Видный русский ученый, руководитель радио-деятельности на МКС Сергей Самбуров дал интервью Следопытам Всемирной Энциклопедии Путешествий. Часть 1. Потомок Циолковского
Задавать вопросы - чисто детское занятие. Этот «террор» хорошо известен любому родителю без исключения. Но скажем начистоту, что, когда перед подростками ставится задача задать вопросы сознательно, да ещё знаменитому человеку, да ещё и с последующей публикацией, ребятам приходится очень сильно напрягать мозги. Журналистика входит в программу клуба юных полярников, действующих под эгидой Энциклопедии. Ребята с уважением и интересом относятся к этому необычному для них занятию. И все-таки, каждая встреча с интервьюируемым человеком для них – непростая задача. Интервью проходит с помощью Интернета и электронной почты, вопросы формулируются совместными усилиями.
Родителей не выбирают. Не выбирают и более ранних предков, таких, как дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки. И, если уж судьба сложилась так, что ты - потомок великого человека, приходится держать планку, и знать о предках даже больше, чем о самом себе. Сергей Самбуров идет по жизни в двух лицах - он известный русский ученый. Но он и правнук своего великого прадеда – Константина Циолковского, - отца науки о космосе.
У полярника день длится полгода. У космонавта - 45 минут. Еду космонавты потребляют желеобразную. А собственный скелет им в космосе не нужен, поэтому есть риск «превратиться в медузу». Вы об этом уже слышали? Если нет, ничего не бойтесь, ничему не удивляйтесь, а прямо сейчас прочтите всю статью до конца. Мы уверены, что в ней вы найдете много интересного. Итак, на старт. «Поехали!», - как сказал когда-то Гагарин. Сегодня мы встретимся с человеком, который знал и Гагарина, и Королева, и практически всех космических персонажей.
В гостях у Всемирной Энциклопедии Путешествий, географически на сей раз - в Колледже Архитектуры и Дизайна и Реконструкции №26, где мы провели интервью, Сергей Самбуров. Встречайте.
С. Самбуров: Получилось так, - я потомок Циолковского. И жил в семье Циолковского. И Гагарин приезжал в гости к нашей семье сразу после полета в 1961 году. И Королев приезжал. И первые космонавты: Титов, Попович. Я тоже хотел полететь в космос. Поступил в Бауманский университет. Раньше он назывался училищем. Потом сразу перешел в КБ Королева, где работаю уже 37 лет. В летно-космическом центре космонавтов. Мы обеспечиваем подготовку космонавтов для околоземного космического комплекса «Мир», для «Бурана», МКС, готовим для совместных программ и астронавтов из США и других стран. Я учу их, принимаю экзамены. Веду канал связи для радиолюбителей, который стоит на борту МКС. Мы организуем уроки для детей и студентов, организуем связь с космосом. Второй эксперимент, который я веду – запуск малых космических аппаратов с борта МКС. Один из аппаратов я привез сюда.
Точно такой же мы запустили 18 августа 2014 в открытый космос. Этот спутник сделали студенты. Вместе, в содружестве с ними, мы доработали его для космоса и он полетел. Как видите, спутник находится в чехле, потому что обклеен солнечными батареями. Вся начинка в нем сделана студентами. И чехол, - чтобы во время выхода в космос не разбить о железки, которые находятся в люке.
Давайте освободим его от чехла. Обратите внимание, у космонавта работает одна рука, потому что второй он держится за корабль. В открытом космосе космонавт всё делает одной рукой, если другую руку отпустит, а карабин оторвется, космонавт улетит от корабля, спасти его будет невозможно. Итак, космонавт тянет за специальное приспособление, чехол раскрывается, вытаскивается чека, которая включает питание. На спутнике находятся антенны и камеры. Одна камера снимает в инфракрасном диапазоне, вторая - просто в видео диапазоне.
Спутник летит медленно, камера смотрит на Землю, передает видео. В памяти спутника имеются картинки – тематические рисунки детей со всего мира «Рисуем космос». Спутник передает и телеметрию: данные о напряжении, токе, состоянии батарей, температуре на поверхности. Этот спутник - как бы игрушка, но он прототип большого спутника. В нем есть все, что содержится в большом: камеры, антенно-передающая система, телеметрия, питание, батарея питания, аккумуляторная батарея, буферная и солнечные батареи. Внутри - процессор и командная радиолиния. Можно запросить у него «дай картинку», он обязательно даст картинку. Можно запросить «дай телеметрию», он даст телеметрию. Такой спутник будет летать полгода, его запустили на торможение, чтоб он под станцию шел. Сейчас он летит рядом со станцией, и потихонечку будет от нее уходить. На сто километров зайдет в атмосферу, и все сгорит, потому что титана тут нет, все сгорает. Такие спутники называются кубсат (от слов «кубик» и «спутник»). Он стандартного размера 10х10х10. Наноспутник, который летит сейчас в космосе, весит немногим более килограмма. Вот этот, что я держу сейчас в руках, чуть больше – полтора килограмма. На международной космической станции есть «пушки», куда можно ставить три спутника разных университетов. Космонавты выходят в космос, устанавливают, направляют ее, куда надо, возвращаются внутрь, нажимают на кнопку, дверка открывается, пружина их выталкивает, и они летят. В университете можно поставить приемный радиопункт (это небольшая радиостанция с небольшими антенками) и запрашивать его, следить за его состоянием все полгода. Это довольно интересно. А делать большой спутник – это все то же самое: та же система стабилизации; тот же передатчик, только помощнее; те же батареи, только мощнее; та же камера, только более чувствительная, с большим разрешением.
Участники: А этот спутник полетит в космос?
С. Самбуров: Этот - нет. Это - дублер, который мы всегда делаем. И, если происходит нештатная ситуация, надо что-то проверить, то мы проверяем как раз на дублере. Нет смысла его посылать, лучше новый изготовить, и снова послать. Такие «кубики» стандартны. Этот спутник делал курский университет. Возможно, казанский университет сделает следующий. А мы его уже адаптируем к космическому полету.
Участники: Получается, это демонстрационный вариант, наглядный.
С. Самбуров: Нет. Он может лететь. В космосе - точно такой же, близнец. Просто мы делали два, а полетел одни. Ну, как космонавты - есть космонавт и дублер, а летит один из них.
Энциклопедия (Александр Федорченко): Сергей не только исследователь космоса, он еще и известный путешественник. Поэтому он и сотрудничает с Энциклопедией, и является руководителем нашего Экспертного совета. Он реализует большой исследовательский проект - цикл экспедиций в пустыню Наска в Латинской Америке. Сергей побывал там уже несколько раз, исследовал загадочные фигуры. Сергей, и к какому выводу Вы пришли?
С. Самбуров: Часто задают вопросы, как космонавтам: «Видели ли Вы внеземной разум?» На самом деле этот вопрос немножко наивный и даже глупый. Если смотреть, к примеру, со стороны Луны, то линейные размеры Международной станции и большого танкера одинаковы на фоне земной поверхности. Это все равно, что у моряков на танкере спрашивать, видели ли они инопланетян. Я всегда говорю детям в школе: возьмите тетрадь в клетку. Отложите 13 клеток, проведите окружность, возьмите одну треть клеточки, и поставьте там маленькую точечку, - это летает станция. Диаметр Земли - 13 тыс. км., а высота на станции 300-350 км. Выходит, мы поднялись «чуть выше горы» и уже говорим, что мы в космос вышли, вовсю тут летаем. А разум, который по рангу чуть повыше нас, - им такой же смысл связываться с нами, как нам связываться с муравьями и пчелами. Мы же не интересуемся муравьиными «политическими партиями»))). А ведь у муравьев - целые цивилизации: матка, воины и т.д. Но мы ими не интересуемся (ну, если не брать узкопрофильных специалистов – ученых-энтомологов). И так же более высокому разуму интересоваться нами пока никакого смысла нет, потому что нет никакой особой деятельности на Земле, вроде того, что, какие-то там блошки ползают на Земле, их даже не видно в телескоп. У Циолковского много работ по поводу этого разума. Он говорит, что существует разум, как он понимает - Бог, - тот, кто выше. А над этим Богом еще Бог. И так до бесконечности. И этих слоев разума много, и выше, и ниже. Тот же камень, то же растение. Разумов таких много. И они выше нашего. Поэтому говорить о таких инопланетянах, как зеленые человечки, не стоит. Разум есть. Но мы в трехмерном пространстве живем. Есть разум в четырехмерном, пятимерном. Пространства между собой переплетаются, какие-то взаимодействия есть, и в нашем сознании это появляется. А так, чтобы какая-то железная тарелка пролетела и ее видели… Это не разум, это какие-то эксперименты. Проявления разума видно, но не в том примитивном виде, который мы понимаем, вроде некоего космического корабля или трехметровых зеленых карликов. Не верьте такому. А то, что много разумов, это понятно. И обращаясь к Циолковскому, мы живем больше жизнью космоса, чем на Земле. Мы действительно очень слабы, и нам непонятны некоторые законы.
Мы живем вроде правильно – «делай добро, оно вернется»… Но никто не видел, что такое совесть, а она у всех есть. Что такое мысль, что такое любовь - никто не понимает. И что такое электрон даже не понимает. Вот я - радиотехник. Никто электрона не видел. Придумали теорию – закон Ома есть. А закон Ома, он в линейных цепях получается, а в не-линейных - не получается. Значит, теория некорректная. И, может, этот электрон - совсем не электрон, а что-то еще. Мысль никто не видит. Мы еще в себе не разобрались, поэтому тут надо больше и свой мир смотреть.
Циолковский космонавтикой занимался только потому, что это наилучший способ развития людей. Он говорил, что чем люди лучше развиваются, тем они становятся умнее. Чем они становятся умнее, тем они более счастливые. Дураки - завистливые и подлые. А чем человек умнее, тем больше он к счастью приходит. Космос дает очень много энергии, много простора, много полезного, и поэтому надо стремиться к космосу. Хотя можно в воду уйти, в воде тоже много полезных ископаемых, тоже можно жить. Под землей придумать жить. А в космос – вроде, как лучше.
Сергей рассказал о Луне, как об одной из самых интересных тем. Порадовался и за строящийся космодром Восточный, за то, что будет там город Циолковский. Но мнение его такое – лучше бы космодром был на Луне.
С. Самбуров: Уровень техники в России очень высокий. Я занимался подготовкой экипажей «Бурана». Знаю, что такое ракета «Энергия». Сейчас бы мы могли, не связываясь с американской международной станцией, давно быть на Луне. Луна - это космическое тело, до которого лететь двое суток. Там нет атмосферы, небо чистое, черное, видны большие яркие звезды. Плохо, что солнечные лучи сильны, однако можно застелить поверхность Луны солнечными батареями. Притяжение - в шесть раз меньше, чем на Земле, - это значит, что корабль легче взлетит. По моему мнению, Луна - искусственное тело, созданное разумом. И создано, чтоб показать, что такой разум есть. Луна хороша и тем, что там есть гелий-3, который при термоядерном синтезе выделяет много энергии. Если привозить минералы, или обрабатывать их на Луне, преобразовывать и перевозить на Землю, то мы получим массу источников энергии.
Сергей объяснил Следопытам многие вещи, которые трудно понять людям, не сталкивавшимся с работой космонавтов. Например, как высчитывают вес космонавта в невесомости. Космонавт садится на стульчик и отталкивается. По формуле колебаний высчитывается вес. Вес очень важно знать для определения нагрузок, которые определяются у каждого космонавта индивидуально. Вес космонавтов очень важен и для расчета траектории спускаемого аппарата, чтоб он приземлился в нужной точке. Пример с измерением веса космонавтов Сергей привел для того, чтобы было понятно, что и вес Луны рассчитать вполне возможно. Но пока сделать это можно лишь теоретически. Ведь по Луне надо чем-то ударить, чтобы она заколебалась J)). Чего только не предпринимали ученые! Ставили уголковые отражатели, чтобы провести измерения по отражению. Но ни одна попытка не удалась. Лунная кабина и вовсе куда-то улетела. Команды к аппарату не проходили. По словам Сергея, Луна «дает запрет» на исследования. Высказал Сергей свое мнение и о Марсе.
С. Самбуров: По всей видимости, на Марсе была жизнь. Возможно, она погибла от каких-то бактерий. Отправлять туда надо только автоматы. Лететь в одну сторону - не гуманно, хотя много желающих написали, что готовы к «невозвратному» полёту. Когда отправляли в космос Гагарина, очень много заявлений было от желающих с типовыми заявлениями: «Готов лететь в одну сторону без возвращения». А еще представьте, вдруг космонавт привозит с Марса какую-нибудь бактерию, и через сто, двести лет она начнет размножаться и погубит цивилизацию Земли. Надо очень осторожно подходить к исследованию Марса. Да и Марс отвергает – почти все попытки полететь на Марс были неудачные. Там ходят марсоходы, но всестороннего изучения пока нет.
Есть ли жизнь на Марсе? Да пусть будет. Нам не жалко. Мы лишь задаем вопрос. Ради интереса. А вдруг есть? Тогда это меняет дело. Можно слетать в гости. По дороге испечь пироги, ведь, чтоб долететь до Марса, надо взять с собой полевую кухню, повара, ну и представителей всех профессии, которые есть на Земле))) Лететь придется очень долго. Вопрос этот постоянен. Есть ли жизнь на Марсе, будут спрашивать и через сто, и через тысячу лет. Фраза, давно ставшая брендом, так же, как стала она уже паролем многих игр, встреч. Мы любим эту планету))
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+ Написать письмо