Аннотация серии статей

Арктика и Антарктика, сказки о которых присылают для planetguide.ru ребята, - завораживающие места нашей планеты. Природа здесь сурова и необыкновенно притягательна. Это жестокий и в то же время волшебный мир, с которым хочется подружиться, и, возможно, представить, как сказку. Необыкновенные животные становятся милыми и смешными. Мы проникаем в их жизнь, сопереживаем нашим авторам-Следопытам. Путь к сердцу Арктики и Антарктики начинается с раннего детства и длится всю жизнь. Цикл сказок о полюсах планеты, который создают Следопыты - часть образовательного цикла Энциклопедии Путешествий, часть ее исследовательской и экспедиционной работы. Знания ребят, их творчество, фантазии, находят отражение в форме сказок, исследовательских эссе, рисунках.

- Неужели это был всего лишь сон? - подумал мальчик. – Как жаль, ледяных деталей мозаики в мешочке осталось еще так много… Еще многого я не успел узнать. Но самое главное, я понял, что животные и растения, обитающие на ледяной земле, вынуждены были веками приспосабливаться к суровым условиям. Любое активное вмешательство человека ведет к гибели живой природы. Оберегать природу Арктики – наша прямая обязанность. Она требует познаний и сочувствия.

Арктика - полярная пустыняВ одном совсем обычном городе, на совсем обычной улице жил совсем обычный мальчик Ванюша, с которым однажды произошла не совсем обычная история… Но обо всем по порядку. На уроке учительница объявила:
- Завтра, ребята, я вам расскажу об удивительном и разнообразном живом мире Арктики. А потом каждый из вас подготовит доклад на эту тему.
Пришел Ванюша домой и начал размышлять: «Подумаешь, Арктика! Что там может быть интересного и удивительного? Заледеневшие просторы, айсберги, холод и неудобства…

О каком живом мире можно будет рассказывать? Какие животные и растения смогут выжить в таких условиях? Где они будут добывать еду? Как согреваться? На какой почве смогут кинуть свои корни? Наверное, учительница что-то перепутала. Арктика – это просто полярная пустыня». Вдруг в комнате потемнело, похолодало, а стены стали мерцать и переливаться необычным светом.

- Северное сияние, – подумал Ванюша. - Вот это да!!!!

Окошко распахнулось, и в комнату влетела небольшая птичка. Спинка и крылышки нежданной гостьи были серого цвета, грудка розоватая, голова бледно-розовая, почти белая, а лапки красные. Хвостик заканчивался клинышком. В черном клювике птичка держала небольшой синий мешочек с морозными узорами.

- Кто это? – удивился Ванюша. – И как она сюда попала? По-моему эта птичка похожа на чайку. Только я никогда не видел розовых чаек.

Полярное сияниеРозовая чайка

Птичка положила мешочек на подоконник и вдруг заговорила:

- Здравствуй, Ванюша! Ничему не удивляйся, все только начинается. Я розовая чайка – арктическая птица. Я узнала, что ты называешь Арктику полярной пустыней. Ты совсем не прав. В Арктике встречается гигантское скопление планктона, много морских птиц, китов, моржей, белых медведей, огромные стада карибу. Реки в Арктике весной переполняются, образуя множество пресноводных водоемов. А как восхитительны летом цветы в тундре! Правда, это не похоже на пустыню? Живой мир Арктики должен приспосабливаться к суровым условиям жизни, поэтому он уникален. - Чайка пододвинула клювом мешочек и продолжила свой рассказ для Ванюши, который еще не верил своим глазам. - В своем мешочке я принесла для тебя Арктическую мозаику. Доставай по одной детали, и увидишь, что будет.

Ванюша начал доставать ледяные части мозаики одну за другой. С каждой деталью он узнавал удивительные факты Арктического мира. Вот они:

  • В Арктической тундре нет деревьев, но есть кустарники и кустарнички. Чтобы получить больше солнечных лучей короткой весной, многие растения не сбрасывают листья на зиму.
  • Паучник – выбрасывает плети, через которые материнское растение кормит побеги, чтобы они не погибли в суровых условиях. Как только побеги укореняются, плети отпадают.
  • Лишайник, растет там, где мало какие растения, способны выжить. Он представляет собой сожительство водоросли и гриба.
  • Белый медведьБелые медведи не впадают в зимнюю спячку. Зимний сон нужен тоже не всем медведям, а только пожилым самцам или самкам, которые готовятся стать мамами. Спят белые медведи в берлогах из снега.
  • А вот длиннохвостые суслики впадают в спячку на целых 7 месяцев. Так только они переживают зиму. Лемминги, например, живут всю зиму под снегом.
  • Чтобы успеть подготовиться к суровой зиме новорожденный лысун (гренландский тюлень) за десять дней увеличивает свой вес в четыре раза. Тюлени выводят потомство на твердой поверхности, а кормиться могут только в море. Для них морской лед – «земля».
  • МоржМоржи могут найти воду и пищу на глубине 50-150 м. Каждое стадо дружно кормится в течение 36-48 часов, а потом столько же времени отдыхает. Каждый день Берингово и Чукотское моря должны дать моржам 7 500 тонн пищи.
  • Обитатель Арктической тундры – карибу (северный олень) питается в основном оленьим мхом. Каждому карибу требуется 2-3 кг пищи в день. Чтобы прокормиться стадам приходится кочевать по бескрайним просторам Арктики.
  • ОвцебыкСамое выносливое животное – овцебык. От холода и мороза его защищает толстая шкура, а от врагов волков мощные рога.
  • Оперение белой куропатки пятнистое или красно-коричневое - летом, а белое - зимой. А заяц беляк остается белоснежным на протяжении всего года. Чтобы выжить в суровых условиях, тело зайчика покрыто густым и пушистым мехом. В зимнюю стужу ноги тундряной куропатки прикрывают перья-подушки, которые напоминают валенки.
  • Некоторые виды жуков способны выдерживать температуру минус 60 градусов по Цельсию. В их крови есть особое вещество со свойствами антифриза. А Арктический клещ может выдержать температуру минус 41 градус.
  • Гренландский китТолько гренландский кит живет в полярных водах круглый год. Эти массивные животные чтобы получить доступ к воздуху способны разбивать головой или телом лед толщиной в полметра и более. Остальные киты перебираются в более теплые воды.
  • Самая выносливая рыба – даллия. Может употреблять в пищу все, что попадается ей на глаза. При низкой температуре может обходиться почти без кислорода целый день, а без пищи и вовсе год. Она выдерживает в течение 45 минут температуру минус 20 градусов.

Вдруг в комнате посветлело, розовая чайка исчезла сквозь туман, и Ванюша открыл глаза.

- Неужели это был всего лишь сон? - подумал мальчик. – Как жаль, ледяных деталей мозаики в мешочке осталось еще так много… Еще многого я не успел узнать. Но самое главное, я понял, что животные и растения, обитающие на ледяной земле, вынуждены были веками приспосабливаться к суровым условиям. Любое активное вмешательство человека ведет к гибели живой природы. Оберегать природу Арктики – наша прямая обязанность. Она требует познаний и сочувствия.

Впечатленный своим сном, Ванюша принялся сразу готовить доклад по Арктике. А на подоконнике лежал синий мешочек с морозными узорами…

Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий

Комментарии о совместной работе мамы Саши (Юлии Владимировны)

Саша и мамаПриступали к работе с небольшой опаской. Никогда до этого мы так сильно не интересовались природой Арктики. Мы посетили библиотеку, прочитали много книг. Ходили в музей Арктики и Антарктики. Встречались с интересными людьми, которые знакомы с арктической природой не понаслышке. Смотрели документальные фильмы о северных землях. Впечатленный всем увиденным, Саша с легкостью оформил свою работу собственными рисунками. Теперь мы точно уверены, что Арктика - это не просто полярная пустыня, а богатая и загадочная земля со своей хрупкой экологией.

Сохранять природу Арктики - прямая обязанность человечества!

Юлия Владимировна  - мама СашиЛогинова Т.И.- педагог Саши

Информация об авторе и школе

В походМихайлов Александр - ученик 3 «Е» класса ГБОУ СОШ № 511 (педагог Логинова Татьяна Ивановна). Полное наименование образовательного учреждения: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга. Сокращенное наименование образовательного учреждения: ГБОУ средняя школа № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга. Год постройки: 2011. Контактная информация о школе: 196608, Санкт-Петербург, посёлок Шушары, Колпинское шоссе, дом 20, корпус 3.

Электронный адрес:
scl511@mail.ru (для организаций), scl511-deti@mail.ru (для родителей и учащихся). Секретарь — Муратова Диляра Андреевна, тел. (812) 610-3644

Мнение специалиста:

Ирек проводит занятиеНа мой взгляд, - большие молодцы, придуман простой и элегантный сюжетный ход, полностью оправдывающий телеграфный стиль описания. Тут он смотрится вполне уместно и логично. Язык неплохой, практически нет стилистических сбоев (когда в литературном тексте появляются энциклопедические "вставки"), "Мозаика" описана простым и естественным языком. Есть эмоции, есть идея. Вот только мысль о необходимости защиты арктической природы в конце как-то скомкана. Может быть, добавить происшествие со льдинками из мозаики?

Например, они тают от выхлопных газов или на них капает машинное масло)? Тогда идея о хрупкости арктической природы будет более наглядна, как мне кажется. Такой рассказ, по-моему, вполне органично смотрелся бы и в тематическом литературном сборнике, и в виде самостоятельного произведения на сайте Энциклопедии. Надо поощрять литературную фантазию, а техника написания придёт, тем более, что "база" чувствуется.

Ирек Узбеков,
любитель путешествий,
когда-то - геолог, спелеолог,
ныне - спасатель международного класса и любитель естественных наук

Статья просмотрена: 8941
Рейтинг статьи: 6
Bookmark and Share
Страны: Россия
Александр Михайлов
Источник изображений: Рисунки автора
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 14 )
 Киреева
Елена Киреева 23.11.2014 в 17:51 (ссылка)
Очень интересное и философское сочетание - «сказочный сон». Многие известные открытия, сюжеты литературных произведений, живописных полотен были воплощены авторами под впечатлением снов.
А.С.Пушкин написал в своё время «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». В сказке за завесой таинственности, нереальности обязательно скрывается глубокий смысл, необходимые нам знания.
Мы с детства привыкли к сказкам. Так давайте продлим нашим ученикам детство и попробуем учить их премудростям жизни с помощью сказок. Тем более, что такой пример есть - «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» Сельмы Лагерлёф.
А наши дети САМИ пишут сказки, по которым готовы учиться!
 Печенегов
Замечательная статья! Всё по уму и на месте. И тема, и формат, и стиль, и сведения о животном мире, и романтический подход к Арктике, и рисунки. Спасибо большое, Саша и Юлия Владимировна! Вы молодцы! Так держать!!!
 Михайлов
Спасибо за отзыв! Спасибо за высокую оценку нашей с мамой работы!
 Семикова
А сможет ли Саша быстро перестроиться и представить себя не в ледяной пустыне, а в привычной жаркой, среди песка. Тем более накануне зимы так хочется погреться. Саша, если читаешь новости, регулярно заходишь на сайт, обрати внимание - тема Африки сейчас популярна. Ждем твой следующий сон, т.е. рассказ о ней))
 Михайлов
Спасибо! Попробуем перенестись из Арктики в Африку и рассказать Вам о своем новом сне)
 Третьяк
Диана Третьяк 24.11.2014 в 23:29 (ссылка)
Очень интересное преподношение материала!!! Думаю, читатель будет в восторге. Очень круто сделали)))
 Михайлов
Спасибо! Будем стараться делать еще круче)))
 Логинова
Приятно работать с командой единомышленников, радоваться вместе успехам. Не останавливайся на достигнутом, Александр. Смело иди вперёд, вокруг столько интересного и таинственного.
 Михайлов
Спасибо большое, Татьяна Ивановна, за Вашу помощь. Спасибо за то, что направляете нас и поддерживаете интерес к исследованию.
Йети съел этот комментарий
Йети съел этот комментарий
 Федорченко
Саша, давай уже отходи от сказок. Попробуй провести настоящую исследователькую и научную экспедицию в Кению (виртуальную, конечно, - пока). Расскажи, как бы ты готовился к поездке, что бы хотел изучить, как бы боролся с опасностями. Попробуй пройти по пути Ливингстона или Стэнли, но сегодня, сравнить Кению того времени с современной страной. Привлеки к этому одноклассников, распредели, кто о чем напишет, пришли нам план рассказа. Материалы бери не только из Интернета, а посмотри старые книжки в библиотеке, консультируйся у знатоков (узнай, где их найти). Подумай, кого из экспертов ты хотел бы привлечь из взрослых структур - МИДа, РАН, Института Африки. Сочини им письма с просьбами дать оценку твоему исследованию, или какие-то материалы для него. Подумай, может ты захочешь вставить туда эксклюзивные фотографии или видео от Посольства Кении (мы можем передать твое письмо с такой просьбой Послу). Действуй, постарайся привлечь к этому как можно больше ребят. Стань лидером Энциклопедии в своей школе, районе! Поставь перед собой цель стать представителем Школы Следопытов в Питере.
 Семикова
Саша! Взрослей, но не спеша.
)))
Мои дети меня взрослее
Вот чудной и правдивый стих
И состариться я не успею
И давно не опора их
Они часто меня забавляют
И готовят в доме еду
Книги всякие вслух читают
И боятся что я пропаду
Мы давно поменялись местами
Мудрость в сказках ищу подчас
Не хочу чтоб они подрастали
И о том вот пишу сейчас
Добавляя успешно годы
Жизнь не учит меня ничуть
Не люблю я прогноз погоды
Не умею разыскивать суть
Обращаюсь я к ним за советом
Исполняю его с душой
Ни о чем не жалея при этом
Жить как я это так хорошо

М.Семикова
 Сибирева
Из доклада "Арктическая Мозаика" А. Михайлова я узнала намного больше о природе и животном мире Арктики, чем из учебника по окружающему миру. Мне казалось, что в Арктике нет ничего яркого и интересного. Но, оказалось, что это не так. А еще мне работа понравилась тем, что читаешь её как будто сказку. Очень легко и увлечённо. Вот бы мне такой же сон приснился!
Даша Сибирева, одноклассница
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо