Москва-Архангельск. Школа Следопытов. Места раскиданы по вагону, билеты купили поздновато. Мы быстро привыкаем друг к другу и ярких эмоций мало. Это хорошо, спокойней. Ура, наконец-то с нами едет староста клуба Центральный Полюс, семиклассник Коля Ершов. Воспитанница кадетского училища Следственного комитета взялась за тяжелый ответственный труд — ведение дневника. Пока отметки о событиях каждый час. Это и понятно. Остановки, железнодорожные станции и поглощаемая домашняя снедь. Архангельск, на платформе - молодой мужчина в морской форме.
Это за нами. Бегом к автобусу арктического института. Пересекаем город, распахиваются ворота. Поднимаемся по лестнице и тут же слышим: «Рота подъем!» Канцелярия командира, начальник курса, дежурный по институту — едва успеваю записывать корпуса, помещения и телефоны. Позавтракали. Столовая в учебном корпусе большая, как и всё здание. В Арктическом морском институте имени Воронина - два музея. Заведующий музеем знакомится с нами и начинает повествование. Тут же врывается человек, о котором мы еще расскажем, и интересуется, когда уже мы освободимся. Ну-у, - кадеты просто нарасхват. Сергей Никонорович, которого потом между собой мы будем часто называть просто Никонорычем, расписал все наши дальнейшие передвижения по институту вплоть до обеда. Старейшее морское учебное заведение готовило нам сюрпризы.
Город-порт был, город-порт есть. Поморы всегда хорошо знали морское дело и умели ходить по северным морям. Мы слышим о первой мореходной школе, о ветрах, берегах, лоцманском деле. «Приветствую на земле Михайла Ломоносова»! Это Никонорыч, его любовь к детям безмерна. Тридцать пять лет он отдал морю, одиннадцать - преподает в институте, который когда-то окончил сам. Он еще и классный руководитель в архангельском морском кадетском корпусе. Еще Никонорыч… писатель. В классе множество стендов с разъяснениями азов морского дела. Никонорыч подходит к стенду с морскими узлам, спрашивает: «Какой нравится»? Кадеты показывают. Никонорыч учит их узлам. Не без гордости отмечу, что московские кадеты, представлявшие морской корпус, узлы знают неплохо. Никонорыч - философ, учебное учреждение он называет акваторией и считает, что путь на капитанский мостик начинается в этом самом классе морской практики.
Международный свод сигналов, телеграфную азбуку (код Морзе) он чередует со своими стихами. Никонорыч еще и художник. Мы с удивлением узнали, что все картины в огромной столовой морского института написаны им.
Время до неведомого сюрприза еще есть и Никонорыч ведет нас в библиотеку, смотреть фильм о полярной экспедиции и судне «Геркулес». И вот долгожданный сюрприз. Мы на морском катере, стоим на палубе. Скорость 35 узлов. Идем по Северной Двине. Да, пусть это всего лишь тренажер. Имитация. Но это - серьезный навигационный тренажер для обучения судоводителей. Возможно, я ошибаюсь, но полагаю, что не каждого курсанта сюда пускают. А вот нашим следопытам удалось постоять и за штурвалом. Каждому. Картинка перед нами меняется и вот уже не видно берегов.
Мы в… Норвежском море. И не на катере, а на рыболовном судне. Море серое, лепит снег. Но нас уже не укачивает. Наверно потому, что берега не видно и глазу не за что зацепиться. Единственный объект перед нами — вышка. Координаты: 50 градусов северной широты и 22 градуса восточной долготы. А вот мы в Нью-Йорке. Снова дикая качка, берег рядом. Пробую стоять на одной ноге. Игры мозга и вестибулярного аппарата. Ведь пол, на котором мы на самом деле стоим и стены, которые нас в реальности окружают, находятся на месте. Но трудно удержаться даже на двух ногах.


Обед. После обеда - бегом на следующую встречу, уже за пределами института. «Русская Арктика». Национальный парк. А если точнее, - офис в Архангельске. Полевой сезон закончен, мало кто еще остался на островах. Нас приветствуют начальник отдела экологической культуры парка, заместитель директора по туризму и экологическому просвещению и другие уважаемые сотрудники. Помимо фильма и рассказов, «Русская Арктика» хотела напоить нас чаем и провести конкурс. Наш график немного изменился в силу обстоятельств и пришлось посетить офис днем раньше запланированного. Следопыты очень устали с дороги и, как ни жаль, на самое вкусное сил не хватило. Но без подарков, конечно не обошлось. Особенно отметили ребят, которые заранее подготовили эссе о «Русской Арктике».
Слушаем о Земле Франца-Иосифа, острове Гукера. О том, что хозяев Арктики - белых медведей - и опасаются, и охраняют. Увидели флору Арктики, которая скромна, но красива. Фауну, «соревнующуюся» с Антарктикой: птичка люрик, например, внешне очень похожа на пингвина. Морской единорог нарвал - символ парка, теперь мы узнаем его на эмблемах, которые повсюду в здании. Участник трёх полевых сезонов рассказывает о том, как попасть на Землю Франца-Иосифа. Посмотрели, как выглядит полярная станция: механическая мастерская, ветряной генератор, два-три жилых дома.
В жилом доме даже детский сад. В бухте Тихая родилось три ребенка. Здесь же ангар, метеоплощадка. Дома строились на Большой земле, потом разбирались, привозились, и вновь собирались уже здесь, на островах.
Полевой сезон недолог, а успеть надо много. А лето в Арктике еще короче, - всего месяц. В ходе рассказа мы услышали и о сферолитах острова Чампа. Увидели гагу, - утку, чей пух используется для утепления одежды полярников. Конечно, на территории заказника «Русская Арктика» пух собирать запрещено. Узнали и о рождении айсбергов. Услышали о штормах, о том как по пути обратно пришлось менять курс. Ну а в конце нашей встречи с «Русской Арктикой» важный для Энциклопедии Путешествий момент — вручение «странствующей видеокамеры» начальнику отдела экологической культуры. Мы настолько увлеклись этим процессом, что забыли его сфотографировать. Тем не менее, камера собирается странствовать по Архангельской области, а потом, вполне вероятно, отправится в Японию. Где «странствующая видеокамера» Энциклопедии была до этого — отдельный рассказ. И мы представим его, как только он будет готов.
Автор новости: Мария Семикова