По тропе прошлого мы поднялись на вершину горы. 2020 метров. Отсюда - совсем близко до небес и очень далеко до истоков человеческой памяти. Сидя на высокой голой вершине, я безуспешно пытался охватить взором необъятные дали, теряющиеся в дымках пространств. Я слышал, как из спрессованных частиц вечности, рождался нарастающий магический звук «Ом мани падме хум». Из недосягаемых глубин прошлого он несся по тропе человеческой памяти, по бесконечному кругу вечности…
Эту местность не особо балуют туристы своим присутствием. Люди торопятся к берегам лазурного Иссык-Куля. Там отели, пансионаты, комфорт и много других приятностей. Ну, а если все же рискнуть, отдав предпочтение пыльной разбитой дороге? Через примерно час она доставит вас в изумительной красоты долину Ала-Баш. Но прежде будет узкая дорога по берегу веселой реки Туура-Су. Из пойменных зарослей, прямо на дорогу выбегут и не раз порадуют вас резвящиеся парочки краснохвостых фазанов… Ала-Баш открывается с одноименного перевала.
Трехглавая гора, пирамидой возвышающая посреди зелено-желтой долины, господствует над пространствами, разрывая линии горизонтов. Наверняка она служила храмом, собеседником, а может даже исповедальней, с тех пор как здесь появился первый человек. А появился он здесь за много сот лет до новой эры, о чем свидетельствуют находки археологов – китайские летописи и наскальные рисунки, сохранившиеся на скалах.


Ала-Баш – почитаемое священное место. Это стало ясно, когда мы прошли по периметру горы. На скалах, чуть выше подножий, мы нашли множество различных наскальных рисунков: изображения людей, оленей, верблюдов, козлов. Но самые интересные находки ждали нас на восточной стороне горы, где на скалах были высечены тибетские надписи – мантры. Вдали от Тибета это вызывает недоумение. Объяснение я нашел в книге П. П. Семенова-Тянь-Шанского «Путешествие в Тянь-Шань». Историческая роль этой местности, пишет он, начинается с 7 века нашей эры. В это время проник сюда первый путешественник-очевидец, доставивший географические сведения о Тянь-Шане и Иссык-Куле.
Это был буддийский паломник Сюань-цзан. Именно его последователям принадлежат мантры, высеченные на скалах Ала-Баша. Они представляют одну и ту же наиболее распространенную мантру Тибета. Она читается и звучит, как « Ом мани падме хум», что означает «приветствие бриллианту в лотосе». Звук «Ом» в буддийских традициях является символом абсолюта и заключает в себя всю Вселенную – ее прошлое, настоящее и бедующее. Слова «мани падме» переводятся как «сокровища в лотосе», что подразумевает возможность перерождения каждого.
Слог «хум» является, в некотором смысле аналогом нашему « ура». «Хум» – мистический вызов врагу. Ала-Баш в переводе с киргизского «Пестрая голова». Днем она нежится в красно- коричневых тонах, но на восходе солнца, ее цвет меняется от желтого до оранжевого, красного и даже пурпурного. Это поразительное световое шоу демонстрируют под влиянием солнца, вариации четырех основных цветов, в которые окрашены породы Ала-Баша: желтый, красный, черный и серо–зелёный.


Каменные породы горы пронизаны трещинами. Ветры и дожди, воспользовавшись этим, расширяют и углубляют сначала тонкие, почти невидимые трещины, причем тем больше, чем ближе они расположены к поверхности. Такой характер формирования ландшафта гора унаследовала из далекого прошлого, когда климат был значительно теплее, чем ныне. В наше время выветривание продолжает разрушать Ала-Баш, добавляя цветовой контрастности.


По тропе прошлого мы поднялись на вершину горы. 2020 метров. Отсюда - совсем близко до небес и очень далеко до истоков человеческой памяти. Сидя на высокой голой вершине, я безуспешно пытался охватить взором необъятные дали, теряющиеся в дымках пространств. Я слышал, как из спрессованных частиц вечности, рождался нарастающий магический звук «Ом мани падме хум». Из недосягаемых глубин прошлого он несся по тропе человеческой памяти, по бесконечному кругу вечности…


Продолжение следует
Дополнительная информация к циклу статей
Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий
На счету Сергея Дудашвили - организация нескольких десятков серьезнейших экспедиций, в частности, научно-поисковые спелеоэкспедиции на территории Киргизии, Туркмении и Таджикистана. Начиная с 70-х годов спелеология стала не только его хобби, но и профессиональной деятельностью. Был организован спелеоклуб «Чиль-Устун» на юге Киргизии, который внес неоспоримый вклад в советскую и мировую спелеологию в области исследования и сохранения пещер. Со временем экспедиции приняли международный статус, и по сей день ежегодно проводятся и поддерживаются Фондом сохранения и исследования пещер, президентом которого является Сергей. Одной из последних таких экспедиций стала экспедиция «Неизвестный Тянь-Шань» проводимая совместно с болгарскими спелеологами. Данная экспедиция имела огромное значение, - было сделано множество открытий в спелеологии, было обнаружено несколько новых пещер.

Более того, открытия были сделаны не только в спелеологии, но и в биологии, - среди болгарских спелеологов были ученые биологи, открывшие восемь видов неизвестных до сих пор науке живых существ. Открытие произвело фурор в мире биологии. Экспедиция широко освещалась как Киргизскими так и Болгарскими СМИ, а Сергей, в свою очередь, написал интереснейшею статью, которую можно было прочитать в газете «Слово Кырыгызстана», но сегодня ее так же можно найти в интернет-аналоге газеты «Слово Кыргызстана». В его архиве путешествий: Южная Америка, Штаты. В книгах Сергея Дудашвили можно прочесть про Южную Африку, Китай, крышу мира – Тибет, Непал, Филиппины, Сирию, Иран, Индию. Пожалуй, всех стран не перечислишь. Подробнее о достижениях Сергея.
Наскальные рисунки всегда впечатляют. Они остаются там, где были созданы, сохраняются веками под ветрами и дождем и это удивительно.