До Севера - рукой подать: Александр Матвеев, первый зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера дал интервью Следопытам Всемирной Энциклопедии Путешествий
Аннотация серии статей

Задавать вопросы - чисто детское занятие. Этот «террор» хорошо известен любому родителю без исключения. Но скажем начистоту, что, когда перед подростками ставится задача задать вопросы сознательно, да ещё знаменитому человеку, да ещё и с последующей публикацией, ребятам приходится очень сильно напрягать мозги. Журналистика входит в программу клуба юных полярников, действующих под эгидой Энциклопедии. Ребята с уважением и интересом относятся к этому необычному для них занятию. И все-таки, каждая встреча с интервьюируемым человеком для них – непростая задача. Интервью проходит с помощью Интернета и электронной почты, вопросы формулируются совместными усилиями.

Александр Матвеев много лет провел на Крайнем Севере. Он – член верхней палаты законодательного органа России – Совета Федерации Федерального Собрания РФ, в котором представляет интересы одного из северных субъектов страны - Республики Саха (Якутия). Всегда с удовольствием встречается с ребятами, ему есть, что рассказать о Севере, о людях, которые там живут и работают, поэтому он сразу согласился ответить на вопросы Клуба юных полярников.

Александр Матвеев (второй справа) в рабочей поездкеЧто для Вас лично значит Север?

С Севером неразрывно связана вся моя жизнь. Родился и вырос я в Оренбуржье, в 1966 молодым горным мастером приехал в Якутию и проработал здесь почти 30 лет. Причем сразу попал в Оймяконский улус – одно из самых холодных мест на планете. На Земле два самых холодных места, и оба - на территории Якутии: Оймякон и Верхоянск. Мне пришлось жить и работать в этих районах, так что считаю себя «покорителем обоих полюсов холода».

За годы жизни в Якутии трудился на предприятиях горнорудной промышленности, работал заместителем Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), первым вице-президентом крупнейшей в мире алмазодобывающей компании «АЛРОСА». Это период наиболее мощного индустриального развития Якутии. Горжусь тем, что участвовал в этой работе. Побывал практически во всех уголках Якутии. Это прекрасный край. Незабываемые, ничем неизгладимые впечатления. Последние десять лет депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) доверяют мне быть их представителем в Совете Федерации. С первых дней занимаюсь проблемами северных территорий. Это главное в моей сенаторской деятельности. Работал в Комитете по делам Севера и малочисленных народов, был его председателем. Побывал во всех «северных» субъектах Российской Федерации. Поэтому хорошо представляю себе, как и чем живут и оленеводы Чукотки, и нефтедобытчики Ненецкого автономного округа, и рыбаки Мурманской области, и горняки Норильска. Мы привыкли говорить о природных ресурсах Севера, его необъятности, суровости и красоте природы. Все это так. Но за годы жизни на Севере я понял: главное богатство Севера – это люди, живущие и работающие здесь. Это мужественные, стойкие, трудолюбивые люди и очень добрые к тому, что их окружает. Поэтому я благодарен судьбе за то, что Север стал главной страницей моей жизни.

Норильске. В шахте Что такое Совет Федерации?

В соответствии с Конституцией России государственная власть в нашей стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную осуществляет Федеральное Собрание (ФС) Российской Федерации, состоящее из 2-х палат – Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации (СФ) – верхняя палата ФС России, которая формируется из представителей каждого субъекта России

(республики, края, области, автономного округа и др.: по 2 представителя от каждого субъекта), поэтому Совет Федерации называют палатой регионов. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы по вопросам, связанным с финансами, налогами, международными договорами, государственной границы, войны и мира. Всего в Совете Федерации работает 166 члена Совета Федерации.

Почему у Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера такое длинное название?

Члены СФ работают в 10 различных комитетах, раньше их было значительно больше. Был в структуре СФ отдельный комитет по делам Севера и малочисленных народов. В настоящее время проблемами Крайнего Севера и Арктики занимается Комитет СФ по федеративному устройству,

региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, который в результате реформирования структуры Совета Федерации объединил 3 ранее существовавших комитета и 1 комиссию. Поэтому у него такое длинное название.

Александр Матвеев в рабочей поездкеКакими республиками занимается комитет?

В составе нашего Комитета работают сенаторы от 14 регионов России, в том числе 5 северных, но занимается он проблемами всех субъектов РФ от Дальнего Востока до Калининградской области. В комитете создан подкомитет по делам Севера и малочисленных народов, который целенаправленно занимается проблемами социально-экономического развития северных регионов – это 24 субъекта Российской Федерации.

Некоторые из них имеют статус республики (Республика Коми, Республика Саха (Якутия), другие – края (Красноярский край, Хабаровский край), также среди северных субъектов Российской Федерации есть области (Магаданская, Мурманская области), автономные округа (Ненецкий, Чукотский АО).

Сколько людей проживает на территории Севера?

Север – очень общее название. Для целей государственного управления используется словосочетание районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Это территории с суровым климатом, особыми условиями хозяйствования, транспортной доступности, особыми требованиями к жизнеобеспечению, технике, охране окружающей среды и т.д. К районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям относятся 24 субъекта России.

Территории некоторых из них целиком отнесены к районам Крайнего Севера (например, Мурманской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Саха (Якутия) и других), а некоторых - только частично (например, в Республике Алтай только два района отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера). Всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях проживает чуть больше 10 млн. человек. Для сравнения: на Севере Канады проживает всего 100 тыс. человек.

Есть ли на Крайнем Севере безлюдные районы? Расскажите о них.

Александр Матвеев (справа) в рабочей поездкеЕсть арктические острова, на которых вообще нет постоянного населения, - здесь работают только участники научных экспедиций, работники гидрометеорологических станций, геологи, пограничники. На материковой части северных арктических и северных территорий постоянное население проживало всегда, но это были кочевники-оленеводы, народы, занимающиеся добычей морского зверя, рыболовством, позже - русское старожильческое население, еще позже - люди, которые осваивали и создавали промышленный потенциал этих территорий в СССР.

Есть очень малонаселенные земли. Например, Эвенкия в Красноярском крае является самой малонаселенной территорией в мире, на огромной площади 767 тысяч кв. км проживает всего 16 тысяч человек. Есть территории с очень неравномерным распределением населения, например, в Камчатском крае проживает 320 тыс. человек, из которых большинство проживает, по сути, в Петропавловске-Камчатском и еще двух городах: военном Вилючинске (базе подводных лодок Тихоокеанского военно-морского флота) и Елизово – 250 тыс. человек. В Чукотском автономном округе проживает всего 51 тыс. человек, из них 34 тыс. - городское население.

Чем интересен Север?

С моей точки зрения Север интересен всем.

  • Оймяконе. На полюсе холода Во-первых, работа и жизнь на Крайнем Севере способствуют выработке сильного характера, развитию лучших его черт. Многие лучшие представители человечества проверяли себя на прочность именно в высоких широтах.
  • Во-вторых, необыкновенно красива и разнообразна северная природа – это и Долина гейзеров, и вулканы Камчатки, птичьи базары, лежбища морских животных на арктических островах, медвежий «родильный дом» на острове Врангеля, необыкновенное зрелище северных сияний над бескрайними белоснежными просторами заполярной тундры, огромные стада диких северных оленей на Таймыре, водопады плато Путорана в Эвенкии, сверкающие вершины Полярного Урала, единственные на европейской территории России сохранившиеся в своем изначальном виде леса на территории Республики Коми, признанные красоты Хибинских гор на Кольском полуострове. Можно перечислять до бесконечности.
  • В-третьих, на Севере России сосредоточены несметные природные богатства: прежде всего чистый воздух, чистая вода, полезные ископаемые – месторождения нефти, газа, угля, алмазов и других драгоценных камней, всех групп металлов, ценные виды животных и рыб, лесные ресурсы.
  • В-четвертых, на северных территориях живут народы – представители уникальной циркумполярной культуры (саами, ненцы, эвенки, чукчи, юкагиры, др.) – накопившие и сохранившие для человечества бесценный опыт проживания в экстремальных климатических условиях.
  • В-пятых, по северным морям проходит самый короткий путь из Европы в Азию.
  • В-шестых, Север оказывает значительное влияние на формирование климата на планете.

Можно продолжить и в-седьмых, и в–десятых…

Почему Совет Федерации занимается Севером?

Александр Матвеев (слева) в рабочей поездкеСовет Федерации, занимаясь проблемами всех регионов страны, уделяет особое внимание северным территориям, так как добыча полезных ископаемых на этих территориях обеспечивает значительную часть финансовых поступлений в казну государства, а, кроме того, государственное управление этими территориями требует специальных, отличных от остальной территории страны подходов и решений, которые должны быть отражены, в том числе, и в нашем законодательстве. Это не только в нашей стране, такая практика есть во всех северных странах мира.

Например, обеспечение завоза грузов северные районы страны требует особой организации ввиду отсутствия развитой сети дорог как автомобильных, так и железных дорог, и высокой стоимости авиаперевозок. Основной объем продовольствия, стройматериалов, горючего и топлива, например, в северные районы Красноярского края, Якутии завозится по рекам в определенный период, как правило, весной и осенью, когда реки наиболее полноводны. Следовательно, должны быть вовремя выделены деньги, сформированы караваны судов, подготовлены грузы. Навигация на северных реках очень короткая.

Добыча полезных ископаемых в северных условиях требует значительно больших затрат финансовых средств для организации работы, поэтому государство предусматривает для предприятий, работающих в таких условиях, льготы по уплате налогов. Люди, работающие на Севере, получают повышенную заработную плату с районными коэффициентами и северными надбавками. Пенсионеры - повышенную пенсию. Если люди проработали определенное количество лет на Севере и хотят переехать в районы с более благоприятным климатом, государство оказывает им поддержку для приобретения жилья. Особые меры нужны для поддержки и сохранения культуры и традиционного образа жизни и традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Россит. Это только несколько примеров. Все эти особенности жизни и хозяйствования на Севере должны быть отражены в законодательстве страны, тогда они становятся обязательными для исполнения, поэтому Совет Федерации занимается этими вопросами.

Расскажите чуть-чуть о культуре северных народов.

Александр Матвеев (слева) в рабочей поездкеТрадиционная культура северных народов имеет много общих черт, вместе с тем, в зависимости от природных зон, занятий, имеются и различия. Саамы, ненцы, эвенки, эвены, долганы, чукчи – оленеводы-кочевники, эскимосы, береговые чукчи, коряки, ительмены – преимущественно рыболовы, охотники на морского зверя, якуты – оленеводы. Образ жизни северных народов органично связан с окружающей природой, они считают себя неотъемлемой частью природы, а природные объекты и животные почитаются, как обладающие силой и возможностью влиять на человека.

У многих северных народов очень почитается медведь, устраиваются даже специальные медвежьи праздники, которые являлись очень важным событием. У хантов, например, медведь считается священным животным. Его череп хранится в чуме на специально отведенном месте, и гость, входя в чум, должен сначала обязательно поздороваться с медведем. Олени, киты, моржи, собаки – животные, от которых в полном смысле зависела жизнь северных народов, являются героями сказаний, с ними связано много обычаев, правил поведения.

Особое отношение в культуре северных народов занимал очаг и огонь. Чужакам запрещалось обходить очаг, подбрасывать в него дрова, нельзя бросать в очаг мусор, ругаться около него, нельзя передавать огонь в чужое жилище на полене, только угольками, которые до захода солнца должны быть символически возвращены.

Горы, реки, озера, отдельные деревья могли считаться священными, местами обитания духов-покровителей. Никто, особенно чужаки, не должны нарушать покой духов, уносить какие-либо предметы из этих мест, а если кто-то случайно забрел в такие места, то должен задобрить обитателей кусочками пищи и напоить их. На Ямале составлены карты расположения таких священных мест, и при проведении различных работ и ученые, и строители, и геологи, и газо- и нефтедобытчики должны бережно относится к таким местам, не разрушать их и не трогать ритуальные предметы.

В чем уникальность северной природы?

Север. Автолитография Фёдора Конюхова  К российской части относится почти треть всей площади Арктики, обитает около 80% всего разнообразия видов животного и растительного мира Арктики и около 90% собственно арктических видов, находятся уникальные природные комплексы, такие как прибрежные районы Баренцева моря, коренные леса Севера Европейской части России, полуостров Камчатка, полуостров Чукотка, остров Врангеля, некоторые из них признанны на международном уровне в качестве объектов природного наследия мирового уровня.

Многие из северных территорий являются местами обитания видов растений и животных, которые больше нигде не встречаются. Степень загрязнения таких природных систем России, как тундровая зона, зона северной тайги, арктические моря, невысока, за исключением ряда отдельных районов интенсивного хозяйственного освоения, поэтому многие экологические системы российского Севера и Арктики могут служить эталонами природных комплексов и процессов.

Люди не бегут с Севера в края потеплее?

Бегут, к сожалению. Большой отток был в 90-ые годы прошлого столетия, продолжается в некоторых регионах и сейчас. В период с 2001 по 2011 год 150 тыс. человек потеряла Республика Коми, Мурманская область – почти 135 тыс. человек, северные районы Красноярского края потеряли более 85 тыс. человек, Магаданская область – почти 40 тыс. человек. Но есть регионы, куда, наоборот, люди едут. Это, прежде всего, конечно, нефтегазодобывающие регионы, стабильно развивающиеся, с хорошей социальной инфраструктурой, высокими зарплатами: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий автономные округа.

Север. Автолитография Фёдора КонюховаКакова сегодня экономика Севера, что производится на Севере?

Экономика Севера была и остается связанна с использованием природных ресурсов, в первую очередь, с добычей полезных ископаемых. Здесь добывается 93 % российского газа, 72% нефти и газового конденсата, 90% алмазов и платиноидов, 83% серебра, 63% золота, основная часть олова, никеля, кобальта, меди и других металлов, барита и апатитового концентрата, 10,5% угля.

На Севере производится 18% электроэнергии, 25% лесной продукции. Из сельскохозяйственных отраслей традиционными являются рыболовство, промысловая охота, оленеводство, морской зверобойный промысел, которые являются, в том числе и традиционными видами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

Какие у Севера проблемы?

  1. Отток населения из приграничных регионов, особенно на Дальнем Востоке.
  2. Дефицит высококвалифицированных кадров.
  3. Неразвитая в необходимом объеме сеть дорог, других объектов транспортной инфраструктуры, особенно местного значения (малой авиации, например), систем связи, информационных систем.
  4. Устаревшее оборудование тепло- и энергоснабжающих предприятий, что очень важно для жизнеобеспечения северных городов и поселков.
  5. Большое количество выработавших свой ресурс самолетов, судов рыбопромыслового, научного, транспортного флота, очень высокая стоимость транспортных услуг.
  6. Необходимость очистки северных территорий и акваторий от загрязнений, связанных с хозяйственной деятельностью прошлых десятилетий и сегодняшней.
  7. Обеспечение населения качественным медицинским обслуживанием, возможность оказания своевременной медицинской помощи, учитывая ограниченную транспортную доступность северных населенных пунктов, образ жизни кочевого населения.
  8. Ввиду интенсивной добычи полезных ископаемых сокращаются площади для традиционных занятий и промыслов коренных народов Севера.

Север. Автолитография Фёдора Конюхова   Александр Сафронович Матвеев родился в 1943 в селе Ефимовка Оренбургской области. Окончил Кузбасский политехнический университет по специальности геология и комплексная механизация подземной разработки месторождений полезных ископаемых, в 1979 - Академию общественных наук. Доктор экономических наук, профессор, действительный член Международной академии информатизации. С 1961 года Александр Матвеев работает на горных и золотодобывающих предприятиях Урала, Кузбасса, Якутии.

Прошел путь от помощника бурового мастера Высокогорного рудоуправления Нижне-Тагильского металлургического комбината до заместителя главного инженера прииска «Победа» комбината «Индигирзолото». С 1972 по 1995 жил и работал в Якутии в одних из самых труднодоступных и экстремальных по климатическим условиям районах: г. Оймякон, г. Верхоянск, г. Якутск, занимая различные должности в государственных и партийных органах от инструктора Оймяконского райкома КПСС до заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия). С 1995 по 2002 – вице-президент, первый вице-президент крупнейшей алмазодобывающей компании «АЛРОСА», принимал активное участие в организации алмазодобывающей промышленности в Архангельской области.

С 2003 работает в Москве – член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представляет в Совете Федерации Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). С 2003 - первый заместитель, а потом председатель Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, с ноября 2011 - первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, председатель подкомитета по делам Севера и малочисленных народов. Много и плодотворно занимается вопросами законодательного обеспечения государственной политики в Арктике и в районах Крайнего Севера, социально-экономического развития этих территорий, использования природных ресурсов, охраны окружающей среды северных и арктических территорий, повышения качества жизни северян, реализации прав коренных малочисленных народов Севера. Является членом Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В рамках работы в Совете Федерации посетил все регионы Крайнего Севера от Мурманской области до Чукотки и Сахалина, во время этих поездок и проведения выездных заседаний комитета обсуждались самые различные вопросы жизнеобеспечения и развития этих территорий. Только в 2012 возглавлял делегации комитета во время посещений Республики Карелия, Сахалинской области, провел парламентские слушания по вопросам развития Северного морского пути и т.п.

Активно занимается вопросами развития межпарламентского сотрудничества с северными странами, посетил практически все страны Арктического региона, защищает интересы Российской Федерации в международных организациях.

А.С. Матвеев преподает в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, является директором Центра социального развития Российского Севера при этой академии. Всегда находит время для встреч с подрастающим поколением, в рамках работы в Совете Федерации неоднократно встречался со стажерами различных образовательных программ для молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, студентами различных вузов, в том числе расположенных в северных регионах, одаренными ребятами из северных городов и поселков. Автор многочисленных статей и книг, большое количество которых посвящено Российскому Северу.

Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий

Слева направо: И. Смирнов, Г. Прозоров, Н. Ершов, Д. Шебанов, А. Попов.Участники "заочного", - Интернет-интервью - из  Клуба юных полярников имени Станислава Покровского "Центральный полюс": И. Смирнов, Г. Прозоров, Н. Ершов, Д. Шебанов, А. Попов. У шестиклассников клуба уже вошло в привычку на каждом занятии отводить время составлению вопросов. Что за вопросы? Праздное любопытство обретает серьезную интонацию интервью. Без шуток, конечно, не обходится. Дети впечатлительны и не всегда есть рабочее настроение. И всё же это дело им нравится, даже сейчас, пока они еще не видят лиц тех, с кем «говорят».

Живое интервью - впереди. К нему надо тщательно готовиться. Спросим у ребят, почему им нравится задавать вопросы. Ответ таков – они знают, что от этого будет толк. Не стал неожиданностью и ответ на вопрос о том, страшно ли  участвовать в  интервью: «Нет!». И это - потому что знают, с кем имеют дело. Ребята уверены - интервью с их участием берутся только у положительных людей. И немного побаиваются своего первого предстоящего  интервью, когда общаться придется лицом к лицу. С кем бы хотели поговорить? Ну, в первую очередь, как выяснилось, с полярниками. Кое-кто - с семьями юных полярников из Санкт-Петербурга. Ну, а некоторые и вовсе «забрались высоко» -мечтают побеседовать с первыми лицами государства. При этом рассчитывают на откровенный разговор, где можно услышать только правду. Ну а какие хобби у ребят? Кто-то любит играть на гитаре, кататься на скейте. Некоторые занимаются плаванием. Кто-то поет в хоре. Но каждый обожает компьютер. Мечты ребят, а поскольку это настоящие мужчины, сходятся в одном:  найти хорошую работу, обеспечивать семью. Один из мальчишек высказывает переживания за судьбу страны: чтобы не было войн, раздора, чтобы бесплатное не становилось платным. А высказываясь о собственном будущем, не забыл о родителях и, перечисляя будущую семью, включил туда тех, кто растит его и заботится о нем сегодня.

Статья просмотрена: 6822
Рейтинг статьи: 7
Bookmark and Share
Страны: Россия
Мария Семикова
Мария Семикова, 18.05.2013 в 09:04
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 21 )
 Федорченко
Молодцы, ребята! Шестиклассники-Следопыты берут интервью не хуже, а лучше большинства современных "профессионалов" федеральных СМИ, считающих себя "журналистами". Спасибо, ребята, ваша статья - отличный вклад в Энциклопедию.
 Федорченко
Замечательные ответы А.С.Матвеева произвели впечатление своей полнотой, глубиной, информативностью, несвойственной последнее время интервьюируемым людям. Его биография достойна уважения. Общение с такими людьми принесёт пользу не только следопытам, но и многим читателям ВЭП.
 Семиков
Я желаю своим ровесникам-следопытам хорошо провести летние каникулы и придумать много интересных вопросов.
 попова
Елена попова 18.05.2013 в 19:32 (ссылка)
Занимательная и полезная информация. Север это так далеко и любая грамотная и содержательная информация полезна в любом возрасте. Тем более радостно что данное подрастающее покаление интересуется познаниями о севере.
 Черныш
Игорь Черныш 18.05.2013 в 20:00 (ссылка)
Интервью очень полезное и актуальное. Думаю, что ребята получили исчерпывающую информацию по всем заданным вопросам. Желаю новых интересных встреч и интервью.
 Узбеков
Ирек Узбеков 18.05.2013 в 21:02 (ссылка)
Несмотря на "заоблачный" для большинства граждан статус Александра Сафроновича, в интервью открывается интересный, живой человек с богатым жизненным опытом, с корнями, человек, близкий земле, родной Северу. Понравилось отношение
 Кирьянов
Я уже давно не школьник, но прочитать ответы на вопросы мне было очень интересно. Спасибо Вам за обстоятельное интервью! А школьникам спасибо за хорошие профессиональные вопросы.
 Семикова
Хочу обрадовать ребят. Сегодня в наши ряды вступил самый юный полярник, а точнее полярница. Ей всего 7 месяцев. Готовится выехать с нами в Санкт-Петербург. Говорить она пока не умеет, но скоро научится. И говорить будет без умолку, ведь это девочка. Думаю не за горами её первое интервью. А вот интересно какими будут её первые слова. Ребята уже немного владеют полярной и морской терминологией. Когда мы узнаем, какие же слова больше всего понравятся нашей юной полярнице, обязательно расскажем вам.
 Печенегов
Очень интересное и полезное общение высокопрофессионального специалиста по состоянию и проблемам северных регионов России с молодежью. Хочется верить, что молодые люди нового поколения постараются решить проблемы Севера, обозначенные автором. Больно смотреть, как в результате неуклюжих реформ «государственных» деятелей в перестроечные времена были разрушены научно-техническая база и без того не богатая инфраструктура советского Заполярья. Где былые знаменитые научные полярные станции на побережье Таймыра, Чукотки? Где заполярный «наукоград» на острове Диксон? От того, что было, остались только десятки разрушенных и опустошенных поселков да десятки тысяч бочек из-под ГСМ на архипелагах «Северная Земля» и «Земля Франца-Иосифа». Это печальное наследие былых времен только сейчас нашло наследника. Острова, наконец-то, начинают освобождаться от векового мусора. Надеюсь, не за горами и реанимация научно-технического потенциала Арктики, развитие инфраструктуры Заполярья. Очень хочется верить!
 Улогов
Боюсь прозвучать легким диссонансом, но интервью оставило двоякое впечатление. С одной стороны, дети задали вопросы на тему как работает один из государственных органов. Интерес похвальный и полученные при этом сведения для них наверняка ценны. Но ответы на эти вопросы, можно найти и в Internet, после недолгого поиска. В свое время, меня учили задавать вопросы немного по-другому. Не "чем ты занимаешься ?", а "что ты сделал?". Именно эта незаметная, может быть, разница заставляет интервьюируемого говорить по-существу.

Далее, полученные этнографические и природоведческие сведения полезны, но могут быть получены не привлекая внимания члена СФ. Александр ответил на заданные вопросы, но являются-ли вопросы теми вопросами, на которые никто кроме него ответить не может ? На мой взгляд, если учить детей тому как и кому задавать вопросы, то очень важно научить их, проводить "домашнюю работу" перед интервью, и не задавать вопросы, ответы на которые уже есть.

Далее, говоря о проблемах, надо наряду с описанием проблемы, попросить ответ на вопрос: что профильным комитетом предпринимается или планируется для того чтобы ту или иную проблему решить. Это очень важный момент для всех, кто готовится работать в экстремальных условиях, когда проблемы надо не только определять, но и искать пути их решения.

Где-то так.
 Федорченко
Профессор Улогов совершенно справедливо отметил некоторые недостатки в работе ШЕСТИКЛАССНИКОВ, берущих интервью у члена СФ. Например: что ответы на некоторые вопросы, заданные ими, можно найти "в Internet, после недолгого поиска". Справедливо! Но, ежедневно изучая ответы, к примеру, руководителей РФ на вопросы ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ журналистов, которые немалые деньги за свой труд получают, я, увы, тоже очень часто, если не всегда, - думаю, что всё это я мог бы почерпнуть "в Internet, после недолгого поиска", или у первой встречной старушки, которая дала бы более искреннюю и честную информацию по всем известным поводам. Удивляет и то, зачем, к примеру, учёных, расспрашивают о их мнении по поводу, опять же к примеру, миграции китов. "Ведь полученные этнографические и природоведческие сведения полезны, но могут быть получены не привлекая внимания" занятых наукой людей. В том же "Internet". Думаю, постулат "не задавать вопросы, ответы на которые уже есть" может относиться лишь к теме бозона Хиггса или выплате внешнего долга США. Особенно для ШЕСТИКЛАССНИКОВ. А вот с чем я согласен с профессором Улоговым на все 100: "Задавать вопросы немного по-другому. Не ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ?, а ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ?" Но для этого наши дети должны стать Ларри Кингами, так как даже мэтры отечественной журналистики не рискуют применять подобный подход к той пене, с которой они общаются.
 Улогов
Александр, ну не понимаю я ничего в детской журналистике, да и не профессор я. Но концепция того что при проведении интервью шестиклассниками, надо делать скидку на то что они шестиклассники, мне не близка. Если уж взялся за работу, то извини, все по-взрослому, копай материал, готовь вопросы такие, что тебя Ларри Кинг на работу возьмет ну или стремись к этому. В свое время, меня учили именно так и результатом я доволен.

А так, конечно картина благостная. Дети задают энциклопедические вопросы, получают энциклопедические ответы и внешне все хорошо. Но это не журналистика, это опрос. Ну и риска я никакого не вижу в том чтобы вопросы были более по-существу. Хотя, я с современными реалиями знаком не очень, но не рискую предположить что невинный вопрос, заданный ребенком может представлять некий для него риск.
 Федорченко
"не понимаю я ничего в детской журналистике"..., "я с современными реалиями знаком не очень"... Так зачем же тогда берётесь судить? И требовать от детей профессионализма и знаний, которыми сами не обладаете, впрочем, с гордостью в этом признаваясь?
 Федорченко
ОК! Ладно, договорились! С завтрашнего дня наши шестиклассники начнут работать, как Ларри Кинг. Но надо немного подождать, пока из Америки доставят такие же, как у него, подтяжки. Как мы помним, именно благодаря им одна серая посредственность, псевдожурналист, стала галактической звездой перестроечного экрана. Скидок на возраст делать, конечно, для ребят не надо. И вопросы, и ответы - энциклопедические. Не поспоришь. Выключаем свет, - зачем он нужен? Ведь мы и так знаем, где в квартире холодильник, унитаз и диван. А ответы на все вопросы "можно найти "в Internet, после недолгого поиска".
 Улогов
Александр, ты о чем написал-то ? Я как-то не особо понял. Но это неважно. Может я что-то не то сказал, но что с меня взять. Но если, допустим шестиклассникам нелегко в интернете ориентироваться (хотя как мне кажется, современные дети делают это намного лучше нас), то доступны бумажные книги, журналы, библиотеки для чтения и подготовки. На фотках я видел, те дети книжки читают, что радует.

Одним словом, считай что я не понял чем я тебя так обидел. Ты мне оппонируешь только для того чтобы оппонировать, или у тебя есть аргументы лучше чем "это-ж ШЕСТИКЛАССНИКИ". Если я кого-то напрягаю своими писульками, то так и скажите, иди мол, Улогов, не мешайся тут.
 Федорченко
Ха-ха! Дружище Улогов! Ну что за детство! Комменты для того и существуют, чтобы выражать своё мнение. Никто тут никому на горло не наступает. Каждый имеет свою точку зрения и её защищает. Моя точка зрения - прямо противоположна Вашей, основанной на том, что школьник, публикуя свою первую репортерскую работу, должен соответствовать критериям не меньше, чем человека, имеющего жизненный опыт, профессиональные знания и проч. При этом Вы скромно ссылаетесь на личный опыт (в своей специальности). А я вот, грешный, хоть и являюсь членом Союза журналистов СССР с 1986 года, до сих пор считаю, что учиться мне и учиться... Имею я абсолютно другую точку зрения и по "ненужным" вопросам, ответы на которые "есть в Интернете". Нет ненужных вопросов. Если вопрос задан, ответ на него точно кому-то нужен. И даже на вопрос "Сколько будет дважды два?" возможны разные ответы, которые КАЖДОГО отвечающего будут характеризовать по-разному. А вообще Вы в этой дискуссии живо напомнили мне персонажа анекдота о Шерлоке Холмсе и Ватсоне. Летят они на воздушном шаре. Заблудились. Смотрят: внизу человек стоит. Ватсон ему кричит: "Любезный, где мы находимся?" Тот немедленно отвечает: "Но воздушном шаре!" Холмс говорит: "Ватсон, это программист". Ватсон: "Как Вы узнали?" Холмс: "Его ответ точен и абсолютно бесполезен". :)))
 Улогов
Александр, высказывайте свое мнение сколько хотите, но следите за тоном и не забывайте что полемика, это одно, а троллинг, совсем другое.

Изначальная суть нашего разногласия мне ясна. Я добавлю что школьник может в своей первой работе и не сразу соответствовать, но что стремление соответствовать должно быть продемонстрировано, равно как и знание основ того в чем он практикуется (журналистики). Если они результат работы называют "интервью", то надо чтобы это было именно интервью. Впрочем, я уже повторяюсь. А раз так, то добавить мне, в общем, нечего.
 Федорченко
Владимир! Мне тоже добавить нечего! Кроме того, что трудно искать черную кошку в тёмной комнате, особенно, когда ее там нет. Это я к Вашей обиде на троллинг и тон.
 Семикова
Владимир и Александр. Вы оба правы. Я знаю что Владимир требовательно относится не только к другим, но и к себе. Мы с ребятами учтём его рекомендации. Владимиру спасибо за советы. Александру спасибо за поддержку.
 Киреева
Рада за ребят, что они могут получать информацию из достоверных источников, не искажённую нашими СМИ. Побольше бы таких педагогов-энтузиастов.
 Терентьева
Дорогу осилит идущий!
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо