eng Всемирная Энциклопедия Путешествий + МГИИТ
 
Знакомимся
Гид по Научно-исследовательской экспедиции по поиску останков первого русского военного корабля «ОРЁЛ», исторической реконструкции судоверфи и корабля
О проекте Краткий экскурс по теме
Цели экспедиции Программа экспедиции
Задача проекта Участники
Руководитель экспедиции Статьи по экспедиции
Время проведения экспедиции Записаться в экспедицию
Эгида Всемирной Энциклопедии Путешествий

О проекте:

22 пушечный парусный корабль ОРЁЛПетр I, строя флот, опирался на богатый опыт предшественников. Морское строительство при Петре I было бы значительно затруднено, если бы на Руси еще в допетровскую эпоху не существовало опытных корабельных плотников, шкиперов, матросов и не было опыта постройки различных судов. Мы должны переосмыслить историю военного флота допетровской Руси, и, опираясь на исторические исследования, доказать, какое определяющее значение русский флот имел для государства уже тогда.

В связи с этим, остро стоит вопрос о возрождении Дединовской  верфи – первой государственной кораблестроительной верфи России, так как именно на ней в 1667 году впервые в истории государства был построен первый русский военный корабль «ОРЕЛ», на мачте которого впервые был поднят первый трехцветный российский флаг.

Одной из важных задач в перспективе является  постройка реплики этого знаменитого корабля  - 22-пушечного двухпалубного трехмачтового парусного фрегата.

Таким образом, проект будет осуществляться по 4-м основным направлениям:

  1. Строительство исследовательского судна.
  2. Научно-исследовательская экспедиция по маршруту корабля «ОРЕЛ» на экспедиционном судне.
  3. Установление контактов и дружественных связей с потомками голландцев, принимавших участие в строительстве корабля «ОРЕЛ», взаимодействие по историческому наследию.
  4. Возрождение Дединовской судостроительной верфи с последующей реконструкцией корабля «ОРЕЛ» и возможным строительством его реплики. Изучение вопросов, связанных с деятельностью А.Л. Ордин-Нащокина, проведение исторических исследований, с целью восстановления данных о развитии военного флота эпохи допетровской Руси.

Цель экспедиции:

Поиски первого российского корабля «ОРЕЛ».

Задача проекта:

Воссоздание первой государственной кораблестроительной верфи России и возможная реконструкция первого русского военного корабля - фрегата «ОРЕЛ», а также проведение исторических исследований, связанных со строительством и развитием флота в допетровскую эпоху.

Руководитель экспедиции:

Владимир Благодатских

Владимир БлагодатскихВладимир БлагодатскихВладимир БлагодатскихВладимир БлагодатскихВладимир Благодатских

Время проведения экспедиции:

Идет сбор исторического материала и подбор участников.

Историческая справка-1:

22 пушечный парусный корабль ОРЁЛСтроить военный флот Россию вынудили серьёзные обстоятельства. В XVII в. донские и уральские казаки совершали пиратские набеги на города у берегов Волге, Каспийского моря. Герои-бандиты наподобие Степана Разина наводили страх на весь юг России. И не только России. Объясняя причину заключения договора между Турцией и Богданом Хмельницким, французский посланник в Турции писал королю Людовику XIII: «Появление в море четырех казацких челнов наводило на Константинополь больший страх, чем появление чумы в Морее».

(Морея — название южной части Балканского полуострова, который в те времена принадлежал Турции). По Волге и Каспийскому морю проходил очень важный для Русского государства водный торговый путь, по которому шла оживленная торговля с восточными странами. Для охраны этого пути государству пришлось начать строительство собственного флота на Волге и Каспии. В 1668 г. был сделан первый шаг к созданию русской ретулярной военно-морской силы на Каспийском море: на реке Оке в селе Дединово был спущен на воду большой парусный корабль «Орел».

22 пушечный парусный корабль ОРЁЛПредыстория его появления: в 1664 г. персидский шах Аббас II усилил торговые сношения с Россией, дал исключительные привилегии русским купцам. Через три года шах попросил у России дозволить особой армянской компании, состоящей из персидских подданных, производить торг шелком-сырцом через Россию. Разрешение дали, и при этом русские брали на себя охранение провозимых товаров за особую плату. Конечно, это вызвало необходимость завести у нас военные суда для плавания по Волге и Каспийскому морю.

19 июня 1667 г. начата постройка военного корабля в селе Дединове. Наблюдение за постройкой поручено боярину Ордин-Нащокину — тому же, что уже строил суда на Двине. В России корабельных мастеров не было, а потому, очевидно, должны были пригласить для этого иностранцев. Выбор пал на голландцев, так как они своей честностью в торговле расположили к себе русских людей, тогда как англичане за свои хищнические наклонности к наживе заставили совершенно запретить им торговлю в России. Был приглашен корабельный мастер Ламберт Гельт (Ней) «со товарищи». Несмотря на энергию и влияние Ордин-Нащокина, препятствия делались на каждом шагу. Всякий, от кого требовалось содействие, кажется, ставил себе в обязанность не исполнять распоряжений и указаний прежде нескольких подтверждений. Старосты, на вызов желающих плотников, отвечали: «вправду, что к государеву корабельному делу охочих плотников нет»; заводчики не давали железа; Пушкарский приказ (т. е. артиллерийское управление) отзывался неимением блоков и других вещей, а на требование кузнецов ответил, что у него всего один кузнец, да и тот делает язык к большому Успенскому колоколу; воеводы и другие начальствующие лица, которые должны были присылать деньги, всячески их задерживали. Когда понадобилось срубить несколько больших деревьев в даче одного архиерея, то и тут не обошлось без особого царского указа.

1669. Схема похода флотилии из г. Дединово к АстраханиНельзя не удивляться - «Орел» был спущен на воду всего через полгода; вскоре поспели яхта, бот и две шлюпки. Окончательное снаряжение судов задержало выход их до 19 мая 1669 г. Почти четыре месяца понадобилось флотилии, чтобы добраться до Астрахани. Это путешествие описано одним из участников, Яном Стрюйсом, - парусным мастером. В Астрахани суда оставались девять месяцев, сначала в ожидании погрузки припасов, а потом по случаю восстания под руководством Степана Разина, остановившего всю торговлю с Персией.

Движение Разина распространилось настолько, что восставшими был захвачен и самый город Астрахань; суда все были сожжены, а иностранцы бежали. Однако, судя по сохранившимся документам, в частности, по найденной ведомости осмотра обветшалого корабля после подавления восстания, «ОРЕЛ» не был сожжен, как утверждают историки, а был загнан бунтовщиками в протоку Кутум близ одной из астраханских слобод, где он простоял в бездействии в течение многих лет и пришел в полную негодность к плаванию. На экспедиционном судне, построенном под эгидой Коллекции приключений летом 2015 г. планируется осуществить переход из подмосковного села Дединово, в котором был построен и пущен на воду в мае 1669 г. корабль «ОРЕЛ», в город Астрахань. Маршрут будет осуществлен по схеме плавания морских судов из села Дединово к Астрахани в 1669 г. Основная задача - проведение архивных и гидрологических исследований места возможной стоянки корабля «ОРЕЛ».

  22 пушечный парусный корабль ОРЁЛПо приказу царя Алексея Михайловича к строительству привлекаются опытные голландские мастера и местные судостроители. Непосредственным руководителем и организатором постройки назначен полковник Корнилиус ван Буковен, его помощником – Якоб Старк, главным конструктором, а в дальнейшем капитаном - Давыд Бутлер, начальником строительства  – Яков Полуектов.

В числе приглашенных из Голландии корабельных мастеров также числились:  Ламберт Якобс Гельт – шкипер, ведущий специалист, Дирк Питерс – корабельный плотник, Антони Мюнстер – мастер по навигационным приборам, Виллем Барентс Клоппер – старший штурман, шкипер и плотник,  и многие другие (по документам известен целый список мастеров). Главным рекрутером выступил проживавший в Москве голландский купец И. ван Сведен, «получивший от московских властей поручение подобрать из своих соотечественников опытных корабельных мастеров и моряков для строительства и обслуживания морских кораблей в России.
 

А.А.Шаблин «Дединово – село морское»

В связи с этим, я, как непосредственный представитель Историко-культурного центра «Дединово», крайне заинтересован в поиске потомков строителей первого русского корабля «ОРЕЛ», построенного голландскими специалистами в селе Дединово в 1667-1669 гг. на первой государственной судостроительной верфи. Здесь основной задачей является поиск информации по генеалогическим клубам, архивам, библиотекам Нидерландов, установление дружественных связей с потомками тех корабельных династий, которые принимали непосредственное участие в строительстве корабля «ОРЕЛ», проведение совместных научных конференций, выставок и исследований. Данная акция поможет провести параллель между сегодняшним подрастающим поколением дединовцев и укрепить исторические отношения между нашими государствами.

Историческая справка-2

Во главе Приказа, осуществляя общее руководство строительством корабля «ОРЕЛ», стоял выдающийся государственный деятель и дипломат XVII в. боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Это был наиболее образованный и дальновидный политик, которому и принадлежала инициатива постройки первого русского военного корабля в селе Дединово.

  22 пушечный парусный корабль ОРЁЛС 1650 г. Ордин-Нащокина узнает царь Алексей Михайлович и прислушивается к его советам. В войне с Польшей 1654—67 гг. командует отрядом, полком, был воеводой Друи и Ливонии, защищал интересы населения, поднял хозяйство, подписал выгодное перемирие с Швеци­ей, добивался союза с ней для успешной борьбы с Турцией и Швецией за выход к морю.

Будучи в 1665 году псковским воеводой, проводит реформу с элементами самоуправления, пытается создать первый в России банк. В январе 1667 года добился значительной победы — подписал Андрусовский мир с Польшей и Московское союзное постановле­ние, закрепив за Россией Смоленск, Левобережную Украину с Ки­евом, за что был пожалован званием ближнего боярина, стал гла­вой Посольского и ряда других приказов, оберегателем большой печати,то есть канцлером. А.Л. Ордин-Нащокин был незаурядным экономистом, сторонником идей меркантилизма, разработал Новоторговый устав, покровите­льствовавший отечественной торговле, Устав торговли, ограничи­вающий торговлю иностранную. Установил через перевод векселей заграничный денежный курс для России, то есть, осуществил кон­вертируемость рубля. Заключил договор с «Армянской компанией» о торговле шелком-сырцом через Россию. Под руководством и по настойчивым предложениям А.Л. Ордин-Нащокина была создана международная и регулярная русская почта, разработал он и форму почтарей с гербом и рожком — символом почты. Развивал железоделательные заводы, строил мануфактуры и торговые дво­ры, предлагал царю преобразо­вания в армии. А.Л. Ордин-Нащокин стремился вывести страну из отсталости, твердо отстаивал государственное интересы, не боясь опалы, был постоянно деятелен и совершенно неподкупен, вел борьбу с канце­лярской рутиной.
 

Особенно ярко этот незаурядный человек проявил себя в морском деле.

  22 пушечный парусный корабль ОРЁЛА.Л. Ордин-Нащокиным подготовил царские «морские указы», ввел Морской устав, заложил регулярное бюджетное финансирование нужд флота на Каспии, в низовье Дона, в Белом море и на Балтике. Он развил практику найма морских специалистов из Европы на службу в военный флот России, начал подготовку штурманов и корабельщиков (судостроителей) в Славяно-греко-римскую академию.

К 1696 году, когда с началом петровского времени якобы «родился» русский флот, «новорожденный» отправлял каждую навигацию не менее 50 торговых судов в Стокгольм, Амстердам, Ревель, Ригу. В столице Швеции, по настоянию А.Л. Ордин-Нащокина, к 1696 году был отстроен русский торговый дом, включающий более 80 оптовых и розничных магазинов. Торговый дом Московии в Стокгольме имел каменный особняк под черепичной крышей, оцененный в 100 тысяч талеров серебром, православную часовню, береговой госпиталь, судоремонтную верфь, три пирса.
 

В ходе Русско-шведской войны 1656-1661 гг., которую Московское государство начало за выход на Балтийское море, в связи с наступлением вдоль Западной Двины войскам потребовалось содействие со стороны флота.

  22 пушечный парусный корабль ОРЁЛДля этой цели на берегах реки было по­строено до 1400 барок и стругов для перевозки войск, воо­ружений, боеприпасов. С занятием шведского горо­да Кокенгаузен (г. Царевич-Дмитриев), расположенного на Западной Двине, здесь, по предложению и под руководством Ордин-Нащекина были созданы верфи, на которых началась постройка парусно-гребных кораблей для содействия рус­ским войскам.

Но завершить развернувшееся строительство флотилии в Кокенгаузене (Царевич-Дмитриев городе) А. Л. Ордин-Нащекину не удалось. В связи с начавшейся войной с Польшей, не желая вести войну на два фронта, московское правительство решило пойти на мир со Швецией. По заключенному 1 июля1661 г. между Моск­вой и Швецией Кардисскому миру русские войска обязыва­лись оставить ряд городов и районов, занятых ими в ходе наступления. Среди них был и город Кокенгаузен (Царевич-Дмитриев город). Оставляя этот город, русским пришлось уничтожить построенные в нем верфи, портовые сооружения и корабли, предназначен­ные для западно-двинской военной флотилии.
 

Таким образом, первая попытка А.Л.Ордин-Нащокина создать военный флот не удалась. Но он не сдался. Инициатор «корабельного дела» А.Л. Ордин-Нащокин руководил со­зданием судоверфи и первого русского боевого корабля «ОРЕЛ» в селе Дединово (Дедново – в старину). Посольский приказ и его глава в связи с этим утвердили первый Морской Устав, назначили команду «солдат корабельных» — первое подразделение морской пехоты, разработали рекомендации при утверждении царем Алексеем Михайловичем корабельного трёхцветного флага, ставшего позже штандартом Петра I и современ­ным Государственным флагом.

Вот основные даты и события почти 20-летней эпохи военно-морской политики А.Л. Ордин-Нащокина:

  • 1647 год – в Москве тиражом 2500 экземпляров выпущен Морской Устав русского флота – книга «О корабельной ратной науке» из 34 артикульных статей.
  • 1661 год – на берегу Рижского залива отстроен балтийский порт Московской Руси – Царевич-Дмитриев город. Западно-двинская флотилия.
  • 1667 год – издан царский указ о начале строительства кораблей для Каспийской военной флотилии. Начало строительства корабля «ОРЕЛ».
  • 1667 год – строительство корабля «ОРЕЛ». По царскому указу образовано «морское министерство» - Корабельный приказ, во главе которого стал сам А.Л. Ордин-Нащокин.
  • 1669 год – окончание строительства корабля «ОРЕЛ». Царским указом введен новый образец корабельного флага русского флота – знаменитый триколор.
  • 1674 год – полковник Касогов, командуя отрядом русских кораблей числом в 25 вымпелов, вступил в бой с турецкими судами у Таганрогской косы в Азовском море.

Программа экспедиции:

Не определена

Участники:

Не определены

Записаться в экспедицию:

22 пушечный парусный корабль ОРЁЛ
Научно-исследовательская экспедиция 
по поиску останков первого русского военного корабля «ОРЁЛ»
ЗАПИСАТЬСЯ В ЭКСПЕДИЦИЮ
:
 
exp@planetguide.ru

Цивилизацию движет вперед любопытство. 
Путешествуйте и узнавайте мир вместе со 
Всемирной Энциклопедией Путешествий!

С 2015 года Научно-исследовательская экспедиция
по поиску останков первого русского военного корабля «ОРЁЛ»,
исторической реконструкции судоверфи и корабля
получила эгиду

Всемирной Энциклопедии Путешествий

Научно-исследовательская экспедиция по поиску останков первого русского военного корабля ОРЕЛ

Меню раздела
  • Знакомимся
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо