Вызов чему? Здравому разуму? Природе? Желание быть первым? Да нет, Фёдор говорит нам: посмотрите на себя, - силы человека бесконечны. Измени себя, человек!
На исходе уже третий месяц очередной удивительной экспедиции знаменитого российского путешественника Федора Конюхова. На весельной лодке «Тургояк» он в одиночку пытается пересечь Тихий океан от континента до континента (Латинская Америка – Австралия). И, если экспедиция завершится победой, он станет первым человеком в мире, который сделал это. Всемирная Энциклопедия Путешествий, под эгидой которой Федор стартовал от берегов Чили, постоянно находится на связи с отважным первопроходцем.

2013. Фёдор Конюхов на встрече с Энциклопедией (архив Энциклопедии)Фёдор Конюхов – Председатель Академии Всемирной Энциклопедии Путешествий, 62-х летний священник, без преувеличения, Путешественник №1 России, находится сейчас на одном из самых сложных экспедиционных маршрутов планеты. Экспедиция беспрецедентная, - в одиночку, на весельной лодке, через Тихий океан... До сих пор «чисто» (от континента до континента) пересечь Тихий океан не удавалось никому – столь сложно и опасно это предприятие. Практически ежедневно Энциклопедия публикует новости об экспедиции.

Интерактивная карта Международного Общества Океанских Гребцов (Лондон)Есть и интерактивная карта продвижения Фёдора в Международном Обществе Океанских Гребцов (Лондон). Но, как представляется, глаз читателя уже, что называется, «замылился». Ну, плывёт Фёдор. Ну, пересекает. А вот я попробовал представить, что видит Фёдор Конюхов... А, представив, честно говоря, просто ужаснулся. Ведь попасть в подобную ситуацию, например, в смерч – это смерть. И от такого испытания не спасет ни изменение курса, ни плавякорь, ни спутниковый телефон.
Александр Федорченко, Президент Энциклопедии

  Ветер зашел на северо-запад, пошла встречная волна, толчея, лодку бросает из стороны в сторону. Вчера, слева по борту, буквально в 2-х милях, прошел мощный смерч. Гигантский хобот из воды, покачиваясь, ушел на юго-восток. Стало страшно. В воздухе чувствуется напряженность. Природа замерла. Днем стоит жара под тридцать градусов, прохлада наступает только ближе к полуночи. Природе требуется разрядка, а разрядка в океане – это шторм. По прогнозу, ветер должен вернуться на северо-восточный, а вот зыбь и волна останутся с западного направления. Впереди по курсу мощные шторма и отголоски этой непогоды доходят до меня в виде встречной волны. Даже при текущем курсе я уже практически прошел наветренные острова Туамоту  (острова Россиян, и следующая преграда - это острова Общества, включая остров Таити. В идеале, оставить слева по борту атолл Беллинсгаузена (Motu One), но это сложно будет сделать при севером ветре. Неделя будет сложная, с Божьей помощью надо выдержать. Всем поклон. Фёдор Конюхов.  

Посмотреть новость целиком

  Так выглядит смерч в океане, но у лодки Фёдора нет мотора, чтобы так улепётывать:

Студия Фёдора Конюхова. Слева направо: Александр Федорченко, Фёдор Конюхов, Сергей Печенегов (архив Энциклопедии)Энциклопедия обратилась к старому другу Фёдора, участнику сложнейших экспедиций, в том числе полярных, - руководителю Лаборатории экспедиций Всемирной Энциклопедии Путешествий. Кстати, не так давно мы отметили юбилей экспедиции, в которой принимал участие и Фёдор Конюхов, и Сергей Печенегов, и опубликовали открытое письмо Сергея к Фёдору, на которое из океана мэтр ответил по спутниковому телефону «Iridium». Итак, слово Сергею Печенегову - штурману ряда автономных экспедиций к Северному и Южному полюсам:

Попытки пересечь в одиночку Тихий океан на весельной лодке предпринимались и ранее. Из истории одиночного пересечения Тихого океана с востока на запад (по материалам Общества Океанских Гребцов):

  • 1974: Anders Svedlun (Швеция). Чили – Западное Самоа, 6462 мили, время в пути 191 день;
  • 1982 -1983: Peter Bird (Англия). Сан-Франциско (США) - Барьерный Риф (к востоку от Австралии), 8 686 миль, время в пути 147 дней;
  • 2001: Jim Shekhdar (Англия). Перу (Лима) – остров N. Stradbroke (Австралия), 10 652 мили, время в пути 273 дня;
  • 2005: Maud Fontenoy (Франция). Перу (Лима) - Маркисовы острова, 4 217 мили, время в пути 74 дня;
  • 2008: Alex Bellini (Италия). Перу – Коралловое море (65 миль от побережья Австралии), время в пути 294 дня;
  • 2010: Serge Jandaud (Франция). Перу - остров Wallis, время в пути – 163 дня.

Было еще два десятка неудачных попыток пересечь Тихий океан и финишировать в Австралии. Но, как видим, ни одному человеку не удалось пройти маршрут «чисто» - континент (Южная Америка) – континент (Австралия). Тихий океан на участке Чили - восточное побережье Австралии, имеет протяженность маршрута почти 8 тысяч морских миль (около 15 тысяч км). Фёдор Конюхов планировал пройти этот маршрут за 180 – 200 дней. На сегодня пройдено более половины маршрута по протяженности и примерно половина по запланированному времени.

Океанская сага Фёдора КонюховаПройденная часть пути прошла относительно спокойно, хотя отнюдь не безмятежно. В самом начале пути обнаружились неполадки в системе зарядки бортовых аккумуляторов от солнечной батареи. Нетрудно догадаться, что это поставило под угрозу работоспособность всей системы жизнеобеспечения. От аккумуляторов работают важнейшие бортовые комплексы судна – системы навигации и спутниковой связи, приборы, регистрирующие скорость и направление ветра, установка для опреснения воды и многие другие жизненно важные бортовые системы.

Пришлось возвратиться в Чили для замены аппаратуры. Комфортными признать условия путешествия нельзя, точно. Сильные ветра, громадные волны, грозящие опрокинуть «Тургояк», изнуряющая тропическая жара, теснота каюты, тяжелая работа на веслах по 15-16 часов в сутки, неполноценность питания, вынужденная бессонница и, наконец, психологическая нагрузка, связанная с тревожным ожиданием чрезвычайных ситуаций и ограниченной возможностью общения с внешним миром. Фёдор известен своими сложнейшими одиночными экспедициями. Но нетрудно представить состояние человека, который в течение длительного времени оторван от живого общения, от благ цивилизации. Разговор ведет только с Богом (напрямую) и со штабом экспедиции (по спутниковому телефону).

Прохождение мыса Горн. Из личного архива Фёдора КонюховаНа вершине. Из личного архива Фёдора Конюхова

Однако предстоящие трудности, которые придется преодолеть путешественнику на оставшейся части маршрута, значительно существеннее, чем на уже пройденной. В первую очередь, это связано с тем, что открытый океан сменился акваторией, насыщенной густой сетью мелких островов и атоллов с многочисленными рифами. Очень большая вероятность посадить лодку на отмель и повредить её, и даже опрокинуть. Сейчас «Тургояк» вошел в зону Французской Полинезии, острова которой имеют либо вулканическое, либо коралловое происхождение. Вулканическими являются острова Тубуаи, Гамбье и Маркизские. Коралловые атоллы образуют архипелаг Туамоту и входят в состав некоторых других островных групп.

Океанская сага Фёдора КонюховаКоралловые острова обычно возвышаются над уровнем океана всего на несколько метров, окружены рифами. Не менее коварны и опасны и другие архипелаги, которые предстоит пересечь на подходе к Австралии. При этом надо учитывать, что экспедиция должна пройти, как уже говорили, «чисто» - без высадки на какой-либо остров или вообще сушу. Нельзя и подниматься на борт кораблей, яхт. Ситуация осложняется и тем, что в этой части Тихого океана наиболее жаркий и влажный сезон — с ноября по май, когда часто дуют северо-западные ветры.

В самые жаркие месяцы температура обычно держится в пределах 27 — 32 °C, влажность воздуха очень высока (около 92 %) а осадков выпадает до 1700 мм (75 % годовой нормы). Осадки в это время выпадают, преимущественно, в виде мощных, но кратковременных ливней, или затяжных моросящих дождей длительностью до нескольких суток. В этот же период нередки тропические ураганы и мощные шторма в районе островов Таити, Туамоту, Тубуаи. Острова Французской Полинезии открыты для вторжения тропических циклонов, иногда носящих ужасный, разрушительный характер. Ветер порывами до 30 узлов (около 56 км/час), но крутит, то на северо-запад, то на север. Волну не успевает разогнать. Проливные дожди прибивают поверхность океана. Тысячи тонн дождевой воды выливаются в считанные минуты. На отдых тут рассчитывать не приходится. Но и это ещё не всё. Тревожат сообщения Фёдора о неисправностях бортовой аппаратуры. Из-за отсутствия солнечной погоды разряжаются аккумуляторы. Приходится переходить на резервные.

  Вышел из строя дисплей ветроуказателя от компании Raymarine. Можно регистрировать только силу ветра. Направление ветра (более важная характеристика для прохождения среди островов) не показывается.  

Не следует и забывать, что длительные непрерывные физические нагрузки накапливают усталость. Напомню, что батюшке идёт 63-ий год! Уникум! Немаловажным обстоятельством является и то, что такие физические нагрузки предполагают адекватное восполнение энергетических затрат за счет продуктов питания. Ресурс продуктов по понятным причинам достаточно ограничен. А больших успехов в рыбной ловле пока, увы, не достигнуто.

Океанская сага Фёдора КонюховаОкеанская сага Фёдора Конюхова

  Я все надеюсь на рыбу. Пока - один маленький тунец за 40 дней в океане! В первые дни, в плохую погоду, ничего не ел, держался на внутренних запасах, а сейчас не могу, есть хочется 24 часа в сутки. Все время голодный.  

Посмотреть новость целиком

 

Океанская сага Фёдора Конюхова - ТУРГОЯК в Тихом океанеПо моим расчетам до острова Фату-Хива (Маркизские о-ва) осталось чуть меньше тысячи миль. Отличная новость, Фату-Хива - почти половина пути. На рассвете поймал кальмара. Обдал его кипятком и очень хорошо позавтракал. Кальмарчик маленький, но все равно внес разнообразие в рацион. Я десятки раз перечитывал книгу Тура Хейердала «Экспедиция Кон-Тики». Насколько разный был океан тогда и сейчас!

Хейердал с командой ловил в день по пять-семь акул! Тунцы выпрыгивали на плот, а летучих рыб они собирали корзинами и жарили на сковороде. Мне о таком изобилии можно только мечтать. Моя констатация фактов: январь-февраль 2014 года, Южный Тихий океан от 80 градуса до 120 градуса западной долготы – совершенно пустынен в плане обитателей. Нет летучих рыб и, соответственно, нет тунцов, дельфинов, акул. Я ежедневно веду дневник и записываю все, что вижу в океане, а учитывая, что я провожу по 16 часов в день на палубе, да еще и в 30 сантиметрах над уровнем моря, от моего внимания мало что может ускользнуть. Любая живность в радиусе моей видимости сразу будет обнаружена. И записывать в журнал наблюдений мне особо нечего. Вот такая разница между тем что наблюдал Тур Хейердал в 1947 году и тем что вижу я в 2014.

Одной человеческой жизни (срок) достаточно, чтобы океан изменился. Я все жду, когда появятся первые птицы, - хоть они скрасят эту пустоту. Я все время пристегнут страховочным поясом, боюсь выпасть за борт. Догнать легкую карбоновую лодку, гонимую пассатами Тихого океана и течением, очень сложно, даже хорошему пловцу. Лучше не искушать судьбу. Страховочный пояс я не снимаю, даже когда сплю, потому что иногда нужно выскакивать на палубу в считанные секунды и нет времени возиться с поясом. Я уже соскучился за запахом земли. Спасибо всем, кто поддерживает и молится за меня. Я ваш большой должник. Всем поклон. Фёдор.

 

Посмотреть новость целиком

Тем не менее, нет оснований для грустных прогнозов в результатах беспрецедентной экспедиции Фёдора. Лично я настроен оптимистично. И на то есть объективные поводы. Для читателей Всемирной Энциклопедии Путешествий, не очень осведомленных в биографии Фёдора Конюхова, рекомендую познакомиться с ним и его экспедициями. Очень тревожные данные последних дней – из-за агрессивной морской среды один за другим выходят из строя хваленые зарубежные приборы. Пока Фёдору удается или чинить что-то, или использовать резервные варианты.

 

2013. Фёдор Конюхов на встрече с Энциклопедией (архив Энциклопедии)В московском штабе сообщили, что со вчерашнего вечера не получают координаты с лодки. Я посмотрел спутниковый буй Yellow Brick, и выяснилось, что через USB разъем для зарядки в него попала вода, и он закоротил. Этот разъем закрывается колпачком с резиновым кольцом и, наверное, кольцо стало пропускать воду. Это плохая новость. Включил второй буй номер 3399, резервный. Других у меня нет.

Все начинает сыпаться и выходить из строя. Океанская агрессивная среда потихоньку добирается до всех приборов и механизмов, но я с Божьей помощью и вашими молитвами держусь. Всем поклон. Фёдор Конюхов

 

Посмотреть новость целиком

 

ТПлавякорь Тургояка. Чили, Конкон, декабрь 2013. Автор фото - Владимир Зайцевермометр показывает +39 градусов. Стенки и потолок буквально на глазах стали обрастать плесенью. Солнца нет, основные аккумуляторы разрядились. Пришлось перейти на резервную батарею. Когда включал резервный аккумулятор, обнаружил, что переключатель On/Off сломался. Хорошо, что мы в Чили купили запасной. Отсоединил провода от старого и подключил новый. Боялся, чтобы ключом не закоротить клеммы.

Сделал как смог, с учетом качки, система работает, когда погода улучшится, буду крепить переключатель к переборке, пока он лежит на днище лодки.

 

Посмотреть новость целиком

Вспомним, что и в начале экспедиции после капитальной поломки оборудования Фёдору пришлось возвращаться и начинать экспедицию заново.

  Фёдор КонюховСпустя 4 суток после старта на борту лодки возникла нештатная ситуация - вышла из строя система зарядки аккумуляторов с помощью солнечных батарей. Весь день 18 декабря провели в консультациях с Фёдором и английскими строителями лодки. Лодка - в 40 милях от Вальпараисо. Штаб экспедиции принял решение арендовать парусную яхту, выйти в океан и отбуксировать лодку в порт для ремонта системы энергоснабжения.  

Посмотреть новость целиком

2013. Фёдор Конюхов подписывает свою книгу для Всемирной библиотеки путешественников (архив Энциклопедии)Предо мной на столе лежит замечательная книга Фёдора - «Океан - моя обитель» (одиночное плавание вокруг Антарктиды), подаренная им перед стартом экспедиции на собачьих упряжках весной 2013 (Северный полюс – Гренландия). С удовольствием перечитываю эту книгу с чувством восхищения, преклонения и гордости за соотечественника, за нашу Россию. Мне посчастливилось провести с Федором 69 трудных дней и ночей во льдах Северного Ледовитого океана на пути к Северному полюсу в составе автономной лыжной экспедиции команды «Арктика». В этой экспедиции Федор проявил себя с наилучшей стороны. Был безусловным неформальным лидером в команде. Генетики уверяют, что в ДНК людей, которым не сидится на месте, есть особый «ген Колумба». Великий Фритьоф Нансен утверждал, что путешественник должен обладать, по крайней мере, двумя добродетелями – Целеустремленностью и Терпением!

В характере Фёдора эти качества счастливо сочетаются. Умение терпеть – это важнейшая предпосылка для того, чтобы пройти этот изнурительно тяжелый маршрут. С большим риском не только для здоровья, но и для жизни. Человек с таким опытом, с таким характером всё пройдет, всё преодолеет! Пожелаем же ему терпения, сил и успешного окончания плавания и возвращения на родную землю!

  Энциклопедия присоединяется к пожеланию Сергея Печенегова

Икона Архангела Гавриила. Не забудь, о Боже, как безбрежен океан и как мало мое судно. Автор иконы - Фёдор Конюхов (архив Энциклопедии)В уютном домике Фёдора напротив Водоотводного канала у Павелецкой много икон, написанных им самим. Если кто не знает: Фёдор ещё в 1983 был принят в Союза художников СССР (самый молодой из членов Союза на тот момент). С 1996 - член Московского Союза художников (МСХ), секция "Графика". С 2001 состоит и в секции МСХ "Скульптура". Лауреат Золотой Медали Российской Академии Художеств, автор более 3.000 картин. Манера письма у Фёдора очень своеобразная, хотя великолепно он пишет и в «классическом» стиле. Больше всего меня поразила икона Архангела Гавриила, написанная Фёдором у мыса Горн, который он тоже проходил в одиночку. На ней слова: «Не забудь, о Боже, как мало моё судно и как безбрежен океан». Фото, честно говоря, получилось не очень – я снимал «на телефон»… Удачи тебе, Фёдор, дружище! Спаси тебя Господи! Не забудь, о Боже, как безбрежен океан и как мало судно Фёдора!

Статья просмотрена: 5035
Рейтинг статьи: 7
Bookmark and Share
Страны: Россия
Отдел Информации
Отдел Информации, 22.03.2014 в 03:03
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 7 )
 Федорченко
Комментарий в группе Энциклопедии в Одноклассниках:
Вера Кулешова (Григорьева) Одесса, Украина: ДОСТОИН СЕРДЕЧНОГО УВАЖЕНИЯ!!!!! Сил ему,любви и Божьего Благословения!!!!пусть Ангелы и Архангелы сопровождают его в пути!!!
 Федорченко
С огромным интересом я читаю новости про плавание Федора Конюхова! Из пяти опрошенных на работе сотрудников, двое знали, что у него новая экспедиция, один человек просто знал про Конюхова, а остальные двое услышали о нем в ходе моего маленького социального опроса.
Сначала я вообще не поняла для чего это ему нужно. Думала о том, что сказал Чичестер, когда он совершал плавание на своей яхте: "Теперь я уже знаю, что всему есть предел. Потерял я свои молодые силы....".
Потом я пыталась представить и понять, как это оказаться в тех условиях в которых сейчас находится Конюхов... Сейчас я просто рада, что есть такие смелые путешественники!
Конечно же я желаю ему сил и чтобы его Ангел Хранитель его хранил!
 Семикова
И все же охотники за смерчем (торнадо) существуют. Даже то, что вызывает ужас, для кого-то прекрасно.
Федору побольше прекрасных, но менее ужасных моментов. Больше приключений, которые приносят радость. Больше возможностей отдохнуть.
 Узбеков
Ирек Узбеков 23.03.2014 в 09:05 (ссылка)
Есть много (увы!) людей не понимающих и даже осуждающих Конюхова. Но ведь он - образец естествоиспытателя, человек, опыт которого позволяет заглянуть в такие места и изучить такие обстоятельства, которых большинство тихо страшатся. Хочется призвать критиков: пусть он - одиночка, угрюм, но рассматривайте его как лабораторный образец Человека, с которым экспериментирует Природа. Это ж и для нашей пользы.
Йети съел этот комментарий
 Федорченко
Дорогой Ирек! Неплохо зная Фёдора, могу сказать: угрюмости в нем уж точно нет :))) ни грамма! А стандартное отношение к нему у многих: хапуга, собирающий деньги ни на чем, пиарщик. Я с такими людьми не спорю, это бесполезно. А Конюхов - просто молодчина. Интересно: перед стартом из Чили, в Конкон, где находился Фёдор, прибыл Посол РФ в Чили и вручил ему приветственный адрес от Путина. Тоже по-разному можно относиться к этому. Но рукокодитель государства считает важным поддержать Конюхова. Думаю именно потому, что его экспедиция нужна не олигархам и не клоунам в Государственной Думе, а простым русским людям, которые, читая про продвижение Фёдора (в том числе и на нашем ресурсе) понимают, что резервы человеческого организма огромны, что есть в мире что-то, кроме покупки кухонного гарнитура (мерседеса, яхты, виллы на Канарах). Спасибо тебе, Фёдор, дружище!
 Печенегов
Присоединяюсь к сказанному.
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо