Спасательная экспедиция А.В. Колчака по оказанию помощи барону Э.В. Толлю (1903 г.)
Читать весь цикл статей: Полярные экспедиции «врагов народа»
Аннотация серии статей

В книгах исследователей Арктики и Антарктики В.Ю. Визе и М.И. Белова по цензурным соображениям 1940-50-х годов отсутствуют данные о двух десятках важных экспедиций, возглавлявшихся известными полярниками, причисленными потом к «врагам народа». Среди них следует упомянуть Б.А. Вилькицкого, Н.И. Евгенова, М.М. Ермолаева, Н.И. Коломейцева, А.В. Колчака, Г.Д. Красинского, Б.В. Лаврова, Ф.А. Матисена, Н.Н. Урванцева, П.К. Хмызникова и некоторых других. О них мы расскажем на страницах Энциклопедии в кратком курсе истории Российской Арктики. Он включает около ста выдающихся экспедиций и рассчитан на 10 лет публикации.

В 1900–1902 гг. состоялась Русская полярная экспедиция под руководством Э.В. Толля на Таймырский полуостров и Новосибирские острова. В ней приняли участие Ф.А. Матисен (командир яхты «Заря») и гидролог А.В. Колчак. Экспедиция закончилась трагически: отряд Толля в количестве четырёх человек пропал на о. Беннетта. Матисен и Колчак прибыли из Петербурга для организации спасательных работ.

Шхуна экспедиции Толля Заря в Норвегии, 1899 г.Комиссия Академии наук, заслушав в декабре 1902 доклад Ф.А. Матисена, приняла решение об организации экспедиции по поиску на Новосибирских островах отряда Э.В. Толля. Адмирал С.О. Макаров высказался за ледокол «Ермак», но применение его зимой на мелководье вызвало серьёзные возражения. Было принято предложение лейтенанта А.В. Колчака об использовании поморских промысловых лодок или вельбота с «Зари», находившегося на отстое в бухте Тикси. В конце февраля 1903 участники спасательной экспедиции под руководством Колчака выехали из Петербурга в Якутск.

В состав отряда вошли четыре опытных мезенских промышленника из Архангельской губернии. Дорога, хотя уже и неоднократно пройденная, заняла два месяца. Только в конце апреля экспедиция добралась до бухты Тикси. 17 человек и 160 упряжных собак за полтора месяца с большим трудом дотащили вельбот, взятый с «Зари», по торосистому льду пролива Дм. Лаптева до о. Котельного. После вскрытия моря 31 июля, Колчак с небольшой командой вышел под парусом на о. Новая Сибирь. Здесь встретили вспомогательный отряд Бруснева, который доложил о находке записки Толля, оставленной в прошлом году перед уходом на о. Беннетта в поисках неизвестной Земли Санникова. Попытки самого Бруснева переправиться туда через полынью в 30-градусный мороз, успехом не увенчались.

Эдуард Толль с дочерьми. Фото из архива семьи Толля15 августа 1903 года спасательная экспедиция А.В. Колчака вышла на вельботе к о. Беннетта. Море было относительно свободным ото льда, и дорога заняла всего два дня. На мысе Эммы сразу же обнаружили гурий (искусственное сооружение в виде островерхой груды камней, используется в качестве ориентира - ) с запиской Толля, по которой отыскали покинутую базу его отряда. В поварне сохранились инструменты, коллекции и последний отчёт Толля на имя президента Академии наук. Из него стало ясно, что путешественники ждали прибытия «Зари» в прошлом году до поздней осени, после чего приняли решение возвращаться самостоятельно по льду на о. Новая Сибирь. Видимо, Толля вынудили к этому чрезвычайные обстоятельства, скорее всего – отсутствие продовольствия. Надеясь на «Зарю», отряд не запасся мясом оленей и морских животных.

Переход же в 150 км по дрейфующему морскому льду в полярную ночь не предвещал ничего хорошего. 8 ноября 1902 года отряд Толля покинул о. Беннетта. На Новосибирских островах он так и не появился. Спасательная экспедиция Колчака соорудила на о.Беннетта каменный гурий в память о погибших путешественниках и 20 августа отплыла на о. Новая Сибирь, которого достигла с большим трудом из-за сильных волн. Несколько дней людям пришлось постоянно принимать ледяной душ и вычерпывать воду из вельбота.

Шхуна ЗаряУчастники экспедиции на Заре. Слева — А. Колчак

…В 1913 году ледокольный транспорт «Таймыр» из Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана посетил о. Беннетта. Моряки разыскали коллекции Э.В. Толля. Образцы горных пород пролежали в ящиках под открытым небом более 10 лет. Этикетки вместе с обёрточной бумагой превратились в жалкие лоскутки. Коллекцию доставили на борт «Таймыра», а на острове гидрографы поставили высокий крест в память Толля и его спутников. В Петербурге эту коллекцию разобрал и изучил профессор – минералог А.Е. Ферсман, составивший геологическое описание о. Беннетта и других островов из группы Де  Лонга.

Гурий - знак яхты Заря экспедиции Толля, 1901 г.В 2010 году на острове побывали участники Морской арктической комплексной экспедиции (Институт Наследия, Москва) во главе с П.В. Боярским. Описав современное состояние остатков строений Толля, они установили мемориальный знак в честь землепроходцев в виде металлической треноги с памятной доской.

Литература

  1. Барышев И.Б., Свиридова О.Ю., Храпов Г.С. «Память Российской Арктики». /Российский Север: модернизация и развитие. – М., ЦСП, 2012.
  2. Болотников Н.Я. «Никифор Бегичев». – М., Главсевморпуть, 1949.
  3. Боярский П.В. «Исследования Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ)». /Полярный альманах, №1. – М., Паулсен, 2011, с. 136 – 138.
  4. Бурлаков Ю.К. «140 лет А.В. Колчаку (1874 – 1920)». /Полярный альманах, №2. – М., Паулсен, 2014.
  5. Колчак А.В. «Предварительный отчёт начальника экспедиции на Землю Беннетта для оказания помощи барону Толлю». /Изв.ИАН, т.XX, №5. – 1904, с.149 – 157.
  6. Мельгунов С.П. «Трагедия адмирала «Колчака», кн.1 и2, переиздание. – М., 2004.
  7. Пасецкий В.М. «Находки, которые открывают тайны». – М., Транспорт, 1964.
  8. «Северная энциклопедия». – М., Европ. изд., 2004, с.394 – 395.
  9. Синюков В.В. «Александр Васильевич Колчак: от исследователя Арктики до Верховного правителя России». – М., КноРус, 2004.
Дополнительная информация к циклу статей

Автором данного цикла является наш удивительный автор - Юрий Бурлаков. Юрий Константинович - выдающийся исследователь русского Севера, родился 24 апреля 1942 года в г. Ставрополе, где в 1959 году закончил школу с золотой медалью. Уже будучи членом краеведческого кружка в Доме пионеров, принял участие в трёх экспедициях по Северному Кавказу (Уруп - 1956 г., Архыз - 1957 г., Теберда - 1958 г.), участвовал в раскопках остатков четвертичной фауны в Косякинском карьере, организованных Зоологическим музеем АН СССР. Как ни странно, Юрий Бурлаков не пользуется компьютером, не имеет электронной почты, не регистрируется ни на сайтах, ни в соцсетях. Поэтому его великолепные очерки и циклы статей будут выходить на страницах Энциклопедии от имени нашего Отдела информации.

Ю.К. Бурлаков  Ю.К. Бурлаков

В 1959 году Юрий Бурлаков поступил на геологический факультет Ленинградского университета, который окончил в конце 1964 года по специальности геолог-съемщик-поисковик. Во время учебных и производственной практик принимал участие в экспедициях по Памиру (1961 г.), Тянь-Шаню (1962 и 1963 гг.), Чукотке (1964 г.). По распределению попал в Верхне-Индигирскую экспедицию Якутского геологического управления (п. Усть–Нера Оймяконского района ЯАССР. Работал геологом, начальником партии на съёмке геологической карты масштаба 1:200.000 в верховьях р. Индигирки (бассейны рр. Куйдусун, Нера и Мома).

В 1990-1993 гг. работал во вновь образованной Ассоциации полярников, в 1994-2002 гг. - в аппарате Государственной Думы РФ, помощником заместителя председателя Думы А.Н. Чилингарова. За это время принял участие в пяти морских экспедициях по арктическим архипелагам, Северному морскому пути и на Северный полюс: 1991 г. - теплоход «К. Еланская» на Шпицберген и ЗФИ, 1991 и 1992 гг.- атомоход «Советский Союз» по Севморпути и на Северный полюс, 1993 г. - атомоход «Ямал» на Северный полюс, 1996 г. - норвежское НИС «Лансе» на ЗФИ.

С 1991 г. по 2002 г. ежегодно участвовал в весенних воздушных спортивных и туристических экспедициях на Северный полюс. Осенью 1999 г. принял участие в экспериментальном рейсе тяжелого вертолета Ми-26 на Северный полюс без дозаправки. Зимой 1995/1996 и 2001/2002 гг. побывал в Антарктиде со спортивной командой «Метелица» и при организации полета на Южный полюс легкого самолета Ан-3.

В 1997-2007 гг. ежегодно участвовал в летних поисках и раскопках остатков мамонтовой фауны по линии Международного мамонтового комитета (1997-2000 гг. – на Таймыре, 2001-2005 гг. – на севере Якутии, 2006-2007 гг. – на Ямале).

Всего за 1956-2007 гг. записал на свой счет около 30 экспедиций. С 2001 года увлекся изучением истории исследования и освоения Российской Арктики. За последние годы опубликовал две книги и около полусотни статей в сборниках, журналах и газетах по исторической, географической и палеонтологической тематике. На общественных началах является редактором полярной литературы московского издательства «Паулсен». Участвует в работе Ассоциации полярников (в 2002-2012 гг. был её вице-президентом), Полярной комиссии Московского отделения Русского географического общества, Международного мамонтового комитета (в качестве консультанта по палеогеографии). К увлечениям можно отнести коллекционирование минералов и полярной филателии. Любит собак, темное пиво и строганину из сиговых рыб.

Статья просмотрена: 5091
Рейтинг статьи: 5
Bookmark and Share
Страны: Россия
Отдел Информации
Отдел Информации, 11.01.2015 в 07:10
Источник изображений: Из открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 6 )
 Семикова
Юрий Константинович! Знаю, что не читаете комментарии. Но это не значит, что их не должно быть. Так люди иногда говорят вслух, обращаясь к кому-то, кто в данный момент их не слышит. Книги об Арктике и Антарктике - не являются румяными пирожками, не успевающими остыть, как лоток уже пуст. Это диковина и сокровищница библиотек и семей, болеющих данной темой. В нашем доме подобная литература занимает не менее трех книжных полок. Для среднестатистической семьи это много, но вообще-то это капля в море. По жизни уважаю людей, в чьем доме есть хотя бы один музыкальный инструмент и пускай две-три книги по Арктике и Антарктике. Это люди особого рода.
Уникальная статья. Хочется пожелать, чтобы когда-нибудь вышла книга. Даже не когда-нибудь, а как можно скорее. Близость к "Паулсену" уж могла бы как-то повлиять на это. Их литертура полезна, но порой повторяет прописные истины.
Обращаюсь к главе Фонда "Всемирная Энциклопедия Путешествий". Фраза "ничьи права не нарушены" под авторством "Отдел информации" смотрится нелепо. Не понятно откуда взята такая практика - метить статьи авторов, не пользующихся компьютером. Найти статьи Юрия Бурлакова, опубликованные в энциклопедии не представится возможным. Скрыты они от глаз чрезвычайно хитрым способом. Надо сменить авторство. Автора на сцену!!!
 Федорченко
Так как ко мне обратились, информирую: в комментариях обсуждаются статьи авторов, а не иные вопросы. Также хочу заметить:
1. "Метят" что-либо собачки, вышедшие на прогулку.
2. Наличие в цикле статей лишь ОДНОЙ статьи означает, что эта статья в цикле - первая.
3. Публикация человека, который по разным причинам не может зарегистрироваться на сайте, но хочет, чтобы статья была опубликована, дается от имени "Отдела информации" - это практика работы с такими авторами и они об этом извещаются.
4. "Ничьи права не нарушены" - информация о размещении ИЗОБРАЖЕНИЙ, об этом довольно ясно сказано в информационном блоке под статьей.
В целом же для любителей сотрясать воздух пустыми, дешевыми пожеланиями, основанными на желании продемонстрировать свою псевдоисключительную способность быть умнее всех, скажу: выглядит это смешно. Если есть желание о чем-то посоветоваться, предложить, - для этого существует "личка". Вывыливать на посетителей портала свои личные впечатления и размышления о работе "в целом" - нетактично, невежливо, неэтично. Рекомендую автору комментария ограничить свой запал обсуждением статей, остальное обсуждать лично.
 Семикова
Повторяю. Под статьями должна быть фамилия автора. Диплом юриста у меня в кармане. Вторая часть комментария А.Федорченко, не касающаяся статьи, явно лишняя.
 Федорченко
Маша, от души советую Вам завести собственный проект и, имея в кармане, что там у Вас есть, его вести. Здесь Вы уже довольно ощутимо надоели своими поучениями.
 Узбеков
Ирек Узбеков 11.01.2015 в 21:16 (ссылка)
На мой вкус, замечательный рассказ. Пусть он лишён тропической цветистости и оптимистического блеска, он прост и даже суров, как Арктика. Читая, вспоминал рассказы Д.Лондона, Дж.Кервуда, воспроминания Ф.Нансена, произведения Р.Кента. Жду продолжения с нетерпением!
 Печенегов
Очень рад, что Юрий Константинович взял на себя многолетний труд открытия интереснейших страниц истории Российской Арктики. Мой нижайший поклон другу и соратнику по экспедициям!
С позволения автора напомню читателям хронологию развития экспедиции выдающегося русского ученого Э.В.Толля. Шхуна "Заря" вышла из Петербурга в июле 1900 г.. Через Баренцево море и пролив Югорский Шар шхуна вошла в Карское море. После острова Диксон проследовала вдоль побережья полуострова Таймыр и в октябре стала на зимовку в южной части архипелага Норденшельда. По распоряжению Эдуарда Толля в вечную мерзлоту Таймыра был заложен продуктовый склад (депо), предназначенный для обеспечения зимних исследовательских маршрутов. Склад впервые был обнаружен экспедицией "Комсомольской правды" в 1973 г.
В 1977 г. наша группа наткнулась на этот склад в ходе лыжной экспедиции по Таймыру от Диксона до мыса Челюскина.
Только через 11 месяцев ледовая обстановка позволила шхуне двигаться, и в августе 1901 г. знаменитый парусник направился на восток. «Заря» достигла мыса Челюскин, затем плавала к северу от Новосибирских островов в поисках мифической «Земли Санникова». В середине сентября впервые в истории северных плаваний «Заря» прошла в проливе между островами Котельный и Бельковский и стала на вторую зимовку у западного побережья острова Котельный. Весной 1902 г. группа Э. В. Толя покинула шхуну и направилась по льду на север в район острова Беннет. Судно освободилось ото льда лишь в начале августа и из-за неблагоприятной ледовой обстановки не смогло пройти далее на север и приблизиться к острову Беннет. Через месяц «Заря» вошла в бухту Тикси и закончила свое плавание навсегда. К несчастью, группа Э.В. Толля погибла, как полагают исследователи, из-за проблем с продовольственными запасами. Основной запас продуктов остался на шхуне.
Спасибо, Юрий Константинович! Будем с нетерпением ждать продолжения. До встречи!


Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо