Часть 9. Узор на горе Солнца: Саймалу-Таш
Аннотация серии статей

Неизвестный Кыргызстан – литературный проект, задачей которого является открыть читателю удивительный мир горной страны - Киргизии, на первый взгляд, такой знакомой и известной каждому, но таящей в своих уголках неизведанное. Описать все то, что я увидел и узнал, в обычном публицистическом жанре представлялось мне невозможным. Уподобившись художнику, который, погружаясь в пейзаж, восхищается красотой, одновременно творя её на холсте, я решил избрать жанр поэтической прозы и в форме эссе - мини-новелл - передать увиденное. К счастью, с приходом цифровой фотографии появилась возможность поделиться с читателем своими откровениями, открытиями и чувствами не только используя художественное слово. Тут древность, экзотическая красота долин, горных скал и водопадов, спокойствие зеркальных озер и таинство пещер. Но самое главное – это преклонение перед прекрасным и вечным.

В наскальных рисунках Саймалу-Таш нет фона. Фигуры животных и людей свободно размещены на поверхности камня. Именно эта особенность заставляет рисунки видоизменяться в зависимости от угла падения световых и солнечных лучей. Они то вспыхивают, резко контрастируя с цветом камня, то вовсе сливаются с его поверхностью.

Узор на горе Солнца: Саймалу-ТашНа высоте свыше трех тысяч метров, среди вершин Ферганского хребта, у перевала Кугарт, расположился Саймалу-Таш, в переводе – узорчатый, рисованный камень. Но это не просто камень или одинокая скала, испещренная древними рисунками. Это огромная галерея из десятков тысяч хаотично рассыпанных природой, черных от загара камней, поверхность которых была холстом для древних художников. В 1902 году рисунки открыл топограф Н. Хлудов, производивший съемку Ферганского хребта. В разное время сюда поднимались археологи Кыргызстана,

ленинградские и московские ученые. Многие предложенные ими дешифровки кажутся сегодня спорными, но, прежде чем утверждать что-либо, необходимо самому посмотреть петроглифы в «контексте» с природой и друг с другом. Нужно побывать на высокогорном святилище, поклониться горам и солнцу, как это делали наши предки. …Стояло тихое, полное волшебных запахов утро. Мы шли берегом стремительного потока Кугарт. Левый берег, правый – прыгает тропа, скользит по склону, открывая за каждым поворотом величественные картины гор. До пятнистого перевала, нависшего полукруглым гамаком меж двух разновысоких вершин, было еще далеко.

Узор на горе Солнца: Саймалу-ТашУзор на горе Солнца: Саймалу-ТашУзор на горе Солнца: Саймалу-ТашУзор на горе Солнца: Саймалу-Таш

И вдруг слева по травянистому склону хлынуло солнце, осветив крутую извилистую тропу. Это путь к Саймалу-Таш, проторенный временем. Тропа вкручивалась в небо, приближая к солнцу.

Узор на горе Солнца: Саймалу-ТашИ вот он, гребень! Солнце оторвалось от скал и повисло над ним, играя голубизной плачущих ледников. Здесь, между космосом и землей, у небольшого небесного цвета озера расположился Саймалу-Таш. Первое, что бросается в глаза, - извилистые линии, нанесенные на поверхность камня. Возможно, древние художники, пройдя от подножия до вершины, передали в них свой путь к небу, к солнцу, к той единственной горе, которая была для них главнее всех других святых мест. По мнению ученых, период создания наскальных рисунков тянется от второго тысячелетия до нашей эры до первых веков нашей эры.

Судя по обилию наскальных рисунков, окрестности Кугартского перевала, долин Ферганы и Тогуз-Торо в столь отдаленное время были заселены достаточно густо. Люди, живущие в долинах, поднимались к перевалу, чтобы здесь, ближе к небесам, оставить свою просьбу, свое желание, свою надежду. Большинство рисунков поражает мастерством и иначе, как произведениями искусства, их не назовешь.

Узор на горе Солнца: Саймалу-ТашУзор на горе Солнца: Саймалу-ТашУзор на горе Солнца: Саймалу-ТашУзор на горе Солнца: Саймалу-Таш

В наскальных рисунках Саймалу-Таш нет фона. Фигуры животных и людей свободно размещены на поверхности камня. Именно эта особенность заставляет рисунки видоизменяться в зависимости от угла падения световых и солнечных лучей. Они то вспыхивают, резко контрастируя с цветом камня, то вовсе сливаются с его поверхностью. Рисунки животных, изображения повозки, пахоты, ритуальных танцев подтверждают, что древний земледелец, уповая на счастливое рождение и плодоношение в природе, обращал свои мольбы к небу и солнцу. Культовый характер подобных сюжетов подчеркивают и пары мужчин и женщин, символизирующие плодородие.

Узор на горе Солнца: Саймалу-ТашУзор на горе Солнца: Саймалу-ТашУзор на горе Солнца: Саймалу-ТашУзор на горе Солнца: Саймалу-Таш

Огромное количество солнечных знаков в рисунках убеждает в том, что поклонение солнцу было ведущей формой религии. Солнце – человек, солнце-бык, солнце-козел, солнечные колесницы… Изображение солнца, оставленные в Саймалу-Таш древними художниками имеют самые причудливые и невероятные формы. Время быстротечно. Потребность и желание сохранить для потомков окружающий мир породили эти прекрасные рисунки. Они не исторический памятник. Они – наш современник. Свыше 100 тысяч шедевров собрала и сохранила сквозь эпохи каменная галерея Саймалу-Таш.

Узор на горе Солнца: Саймалу-ТашУзор на горе Солнца: Саймалу-ТашУзор на горе Солнца: Саймалу-ТашУзор на горе Солнца: Саймалу-Таш

Продолжение следует

Дополнительная информация к циклу статей

 Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий

На счету Сергея Дудашвили - организация нескольких десятков серьезнейших экспедиций, в частности, научно-поисковые спелеоэкспедиции на территории Киргизии, Туркмении и Таджикистана. Начиная с 70-х годов спелеология стала не только его хобби, но и профессиональной деятельностью. Был организован спелеоклуб «Чиль-Устун» на юге Киргизии, который внес неоспоримый вклад в советскую и мировую спелеологию в области исследования и сохранения пещер. Со временем экспедиции приняли международный статус, и по сей день ежегодно проводятся и поддерживаются Фондом сохранения и исследования пещер, президентом которого является Сергей. Одной из последних таких экспедиций стала экспедиция «Неизвестный Тянь-Шань» проводимая совместно с болгарскими спелеологами. Данная экспедиция имела огромное значение, - было сделано множество открытий в спелеологии, было обнаружено несколько новых пещер.

Сергей Дудашвили  Водопад Сон-Куль  Майская пещера

Более того, открытия были сделаны не только в спелеологии, но и в биологии, - среди болгарских спелеологов были ученые биологи, открывшие восемь видов неизвестных до сих пор науке живых существ. Открытие произвело фурор в мире биологии. Экспедиция широко освещалась как Киргизскими так и Болгарскими СМИ, а Сергей, в свою очередь, написал интереснейшею статью, которую можно было прочитать в газете «Слово Кырыгызстана», но сегодня ее так же можно найти в интернет-аналоге газеты «Слово Кыргызстана». В его архиве путешествий: Южная Америка, Штаты. В книгах Сергея Дудашвили можно прочесть про Южную Африку, Китай, крышу мира – Тибет, Непал, Филиппины, Сирию, Иран, Индию. Пожалуй, всех стран не перечислишь. Подробнее о достижениях Сергея.

Статья просмотрена: 4285
Рейтинг статьи: 1
Bookmark and Share
Страны: Киргизия
Сергей Дудашвили
Сергей Дудашвили, 11.11.2012 в 09:01
Источник изображений: Автор статьи
Данная версия специально переработана автором для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 0 )
У этой статьи нет ещё ни одного комментария
Напишите комментарий и Вы будете первым
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо