Владимир Котляков: Современное общество должно понимать, что границы существующей природы на Земле определены самой природой, и их нельзя нарушать. Людям надо приспосабливаться к природе, а не пытаться кардинально подчинять её своим интересам.
Санкт-Петербург. Клуб любителей природы. Мне и моим ученикам была предоставлена великолепная возможность виртуально познакомиться и пообщаться с уникальным человеком, великим русским учёным - Владимиром Котляковым. Не так уж часто удается задать интересующий нас вопрос специалисту, который внёс столь большой вклад в развитие российской науки. Ребятам, учащимся шестых и десятых классов, было дано интересное задание: узнать как можно больше о нашем выдающемся соотечественнике – географе Владимире Котлякове.
На следующем уроке работа кипела, руки неустанно поднимались вверх. Мы узнали о том, что географом Владимир Михайлович решил стать еще в десятом классе. Целеустремленный юноша упорно трудился на пути к осуществлению своей мечты. Сегодня он – один из наиболее заметных авторитетов мировой науки в самых различных областях географии и гляциологии. Владимир Михайлович Котляков - профессор, доктор географических наук, директор Института географии РАН, почетный Президент Русского географического общества, почетный академик Академии (Клуба) Всемирной Энциклопедии Путешествий. Ребят интересовало, как и когда Владимир Михайлович путешествует по миру с научными целями, о его экспедициях в самые суровые уголки нашей планеты, а это - Арктика, Антарктида, другие экстремальные точки. В классе бурно обсуждался вопрос о характере ученого:
Он очень сильный и выносливый, эти качества помогают преодолеть любые трудности.
- Он добрый и веселый, поэтому у него много друзей и товарищей.
- Он грамотный специалист и верен своей профессии, своей Родине.
- Он жизнелюбивый, активный, общительный, поэтому мы смогли с ним познакомиться.
- Я со своей семьей тоже путешествую, и мне не понаслышке знакомы ситуации, когда необходима выносливость, ответственность, смекалка. Без этих качеств не преодолеть ни расстояния, ни встречающиеся на пути трудности, не стать настоящим географом.
В ходе беседы ребята задали письменные вопросы Владимиру Михайловичу на интересующие их темы. Были получены разносторонние ответы (в связи с большой занятостью ученый отвечал на вопросы в самолете по пути с международного конгресса в Мюнхене – прим. Энциклопедии).
Татьяна Солодко (6 класс): Что Вы считаете главным в Вашей работе?
Главное – это условие для свободного труда, то есть возможность иметь под рукой необходимую литературу и друзей – единомышленников.
Анастасия Тарануха (6 класс): Занимается ли ещё география открытиями материков, островов, океанов?
Нет, все крупные черты устройства нашей планеты хорошо известны, но географические открытия продолжаются. Например, за последние десятилетия в Антарктиде было обнаружено больше ста подледниковых озёр, о которых не было никаких представлений ещё в середине прошлого века.
Егор Глушков (6 класс): Все ли острова открыты на Земле и показаны на карте?
Да, все острова на Земле открыты и показаны на карте. Но сейчас с помощью съёмки из космоса мы видим изменения конфигурации некоторых островов в результате штормовой деятельности, или, например, в Северном Ледовитом океане, вследствие таяния на их берегах вечной мерзлоты.
Ксения Резаева (6 класс): Изучает ли Ваш институт Бермудский треугольник?
Нет, Бермудским треугольником мы не занимаемся. Это – предмет мистики, а не географии.
Снежанна Махно (6 класс): Почему происходит смена климатических условий на территории за полярным кругом (Мурманская область)?
Климат никогда не остаётся постоянным, а всё время меняется, в настоящее время особенно сильно в высоких широтах из-за так называемого глобального потепления, происходящего в последние десятилетия.
Виталина Пчельникова (6 класс): Почему солёную воду нельзя пить?
Солёную воду нельзя пить из-за большого количества присутствующих в ней солей, к которым человеческий организм не привык, а потому их не воспринимает.
Даниил Попыркин (10 класс): Насколько серьёзна экологическая ситуация в мегаполисах нашей страны?
Ситуация в мегаполисах в наше время непростая, но не катастрофическая. Во многих больших городах проводится разумная политика застройки и озеленения, а вредные производства выносятся за пределы города, что создаёт вполне комфортные условия жизни для людей.
Георгий Гера (10 класс): В чём суть проблемы здоровья человечества?
Здоровье человечества – это понятие отличается от понятия «здоровья человека». Это не медицинская категория, а категория мировоззрения: она означает отсутствие ненависти и вражды к людям другой культуры и национальности, а, значит, отсутствие стремления к конфликтам и войнам.
Денис Власов (10 класс): Как долго мы сможем сдерживать озоновые дыры?
«Озоновые дыры» – это естественное свойства природы полярных областей нашей планеты, которые существуют и будут существовать независимо от действий человечества.
Влад Саливонов (10 класс): В связи с тем, что нефть истощается, как в будущем планируется развивать топливно-энергетический комплекс?
Пока топливно-энергетическому комплексу ничего не грозит – нефть и газ истощаются, но по отношению к потребностям человечества не очень быстро. Полагаю, что их природные запасы ещё долго будут служить человечеству, но к концу нынешнего века, безусловно, будут найдены новые источники энергии для промышленности.
Андрей Попов (10 класс): Вы часто бываете в Германии. Почему её называют страной без центра?
Германия исторически не была единым государством, как, например, Франция или Россия. До конца XIX века это были отдельные «земли» со своими правителями, и фактически в Германии не было единой столицы. Берлин был центром только Пруссии, а, например, Мюнхен – центром Баварии.
Артем Березенко (10 класс): Какой Вы видите экологическую ситуацию в мире в ближайшем будущем? Какие меры, по Вашему мнению, должно предпринять современное общество?
Современное общество должно понимать, что границы существующей природы на Земле определены самой природой, и их нельзя нарушать. Людям надо приспосабливаться к природе, а не пытаться кардинально подчинять её своим интересам.
Как может Всемирная Энциклопедия Путешествий и Школа следопытов помочь Институту географии РАН?
Помощь очень проста – Институт географии должен передавать свои богатые знания подрастающему поколению, которое, безусловно, в будущем умножит их и добудет современникам новые знания об окружающем нас мире.
Ребятам очень понравилось виртуальные (в соответствии с духом нынешнего интернетной цивилизации) знакомство и беседа с директором Института географии РАН Владимиром Михайловичем Котляковым. Многие пожелали в следующий раз встретиться с ним лично и задать вопросы в живой беседе. У ребят появилась уверенность смелей шагать по жизни навстречу открытиям! Стать географом или исследователем! Быть нужным и полезным своей стране.

Учитель географии ГБОУ СОШ № 511 Елена Жарова
Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий
Как показала практика, даже почетный Президент Русского географического общества может ошибаться:
Неизвестный остров найден в море Лаптевых, передал телеканал «Вести» буквально пару недель назад. Остров был замечен экипажами вертолетов Ми-26, совершавших полет у побережья Якутии. Первооткрыватели сверили местоположение острова с картами и не нашли никаких обозначений этого места. Площадь участка суши составляет несколько сотен квадратных метров. Ученые считают, что остров мог появиться полвека назад. Он располагается в гряде Новосибирских островов неподалеку от Столбового и Бельковского.
Относительно недалеко от этих островов в середине прошлого века с лица Земли были стерты сразу несколько участков суши. Это произошло из-за разрушения их ледяной и грунтовой основы. Географы считают, что из-за высокой активности геологических процессов в регионе возможно не только разрушение, но и обратный процесс. В результате дискуссий было решено назвать новый остров — Яя. Историк-географ Сергей Рыжий объяснил происхождение названия: сначала новый участок суши хотели назвать Баунти из-за схожести очертаний нового острова и острова из рекламы. Когда первооткрыватели стали спорить, кто первый заметил остров и имеет право дать ему название, то все стали говорить: «Я, я, я!».
В конце ноября новым островом обзавелась Япония. Однако в случае со Страной восходящего солнца участок суши не оставался неизвестным несколько десятилетий, а показался из воды в результате землетрясения и извержения вулкана к югу от Токио. Остров пока не получил названия, а его диаметр составляет всего около 200 метров. Подобное произошло недавно и в нескольких сотнях километров от Пакистана. Из-за мощного землетрясения в Аравийском море поднялось дно, и из воды поднялся остров шириной примерно 30 метров.
Источник информации об острове Яя.
Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий-2
Гляциоло́гия (от лат. glacies — лёд, греч. λόγος — слово, учение) — наука о природных льдах во всех их разновидностях на поверхности земли, в атмосфере, гидросфере и литосфере.
Фотографии Владимира Котлякова сделаны в ходе международного конгресса, проходившего под эгидой Всемирной Энциклопедии Путешествий на базе Института географии Мюнхенского университета в октябре с.г. (прим. Энциклопедии)