Поход — За землю Русскую-2. Игорь ждёт мила брата Всеволода
Аннотация серии статей

Сегодня я продолжаю разговор о загадках и тайнах нашей истории, новых теориях и гипотезах. Ведь история - это фонарь, который светит из прошлого в будущее (В.О. Ключевский). Обращение к истории наших предков необходимо для того, чтобы лучше понять сегодняшний день, глубже осознать меру ответственности за будущее и всей страны, и края родного, и не повторять ошибок прошлого. Мы должны сохранять преемственность поколений. Далеко не всё, конечно, остаётся в нашей памяти. А документы слишком бесстрастны и лаконичны. Но всё, что возможно, всё, что не забыто, должно быть известно всем, особенно молодому поколению. Свой рассказ сегодня я построил на статье одного из старейших белгородских краеведов Анатолия Дмитриевича Жучкова. Долгие годы он посвятил изучению истории Белгородчины, её былей и сказаний. Плодом его изысканий стал целый ряд статей и эссе, в которых он выдвинул ряд интересных предположений об участии Белгородской земли в исторических событиях. С одной из этих гипотез я и хочу познакомить наших читателей.

В предыдущей части цикла статей нами были показаны бытовавшие во времена князя Игоря обычаи ведения боевых действий, их задачи, а также основные разногласия между князьями Киевскими и Северскими, последние из которых совершали, если верить А.Д. Жучкову, в основном патриотические походы против половцев. К такому походу А.Д. Жучков относит и поход князя Игоря.

Поход — За землю РусскуюЗаметим ещё раз: цель похода была сугубо патриотическая. Вопрос о земле верховьев Донца висел в воздухе над Русью много лет. Об этом говорит вышеприведенное обращение Мстислава Изяславича, об этом же - и, обращенный к князьям - потомкам Мономаха, пространный монолог Святослава в «Слове о полку Игореве». В Ипатьевской летописи, как бы в оправдание Киеву и в укор Игорю, летописец рассказывает о том, что Святослав Всеволодович «шел бяшеть в Корачев и собирашеть от верхних земель вой, хотя ити на половци к Донови на всё лето».

Конечно - это искажение исторической истины. В «Слове о полку Игореве» о тех же днях Святослава говорится: «Святослав смутный сон видел в Киеве на горах». Это более соответствует истине: ведь Святослав только что вернулся из славного похода, ну и отсыпался. Далее автор возвращается к походу Игоря (см. рис. 1) и останавливается на, казалось бы, малозначительной фразе из Ипатьевской летописи, которая, к сожалению, играет решающую роль в определении скорости передвижения войска в известных теперь схемах похода князя Игоря: «И тако идяхуть тихо, собираючи дружину свою, бяхуть бо и у них кони тучни вельми». Составители схем похода видят в этой фразе медленно движущееся русское войско - по причине тучности коней. Как будто русское войско ехало на откормленных боровах со скоростью 30, а некоторые даже 25 километров в день.

Поход — За землю РусскуюА между тем, хорошо известно, что откормленная лошадь — это резвая лошадь, она постоянно срывается на рысь, особенно весной, и чтобы экономить её силы, идя в поход в неизвестность, её нужно постоянно сдерживать. И слова летописца «идяхуть тихо» означают лишь то, что лошадей сдерживали, но свой нормальный переход в 50-60 километров в день они, конечно же, проходили. Это с учётом, что до пункта сбора, который должен находиться в приграничной со степью зоне, войска шли с небольшим обозом: везли оружие, продовольствие, фураж.

В степь вышла одна конница. Известно, что травостой в донецких степях вырастает в мае. Заметим, как говорят - степь выгорает, то есть, за лето трава высыхает на корню. Этот высушенный за лето травостой и использовался кочевниками для зимних пастбищ. Из этого автор делает вывод, что в мае месяце ни одного кочевья в донецких степях, в местах зимовок, не должно оставаться. Предполагается, что у половцев существовал всеобщий традиционный день ухода с зимних стоянок на летние кочевья. По сути - это праздничный день, и он не мог не быть общим. И этим днём, очевидно, было 1 мая. О нём знали на Руси. И Игорю было известно, в какой день половцы переходят вброд через Донец у реки Сальницы — Изюмский брод. Как известно из летописи, позиция эта успешно использовалась Мономахом в 1111 году. Возможно, были и другие случаи. Поход был рассчитан с точностью до одного дня. Это можно аргументировать тем, что Черниговским ковуям пришлось выйти 21 апреля - «в самый Великий день» и праздновать Пасху в пути (что необычно для христианина), а Игорю и Всеволоду пришлось выйти в поход во вторник, который считается ещё праздничным днём Пасхи.

Поход — За землю РусскуюТрагическая цель похода - стать у брода и не пустить половецкие кочевья на русские земли верховьях Донца. Такие противостояния на реках в нашей истории известны, и сражения могло и не быть. Но войско Игоря, по причине опоздания Всеволода с курянами, задержалось на два дня на месте сбора, а форсированный переход к Салынице лишь усугубил положение. Толкователи похода Игоря пользуются в основном Ипатьевской летописью. Её подробное описание событий похода при поверхностном чтении, вызывает интерес и доверие.

Если же попытаться восстановить события во времени и пространстве - возникают трудности и даже нелепости. Но несколько очень ценных ориентиров похода нам эта летопись всё же сообщает. Во-первых, это сообщение о солнечном затмении, которое, конечно же, ярко запечатлелось в памяти участников похода и без искажения вошло в летопись: «Когда подходили к Донну реке в час вечерний». Астрономы уточняют: по Юлианскому календарю - 1 мая в 16 часов 55 минут наблюдалась и наибольшая фаза затмения. Естественно, что вызвало в войсках потрясение, замешательство, а время шло, и час вечерний. Но после речи Игоря войска тронулись в путь, перешли Донец и... выходит — это и был ночной переход с 1-го на 2-е мая. О том же говорится и в «Слове о полку Игореве», в той же последовательности:

Солнце ему тьмою путь заступило;
ночь стонами грозы птиц пробудила; свист звериный встал, ...
И половцы не проложенными дорогами
Побежали к Дону великому ...
А Игорь к Дону воинов ведёт!

Поход — За землю РусскуюКак видите — не к Осколу. Очень серьезным недоразумением является утверждение Ипатьевской летописи о походе войск Игоря к Осколу и ожидании там Всеволода с курянами. В летописи говорится: «И то рек, перебреде Донець и тако приида к Осколу, и жда два дни брата своего Всеволода: тот бяше шел иным путем ис Курьска». По правилам современной пунктуации, в этом сложном предложении, совершенно справедливо, понимаются причинные отношения (возможна вставка союза «потому что») и поставлено двоеточие.

Но причина опоздания нам всё же не понятна. Ведь иной путь из Курск: чем из других городов Черниговского княжества, к месту встречи само собой разумеющийся факт, и причину опоздания он не объясняет. Вероятно, это предложение летописи следует перевести так: «...тот шёл иным [чем предполагалось] путём из Курска». В таком прочтении причина опоздания понятна, более того, здесь появляется тот редкий случай, когда историю можно поверить «алгеброй». Мы видим, что из Курска к месту встречи было, по крайней мере, две дороги, и одна из них на два перехода, примерно, на сто километров длиннее другой. Если мы теперь обратимся к карте, то увидим, что из Курска к Осколу (предполагаемому месту встречи в Холках) лишь одна прямая дорога - которой и пользуются современные составители схемы похода - и другой, укороченной на сто километров, не может быть, Это значит, что нужно искать другое место сбора войск Игоря, а место на Осколе указано в летописи ошибочно.

Условное место сбора русских войск перед выходом в степь было традиционным. Оно находилось в верховьях рек Ворсклы и Липового Донца, в землях, где бассейны этих рек образуют узкий проход Муравского пути, и где сходились во второй половине XII века пограничья Черниговского и Переяславского княжеств. Именно отсюда автор «Слова о полку Игореве» начинает своё повествование о стремительном полуторасуточном переходе русских дружин навстречу половцам. Фразу из «Слова...»: «Игорь мыслью поле мерит от великого Дона до малого Донца», нужно понимать как указание места, откуда вышел князь и, следовательно, туда же ему нужно возвратиться - в верховья Малого (Липового) Донца, в район современного села Лучки Прохоровского района, где были оставлены обозы с продовольствием м и фуражом. Вышеуказанная традиционность этого места подтверждается нахождением в районе села Лучки артефактов крупного поселения первых веков нашей эры, как и артефактов предыдущих и последующих столетий.

Поход — За землю РусскуюЭто указывает на географически оптимальный и практически целесообразный торговый и военный путь, проходивший здесь. А в наше время через село Лучки проходила дорога на юг, в сторону города Белгорода ещё в XIX веке. Причину опоздания Всеволода автор объясняет тем, что он не смог по какой-то причине перейти Сейм у Курска - возможно, после сильного дождя пойму, и без того ещё сырую от полых вод, залило водой - пошёл в обход Сейма и Сеймицы по Пахнуцкой дороге, а она как раз на два перехода длиннее прямой дороги из Курска к месту встречи.

И в «Слове...» мы видим и слышим откровенный укор в адрес Всеволода и курян:

Игорь ждёт мила брата Всеволода.
И говорил ему буй тур Всеволод:
Седлай же, брат, своих борзых коней,
а мои-то готовы, оседланы у Курска ещё раньше.
А мои-то куряне - опытные воины...

Вот так и кони давно оседланы, и воины очень опытные, и вдруг - опоздание на два дня! Этот горестный укор Всеволоду и курянам подтверждает то, что поход был ограничен в сроках, и не был прогулкой по весенней степи, как можно понять из существующих схем похода, где войска проходили по 25-30 км в день, а стяги Игоревы пали 12 мая.

Окончание следует

Статья просмотрена: 5147
Рейтинг статьи: 3
Bookmark and Share
Страны: Россия
Владимир Андрианов
Источник изображений: Из открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 5 )
 Федорченко
Так как в Абхазии, откуда прислала свой комментарий Галина Джесси, не всегда качественный Интернет, она обратилась в редакцию Энциклопедии с просьбой разместить свой комментарий. Вот он: «Дайте мне точку отсчета, и я переверну мир»,- говорил старина Архимед. Рене Декарт внедрил элегантную систему координат с нулевой точкой отсчета. Исаак Ньютон связал с ней свои теории. В нашей славянской Илиаде (вместе с Одиссеей), которая называется «Слово о Полку Игореве» эта точка отсчета стыдливо замалчивается. Откуда пришел князь Игорь на гору, на которой тусовались Щек, Хорив и Кий? Так как я родом из-под Полоцка, то, естественно, тяну одеяло на себя. Центр европейской культуры и образования X-XI веков, расположенный на процветавшем торговом маршруте из варяг в греки, Полоцк незаслуженно все более исчезает из поля зрения историков. «Слово о Полку Игореве» (не переводы XXI века с переводов предыдущих времен, а тот оригинал, который я смогла найти в интернете) описывает, как полоцкий князь Игорь собрал свою дружину и отправился в дальние края. Однако, принимая во внимание, что это было записано около 1000 лет тому назад, и страницы могли перепутаться за это время, и рассказчик мог перескакивать от одной темы к другой, мы находим там и про Олега, и про Владимира, и последовательности в изложении не чувствуется. Но главное – жили эти люди, и были эти события в давнюю пору. Но давайте не будем идеализировать те смутные времена – цель проста: народ отправился в богатые южные земли за добычей. Никто ведь не станет спорить, что Римская Империя, построенная на костях рабов и золоте от грабежей, вряд ли руководствовалась идеей национальной идентичности. Так что даже как-то прикольно читать о «великом патриотическом порыве русского народа», вызывает приятную ностальгию по советским временам с политинформациям и изучением философии марксизма-ленинизма.

Галина Джесси.
Йети съел этот комментарий
 Андрианов
Уважаемая Галина!
Я, признаюсь откровенно, несколько удивлен тому, как Вы в своем комментарии, отказываете русским людям в чувстве патриотизма.
На Кавказе гордо говорят о царе Давиде, Шамиле, царях Багратиони и многих других, которые являются национальными героями, потому что строили и защищали свои государства.
Почему же Вы, выходец из старинного русского города, можете говорить, что история военных походов русских князей – это только погоня за добычей, золотом и пленными.
Как будто не было сгоревшего Киева, и более тысячи простых киевлян, сгоревших во Владимирском храме. Не было разоренных и сожженных Рязани, Москвы, Полоцка, Смоленска.
Не было Куликовской битвы, битвы на Калке и многих неизвестных битв, где русские ратники гибли за то, чтобы жили их дети, внуки и, в конечном итоге, мы с Вами.
А что касается советского времени, то именно тогда (с политинформациями и изучением марксизма-ленинизма) воспитывался тот «квасной патриотизм» (как выражаются многие современные критики советского периода), который позволил нашему народу победить в Великой отечественной войне, восстановить в короткие сроки страну, дать нам с Вами образование и обеспечить мирную жизнь. Звучит по-советски, но это нельзя ни зачеркнуть, ни выкинуть из истории.
Если вспомните известный призыв: «За Родину, За Сталина!», то Вы сможете увидеть, что на первом месте стоит - РОДИНА, а все остальное потом.
Виной Вашего (и многих других) непонимания истории Руси с позиции патриотизма - современное преподавание истории в наших школах и качество преподаваемого материала, которые не выдерживают никакой критики, потому что в голове нашей молодежи не сохраняется никакой информации о своих предках, их культуре и быте.
Поэтому и возникает та парадоксальная ситуация, что в их (и Вашем) представлении история Древней Руси – это постоянные захватнические походы, погоня за богатствами.
Что касается Ваших замечаний, то еще раз повторюсь, что история Руси, особенно до призвания «варягов на правление», много раз переписывалась и корректировалась в пользу того или иного режима власти. Еще известный «историк» Мусин-Пушкин сделал все, чтобы из истории Руси исчезли сразу несколько десятков веков языческой истории, которая теперь больше известна по легендам и вымыслам. А это, по мнению многих историков, время, когда Русь входила в число наиболее развитых государств, была «страной тысячи городов». Об одной из версий существования это Руси я говорил в статье «Исторические корни славянства».
Да и последующие поколения «историков от власти» неоднократно «корректировали» нашу историю (в советское время тоже).
Но незыблемым остается одно. Пока мы воспитываем в своих детях любовь к нашей Родине, своим предкам – будет жить, и процветать Древняя Русь!
Я, конечно, не могу критиковать Ваш стиль изложения своих мыслей, но, думаю, что когда Вы отсылаете свои комментарии в Энциклопедию, то можно обойтись и без «простонародных» оборотов.
 Федорченко
Меня возмутил комментарий Галины Джесси. Удивительное неуважение к опубликованному материалу, к автору и читателям. Язык комментария попросту вульгарный: "старина Архимед.." "... тусовались..." Странно, что для размещения данного комментария её Интернет оказался некачественным, а для размещения статей (присылки их) всё оказалось в порядке. Или решила заручиться поддержкой, чувствуя, что НЕКРАСИВО?
 Федорченко
Энциклопедия считает, что комментарии любые хороши, если они оценивают материал, размещенный на planetguide.ru, но никуда не годятся, если в них посетители сайта переходят на личности.
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо