховая гора. Эхо трижды возвращается. По левому берегу ниже Комаровки - выходы пластов красной глины.

Запасов хватит для мелкого кустарного производства (например, для детского творчества). Мы лепили прямо там статуи, сами полностью в глине как морские черти вымазывались. Берег Усольских гор богат древними окаменелостями. Чуть выше, к Волжскому утёсу, есть выходы на поверхность голубой глины и минеральных источников. Ольгин залив, кроме сказочной красоты, богат земляникой, облепихой, грибами, целебными травами. С высокого климовского берега по утрам открывается незабываемый вид на парящее море, рассвет и восход солнца. По Волге выше Климовки есть ручьи и маленькие журчащие водопадики с чистейшей водой. С левого берега, от Алых парусов, можно наблюдать изумительные виды. Было это в далёком 2000-м году. Мой любимый остров Фестивальный. Первомай. Утро... Накануне была скверная погода... и скверное настроение. Короче, проснулся я в палатке в полной темноте.

Переход Команда  Переход

Ночь? А спать не хочется. И впечатление спросонья, что на меня как-то давят стены... Протянул вверх руки... Действительно, своды палатки вогнуты внутрь. Нажал на них... палатка распрямилась... и стало светло... Слегка удивившись, я решил выйти наружу и посмотреть, в чём дело. Каково же было моё изумление, когда рука за входом по запястье провалилась... в снег! Какая же красота была кругом! Зимняя сказка вернулась! Чистый белый ковёр на земле, снеговые шубы на деревьях и главное - замысловатые натюрморты на столе из покрытых снежными шапочками бутылочек, баночек, кружечек, мисочек... Плохого настроения как не бывало! Ох и наигрались мы в то утро в снежки... налепили снеговиков и снежных баб со "всеми делами"... Жаль было покидать это снежное царство, но... Впереди нас ждал остров Быстренький и новые приключения....

Хороший настрой2001-й год, Брусяны. Есть в самом начале нашей поляны небольшой кружок деревьев, похожий на посаженные Пушкиным в Михайловском древесные часы, на маленьком пригорочке, напоминающем атолл. Очень удобно там по кругу палатки встают. Разбили мы, короче, лагерь, наготовили дров, соорудили чуть подальше и пониже, чтоб не дымил на нас, костерок... Вечер прошёл замечательно. Рядом с нами в низинке встал лагерем Саша Курочкин. И был у него день рожденья... Понятное дело - музыка, дискотека, "чаепитие"... Часов до 3-х зажигали точно. Наконец, угомонились. Проснулся я утром, выглянул из палатки... и присвистнул...

У входа в палатку - вода, костёр под водой, а на месте соседнего лагеря - МОРЕ!.. и никого... Как можно было после такой бурной ночи так быстро и тихо собраться - для меня до сих пор загадка! А вообще «Кругосветку» наводнениями не удивишь. 2003-й год. В том году решили не делать ночёвку в Берёзовке, а лишний денёк постоять в Комаровке. А год, я вам скажу, был на редкость ветреным. Год - в смысле времени проведения «Кругосветки». С первого перехода волна, ветрище... ужас! И вот последний переход... 30 км... штормящее Жигморе... Ранний старт из Комаровки, не лёгкие первые 10 км. Перед решающим броском все собрались на левом берегу Усы, напротив Слободы. «Адмирал» гоняет на моторке на разведку в "трубу" (устье Усы). Солнце, тепло и... ветер, зараза! Причём, встречный. Время идёт, уже 16.00, нужно принимать решение. Завтра понедельник, всем на работу... Пошли! 5км до Золотых песков за 4 часа! Да уж...

Проводы!!!Передышка на песочке, мысли о ночёвке прямо здесь... Но тут второй ял нашей команды «адмиральская» моторка резво протаскивает мимо нас к выходу из "трубы". Всякие попытки привлечь к себе внимание бесполезны, в нашу сторону не смотрят. Сотики разряжены. Что делать? По правилам на трудных переходах ялы команды должны держаться в поле зрения друг друга. Нужно идти следом. Всё бы ничего, если бы был нормальный деревянный ял-6. В такую погоду на нём и под парусом ходили (есть что вспомнить...). Но шли то мы на вёсельном аллюминиевом вельботе-4 "Юркий черепах", который сейчас переправочной лодочкой на острова служит...

Ход у него хороший, но ведь это металлическое корыто по сути... и встречный ветер с нехилой волной... В общем, руки себе все мужики конкретно сорвали. Да ещё паром чуть не задавил в темноте, хоть мы и светили фонариками. Уже потом, на берегу выяснилось, что это «адмирал» убедил выйти его на поиски разбросанных по морю ялов. Но кто бы нам об этом сказал тогда, на воде... Он к нам, мы в страхе от него... Короче, ушли еле-еле... До островов чуть больше километра, но сил не осталось. Нас начинает сносить назад, в море. Спасибо, встретившаяся моторка помогла. Еще одна история, простая и короткая, но абсолютно доподлинная... Было это в... неважно каком, году. Шли мы утречком от Брусян до Переволок под парусом. Ветерок так себе... дрянь ветерок, но лучше так, не спеша, плюхать, чем махать вёслами. Это, конечно, с моей точки зрения лучше, парусника... В общем, за приятной, как всегда, "беседой" незаметно догнали мы в районе Малой Рязани один из ялов "Бедлама", закисший в луже безветрия. Удивлению нашему не было предела: "Неужели, Эдик?!" Фу! Конечно, нет... Глеб. Ну, как всегда шутки, предложения меняться "шило на мыло", что-то спели... всё как обычно. Но вижу, Глеба взяло "за живое"... Понятно, даже мне неприятно, когда кто-то на моторке обгоняет.

Последний этап Это всё мы съедим и выпьем

Короче, увалились они под ветер - скоростёнка прибавилась. А я как шёл - так и иду. Посмотрим, думаю, что будет... И тут веселуха пошла: они галсы закладывают от берега к берегу, а я иду одним... Я иду по прямой, а они как челнок - то спереди меня, то сзади подсекают... Не знаю, сколько бы это продолжалось, но пора было перед островом и мне галс менять к Переволокам. И тут они нас СДЕЛАЛИ! Ликование было такое, словно регату выиграли... и, набирая скорость, ломанулись дальше... наверно, чтобы оторваться от нас... Сколько мы ни орали, типа: "дурень, бросай ружьё да всплывай поскорее" (был у них ещё шанс зайти перед островом) - всё бесполезно. Глядя на их счастье, и я уж начал сомневаться: не к третьему ли оврагу они за островом зайдут? Нет... Радость их кончилась только возле Сызрани... Ну и пришлось «адмиралу» тащить их обратно на моторке, считая вслух, чтобы не материться... Вот так Глеб и получил прозвище... "Сызранский"...

А вот женский взгляд на кругосветку. Впечатления о пройденном пути. Записано со слов Елизаветы:

Вот мы и домаЯ так долго ждала момента, когда появлюсь на Копылово с криком "А-а А-а Ааааааа! Вот и я, привет, родные "Бермуды" и все все все... !!! А вот я уже и дома, сижу за компьютером... Эхххх… Призабылась клавиатура... пароли во всевозможных контактах, одноклассниках и так далее... Сидишь и смотришь фотографии... Ностальгия... Ничего не меняется, из года в год, оказываясь дома, начинаешь мысленно прокручивать те 10 дней… 10 сказочных дней в Жигулевской Кругосветке... Своё состояние сейчас я назвала как: моральное, физическое, душевное приятное истощение.

Потому что я столько не смеюсь, так горько не плачу, не сплю в креслах, не готовлю на костре завтраки, обеды и ужины... В обыденной жизни я не хожу на дискотеки в "ватных штанах" и толстовках... И многое-многое другое мы просто не делаем в нашей домашней городской жизни... В углу стоят любимые шпильки, а я с замиранием сердца смотрю на кроссовки, черные от грязи, они в тазике с «Тайдом» приходят в первоначальный вид... Закинуты вещи в стиральную машинку, но они так соблазнительно пахнут позавчерашним костром... У каждого свои приключения, забавные истории, но, думаю абсолютно у всех огромное количество эмоций. Эмоции, которые получаешь только здесь, в Жигулевской Кругосветке!!!

Угощение для всей команды Обед

Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий: словарик специальных кругосветских слов

"Азимут" - модель рюкзака
Бакштак - курс яла по ветру
Волчатник - верёвка, на которой крепятся флажки, им обычно огораживают территорию
Груша - Грушинский фестиваль, который проводится ежегодно в начале июля близ города Тольятти
Опора - их много, поддерживают Волжскую ГЭС в районе г. Тольятти, по ним ориентируются на местности
Открен - при порыве ветра команда самостоятельно отклоняется к наветренному борту, при уменьшении силы ветра команда так же самостоятельно садится так, чтобы оставался некоторый рабочий крен на подветренный борт
Ял - деревянные или стальные лодки, чаще всего с мачтами, на которых крепится парус, в которых размещаются от 12 до 16 человек с поклажей

Статья просмотрена: 4788
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 0 )
У этой статьи нет ещё ни одного комментария
Напишите комментарий и Вы будете первым
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.