26.11.2013 в 09:26
Следопыты в Архангельске. Часть 2: вместе с поморами

У экспоната Москва-Архангельск. Школа Следопытов. Не успели мы проснуться, Никанорыч уже тут как тут: «Выполнили задание»? Выполнили. Весь предыдущий вечер ребята переводили письмена, написанные азбукой Морзе. Никанорыч поставил оценку «Молодцы». Так и записал. И показал фильм про самый большой пассажирский парусник мира - «Роял Клипер». Мы подивились цифрам – каждый день на паруснике опресняется 80 тонн чистой воды. Используется она не только для питья и пищи, а еще для льда и даже для бассейна.

Впрочем, 20 тонн оставляют про запас. А что касается кухни, то готовят до тысячи порций ежедневно. Команда поваров - порядка ста человек.

На набережной Сгибаясь под сильным ветром, мы идём по набережной Северной Двины. Путь от морского института до Северного морского музея - не близкий, - километров пять-шесть. Сегодня над Северной Двиной - розовое небо. Рассвет. Мы заметили его еще из окон учебного корпуса. Представьте, идете вы по коридору и к вам приближается река. Широкая, судоходная. И вода с пятнами разного цвета. Не подумайте, что от плохой экологии. Река - шутливый художник. Следуем до шхуны «Запад», от неё до музея - совсем чуть-чуть. Внутри музея - шум волн.

Для экспонатов, выставленных здесь - это родной звук. Тут представлена морская история, техника, предметы с кораблей, фотографии. Экскурсовод говорит без передышки, - час с небольшим на одном дыхании. Мы узнали о хитростях и премудростях поморов. Свои кочи они делали так, что сжимаемое льдом судно не разламывалось, а выталкивалось на поверхность. Паруса делали из шкур молодых оленей, - плотные и жирные шкуры не обледеневали. Суда делали без гвоздей, гвозди выскочили бы, доски сшивали.

В музее Мы услышали о лоциях, - в понимании поморов. Для них это была книжка, где записан весь маршрут следования. Мы узнали, что прежнее название Северного Ледовитого океана - Студёное море. А Северный морской путь когда-то именовался Северо-Восточным проходом. Услышали и о том, что поморы одними из первых стали ходить на Грумант, ныне Шпицберген. Морские кадеты узнали и о том, что Архангельск - первый в России город-порт. Катя Василенко, воспитанница кадетского училища Следственного комитета, строчит записи в дневник поездки прямо на подоконнике музея.

Кстати, и экскурсовод в этот момент тоже говорит о дневниках, - морских полярных экспедиций. Он указывает на разницу в записях. Каждый участник писал по-своему. У каждого свой взгляд на происходящее. А некоторые вещи описываются просто диаметрально противоположно. Я согласна с экскурсоводом, и в конце поездки в Архангельск сверю дневники нашего теперешнего путешествия - Катин и свой.

Шхуна Запад Когда же следопыты увидели инструменты кочегаров, очень удивились. Инструменты словно предназначались каким-то великанам, а не обычным людям с нормальным ростом. За стеклянными витринами - фотографии известных людей: Папанина, Воронина, Шмидта. А у самого выхода - целый оркестр судовых колоколов. И вновь правило - если судно могло идти под другим флагом, то колокол не имел права менять название. Морские законы, наверное, самые древние. Мы возвращаемся в свой временный дом, - морской институт - тем же путем вдоль набережной Северной Двины.

Набережная - это целая аллея памятников. То и дело мы останавливаемся и делаем фотографии.

Автор новости: Мария Семикова

26.11.2013 в 09:26 Ссылка на новость: http://planetguide.ru/news/show/1840/
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо