Каменно-песчаные пространства, обступающее Кара-Кёль – настоящая пустыня с барханами и саксаулами, отбрасывающими скудные тени. Словом, озеро и его великое окружение – просто потрясающие декорации для съемки исторических и приключенческих фильмов.
А вы были на Мертвом озере? – спрашивают меня часто, когда речь заходит об Иссык-Куле и его достопримечательностях. Приходилось признаться: не был, как-то не получалось. И вот по грунтовой, но хорошо наезженной дороге спускаемся к реке Ак-Терек. Петляя, она бежит вдоль отвесного правого борта. Сопровождают нас тамарисковые и камышовые заросли. Незаметно долина плавно перешла в отмель Иссык-кульского залива. Еще немного и бескрайняя темно-синяя волна, словно летящий на встречу тайфун, заполнит пространства.
Это Иссык-Куль, его манящий берег рядом. Но мы продолжаем путь. Колеса тонут в песчаной массе, виляя как по гололеду. Мертвое озеро официально называется Кара-Кёль. Мертвым же его назвали за сходство с известным в мире Мертвым морем в Израиле. Конечно же, Мертвое море на много больше нашего, да и внешнего сходства я там не заметил. А вот вкус и содержание воды очень даже похожи.


Несколько веков назад оно было обычным иссык-кульским заливом. Затем залив отделился от моря сначала отмелью, потом косой, затем песчано-каменистым валом.
Яркая голубизна Кара-Кёля ударяет в глаза и ты невольно ищешь связь с Иссык-Кулем, но ее нет. Это вполне независимое озеро. Здесь свой мир, своя конституция, устоявшиеся и принятые окружением границы. Оно привлекательно во всех ипостасях – и когда открывается во всю ширь с верхотуры каменистого вала, и когда бежит на встречу тропе, огибая, изумительные заливы. Все изящно. Миниатюрно, тихо и умиротворенно. Хочется оставаться здесь еще и еще, любоваться его тишиной, голубым отражением небес, желто-зелеными тенями камышовых гущ.
Каменно-песчаные пространства, обступающее Кара-Кёль – настоящая пустыня с барханами и саксаулами, отбрасывающими скудные тени. Словом, озеро и его великое окружение – просто потрясающие декорации для съемки исторических и приключенческих фильмов.


Подземные воды с огромных пустынных территорий, падающих под заметным уклоном от подножий Терскей-Ала-Тоо к Иссык-Кулю, дренируя ручьями, питают Кара-Кёль. Солнце плавит поверхность озера, испаряя влагу. Время насыщает ее солями. И так продолжается уже много лет.
Концентрация солей в озере более чем в три раза превосходит уровень Иссык-Куля. Пока еще в нем проживают микроскопические существа, но пройдет еще несколько сот лет, и Кара-Кёль, достигнув уровня солености знаменитого моря, станет по настоящему мертвым. Доподлинно известно, что египетская царица Клеопатра, прознав о чудодейственных свойствах Мертвого моря, часто наведывалась туда на несколько дней, которые посвящала купанию, массажу и маскам. Знатоки утверждают, что и мертвое озеро тоже лечит и омолаживает, только вот наши Клеопатры пока про это не знают. А если учесть, такие преимущества, как горный и морской воздух, обилие солнца, комфортный климат, то куда Мертвому морю до нашего Кара-Кёля! Выбираемся из котловины озера и снова голубой простор Иссык-Куля тайфуном несется на встречу. Еще мгновенье - и он ударит таким простором, такой ослепительной синевой, что закружится голова.
Взобравшись последний раз на вершину холма, я нашел точку, откуда увидел сразу два озера: тихий, прячущийся в котловине Кара-Кёль, и могучий, рвущийся в пространства, Иссык-Куль. Увидел и не пожалел, что все же приехал сюда.


Продолжение следует
Дополнительная информация к циклу статей
Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий
На счету Сергея Дудашвили - организация нескольких десятков серьезнейших экспедиций, в частности, научно-поисковые спелеоэкспедиции на территории Киргизии, Туркмении и Таджикистана. Начиная с 70-х годов спелеология стала не только его хобби, но и профессиональной деятельностью. Был организован спелеоклуб «Чиль-Устун» на юге Киргизии, который внес неоспоримый вклад в советскую и мировую спелеологию в области исследования и сохранения пещер. Со временем экспедиции приняли международный статус, и по сей день ежегодно проводятся и поддерживаются Фондом сохранения и исследования пещер, президентом которого является Сергей. Одной из последних таких экспедиций стала экспедиция «Неизвестный Тянь-Шань» проводимая совместно с болгарскими спелеологами. Данная экспедиция имела огромное значение, - было сделано множество открытий в спелеологии, было обнаружено несколько новых пещер.

Более того, открытия были сделаны не только в спелеологии, но и в биологии, - среди болгарских спелеологов были ученые биологи, открывшие восемь видов неизвестных до сих пор науке живых существ. Открытие произвело фурор в мире биологии. Экспедиция широко освещалась как Киргизскими так и Болгарскими СМИ, а Сергей, в свою очередь, написал интереснейшею статью, которую можно было прочитать в газете «Слово Кырыгызстана», но сегодня ее так же можно найти в интернет-аналоге газеты «Слово Кыргызстана». В его архиве путешествий: Южная Америка, Штаты. В книгах Сергея Дудашвили можно прочесть про Южную Африку, Китай, крышу мира – Тибет, Непал, Филиппины, Сирию, Иран, Индию. Пожалуй, всех стран не перечислишь. Подробнее о достижениях Сергея.