Буквально в ста метрах, посреди каменно-водных пространств, возвышалась круглая правильной формы скала. С большого расстояния она была похожа на юрту. Подойдя к камню, я обошел его вокруг. Диаметр метров тридцать. Обрывистые гладкие почти без трещин стены взлетают на высоту более двадцати пяти метров, так что забраться на ее плоскую вершину без помощи невозможно. В окружении плоских пространств скала выглядела как рукотворное произведение искусства, настоящий постамент, на который забыли водрузить божество…
За перевалом Кынды взору открылся Ак-Сай. Косые лучи солнца, пробивающиеся сквозь тучи, осветили снежные пики величественного хребта Кокшаал и белые стены каньонов Кок-Кии, утопающих в зеленых волнах предгорий. У этих территорий особый статус, сохранившийся со времен Советского Союза – пограничная зона. Это означает, что в прошлом, эти места, прилегавшие к внешним границам империи, были закрытой территорией. Это обстоятельство, конечно же, тормозило развитие района, зато сослужила хорошую услугу, позволив, сохранить здешнюю природу в первозданном виде.
Сегодня, когда на земле таких мест осталось очень мало, интерес к ним возрастает. Краем не пуганых птиц и зверей называют эти заповедные места те, кому посчастливилось побывать здесь. И царством красоты! На многие километры – ни населенных пунктов, ни дорог, ни цивилизации. Этим территориям еще предстоит испытать на себе туристический бум, а пока карта – единственный наш помощник и проводник.


Чатыр-Таш
Лагерь разбили на огромной поляне, где когда-то протекали потоки Ак-Сая. Сейчас она вся заросла эдельвейсами, украшающими зелено-серые пространства белыми разводами узоров. Вечер загорелся потрясающим закатом: солнце, опутанное щупальцами туч, вспыхивало вулканом, освещая потухшее небо. Пока на западе бурлил и вспыхивал вулкан заката, на востоке всё ярче загорались низкие звезды. Утром, как только солнце коснулось палаток лагеря, я шагнул навстречу световому потоку. Необозримый простор пьянящей волной ударил по лицу. Как на объёмной картине все главное было расставлено в дали.
Волны холмов, вершины седеющих гор смешивались с очертаниями горизонта. Вблизи и вокруг меня одеялом расстилался Ак-Сай. Основное, не меньше километра шириной, русло, усыпанное разноцветным крупным галечником, растекалось десятком широких, но очень мелких потоков.


Буквально в ста метрах, посреди каменно-водных пространств, возвышалась круглая правильной формы скала. С большого расстояния она была похожа на юрту. Подойдя к камню, я обошел его вокруг. Диаметр метров тридцать. Обрывистые гладкие почти без трещин стены взлетают на высоту более двадцати пяти метров, так что забраться на ее плоскую вершину без помощи невозможно. В окружении плоских пространств скала выглядела как рукотворное произведение искусства, настоящий постамент, на который забыли водрузить божество…
Смотрю на карту. Вот здесь наш лагерь. А вот и скала. И название есть – Чатыр-Таш, что переводится с киргизского Камень-палатка. Миллион лет назад Чатыр-Таш был погребен под слоем рыхлых четвертичных отложений. Когда великая река искала себе путь к морю, Чатыр-Таш встал на пути потоков. Как ни старался Ак-сай свалить упрямый камень, ничего не получалась. Настоящим батыром оказался Чатыр-Таш. Но и Ак-Сай не унимался. Взяв его в круговую осаду, он снова и снова шел на штурм упрямого камня… Шло время, все глубже стачивала и уносила вода более податливые и сговорчивые материалы. Все глубже и глубже врезалась она, пытаясь достичь подножья Чатыр-Таша. Чем больше были усилия, тем выше поднимался Чатыр-Таш над поверхностью, все изящнее, все горделивее украшал он собой пространство. Не одной тысячью лет исчисляется это противостояние стихий.
Точит камень со всех сторон настырная вода. А он все выше, все уверенней возвышается над неотступными потоками. Так и стоит неподатливый камень в окружении потоков воды, как памятник незыблемости и вечности природы.
Кок-Кия
Кок-Кия – одно из самых удивительных мест на земле. Местность дикая и исключительно живописная. Ландшафты здесь в двух плоскостях – горизонтальных и вертикальных. Обширные плато на самом верху. Долины рек и каньонов внизу. Все остальное вертикальный мир.


Когда смотришь на эти белые мраморные горы, загораешься целью подняться на плоские плато. И вот одержимый ты идешь, не подозревая о том, что это плато неприступно. В тот момент, когда белые стены утесов будут близки, земля разверзнется глубочайшим каньоном. Создатель этого вертикального шедевра – река Кок-Кия, зеленая лента которой змеится по дну. Безуспешно ищем возможности спуститься к реке. Везде отвесы. Идем инстинктивно вверх в надежде, что именно там возможен спуск на дно каньона. …Первый взлет, второй, третий.… И вот, наконец, открывается нечто фантастическое. Зеленая река, собрав силы ледниковых притоков, устремляется в сторону скопления гор. Меж многочисленных параллельных хребтов она пробирается недоступными для человека меандрами. Мы ищем точку в надежде заглянуть на территорию запретного города. Видно сразу несколько петель. Зрелище потрясающее.


Почти у начала каньона крутой склон скатывает нас на дно долины. Бурная вода почти касается скал. Воздух, как нектар, пьянит. Ощущение, что ты где-то над землей. Нависающие башни утесов, повороты, открывающие новые миры…
Хочется, что бы все продолжалось и дальше. Однако проникновение в царство Кок-Кии, оказалось недолгим. Дальше реку сжимали каменные ворота: не пройти, не обойти. Путь только один – наверх, а это часа полтора подъёма. …Проходим по кромке плато и делаем новую попытку. Опять спускаемся к реке и снова идем по узкой полоске горизонтального мира. Скалистые отвесы до того стеснены потоком, что, порой, нет места даже для узенькой тропинки. В средней части каньона петли реки размашисты, повороты на 360 градусов.
Сколько этих петель раскидывает река меж хаоса каменных хребтов, не знает никто. Окружающий нас мир лежит в вертикальной плоскости, поэтому в зону видимости попадают лишь часть меандров – максимум три, четыре, остальные теряются в глубинах белокаменных нагромождений. Но вот новые непреодолимые ворота. Желание попасть в запретную страну настолько велико, что мы делаем третью попытку.


Густые заросли на узких полосках и пятачках извилистой поймы. Вертикальные этажи стен и карнизов, на которых в безопасности чувствуют себя дикие козероги и барсы. Пещеры, взирающие на мир с непостижимых гулких отвесов. Небо, ограниченное спускающимися с небес отвесами стен. Далеко по кромке западной стены вереницей идущее в небо стадо козерогов. Все это мир Кок-Кии.


Чем дальше пробирается река через горы, тем богаче и разнообразнее животный мир, круче стены. Замерла у воды парочка баранов Марко Поло. Красавцы! Винтовые рога почти в метр – вожделенная мечта любого охотника. Благо, что до этих мест человек с ружьем пока не доходит...
А вот и пещера. Заходим внутрь. У основания стены большое, еще сохранившее тепло логово медведей. Где-то рядом промышляет косолапый. Дальше Кок-Кия исчезает за стенами падающих в неё хребтов так, что в эту часть каньона не пройти – не заглянуть. Выбираемся. Сил больше нет. Далеко внизу в дымках сгорающего дня открывается Ак-Сай. А еще дальше на востоке едва уловимой зеленоватой лентой угадывается Кок-Кия. Вырвавшись из каньона, она соединяется с неторопливым потоком, чтобы исчезнуть бесследно в песках Такла-Макана.








Продолжение следует