Наблюдения путешественника-2: От 50 до 60 и далее
Читать весь цикл статей: Мои дороги
Аннотация серии статей

Цикл рассказов “Мои дороги” написан под впечатлением от моих одиночных путешествий как по родной Белоруссии, так и за ее пределами. Путешествий пеших и водных. В юности я ходил в походы с друзьями в группах, а вот на склоне лет по разным причинам стал путешествовать в одиночку. В одиночных путешествиях есть как свои плюсы, так и свои минусы. Плюсы - полная свобода действий и независимость от кого-либо. Минусы - рассчитывать приходится только на себя, на свой опыт и свои силы. Не обладая литературным талантом, я описал, как мог, красоту природы, свои эмоции и переживания, встречи с людьми. Тут нет яркого экстрима, нет рекордов… Но, может быть, кто-то из читателей пойдет по моим стопам и выйдет за дверь с рюкзаком в одиночку. Удачи вам, друзья!

Первая часть похода совершалась по принципу Амундсена: максимум комфорта при большом весе снаряжения: движение совершалось в одной одежде, а на ночь - переодевание в другую. Теперь же я решил испытать метод Роберта Скотта: минимум комфорта при минимуме веса.

2012. По Минскому морю10Возвратившись из экспедиции на Белое море, стал размышлять о дальнейших перспективах своего хобби. То, что вряд ли удастся совершить что-то более грандиозное в плане пеших путешествий, чем Белое море, стало ясно сразу после возвращения. Не стоит переступать черту разумного риска... Значит, надо менять вид передвижения. Мысль стала работать в направлении водного похода. Тут пришлось поразмышлять о средстве сплава. Были всякие варианты: и рыбацкая надувная лодка, и байдарка, была даже мысль соорудить что-то на месте типа самодельного плота... Но как-то все не нравилось. То вес велик, то цена неподъемная, то сложность управления плавсредством в одиночку запредельная. И тут мне неслыханно повезло: на страницах турсайта появилось объявление о продаже одноместного каркасно-надувного каяка. Это было то, что надо! Вес небольшой (чуть больше 10 кг), складывается в небольшую упаковку.

Каяк обладает отменной маневренностью и практической непотопляемостью. Да и цена в силу б/ушности изделия была весьма приемлема. Началась подготовка. Сначала, как всегда, теоретическая - по материалам сайтов интернета, а затем и практическая - с выходом в выходные дни на Минское море. Был намечен несложный маршрут по рекам Бобр и Березина в пределах Республики Беларусь с выходом в начале июня. Но трагическое событие, - смерть отца 11 июня, не дало осуществиться этим планам. Поход был перенесен на сентябрь 2009 года.

Путешествия с Сергеем ЛюбушинымПоскольку места для снаряжения в каяке крайне мало, пришлось приобрести сверхлегкую палатку (900 гр) и спальный мешок (850 гр), всё - весьма небольших объемов. Понадобилось  и чисто водное снаряжение: гидрокостюм (позволяет долго сохранять тепло в холодной воде), спасательный жилет, специальные гермомешки для укладки снаряжения, которые не позволяют намокать имуществу даже в случае переворота судна. Ну и масса других мелких и полезных вещей. Процесс весьма увлекательный и дает массу возможностей потратить скопившиеся лишние деньги). К сентябрю месяцу я был морально и материально готов к путешествию, которое благополучно состоялось.

Короче, процесс остановить стало невозможно... Как только заканчивалось одно путешествие, тут же начинали строиться планы на следующее. Водный поход оказался во многом приятнее пешеходного: не надо нести на себе рюкзак, нет проблем с питьевой водой, всегда есть возможность искупаться. Но есть, конечно, и минусы: большой вес снаряжения на этапе подхода к реке, ограниченные возможности сойти с маршрута, ну и малоприятные ощущения в случае длительных зятяжных дождей, когда вода буквально со всех сторон...

Путешествия с Сергеем ЛюбушинымСледующий поход был намечен по реке Неман, начиная с верховий и до среднего течения. Этот участок реки наиболее интересен живописностью берегов, быстротой течения и меньшей населенностью по маршруту. К этому путешествию был куплен более надежный спасательный жилет с четырьмя надувными отсеками. Все остальное снаряжение уже было приобретено. Появилось ощущение абсолютной надежности и безопасности... Вот это и есть главная опасность... такое ощущение. И наказание последовало незамедлительно. В первый же день сплава по причине небрежной укладки снаряжения и нарушения равновесия мой каяк перевернулся вместе со мной посередине реки Неман.

При этом температура воды была уже в районе 12 градусов, и, что самое неприятное, берега представляли собой высокие обрывы, поросшие густым кустарником, нависающим над водой. Выбраться на такой берег с каяком было нереально... оставалось просто плыть, держась за него, дрожать от холода и ждать более пологого берега. Была уже мысль бросить каяк и выбираться самому. Но хорошо же я тогда смотрелся бы на пустынном берегу, а может и посреди болота в гидрокостюме, без документов, денег и телефона, поскольку все это было упаковано в каяке. Пришлось от этой мысли отказаться. Слава Богу, минут через 20-30 один берег стал низким, хотя и поросшим болотной травой. Туда и я вытянул свой каяк, вылил из него воду и продолжил путешествие еще часа полтора до подходящего для стоянки места. Урок был усвоен, и на следующий день все вещи были уложены тщательно, с соблюдением развесовки по бортам и соблюдением правила низкого центра тяжести. Скажу наперед, больше переворотов у меня пока не было.

Холодная вода не повлияла на состояние здоровья и путешествие благополучно завершилось в поселке Любча. Отчет по этому путешествию так и не был написан (не знаю, почему) , но был снял любительский фильм.

После завершения путешествия у меня осталась еще неделя отпуска и я решил осуществить свой давнишний план посещения озера Кромань в глубине Налибокской пущи.

Сказано - сделано. Для этого путешествия была приобретена еще одна палатка с небольшим внутренним объемом и напряженным каркасом, вес ее был тоже весьма невелик. Преимущество этой палатки перед классическим «домиком» в том, что ее можно разместить на весьма небольшой площадке. Был взят станковый рюкзак, прошедший Белое море, и теплый зимний спальник, поскольку в конце сентября у нас уже бывают по ночам заморозки.

Кроме того, учитывая большую вероятность затяжного дождя, была приобретена непромокаемая накидка, рассчитанная на использование вместе с рюкзаком. И тут интуиция меня не подвела. Дождя не было первые два дня, а последующие три - он лил практически непрерывно. В результате к концу похода меня не спасла даже накидка, поскольку длительное ее ношение приводит к отпотеванию ее изнутри и ты становишься совершенно мокрым... Ненамного суше, чем без накидки. Вывод: для затяжных дождей нужна одежда из мембранной ткани, которая пропускает воздух, но не пропускает воду. После возвращения из похода таковая была приобретена. Отчет об этом походе также не был написан, но фильм был снят.

После возвращения из Налибокской пущи встал вопрос - что планировать дальше? Постепенно выкристаллизовывается два варианта: водное путешествие по большим озерам (Браславским) и зимний поход на лыжах. С водным походом особых проблем не предвиделось, все снаряжение в наличии, карты есть. А вот с зимним походом надо было начинать с нуля. Как обычно, стал изучать литературу, опыт тех, кто ходит зимой постоянно. Средством передвижения, учитывая пересеченный рельеф местности, были выбраны не лыжи, а снегоступы, которые позволяют ходить по лесу, не цепляясь за деревья. Далее - одежда. Для движения, для ночевки, в том числе - термобелье. Необходим был спальник типа «кокон» на температуру не менее -20 градусов. Обувь для передвижения, для стоянки. Газовая горелка, как известно, на морозе горит плохо, а при -20 перестает гореть совсем. Значит, надо приобрести бензиновый примус, который работает до минус 40. Вопросы питания тоже должны быть продуманы. И, чтобы калорий хватало, и, чтобы вес был не запредельный.

2012. По Минскому морю6В конце 2010 года я сменил место работы, поэтому зимой 2010-2011 годов отпуск мне не светил, и зимний поход автоматически переносился на зиму 2012 года. Постепенно снаряжение для зимнего похода было собрано. Французские снегоступы фирмы TSL, легкий пуховик RedFox, спальный мешок Alexika Aleut с экстремальной температурой -32 градуса, надувные санки-волокуши из ПВХ, теплый комбинезон, предназначенный для авиатехников, работающих в северных районах. Из обуви в дополнение к зимним берцам, были приобретены яловые зимние сапоги на натуральном меху и полярные унты.

Кроме того, на пробу была приобретена полуавтоматическая палатка, которая раскрывается наподобие зонтика за несколько секунд. Но, как показали дальнейшие события, она себя не оправдала. Кроме того, были приобретены так называемые тепловые пакеты, которые из военной области перекочевали и в гражданскую жизнь. Это небольшой пакет с порошком, который при соприкосновении с воздухом начинает выделять тепло, нагреваясь до 60 градусов, и сохраняет тепло 10-12 часов подряд. Пакет одноразовый, и его как раз хватает на одну холодную ночь. Его просто надо положить в ноги, в спальный мешок. Кроме того, были приобретены всякие мелкие полезные вещи типа теплых носков, наколенников, меховых чуней и т.д. Все это было сложено до лучших времен.

2012. По Минскому морю4На таких снегоступах в путь по самому большому в Европе болоту отправится Сергей Любушин

Тем временем подошло лето 2011 года, точнее июнь месяц, на который у меня был запланирован водный поход по Браславским озерам. Никаких проблем этот поход вроде не предвещал. На автобусе приехал в город Браслав, что в 300 км от Минска, оттуда на такси - до деревни Слободка, которая расположена на одном из озер браславского Поозерья. Общее количество озер достигает 30, и почти все они связаны между собой протоками, так что ходить там можно хоть месяц. Но самонадеянность опять сыграла со мной злую шутку. Понадеявшись на зрительную память, я не стал вешать карту на шею, а положил ее в гермомешок. В результате - перепутал протоки и вместо перехода в очередное озеро попал в единственную вытекающую из озер реку Друйку, которая после 60 км впадает в Западную Двину, пограничную с Латвией реку... И пришлось мне вместо неспешного передвижения по широкой водной глади озер маневрировать по узкой извилистой реке, заваленной упавшими деревьями, да к тому же в пограничной зоне, разрешения на посещение которой у меня, естественно, не было... Но все закончилось благополучно. Был написан отчет, и снят небольшой видеофильм.

После окончания похода по Друйке осталось еще немного свободного времени и я просто решил отдохнуть в сосновом лесу на берегу Минского моря. Была взята большая палатка, гамак, навес-тент, противокомарный шатер... В общем, все для комфортного отдыха. Неделю просто купался в озере, валялся в гамаке и дышал сосновым воздухом... на этом сезон 2011 года завершился.

Наступил 2012 год. Отпуск я запланировал на первую половину февраля, все снаряжение для зимнего похода было собрано. Встал вопрос: куда идти? Был вариант - пойти на болото Ельня, что в Витебской области, которое по размерам сравнимо с Москвой и является крупнейшим в Европе верховым болотом. Но поразмыслив, я решил все-таки сначала испытать себя и снаряжение в ближнем походе вокруг Минского моря, что составляет примерно 40 км. К тому же буквально до конца января стояла теплая погода и замерзание болота было под большим вопросом.

И вот когда уже все было готово к походу, ударили небывалые в наших краях холода. Днем до -20-25С, ночью бывало и за -30С...

2012. По Минскому морю132012. По Минскому морю15

Но отступать было поздно) Поход начался. От станции Минское море до самого, собственно, моря, расстояние метров 500. С трудом накачал затвердевшие на морозе санки, погрузил на них рюкзак и по берегу начал свой путь. Из обуви я взял только меховые сапоги, и на движение, и на стоянку. Двигался я по часовой стрелке и за первый день прошел километров шесть, достигнув так называемого Ратомского залива, где на высоком берегу в сосновом лесу разбил лагерь. Расчистил снег взятой с собой лавинной лопатой, поставил полуавтоматическую палатку, разложил самонадувающийся коврик, положил на него спальник. Сразу выявился недостаток зимних сапог: на стоянке в них было холодно... думаю они рассчитаны где-то до -15С. Хотя во время движения было вполне комфортно.

2012. По Минскому морю12Прогноз предсказывал усиление морозов, и я решил сделать две дневки подряд, переждав самый лютый холод. Ночью было вполне комфортно. Теплопакет внутри спальника грел хорошо, к тому же сверху еще накрывался пуховиком, на ногах - меховые чуни и шерстяные наколенники. На некоторое время внутри палатки включал газовый обогреватель, он поднимал температуру примерно до +10С, но, как только выключался - холод возвращался мгновенно. Всю ночь в палатке горела чайная свеча в специальной лампе. Горит она четыре часа и ночью приходилось ее менять. Но тусклый свет свечи в палатке создавал уют.

Стенки палатки покрывались изнутри инеем, на спальнике вокруг головной части появлялась корка льда. Но это неизбежные спутники холодной ночевки в палатке. Рассказывать о своих ощущениях, когда организм заставлял ночью вылезать из теплого спальника на мороз, я не буду) Ощущения ещё те... 

Вот таким образом, создавая небольшое пространство комфортной температуры внутри спальника, человек может ночевать в лесу при температурах минус 25-30С без вреда для здоровья. Утреннее приготовление завтрака из сублимированных продуктов на бензиновой плитке требовало некоторых усилий. Сборка плитки и ее розжиг происходили без перчаток, иначе мелкую работу не сделаешь. 10 минут хватало, чтобы кончики пальцев полностью теряли чувствительность и надо было их отогревать в пуховых варежках. Применение бензиновой плитки полностью себя оправдало. Работала надежно и солдатский котелок со снегом превращался в кипяток за считанные минуты. Оправдали себя и термокружки, которые сохраняли пищу и чай горячими на время, пока они потреблялись на морозе. Для поддержания калорийности пищи были взяты два солидных куска сала,-  копчёного и солёного. Ошибкой было то, что не порезал их дома на кусочки. На морозе под -20С сало все-таки режется плохо. Не оправдали надежд специальные батончики из прессованных сухофруктов. На морозе они плохо резались и трудно жевались. Сделал вывод, что надо заранее продумывать, как та или иная пища или тот или иной материал будут вести себя на морозе. Например материал ПВХ превращается чуть ли не в фанеру.

2012. По Минскому морю22012. По Минскому морю82012. По Минскому морю5

На четвертый день похода, поскольку мороз не спадал, решил собрать лагерь и двигаться дальше. И тут случилось непоправимое. На моей полуавтоматической палатке от мороза сломалось колено стойки, сделанное из пластика, не рассчитанного на такой мороз. А без одной стойки палатка не могла быть установлена... И тут я порадовался, что не прошел далеко с непроверенным снаряжением. Кое-как скомкал палатку (она уже не складывалась в штатную упаковку), перевязал веревкой, погрузил остальное снаряжение на санки и пошел обратно на станцию, но уже не по берегу, а по льду Минского моря. Погода была отличная. Как писал Пушкин: «Мороз и солнце, день чудесный». Вернувшись на станцию, столкнулся с еще одной проблемой, - санки не хотели сдуваться и сворачиваться. Пришлось и их собрать в какой-то бесформенный узел и вот, с этими узлами и огромным рюкзаком, я и вернулся домой для переосмысливания ошибок и замены вышедшей из строй палатки. Это решение оказалось правильным, поскольку две последующие ночи были самыми холодными за всю зиму, а может и за последние сто лет. И их я пересидел дома.

2012. По Минскому морю7В понедельник я снова вышел на этот же маршрут. Палатка была заменена на штурмовую альпинистскую палатку Alexika Solo 2, которая имеет форму классического домика и может ставиться на две лыжные палки или на растяжки между деревьями. Ломаться в ней в принципе нечему. Палатка себя полностью оправдала. Был сделан еще ряд замен снаряжения. Первая часть похода совершалась по принципу Амундсена: максимум комфорта при большом весе снаряжения: движение совершалось в одной одежде, а на ночь - переодевание в другую. Теперь же я решил испытать метод Роберта Скотта: минимум комфорта при минимуме веса.

Я решил спать в том же комбинезоне, в котором двигался. Но поскольку в таком виде я не поместился бы в спальнике-коконе, то я взял другой спальник типа «одеяло», который был рассчитан на куда более теплую температуру,-  его я расстегивал и просто накрывался, как обычным одеялом. Для компенсации поступающего снизу холода взял с собой натуральную шкуру ламы, размером примерно метр на пятьдесят см. Её подкладывал под спину. Санки-волокуши не брал, а вместо них просто взял небольшой гермомешок для водного туризма и тащил его сзади на веревке. Это облегчало рюкзак. В результат,е если в первой части у меня общий вес груза был 40 кг, то теперь он уменьшился до 24. Кроме того, шёл я в лёгких ботинках, а на стоянке переодевался в полярные унты, в которых потом и спал. Итак, я не снимал с себя той одежды, в которой шёл, а прямо в ней и спал, укрывшись сверху одеялом. Скажу сразу, этот метод ночёвки был куда менее комфортным. Точнее говоря, было просто банально холодно. Холод пробирался под одеяло во все щели, а теплопакеты приходилось вставлять в унты, по паре на ночь, чтобы утром можно было хотя бы пошевелить пальцами ног). Мороз ослаб, но ненамного. Днем примерно -17С, ночью до -25С. Да, решил спонтанно еще одну проблему: как забить колышки от палатки в промерзшую землю. Я просто заменил алюминиевые колышки на купленные в хозмаге исполинские гвозди длинной 20 см и толщиной 6 мм. К ним взял самый простой молоток. И забивал эти гвозди в мерзлый грунт без особого труда. Правда, обратно доставались они с некоторым трудом. Тяжело доставались).

2012. По Минскому морю142012. По Минскому морю16

Сало я, естественно, порезал на кусочки, батончики сухофруктов оставил дома, заменив их на тюбики со сгущенным какао. В общем, в походе не голодал. Маршрут проложил в основном по льду Минского моря, с заходом на острова для ночёвки. Если первая часть моего похода продолжалась 4 дня, то вторая была 5 дней. В итоге получилось 9 дней и 7 холодных ночевок при экстремально низкой ночной температуре. Никаких особых приключений со мной не произошло, весь поход был просто противостоянием низкой температуре. Как мне кажется, я с этой проблемой успешно справился.

2012. По Минскому морю21Вывод такой: метод Амундсена все-таки лучше. Больше комфорта при большем весе. Кстати, специально приобретенный для этого похода рюкзак Tatanka Bison 120 с современной подвесной системой, при которой половина веса приходится на бедра, а не на плечи, позволяет нести вес 25 кг без особого напряжения. Остальное надо везти на санках-волокуше. Кроме того, питаться одними сублиматами в течение хотя бы 10 дней тяжеловато... Надоедает. Надо варить кашу с мясом, или брать готовые банки с этим продуктом. Сало чередовать с сыровяленной колбасой, брать орехи и изюм россыпью. Бензина мне хватило на весь поход двух литров. Но это при том, что я фактически ничего не варил, а просто растапливал снег до состояния кипения для заваривания субпродуктов и чая. Если варить крупы или макароны, то бензина надо брать раза в два больше. Кроме того, весьма полезной оказалась натуральная шкура. Положенная на дно палатки она создавала ощущения комфорта и уюта.

Таким образом, если идти в одиночку на 10 дней, общий вес груза достигнет 50 кг. При этом на спине будет рюкзак, в одной руке снегоступы, в другой санки...  Вопрос логистики, т.е. доставки себя с грузом к точке старта становится сложным. Ну, или весьма затратным, если нанимать легковой транспорт. Для группы в несколько человек этот вопрос решается на много проще.

Так что путешествуйте зимой группой, одиночный зимний поход это удел избранных чудаков).

2012. По Минскому морю92012. По Минскому морю3

Продолжение следует

Сергей Любушин
Сергей Любушин, 27.05.2012 в 08:03
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 2 )
 Морская
Рыба Морская 30.05.2012 в 09:14 (ссылка)
Новых удачных экспедиций! Хорошей погоды и крепкого здоровья, до новых интересных встреч! С удовольствием почитаем продолжение рассказов...
 Любушин
Если будут новые походы, то будут и новые рассказы)
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо