Экспедиция «Тайны Тункинской долины и Дархадской котловины» - первая из заявленного цикла экспедиций «К белым пятнам Большого Саяна». Имеет спортивно–научную направленность; планируется: восхождения на ряд вершин; прохождение участков рек (верховья Иркута, Икхэ-Ухгуня) на катамаране и байдарке; изучение петрофильных (скальных) цветковых растений горно-луговой растительности Тункинских Гольцов; изучение пещеры у бывшего посёлка Хара–Дабан; описание малоизученных термальных минеральных источников.
Цели экспедиции:
Изучение петрофильных (скальных) цветковых растений горно-луговой растительности Тункинских Гольцов в районе горного узла Аршан.
Гериатрические (гериатрия — раздел геронтологии, занимающийся изучением, профилактикой и лечением болезней старческого возраста) наблюдения и исследования среди жителей Тункинской долины, Дархадской котловины и прибрежной части озера Хубсугул.
Проведение ряда восхождений. Одно - на пик Дружба, или пик Аршан, - в Тункинских Гольцах, другое - на гору Мунку-Сардык, со стороны Монголии.
Поиск аномальных зон, и, при положительном результате, проведение паранормальных исследований (окрестности посёлка Торы, окрестности посёлка Аршан).
Поиск и описание нетрадиционных методов лечения среди населения района путешествия. Дальнейший сбор материала для книги о горной системе Восточного и Большого Саяна.
Поиск новых фактов о путешествиях и жизни Темучжина (Чингиз–Хана).
Описание малоизученных термальных минеральных источников.
Описание пещеры у бывшего посёлка Хара–Дабан (вблизи верхнего каньона реки Иркут.
Руководитель группы - Степан Кирпищиков
Степан Анатольевич Кирпищиков - участник и руководитель 10 спортивных экспедиций высокой категории сложности в Больших и Восточных Саянах, совершивший удачные восхождения на наиболее сложные и интересные их вершины: пик Топографов, пик Леонова, гору Мунку–Сасан, пик Мунку–Сардык, пик 3069, гора Хара–Сардык и др., сплавлявшийся на надувных спортивных туристских судах по наиболее сложным и интересным рекам, биолог по образованию.
Степан Кирпищиков:
В мире много ещё непознанного - от живых объектов криптозоологии и криптоботаники до тех мест, где ещё не ступала нога человека. У меня есть планы под эгидой Всемирной Энциклопедии Путешествий провести цикл экспедиций по Большим и Восточным Саянам, по Монгольским Саянам, а также, возможно, если позволит Господь, на Лунные горы (массив Рувензори, Уганда).
Время проведения экспедиции:
25 июля 2016 г. - 25 августа 2016 года. Старт экспедиции возможен на одну неделю позже, по согласованию с участниками (для возможного решения организационных проблем).
Краткий экскурс по теме (картосхемы прилагаются):
Экспедиция «Тайны Тункинской и Дархадской котловин» связывает великие озёра Байкал и Хубсугул, имеющие общие закономерности происхождения и морфологии их впадин. Водоёмы появились при новейших тектонических процессах, в результате которых в земной коре образовались гигантские впадины. Между этими великими озёрами и находятся Тункинская долина и Дархадская котловина. Тункинская долина имеет протяжённость более 200 км, с севера ограничена стеной Тункинских гольцов (Тункинских Альп), с юга - горной страной Хамар-Дабан.
Долина начинается с южной оконечности Байкала, возле которой расположен поселок Култук, а заканчивается у верховий рек Белого и Чёрного Иркута, вблизи границы с Монголией, граничит с Дархадской котловиной вблизи посёлка Монды. Через всю долину проходит автомагистраль Култук – Монды. От Култука до Монд – 206 километров.
Тункинская долина является, наверное, самым уникальным местом Прибайкалья, овеянной массой древних легенд и сказаний. В программу экспедиции в Тункинской долине входят следующие объекты:
Гора Мунку–Сардык (3491), самая высокая вершина Восточной Сибири и Восточных Саян. Намечено восхождение с монгольской территории от берега озера Хубсугул;
Участок реки Иркут от посёлка Монды до моста у бывшего посёлка Хаара–Дабан. Этот участок реки часть участников группы преодолевает на надувной байдарке и катамаране;
Пещеры по левому берегу реки Иркут над бывшим посёлком Хаара–Дабан. Программа экспедиции предусматривает предварительное изучение данных карстовых полостей, применяя спелеоснаряжение, технику и тактику;
Минеральные источники, находящиеся в 25 километрах от посёлка Туран, в узком ущелье горной системы Хамар–Дабан;
Курорт Нилова Пустынь, поиск и возможное изучение глазного минерального источника, с примесью серебра. Возможен отбор проб воды для химического анализа;
Культовое место Бурхан–Баабай, где родился папа Будды, находится выше курорта Нилова Пустынь в 6 километрах выше по долине реки Икхэ–Ухгунь. Предполагается фото и видеосъёмка;
Участок реки Икхэ–Ухгунь от посёлка Хойто–Гол до слияния с Иркутом. Сплав на байдарке и катамаране, прохождение препятствий с последующим описанием порогов, шивер, «прижимов» и т.д.;
Минеральные источники Жемчуг, близ впадения реки Харагун в реку Иркут выше по течению реки Иркут одноимённого посёлка. Намечена фото и видеосъёмка;
Минеральные источники Хонгор–Ула. Находятся в узкой долине реки Харагун в горном массиве Хамар–Дабан. Описание, фото и видеосъёмка;
Курорт Аршан. Фото и видеосъёмка минеральных источников, долины реки Кынгарги, других объектов курорта;
Подъём в горы к мемориальной плите Сергею Соболю, видео и фотосъёмка, качественный монтаж мемориальной таблички. Возможен подъём к пику Любви, и даже восхождение на пик Дружбы штурмовой группой, применяя альпинистское снаряжение;
Тагархайский минеральный источник. Находится вблизи посёлка Тагархай. Описание, фото и видеосъёмка;
Потухший вулкан вблизи посёлка Хурай–Хобок. Поиск кратера вулкана, описание, видеосъёмка;
Аномальная зона близ посёлка Торы. Поиск аномальной зоны, информационные беседы с местными жителями;
Берег озера Байкал от посёлка Култук до полуострова Святой Нос. Видеофотосъёмка природных ландшафтов и природных объектов. Передвижение на автомобилях. Посещение Посольского Православного Монастыря.
В Дархадской котловине центральное место занимает озеро Хубсугул. Запланирована видео и фотосъёмка берегов водоёма. Поиск информации от местных жителей об озёрном монстре – драконе, который обитал, или обитает в акватории. Озеро Хубсугул и Дархадская котловина, наиболее уникальные уголки Монголии. Озеро овеяно самыми, порой невероятными легендами, одна из которых связана с живущими монстрами в глубинах, которые могут пожирать яков и лошадей, зазевавшихся на водопое.
Всемирная Энциклопедия Путешествий рекомендует ознакомиться:
Тункинская долина начала осваиваться спортивными группами туристов только к концу 50-х годов прошлого столетия. Центром авиаперевозок спортивных и научных экспедиций был районный центр Кырен, где до начала девяностых годов был аэродром с аэропортом, способный принимать воздушные суда малой (самолёты «Ан–2», вертолёты), и даже средней авиации («Ли–2», «Ил–14», «Ан–24»). Здесь же базировалась мощная метеослужба. С девяностых годов, с распадом СССР, с арены практически ушла вся малая авиация, поэтому местных авиаперевозок, некогда имевших самое широкое распространение (авиатранспорт безусловно превалировал над автотранспортом), не стало.
Руководитель данного проекта много раз совершал путешествия по Тункинской долине (пешие, автомобильные, водные, горные), или «забрасывался» через эту долину при помощи авиации в другие, часто отдалённые уголки Большого Саяна (1973, 1975, 1979, 1982, 1986, 2008, 2009, 2011-2013, 2015). В Тункинской долине, автор совершал восхождения на пик Топографов, пик Леонова по северной стене, на пик Мунку–Сардык, на пик 3069 и другие, менее известные вершины, проходил много перевалов, в том числе, имеющие альпинистскую сложность («Шумак», «Нарин–Ул», «Двойной», «Эхой», «Рекорд», «Красавина», «Илтыкшинский», «Правый Хэр», и другие).
Кроме того, в других горных цепях Восточного и Большого Саяна были удачные восхождения на пики Мунку–Сасан, Хара–Сардык, некоторые вершины массива пика Черби и Чойгана. Были пройдены и впервые некоторые перевалы, и даже потухший вулкан. Были организованы и проведены сплавы по горным рекам на катамаранах, например по Белому Иркуту от «Мраморного ущелья», с верховий реки Иркут через верхний каньон, с верховий реки Тесы, по Оке через каньон «Орха–Бом».
Отец руководителя экспедиции (Степана Кирпищикова), Анатолий Степанович, был в Тункинской долине с 1959 года, когда в составе сборной группы Свердловской области под руководством Аксельрода Моисея Абрамовича было сделано первовосхождение на пик Топографов и Юго–Восточный Ложный Пик. Далее Анатолий Кирпищиков руководил группой, которая впервые прошла реку Бий–Хем, высшей категории сложности, на плоту. Пока к сожалению, руководителю проекта ещё не приходилось бывать в Дархадской котловине и на берегу Хубсугула. Хубсугул пришлось только видеть сквозь разрывы облаков с гребня массива Мунхэ–Саган–Сардык и с вершины Мунку–Сардык.
Программа экспедиции:
25.07.2016 года. Старт основной группы из Каменска–Уральского на личных автомобилях. (Возможен перенос старта на 01.08.2016 г.). Рассматривается и запасной вариант с использованием аренды автомобилей в Иркутске.
30.07.2016 года. Сбор всей группы на берегу Байкала в посёлке Култук, куда участники прибывают железнодорожным транспортом, либо автомобильным (автобусом).
01–02.08.2016 г. Адаптация на минеральных источниках «Жемчуг».
Далее группа осуществляет движение по маршруту с посещением, прохождением, изучением, описанием, фото и киносъёмкой следующих объектов: «Минеральные источники «Жемчуг» – посёлок Монды – озеро Хубсугул – посёлок Ханх (близ турбазы «Край Земли») – восхождение на г. Мунку–Сардык (3491) – устье реки Ханх–Гол (Близ Арван–Гурван–Обо) – пос. Монды – устье р. Белый Иркут – сплав на Катамаране и байдарке по реке Иркут до бывшего до моста Хаара–Дабан – исследование Хара–Дабанской пещеры – пос. Туран (возможно посещение минеральных источников, находящихся в ущелье Хаара–Дабана на удалении 25 километров от посёлка) – курорт Нилова Пустынь – дацан Бурхан–Баабай (посещение) – сплав по реке Икхэ–Ухгунь от посёлка Хойто–гол до устья – курорт Аршан – подъём к верхним водопадам на реке Кынгарга – (возможно восхождение на пик Дружбы) – осмотр Аршанского селевого потока 2014 года – р. Зун – Мурин – пос. Торы (поиск аномальной зоны) – пос. Култук – посещение берегов Байкала в сторону полуострова Святой Нос (возможно до Чивыркуйского залива к «Змеиновому источнику») – Иркутск – Каменск–Уральский.
Основу группы составляют члены команды туральпгруппы УРАГАН. Среди них имеется врач, а также специалист по аномальным зонам.
Записаться в экспедицию:
Кандидаты для участия в экспедиции «Тайны Тункинской долины и Дархадской котловины» отправляют заявку в произвольной форме на электронную почту, в которой желательно указать: возраст, пол, место жительства, опыт участия в путешествиях и видах спортивного туризма, опыт участия в других экспедициях, возможно с научным аспектом (если имеется), образование, специальность, другие важные данные, которые позволяют судить о целесообразности участия в данной экспедиции.
"Тайны Тункинской долины и Дархадской котловины" ЗАПИСАТЬСЯ В ЭКСПЕДИЦИЮ: uraganovuragan@yandex.ru
Цивилизацию движет вперед любопытство. Путешествуйте и узнавайте мир вместе со Всемирной Энциклопедией Путешествий!
С 2015 годатуристско-альпинистская группа УРАГАН получила эгиду Всемирной Энциклопедии Путешествий
По автомагистралям М–53, М-55 и дальше на восток к району исследований – Тункинской долине. Часть 2
АНОНС: «...Бесчисленные объезды, участки дороги с глубокими колеями, - чуть ли не тракторными. Тогда была опасность посадить легковушки на брюхо, в ясный день, - из-за пыли, поднимавшейся от колонн большегрузов. Даже неба не было видно. Более 100 км приходилось ползти на перовой и второй скоростях. Самыми коварными участками пути были отрезки между посёлками Верхний и Нижний Ингаш, около посёлка Тины… Страшной дорогой был и путь через сам Тайшет, приходилось ехать по щебню и булыжнику, т.к. дорога не была ещё построена. Сколько разбитого и оставленного транспорта мы тогда видели у дороги!!! Запомнилось: накануне выезда в 2008 г. с высокой трибуны в новостях по ЦТ слушали, что автомагистраль М–53 полностью имеет замечательное дорожное покрытие… Разглагольствовавал главный гаишник страны, в том числе, и про М–53, которую люди ругали. Он говорил, что не был на этих магистралях никогда, но ему «докладывают»...» Подробнее
20.11.2016 в 02:10
Энциклопедия со Степаном Кирпищиковым отправляется к центру Азии. По автомагистралям страны, к району исследований – Тункинской долине, или размышления: дураки и дороги, которые нас выбирают
АНОНС: «...Теперь приходится использовать свой автотранспорт для заброски к началу маршрута. В 2009 мы добрались на 11-й десятке (как, - только Богу известно…) туда, где летала малая авиация (Окинский р-н Бурятии) до аэропорта (которого ныне нет) Порт–Ока… Сколько экспедиций принял аэродром, сколько первопроходцев видел - не сосчитать. После реформ народного хозяйства и взрывов патриотизма (исключительно в СМИ), - стало понятно: изучение родного края в экспедициях, формирование духовно богатой молодежи не может конкурировать с ловлей покемонов...» Подробнее
23.08.2016 в 02:52
Экспедиция туральпгруппы УРАГАН и Энциклопедии на озере Хубсугул (Монголия). Домой!
Озеро Хубсугул (Монголия) - Россия. Тайны Тункинской долины и Дархадской котловины. Из Тункинской долины выехали к Байкалу, проехав город Слюдянку Ещё около 200 км добиралась по Хамар-Дабанским горным серпантинам автомагистрали М-55 к посёлку Посольск, некогда славившемуся рыбозаводом, и где были не только рыболовецкие сейнеры, но и траулеры. Достопримечательность №1 здесь - Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь, построенный в XVII в. на берегу Байкала в месте песчаной косы, которая отделяет сам Байкал от его залива с названием Сор. История монастыря уникальна и драматична... Эксурсоводом для нас стал иеромонах Лука (запланирована отдельная статья о монастыре на planetguide.ru). 17 августа выехали домой. Вновь - ливень. Врач экспедиции благополучно добрался до Иркутска, далее 2 машины пересекли за почти пятеро суток три часовых пояса и прибыли одновременно в Каменск-Уральский и Уфу.
Без приключений не обошлось. После Омска уфимцы (Салават и Лилия) поехали по автомагистрали М-53, по направлению к Челябинску.
Для этого пришлось проехать 186 километров по территории Казахстана. (В девяностых годах тут явно позабыли про российскую магистраль, которая ушла Казахстану, равно, как и город Целиноград, ныне – Астана). Итак, для того, чтобы сократить расстояние до Уфы, Салават решил проехать по федеральной трассе через Челябинск. На этом отрезке на пропускных пунктах казахов (и не только) - полный беспредел, поборы, шантаж (дайте 500 тэнгэ, а не то в машине наркотик найдём...). "Наши" политиканы в т.ч. и на территории Казахстана решают свои меркантильные интересы, ничуть не задумываясь о своих гражданах. Салавату пришлось проезжать этот отрезок Казахстана ночью, чтоб совсем не обобрали... Очень трудно на автомагистрали найти нужные автопокрышки, центрального снабжения нет... Моя машина, износив до дыр задние шины, на честном слове, добралась до родного города... Машина Салавата прибыла в Уфу в этот же пятиминутный интервал, Бог - есть! Материалы об экспедиции запланированы к публикации на planetguide.ru.
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+ Написать письмо