Слева, прямо у водной грани, открывается вход в пещеру, справа с гигантской высоты стекает, скользя по отвесам, водопад. Вдали в морозной дымке пиками торчат каменные острова. Тишина и умиротворенность. Лишь климатический калейдоскоп ежеминутно прокручивает время, пытаясь смешать воедино дождь и снег, солнце и небо, скалы и пространства…
Покинув Ак-Сай, мы поехали по каменистой долине, угадывая и торя путь к дороге. Насосавшиеся утренней влагой тучи, ползли по склонам чуть выше долины. Ветер, помогая, выталкивал их на низкие вершинам, с которых они медленно стартовали в сторону Великих гор. Туда же бежала и наша автомобильная тропа. В Киргизии насчитывается около двух тысяч озер. Самые известные это Иссык-Куль, Сон-Куль, Чатыр-Куль и о них знают все. Многие знают и бывали на Сары-Челеке. А вот о существовании Кёль-Су знают лишь специалисты.
Живет озеро на высоте 3200 метров в окружении непроходимых утесов, в поясе вечного холода. Между космосом и землей. Среди неба и ярких звезд. Оно не похоже ни на одно другое в мире. Наш путь среди бархатных лугов, веселой звенящей речки был не долгим. За перевалом пахнуло величием гор, присутствием богов и стихий. …Для лагеря мы нашли чудесное место, прямо у подножья древнего завала, который является своеобразной плотиной образовавшегося в скальной котловине озера. У основания плотины бурными струями выдавливаются потоки воды. Стекая притоками, они образуют вполне приличную реку, которую не пройти вброд.


Тридцать минут несложного подъема по тропе – и взору открывается панорама озера. Картина просто потрясающая! Другой мир! Близкие снежные вершины и ледники, белые скалы, срывающиеся долгими обрывами прямо в теплые зеленые тона озера.



Слева, прямо у водной грани, открывается вход в пещеру, справа с гигантской высоты стекает, скользя по отвесам, водопад. Вдали в морозной дымке пиками торчат каменные острова. Тишина и умиротворенность. Лишь климатический калейдоскоп ежеминутно прокручивает время, пытаясь смешать воедино дождь и снег, солнце и небо, скалы и пространства…
Взобравшись на высокие утесы, максимально открывающие Кёль-Су, мы наблюдаем, как с высоких скрытых облаками вершин незримые боги, сбрасывают, легкие, как мысли, нити тумана. Дефилируя изящными волнами, они выстраиваются над застывшими водами, сплетаясь узорами красоты. В этот момент озеро как разнаряженная невеста. Скрываясь под тончайшей, сотканной из облаков фатой, застывает оно в ожидании долгожданного принца. Окружающие горы в белых одеждах серьезны и ответственны. Вода - словно застывший изумруд, готовый вспыхнуть огнем желания и страсти.
От большой высоты здесь трудно дышать, но мы не спускаемся: воздух высокогорья позволяет делать чрезвычайно редкие пейзажные снимки. Правда, возможности для этого весьма ограничены. Видна только ближняя часть озера. Открывающийся отсюда вид на Кёль-Су и заснеженные вершины – один из лучших пейзажей озерной серии, само же лазурное озеро – одно из самых идиллических мест на земле.


Солнце не часто балует озеро своим вниманием. Но когда это случается Кёль-Су еще краше. Синь глубокая, застывшая без отражений и бликов. Улавливая тени падающих с небес вертикалей, они как пики пробивают ее упругую грань на многометровую глубину. Жаль, что большая часть озера скрыта за поворотом каньона. Вот бы заглянуть туда, за этот поворот. Говорят, что зимой, когда озеро застынет, по нему возможно ходить. Может приехать сюда зимой? Пройти по застывшему зеркалу, заглянуть за недоступные летом повороты, войти в пещеры, насладится видами суровых пейзажей…
Не знаю, как вам, а мне идея нравится и стоит того, чтобы это сделать.


Продолжение следует
Дополнительная информация к циклу статей
Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий
На счету Сергея Дудашвили - организация нескольких десятков серьезнейших экспедиций, в частности, научно-поисковые спелеоэкспедиции на территории Киргизии, Туркмении и Таджикистана. Начиная с 70-х годов спелеология стала не только его хобби, но и профессиональной деятельностью. Был организован спелеоклуб «Чиль-Устун» на юге Киргизии, который внес неоспоримый вклад в советскую и мировую спелеологию в области исследования и сохранения пещер. Со временем экспедиции приняли международный статус, и по сей день ежегодно проводятся и поддерживаются Фондом сохранения и исследования пещер, президентом которого является Сергей. Одной из последних таких экспедиций стала экспедиция «Неизвестный Тянь-Шань» проводимая совместно с болгарскими спелеологами. Данная экспедиция имела огромное значение, - было сделано множество открытий в спелеологии, было обнаружено несколько новых пещер.

Более того, открытия были сделаны не только в спелеологии, но и в биологии, - среди болгарских спелеологов были ученые биологи, открывшие восемь видов неизвестных до сих пор науке живых существ. Открытие произвело фурор в мире биологии. Экспедиция широко освещалась как Киргизскими так и Болгарскими СМИ, а Сергей, в свою очередь, написал интереснейшею статью, которую можно было прочитать в газете «Слово Кырыгызстана», но сегодня ее так же можно найти в интернет-аналоге газеты «Слово Кыргызстана». В его архиве путешествий: Южная Америка, Штаты. В книгах Сергея Дудашвили можно прочесть про Южную Африку, Китай, крышу мира – Тибет, Непал, Филиппины, Сирию, Иран, Индию. Пожалуй, всех стран не перечислишь. Подробнее о достижениях Сергея.
ровной скатертью лежит
у подножий незаметно
вход в пещеры сторожит
Сергей, очень интересно, спасибо.