Каждое путешествие - преодоление чего-то каждым участником. У кого-то слишком тяжелый рюкзак, кто-то сложно переносит жару, у кого-то медленный темп. Последним сложнее всего. На привалах у них остается слишком мало времени. Пока догнал группу, ребята уже успели отдохнуть и уже двинулись в путь...
Георгий ждал с восьми часов. Боялся опоздать. До электрички было еще два часа. Мы тоже торопились. Однако Гоша оказался первым. Он сидел на перилах металлической конструкции велосипедной парковки рядом с пригородными кассами.
– Мария Владимировна!
Какой родной и знакомый голос. И эта улыбка до ушей. С ямочками. Каждое лето волосы Гоши приобретают золотистый цвет. Вот уж точно: летом белый, зимой серый. Мы скинули рюкзаки и Гоша начал хвастать своим снаряжением.
В снаряжение входила целая коллекция ножей. Я ахнула. Из одного кармана пляжных шорт Георгий достал складной нож, заточенный невероятно остро даже для взрослого человека. Я осторожно взяла его в руки. Лезвие без царапин.
– Новый?
– Да. Из другого кармана Гоша извлек чехол с лезвиями.– Буду тренироваться в метании.
У меня аж дыхание остановилось. В карманах Гоши было еще много чего интересного. На ногах, как обычно, летние сланцы, в которых он чудом умудряется ходить по любой местности. Коленки ободраны - упал с мопеда.
Вскоре подошли и наши коллеги. После визита в московский Горный университет, мы решили сделать совместную вылазку на природу. Руководитель студенческой практики, педагог, он же куратор геологического музея университета, - Александр, - был с собакой. В условиях Москвы Волька находилась на поводке и под аплодисменты собравшихся ловко выполняла команды. Студенты — дюжина девушек и один парень. Кто в ковбойской шляпе, кто в прикольной футболке, кто в рубашке, похожей на национальный русский костюм. Электричка неслась к станции Турист.
Следопыты, все как один, положили головы на рюкзаки и спали. Студенты болтали. Травы отцвели, и в окна проникал запах речушек. Через час мы были на месте. Первая цель - Парамоновский овраг. Дмитровский район. Маршрут лежит от поселка Целеево. Мы стояли на всхолмленной равнине и записывали в полевые блокноты лекцию Александра. Холмы — элементы Клинско-Дмитровской гряды - были очень красивы. Большой перепад высоты, симпатичные домики, невписывающаяся в пейзаж строящаяся высотка и поля борщевика. Геологическая лекция сменилась рассказом о годах войны и совершенных здесь подвигах советских солдат.


Идти было сложно. Тропа, по которой первоначально планировалось пойти, заросла. Пришлось начало пути проделать по обочине раскаленного шоссе. Цепь растянулась. Студенты взяли быстрый темп. Наконец, мы подошли к крутому спуску. Внизу - река Волгуша, извилистая прохладная. Пока мы её не видим. Ещё далеко. Лесистые склоны огромны. Вот оно, - родное Подмосковье. Кто сказал, что здесь все ровно, да гладко? Мы наверху. Дорога идет далеко вниз. На противоположном склоне - широкое облако наложило тень на высокие ели.


Очередной привал и рассказ Александра. Уходим вниз. Через пару километров - сюрприз, который мы так долго ждали. Тропу пересекает река. Переходить нужно вброд. Радости нет предела. После жары хочется просто упасть в воду. Но мы сдерживаем радость. Впрочем один следопыт, выпросив разрешение, всё же падает в воду, предварительно, после настойчивых уговоров, сняв футболку. Мы переобуваемся. Кроссовки сменили сандалии. Дно речки каменистое. Вода приятно массирует ноги. Течение быстрое. Вот, что для счастья надо! Мы долго не можем вылезти из речки. Просто не хотим. Один из студентов, глядя на младшего коллегу, тоже падает в воду. Уже в одежде. Его легкая обувь тут же всплывает и уносится течением далеко от хозяина. Это вызывает новую волну эмоций. Девчонки восторженно визжат, а он бежит спасать обувку.
Следующий привал - рабочий. Небольшой инструктаж и сбор пород. Геологи ходят по высокому берегу и собирают камни. Каждый образец нумеруется, заворачивается в газету и складывается в пакет. Впоследствии они определят состав и название каждой породы. Любитель купаться в одежде вооружён лучше всех, - имеет специальный инструмент геолога. Он старательно ищет образцы под выпирающим из склона деревом. Корневая система дерева, как щупальца осьминога, прорывается сквозь песок. Паренек останавливается и недоуменно смотрит на руку.
Что-то случилось. Заноза. Казалось бы, кто из нас не получал заноз? Но тут действительно что-то не так. Он спускается вниз. Девчонки встревоженно смотрят на руку. Ранение серьезное. То, что вошло в руку, находилось глубоко, выглядело пугающе и здорово повредило ткань. Достаём аптечку. Перекись водорода, бинты. Черт, чем же вскрыть?! Как обычно, - закон подлости: если вы забыли взять мазь или пену от ожогов, кто-нибудь обязательно обожжется, если получили занозу, - доставай голыми руками. Гоша извлек из кармана нож. Один из студентов льёт на него перекись и даёт мне в руки.
– Достаньте, пожалуйста, занозу.
Нож тяжел и работать с ним неудобно. Делать серьезный разрез не решаюсь, - делаю небольшую надсечку острым, как игла, концом ножа. Но посторонний предмет еще далеко. Делаю еще один надрез. Нет, заноза глубоко.
– Попробуйте с другой стороны.
Я немного разворачиваю руку парня, - бесполезняк. Тут в дело вступает Гоша:
– Давайте я.
– Пробуй.
Я отдаю ему нож. Гоша берет за рукоятку и серединой лезвия делает глубокий продольный разрез. Раздается визг. Нет, - парень спокоен. Стоящая рядом студентка обхватила лицо руками. Потом еще один разрез с другой стороны. Посторонний предмет крепко впился в ткань. Начинается самое неприятное, приходится делать маленькие точечные надрезы по окружности и выскребать эту заразу. Наконец на лезвии Гошиного ножа появляется то самое — кусочек металла или стекла, - сразу не разберешь.
Мы победно мчимся к дальней точке маршрута. Впрочем, один поход вмещает в себя много побед. Каждое путешествие - преодоление чего-то каждым участником. У кого-то слишком тяжелый рюкзак, кто-то сложно переносит жару, у кого-то медленный темп. Последним сложнее всего. На привалах у них остается слишком мало времени. Пока догнал группу, ребята уже успели отдохнуть и уже двинулись в путь... На дальней точке нас ждало дерево, практически висящее в воздухе над высоким берегом. Год от года его подмывала вода. Студенты спорят: когда оно рухнет в воду?
Снова небольшая лекция и сбор пород. Рядом с деревом - жуткое множество слепней. Желание разжигать здесь костер отпало сразу. Возвращаемся немного назад, - тут небольшая стоянка, - бревнышки, столик из спила гигантской толщины дерева. Разводим костер. Вода в речке не слишком прозрачна, но для питья годится. Готовим чай. Слишком сильно разожгли огонь и длинные язык пламени почти прожгли середину деревянной перекладины, на которой держались чайник и кан с водой. Собака Волька стережёт колбасу, нагревшуюся в рюкзаках, шоколад также потёк, лишь сухарям все равно.


Чай у костра можно пить литрами. Куда он девается в организме, остается загадкой. Заваривать чай весело. Рука опускается в коробку с заваркой и в кулак набирается целая горсть. Затем – сильный, резкий бросок в котел, и он чуть-чуть доходит на огне до того состояния, когда вкус дома смешивается с запахом природы.
Разговоры у костра, взгляды в огонь и друг на друга, через стреляющие искры и немного размытый воздух... У костра все равны. Все чувствуют себя свободно. И даже в жару костер не в тягость и горячий чай всегда кстати. Нас еще ждёт крутой и долгий подъем в гору. Когда только шли сюда, и со смехом спускались вниз, Александр сказал, что на обратном пути, поднимаясь в гору, мы кого только не вспомним. Удивительно, подъем дался достаточно легко, хотя и выглядел устрашающе. Снова электричка и, пожалуй, рано возвращаться в Москву.
Но подмосковные места никуда не денутся. Они всегда будут нас ждать. Ведь им тоже одиноко без нас.
А статья действительно больше похожа на полевой дневник.
Прочитал и вспомнил и наши клубные выезды, и поездки со школьниками с Саней в Карелию, и вообще удивительную жизнь лесную... Уххх.
Полностью согласна с Иреком. Пора поделиться опытом с Энциклопедией. Будем ждать.
Впрочем, именно гуру учат исключительно лично;-)
Мне кажется, куда полезней заинтересовывать экспедициями и подкидывать ссылки, материалы, задачки, стратегические игры, в конце концов. Как у Каверина, например. Литература - такой кладезь разных замыслов для игр и экспедиций!
а дорожные байки и прочие "вести с полей" записать- так это не обучение, а фольклор.