Путешествие в страну жезтырмаков
Невымышленная горная «страна жезтармаков» (диких людей) находится в Средней Азии в республике Кыргызстан на юго-западе Внутреннего Тянь-Шаня. С запада ее естественной границей служит Ферганский хребет, с севера и востока страну окружает хребет Кёкирим-Тоо. Воды рек, стекающих в южную сторону со склонов гор, орошают обширную долину Тогуз-Тороо. Я провел три спелеологические экспедиции в близлежащих к Кёкириму районах, попутно собирая о нем разнообразные сведения. Первая попытка посетить район была осуществлена летом 1976 года, но из-за дождей группа была вынуждена отступить, даже не пройдя половину пути. Вторая попытка, предпринятая в 1983, году увенчалась успехом.

Валентин Огудин. Поляна Сулоева, 1976Пожалуй, нам просто повезло. Год выдался малоснежный, уровень воды в реках был необычайно низок. Несмотря на плохую погоду, постоянные дожди и снег группе удалось пройти пешком весь основной каньон Кёкирима и выйти в поселок Казарман. Следующее путешествие, предпринятое в 1988 для обследования боковых каньонов Кёкирима, в целом не удалось. Группа с трудом вошла в район и, пробыв там всего три дня, покинула его в подавленном состоянии, не выдержав агрессии со стороны природной среды. Мне думается, что нам было дано понять, какие чувства испытывает природа, когда на нее столь же безудержно давит человек. Все началось в 1975 на берегу реки Куравес (Северо-восточная Фергана). Житель поселка Авгандала, - пастух Сайпитдин Турдукулов, рассказывал нам истории окрестных гор. «...Отсюда в трех днях пути есть горы Кёкирим-Тоо, а в них два ущелья Чон-Канарчуу и Кичи-Канарчуу...

Туда из наших давно никто не ходил. Просто подниматься вверх по долине опасно. В ней есть саз (болотистая местность), где водятся маленькие красные мушки. Если три-четыре мушки укусят человека, он заболеет и умрет. Идти в обход через перевалы дальним путем сложно, в некоторых местах «спотыкаются» даже лошади, да и людей рядом нет... Ущелье реки Чон-Канарчуу по дну сплошь заросло ежевикой и кустарником, а по склонам - лесом. В этом ущелье водятся дикие козлы, кабаны, медведи, барсы. Там страшное место, все время кажется, что кто-то на тебя смотрит.

Все звери из наших гор ушли в Чон-Канарчу. Там тихо. Ушел туда и дикий человек. По-киргизски его зовут жезтырмак. В Чон-Канарчу их живет два вида. Один большой, он к реке не спускается, другой - маленький, по реке ходит. (Тут Сайпитдин показал, как ходит жезтырмак. Он встал, пригнул колени, опустил плечи и прикрыл ладонями лицо). Похож жезтырмак на человека, только очень волосатого. Когда он кого-нибудь встречает, громко кричит, хватает руками ветви и скручивает их.

Лет двадцать тому назад охотники убили в Чон-Канарчуу самку жезтырмака. У охотников был с собой тайган (киргизская гончая), который по ночам лаяла, отпугивая диких людей. Однажды на полянке поставили пень, накинули на него чапан (стеганый халат), а тайгана крепко привязали, заткнув ему уши ватой. Жезтырмак вышел из кустов, подошел поближе, пригнулся, прыгнул и вцепился в халат когтями. Охотники разом выстрелили, жезтырмак громко вскрикнул и бросился бежать. Отвязав тайгана, охотники пустились по следу, намеченному на камнях и траве черной кровью. Вскоре на­шли и мертвого жезтырмака. Это была самка. Один из охотников отрезал у нее кисти рук. Эти руки я видел десять лет назад в Сузаке (Ошская область). Их нам показал в доказательство правоты своего рассказа старик-охотник. Руки по виду как у человека, пальцы слегка согнуты, ладонь чистая, с толстой желтовато-коричневой кожей, шерсть короткая, рыжеватая, как у жеребенка, покрывает запястье и верх пальцев с большими когтями. Старик, хранивший эти руки, умер два года назад... А на слиянии рек Кекирим и Байдамтал есть пещера. В ней жезтырмак и живет...».

Вполне понятно, что, получив такую информацию, мы все загорелись посетить столь необыкновенный горный район. Весной 1976 года группа отправились по реке Куравес по маршруту, предложенному Сайпитдином. Но до района мы не дошли, поскольку по­пали в обложные дожди. Пришлось ограничится сбором информации среди пастухов.

Что же означает «Чон-Канарчуу»? В переводе с киргизского «Чон» означает «большой», «канар» - «мешок» иносказательно «безвылазная яма», «чуу» - имеет два значения, первое «шум, гвалт», второе «дурная слава». Молодой пастух, встреченный нами на реке Кичизинда, пытался объяснить происхождение названия, искажая его как «канычуу» - «кто кричит (шумит)» «...Место это страшное, - сказал он. Один охотник пропал там когда-то вместе с лошадью. Искали его, звали его, да так и не нашли. Вроде и сейчас там слышится его крик. А вообще все это выдумки. Я сам там был три ра­за, ничего не слышал. Охота там хорошая».

От других пастухов мы услышали, что люди в Кёкириме не живут, скот там не пасут, да и район популярностью не пользуется. Все упоминали о пещерах.

Вернувшись в город, мы стали искать сведения о районе в литературе, но совершенно напрасно. Описаний не было. На топографической карте центральная часть гор Кекирим была показана без троп, сплошными каньонами. Создалось впечатле­ние, что на карте Средней Азии совершенно неожиданно обнаружилось «белое пятно». Явление это, вообще говоря, объяснимое. До революции район был закартирован по расспросным сведениям, а в наше время — при помощи аэрофотосъемки. Все экспедиции проходили мимо, стремясь к Памиру или Центральному Тянь-Шаню. Геологи, как выяснилось позднее, работали в 1934 году только в правой составляющей реки Кекирим - реке Кеклик-Тоо. Пастухи сюда не ходят из-за отсутствия пастбищ. Охотники бывают, поскольку животных там невиданное множество, настоящий охотничий рай. Но передвигаться по ущельям весьма трудно, рельеф их столь изрезанный, что это отразилось в названии — Кёкирим-Тоо, означающем в переводе с киргизского « Зеленый клубок гор».

Вполне понятно, что в горах могут быть редко посещаемые места. Мало ли их на Памире и Тянь-Шане. Но кто такой жезтырмак? Ведь многие пастухи верят в его существование. Да и не только в районе Кёкирима встречаются рассказы о диком человеке. У киргизов он известен под именем «жезтырмак» - «медные когти», буквально «горная ведьма», у таджиков - «гульбиябан» - «человек - гуль (демон)», у памирцев - «кишикийик» - «человек - горный козел» имя духа, хранителя местности и горных козлов, в ней обитающих; широко распространено название «алмасты» - демоническое существо в виде женщины и т.д. Имена ближайших его родственников: тутек - пер­сонификация горной болезни (гипоксия), музаяк (ледяная нога) - дух, обитающий на ледниках.

ДалхаТибетцы считают, что дикий (снежный) человек обитает там, где водится барс и дикий як (вспомним, что киргизы считают Кёкирим последним убежищем барсов и жезтырмака). Эти представления запечатлены на танке (буддийской иконе), изображающей Далха - божеств, покровительствующих людям и защищающих их от врагов. На иконе, ниже фигуры старшего из девяти братьев Далха, можно увидеть изображения двух снежных людей (йети), покрытых темнокоричневой и черной шерстью. Ниже, слева изображен кошачий хищник: тигр или барс и справа дикий як или хайнык (помесь яка с коровой). Вся эта троица - дикий человек, кошачий хищник и дикое животное представляют собой сабдаков - хранителей местности, входящих в свиту Далха. Ареал жизни барса расположен в настоящее время в зоне нежилого высокогорья, хотя раньше он охватывал и жилое высокогорье (районы летних пастбищ).

Зона обитания по представлениям пастухов и охотников объединяла два «снежных вида» - снежного барса и снежного человека, хотя последний к высокогорью имел отношение только в периоды миграций и предпочитал вести сумеречно-ночной образ жизни в более разнообразных ландшафтах высотных поясов вплоть до пойменных зарослей равнин. Анализ расспросных сведений, произведенный Б.Ф. Поршневым, показал, что крупные особи предпочитают держаться в приледниковых зонах, а более мелкие в низкогорье по берегам рек. Это утверждение сделало неожиданно интересным сообщение Сайпитдина о двух видах жестермаков: «один большой, он к реке не спускается, другой - маленький, он по реке ходит».

С руками застреленной самки жезтырмака дело обстоит не менее сложно. Подобные реликвии ранее уже обнаруживали другие исследователи. Но, как правило, ими оказывались лапы лисицы, медведя или какого-нибудь другого зверя. Возможно, что перед выстрелом охотнику виделось какое-то необыкновенное существо. Не зря ведь о жезтырмаке говорят, что он оборотень. Даже хранящаяся в одном из тибетских монастырей рука животного из семейства гоминид не является прямым доказательством существования «снежного» человека. Тому есть поучительный пример. При тщательном анализе скальпы йети, вывезенные Э. Хиллари в Англию, оказались искусными подделками, правда, старинными.

ЙетиУпоминания о пещерах в Кёкериме и вероятность находки в них останков или следов жизнедеятельности жезтырмаков сориентировали нас на организацию новой экспедиции. В 1983 году в горы Кёкирим отправилась сборная группа спелеотуристов из Таш­кента, Ферганы и Новосибирска. На этот раз маршрут пролегал вверх по реке Карасу мимо одноименного озера к перевалу Капкаташ, ведущего в верховья Чон-Канарчуу. Пастух, стоящий в двух километрах от перевала, гостеприимно поил нас чаем и посвящал в секреты местной географии.

Зато, когда мы заговорили о жезтырмаке, он рассмеялся: «Давно его нет в этих местах, ушел, совсем ушел». И тут же поведал другую устрашающую историю. Мол, обитают за перевалом дикие животные, называемые местным населением чоу. С виду они похожи на собаку или шакала, но коварнее и злее. Свою жертву они не поедают, а умерщвляют, выпивая из нее кровь. Живут чоу стаями по 10-15 особей, на охоту выходят ночами, нападая даже на путников. Сам их чабан не видел, но слышал рассказы охотников, промышлявших за перевалом. Конечно, развеивать убеждения пожилого человека мы не стали, но между собой припомнили, что словом «чоо» киргизы называют очень редкое животное - красного волка. То, что его поселили в Кекириме, не удивительно, ведь туда по рассказам «ушли все животные». Но чоо кровь не пьют, а занимаются этим мите, злобные карлики ростом с 12-летнего ребенка. Редкое и мифическое нередко сплетается друг с другом самым причудливым образом.

Окончание следует

Валентин Огудин. Ледник Абрамова,  1975Об авторе: Валентин Огудин - доктор исторических наук, академик Международной Монгольской Астрологической Академии, культуролог, религиовед, этноэколог, экотерапевт, эксперт по святым местам, специалист по лекарственным средствам народной медицины Средней Азии, исследователь медицинских и психологических аспектов религиозно-экологических учений (фэншуй, саче), автор монографий, книг и статей.  Область научных интересов: сакральная экология; этническая психология; сакральная география; народный ислам, буддизм, бон, даосизм,

среднеазиатское и сибирское шаманство; народная медицина Центральной Азии: фармакогнозия и знахарство; религиозно-экологические учения: фэншуй, саче, ваасту.

Статья просмотрена: 3405
Рейтинг статьи: 6
Bookmark and Share
Страны: Киргизия
Валентин Огудин
Валентин Огудин, 8.06.2013 в 16:06
Источник изображений: Из открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 3 )
 Федорченко
Мне было очень тяжело читать и вникать. Статья перенасыщена терминологией, написана, в основном, языком специальности. Это отвлекает от того, что, очевидно, хотел поведать автор.
 Федорченко
Прочитала с утра перед началом рабочего дня и подумала, что все это ерунда и ни в какие такие штучки я не верю.
А вот как-то зимним вечером услышала про какую-то чукапабру и испугалась))) (хотя и в эти байки не верю).
Йети съел этот комментарий
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо