Монастырь армянских братьев на озере Иссык-Куль
В середине XIX в. великий русский путешественник и ученый П.П. Семёнов Тянь-Шанский, находясь в Венеции, изучал Каталанскую карту (атлас), созданную в 1375 году картографом Крескесом. Среди множества разнообразных сведений, отражавших объём географических знаний того времени, на карте в трудноузнаваемом районе Семиречья было размещено изображение монастыря с двумя куполами и крестами и надпись на старолатинском языке: «Lo loch quis assella Yssicol. Еn aquest loch es I monesstir de frares ermonians, ot Segons ques diu, es lo cors de sent Mathi apostul e evangelista». – «Место, которое называется Иссиколь. В этом месте монастырь братьев армян, в котором есть, говорят, тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста».
Учёный в период проведения экспедиции на Тянь-Шань посетил берега Иссык-Куля, но не нашел следов монастыря, высказав предположение, что тот ушёл под воду. Каталанская карта не является единственным свидетельством пребывания армянских братьев в Центральной Азии, хотя только на ней сохранилось сообщение о несколько неожиданном месте пребывания мощей святого Евангелиста Матфея, деятельность которого проходила на Ближнем Востоке и в Эфиопии. Центральная Азия в Средневековье была местом, где христианская проповедь (впрочем, также, как и проповеди многих других учений) была услышана и обрела массу последователей.
Причиной распространения христианства на восток явилось осуждение на Эфесском Соборе, проведенном в 431 году, несторианства (диафизитства) как еретического учения. После проведения в 451 году Халкидонского Собора произошел окончательный раскол христианского общества, началась массовые гонения на несториан и приверженцев других еретических христологических учений.
В это же время разделилась религиозная община армян, часть которых стала сторонниками решений Халкидонского Собора – халкидонитами, а другая большая часть осталась сторонницей дохалкидонского богословия, объединенная Армянской Апостольской Церковью.
Испытывая притеснения, многие христиане-несториане перебралась в Персию. Отсюда морским путем они переселялись в Индию и Китай, а торговыми путями - в Центральную Азию и Монголию, где их принимали, не чиня препятствий. Видя столь благодатную среду, в страны Азии двинулось множество миссионеров разных христологических учений. Порой монашеские ордена целенаправленно делегировали их в самые отдаленные районы.
На местах создавались религиозные общины, строились часовни, церкви, небольшие монастыри. Одним из центров распространения христианства в Центральную Азию была существовавшая на территории современной Туркмении несторианская Мервская митрополия. Другим центром распространения являлся, вероятно, город Чула (Дербент), где христианство было принято в 313 году. Город стоял на караванном пути и был северным форпостом Кавказской Албании, церковь которого находилась в каноническом единстве с Армянской церковью. Только в результате арабского завоевания (VIII в.) значение христианства здесь значительно снизилось, но не исчезло бесследно.
Семиречье, включая прииссыккулье, исторически было благоприятной областью для жизнедеятельности. Здесь оседали многие переселенцы из Средней Азии, появившиеся в результате арабского нашествия. Сопротивление, оказанное арабам в Таласской долине объединенными войсками Тюргешского каганата и Танского Китая, не позволило исламу распространиться дальше на восток. Это дало возможность зороастризму, буддизму и христианству еще несколько веков просуществовать в Чуйской долине. Позиции последнего были здесь весьма сильны. Примерно на месте современного Бишкека существовал город Тарсакент («селение христиан»).
Археологами раскопаны церкви VIII-X вв. и старинные кладбища с сирийскими и армянскими надписями XIII-XIV вв. на надгробных камнях. В Тарсакенте имелась и крупная армянская церковная община. В 1332 г. здесь был похоронен армянский епископ Иоанн. Поэтому возникновение в XII-XIV вв. монастыря армянских братьев на берегах Иссык-Куля вполне закономерно. Армянский монастырь мог быть здесь не единственным. Такое мнение неоднократно высказывалось исследователями, изыскания археологов подтверждают эту возможность. Но только об одном монастыре сведения попали на Каталанскую карту и, несомненно, благодаря мощам Евангелиста Матфея. Обладание святыней такого уровня выделяло монастырь среди прочих.
|