Виды Иссык-Куля и небесных ледников, пробивающиеся сквозь красно-желтые волны лунных гор, представляют собой великолепные декорации для съемок приключенческих фильмов. Долина лунных гор не оправдала бы полностью своего названия, если бы не было здесь такого количества естественных и необычных форм. Многим из них люди присвоили, довольно экзотические имена: слон, дракон, бегемот, Храм гроба господня, минаретный холм, космодром, карнавал теней. Лунные горы южного берега Иссык-Куля – одно из самых выразительных творений природы Киргизии. Невозможно рассказать о них на малой площади книжной страницы. Надо видеть это великолепие, ибо никакие сравнения и описания не заменят прямого общения с произведениями природы.
112 километр трассы Балыкчи-Каракол, грунтовое ответвление, вползающее в безжизненные желто-серые холмы… Колеса вязнут в песке и мелком щебне. Ничего привлекательного. Склоны в ярко-оранжевых и красных тонах. Дорога все больше увлекает нас, но, как говорит народная мудрость, «чтобы рассмотреть прекрасное, нужно остановиться». Взору открывается волнистая, сильно пересеченная ложбинами и каньонами котловина. На фоне гранитных скал Терскей-Алатоо, скрытая котловина представляется совершенно другим миром. В моем представлении именно так выглядят лунные горы. Котловина лунных гор заполняет прибрежный ярус рельефа, образованный красноцветными песчаниками и конгломератами неогена. Неогеновые отложения образуют здесь широкую ступень, обрывающуюся к южным берегам Иссык-Куля. Из-за пылающих красным цветом холмов, на нас льются синева моря, небес и космоса. У этой долины нет географического названия.
Это место путники называют «Сказкой». Оно приходит автоматически, как только в фокусе появляется котловина лунных гор. Увидев подобное творение, мы восклицаем – это великолепно!



Главный архитектор и создатель этого чуда – ветер – искуснейший скульптор. Из-под невидимого резца рождаются порой такие шедевры, в нерукотворности происхождения которых просто не верится. Механизм такого великолепия и его суть обусловлены не прихотью сверхъестественных сил, а сложнейшими законами природы. Оказавшись наедине с ветром, солнцем и водой, горная порода, какой бы твердой она не казалась, начинает постепенно разрушатся. Вода, просачивающаяся по мелким трещинам, вымывает соли растворов, так необходимые для сохранения целостности каменного массива. Солнце, разогревая обнаженную поверхность скал, заставляет минеральные зерна расширяться и ослаблять их связи друг с другом. Ветер, переносящий пыль и песок, пользуется ими как оружием, бомбардируя и шлифуя каменную твердыню. Плотно сцементированные и устойчивые к выветриванию песчаники часто оказываются выдвинутыми в виде балконов и карнизов. Триединство этих сил создает не только неповторимое своеобразие рельефа, но и, воздействуя на залегающие в породах элементы, окисляет их, окрашивая горы в различные цвета и оттенки. Все это мы наблюдаем здесь.


Сохраняющие, в основном, пологое залегание, пласты неогена прорезаны узкими поперечными промоинами, верховьями уходящие к ледникам Небесных гор. Ручьями и речушками в некогда едином монолите красноцветов появляются причудливой формы башни и замки, придающие лунным горам вид непреступных крепостей. Это впечатление усиливается своеобразной ребристостью обнажений, напоминающей кладку древних крепостных стен.


Виды Иссык-Куля и небесных ледников, пробивающиеся сквозь красно-желтые волны лунных гор, представляют собой великолепные декорации для съемок приключенческих фильмов. Долина лунных гор не оправдала бы полностью своего названия, если бы не было здесь такого количества естественных и необычных форм. Многим из них люди присвоили, довольно экзотические имена: слон, дракон, бегемот, Храм гроба господня, минаретный холм, космодром, карнавал теней и т д.


Лунные горы южного берега Иссык-Куля – одно из самых выразительных творений природы Киргизии. Невозможно рассказать о них на малой площади книжной страницы. Надо видеть это великолепие, ибо никакие сравнения и описания не заменят прямого общения с произведениями природы.




Продолжение следует
Дополнительная информация к циклу статей
Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий
На счету Сергея Дудашвили - организация нескольких десятков серьезнейших экспедиций, в частности, научно-поисковые спелеоэкспедиции на территории Киргизии, Туркмении и Таджикистана. Начиная с 70-х годов спелеология стала не только его хобби, но и профессиональной деятельностью. Был организован спелеоклуб «Чиль-Устун» на юге Киргизии, который внес неоспоримый вклад в советскую и мировую спелеологию в области исследования и сохранения пещер. Со временем экспедиции приняли международный статус, и по сей день ежегодно проводятся и поддерживаются Фондом сохранения и исследования пещер, президентом которого является Сергей. Одной из последних таких экспедиций стала экспедиция «Неизвестный Тянь-Шань» проводимая совместно с болгарскими спелеологами. Данная экспедиция имела огромное значение, - было сделано множество открытий в спелеологии, было обнаружено несколько новых пещер.

Более того, открытия были сделаны не только в спелеологии, но и в биологии, - среди болгарских спелеологов были ученые биологи, открывшие восемь видов неизвестных до сих пор науке живых существ. Открытие произвело фурор в мире биологии. Экспедиция широко освещалась как Киргизскими так и Болгарскими СМИ, а Сергей, в свою очередь, написал интереснейшею статью, которую можно было прочитать в газете «Слово Кырыгызстана», но сегодня ее так же можно найти в интернет-аналоге газеты «Слово Кыргызстана». В его архиве путешествий: Южная Америка, Штаты. В книгах Сергея Дудашвили можно прочесть про Южную Африку, Китай, крышу мира – Тибет, Непал, Филиппины, Сирию, Иран, Индию. Пожалуй, всех стран не перечислишь. Подробнее о достижениях Сергея.