В наскальных рисунках Саймалу-Таш нет фона. Фигуры животных и людей свободно размещены на поверхности камня. Именно эта особенность заставляет рисунки видоизменяться в зависимости от угла падения световых и солнечных лучей. Они то вспыхивают, резко контрастируя с цветом камня, то вовсе сливаются с его поверхностью.
На высоте свыше трех тысяч метров, среди вершин Ферганского хребта, у перевала Кугарт, расположился Саймалу-Таш, в переводе – узорчатый, рисованный камень. Но это не просто камень или одинокая скала, испещренная древними рисунками. Это огромная галерея из десятков тысяч хаотично рассыпанных природой, черных от загара камней, поверхность которых была холстом для древних художников. В 1902 году рисунки открыл топограф Н. Хлудов, производивший съемку Ферганского хребта. В разное время сюда поднимались археологи Кыргызстана,
ленинградские и московские ученые. Многие предложенные ими дешифровки кажутся сегодня спорными, но, прежде чем утверждать что-либо, необходимо самому посмотреть петроглифы в «контексте» с природой и друг с другом. Нужно побывать на высокогорном святилище, поклониться горам и солнцу, как это делали наши предки. …Стояло тихое, полное волшебных запахов утро. Мы шли берегом стремительного потока Кугарт. Левый берег, правый – прыгает тропа, скользит по склону, открывая за каждым поворотом величественные картины гор. До пятнистого перевала, нависшего полукруглым гамаком меж двух разновысоких вершин, было еще далеко.




И вдруг слева по травянистому склону хлынуло солнце, осветив крутую извилистую тропу. Это путь к Саймалу-Таш, проторенный временем. Тропа вкручивалась в небо, приближая к солнцу.
И вот он, гребень! Солнце оторвалось от скал и повисло над ним, играя голубизной плачущих ледников. Здесь, между космосом и землей, у небольшого небесного цвета озера расположился Саймалу-Таш. Первое, что бросается в глаза, - извилистые линии, нанесенные на поверхность камня. Возможно, древние художники, пройдя от подножия до вершины, передали в них свой путь к небу, к солнцу, к той единственной горе, которая была для них главнее всех других святых мест. По мнению ученых, период создания наскальных рисунков тянется от второго тысячелетия до нашей эры до первых веков нашей эры.
Судя по обилию наскальных рисунков, окрестности Кугартского перевала, долин Ферганы и Тогуз-Торо в столь отдаленное время были заселены достаточно густо. Люди, живущие в долинах, поднимались к перевалу, чтобы здесь, ближе к небесам, оставить свою просьбу, свое желание, свою надежду. Большинство рисунков поражает мастерством и иначе, как произведениями искусства, их не назовешь.




В наскальных рисунках Саймалу-Таш нет фона. Фигуры животных и людей свободно размещены на поверхности камня. Именно эта особенность заставляет рисунки видоизменяться в зависимости от угла падения световых и солнечных лучей. Они то вспыхивают, резко контрастируя с цветом камня, то вовсе сливаются с его поверхностью. Рисунки животных, изображения повозки, пахоты, ритуальных танцев подтверждают, что древний земледелец, уповая на счастливое рождение и плодоношение в природе, обращал свои мольбы к небу и солнцу. Культовый характер подобных сюжетов подчеркивают и пары мужчин и женщин, символизирующие плодородие.




Огромное количество солнечных знаков в рисунках убеждает в том, что поклонение солнцу было ведущей формой религии. Солнце – человек, солнце-бык, солнце-козел, солнечные колесницы… Изображение солнца, оставленные в Саймалу-Таш древними художниками имеют самые причудливые и невероятные формы. Время быстротечно. Потребность и желание сохранить для потомков окружающий мир породили эти прекрасные рисунки. Они не исторический памятник. Они – наш современник. Свыше 100 тысяч шедевров собрала и сохранила сквозь эпохи каменная галерея Саймалу-Таш.




Продолжение следует