9.10.2013 в 07:43
По следам экспедиции Карельские каникулы

На Кижской регатеМосква-Карелия. Колледж Архитектуры, Дизайна. Итак, вторая и третья части экспедиции проходила на просторах Онежского озера и благодаря помощи и участию морского центра «Полярный Одиссей». В экспедиции мы использовали парусные тримараны, спроектированные руководителем центра Виктором Дмитриевым. Один из них – «Викинг», был построен студентами и преподавателями 26 колледжа. Тримараны представляют собой суда типа «минихаусбот», предназначенные не только для передвижения по воде, но и для полноценной жизни и отдыха.

В каютах тримаранов разместились все члены нашей экспедиции. Эти корабли очень удобны для многодневных туристических походов, позволяют не разбивать лагерь ежедневно, вне зависимости от наличия мест стоянок, а причалив к любому берегу, становиться на ночлег, не покидая корабль. Шхеры Онежского озера – идеальное место для путешествий на минихаусботах. Многочисленные заливы, малые и большие острова, восхитительная северная природа, все это можно увидеть с воды, и подплыть к любому заинтересовавшему месту. Такой возможности не имеют путешественники на судах других типов, - из-за их большой осадки. Минихаусбот имеет плоское дно, и, следовательно, может пройти самые мелкие участки пути.

Бригантина на рейдеРебятам удалось побывать на репликах настоящих парусных судов XVIII в. – флотилии «Полярного Одиссея». Преодолевая настоящий морской ветер и волну, наша эскадра прибыла на Кижский архипелаг. Первые дни пребывания на Кижах участники экспедиции посвятили знакомству с Музеем-заповедником Кижи и Плотницким Центром, занимающимся реставрацией памятников деревянного зодчества, собранных на территории музея. Нашим будущим архитекторам опять посчастливилось пообщаться с уникальными профессионалами-реставраторами.

Музей-заповедник Кижи был основан 1 января 1960 года. Музей изначально состоял из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков острова Кижи — памятников древнего зодчества, окружённых оградой. С тех пор экспонатами музея стали десятки зданий: жилых крестьянских домов, храмов, часовен, представляющих собой уникальную страницу северорусского деревянного зодчества. Все постройки так вписаны в ландшафт Кижского острова, что представляют собой единую экспозицию, дома и храмы которой, как будто и были изначально построены на этих местах. Живописные ландшафты островов Онежского озера гармонично дополнены памятниками народной архитектуры, в сочетании представляя завершенный природно-архитектурный ансамбль.

Уникальная реставрация уникального объектаВ первый день пребывания нашей группы на Кижском острове руководитель центра «Русское общество» Петр Карелин провел интереснейшую экскурсию по памятникам музея. После экскурсии мы стали гостями Плотницкого центра. Его начальник Андрей Ковальчук познакомил нас с процессом реставрации разобранных бревен сруба Преображенской церкви. Сначала мы побывали в помещении, где хранятся разобранные и восстановленные элементы. Удобно расположенные стеллажи в закрытом сухом ангаре позволяют в любой момент получить доступ к любому бревну и работать с ним. А изучение сохранности бревен и, если необходимо, их протезирование (вставки), происходят в соседнем здании. Там же они собираются в уже готовый ярус сруба храма. Все увиденное нами поражает технологичностью и процессуальной продуманностью. Используются как традиционные инструменты (топоры, скобели), так и высококачественные современные.

Но современные - лишь для подготовительных работ. Понравилось большое количество облегчающих работу приспособлений. Различные тележки, домкраты, автоприцепы облегчают работу специалистов и экономят их силы для основных работ. В цехе - идеальная чистота, пыльные операции проводятся с воздухоудалением. Нигде не видно ни производственного, ни какого-то другого мусора. При этом люди работают. И все это явно не на показ. Мастера очень бережно относятся к аутентичному материалу. Протезы делают лишь в случае очевидной необходимости. Главным критерием является максимальная необходимость сохранения старого материала памятника, а не количество работ, которое для этого потребуется.

Макет реставрации Преображенской церквиЦеха хранения и восстановления исторических элементов памятника произвели потрясающее впечатление на нашу группу, - не приходилось видеть в нашей стране столь качественно налаженного реставрационного производства. После знакомства с производственной частью плотницкого центра, мы оказались непосредственно на объекте реставрации - Преображенском соборе. Ведущий инженер-реставратор музея Александр Куусела познакомил нас с технологией реставрации собора (метод переборки с восстановлением и заменой необходимых элементов сруба).

Только обычно переборка памятников деревянного зодчества возможна после их полной разборки, а в данном случае технология лифтинга позволяет вынимать пояса сруба без разборки всего памятника. Технология непростая, затратная, но, наверное, оправданная. Сложно представить себе полностью разобранный сруб Преображенского собора, «раскатанный» по территории музея. Да и создать условия хранения разобранных бревен, подобные тому, которые мы видели, для всех элементов памятника было бы не менее затратно.

Колледж на Кижской регатеАлександр Куусела рассказал нам и о технологии работ и выборе материала, поделился всеми проблемами и надеждами. Несколько часов продолжался наш разговор, после которого у нас не осталось сомнений в том, что реставрацией Преображенского собора и других памятников на Кижах занимается команда любящих свое дело профессионалов. Не обошли вниманием и важную для всех, а для нас в особенности, тему подготовки реставрационных кадров. В плотницком центре трудятся реставраторы не по диплому, а по призванию.

Это и заонежские мужики, предпочитающие более сложную и скрупулезную работу реставратора простой прибыльной шабашке, и мастера, много лет посвятившие реставрационному делу, поработавшие в разных коллективах. Двое закончили плотницкую школу Петра Карелина в Петрозаводске. А я с радостью узнал, что работает в плотницком центре и выпускник нашего отделения реставрации 2006 года Варенов Василий. Он вырос и живет на Кижах, поэтому его участие в реставрации собора особо значимо.

Заплыв на лодках-долбленкахПосещение плотницкого центра и площадки реставрации Преображенского собора стало важнейшей частью нашей экспедиции, так как показало её участникам пример хорошо организованного и налаженного процесса реставрации памятника деревянного зодчества. Это задает высокую планку для будущих профессионалов, к которой следует стремиться. От обзорной части практики мы перешли к практической - обмерной. Деревни, расположенные вокруг острова Кижи на близлежащих островах получили название «Кижского ожерелья».

Этот поэтический образ родился благодаря живописным памятникам, в основном часовням, органично вписанным в ландшафт Заонежья. Обмеряя и зарисовывая Кижские часовни, студенты получили образец того, как народные мастера умели чувствовать гармонию архитектурных форм и единство архитектуры и окружающего ландшафта. Заключительная часть экспедиции – Фестиваль народного судостроения и судоходства – Кижская регата. В пятнадцатый раз на острова Онежского озера съехались народные мастера, сохраняющие, восстанавливающие и передающие молодежи свои умения и таланты в традиционном судостроении. Общение с этими увлеченными людьми запомнится нам надолго.

Молебен в поселке Великая ГубаБольшинство из них создают свои лодки исключительно на собственном энтузиазме, без какой-либо поддержки. А многие еще и учат учеников. Кижская регата состоит из двух частей – конкурса мастеров малого народного судостроения «Народная лодка» и непосредственно гонок гребных судов. Завершается регата большим народным праздником, на котором интересно и гостям, и хозяевам. Общение с кораблестроителями убедило в необходимости развивать тему строительства судов в нашем колледже, как интереснейшую в профессиональном и воспитательном отношении задачу. В последний день нашего водного похода мы дошли до поселка Великая Губа – административного центра Кижского архипелага, где стали свидетелями и участниками Дня Заонежья – прекрасного народного праздника. Праздник начался с молебна, продолжился выступлением народных коллективов, регатой народных судов.

А завершился конференцией «Проблемы сохранения и музеефикации народного судостроения». За две недели Карельской экспедиции 2013 года произошло столько интересного, что трудно описать все события и выделить из них самые важные. Наверное, наша память сама отберет самые яркие и запоминающиеся, которые навсегда останутся с нами. До свидания Карелия! Надеемся, что до скорой встречи!

Авторы новости: Дмитрий Тузов, Юлия Черкесова

9.10.2013 в 07:43 Ссылка на новость: http://planetguide.ru/news/show/1808/
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо